Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 27, 36 и, сидя, стерегли Его там;

№161 по согласованию.

Предыдущий стих - последующий стих.

См. Мф. 13, 48 о том, что "сидя" означает просто "длительное время".

*

Обычно предполагается, что солдаты стерегли распятых, чтобы друзья и родственники не освободили. Но ведь не всегда в этом была нужда? Когда римляне распинали тысячи и тысячи побежденных рабов или иноплеменников - как было у каждого креста или даже у каждых десяти крестов поставить охранников? Скорее уж прав Булгаков, предположивший, что охраняли от тех, кто захотел бы ускорить смерть распятых. И не от учеников - тут Булгаков рассуждает с характерным для декаданса извратизмом, реальным ученикам вряд ли бы эмоционально могло представиться: "пристрелить, чтобы не мучался" - да ведь и никакая стража не помешала бы именно пристрелить, издалека пронзить стрелою. Во всяком случае, из истории более свежей известно, что во время казней стража прежде всего мешала толпе устроить самосуд. Во-вторых, придавала всему действию торжественный характер: не вообще убивают живое существо, а отправляют функции государственной власти. И уж в-третьих охраняют от каких-то мифических смельчаков, которые бы рискнули поспорить с государством. Любопытно, что Матфей добавляет эту деталь, к тому же упоминает, что солдаты именно сидели. Если бы они действительно боялись нападения, то вряд ли бы сидели, никакой караул не сидит, потому что время, необходимое, чтобы вскочить и изготовиться к бою, слишком велико для критической ситуации. Никаких нападений они не боялись, напротив, демонстрировали, что могут хоть сидеть, хоть лежать - никто ничего не посмеет. Им и в голову не приходило, что стерегущие распятых омерзительнее распятых. Так древним римлянам, в отличие от современных людей, не казалось, что они унижают себя, занимаясь гомосексуальной эротикой, причем в роли "пассивной". Они в корень зрели: главное, кто приказывает, а уж что выбирает приказывающий, это ничего не значит. Они наслаждались тем, что расслаблены, что могут в любой момент пойти - а распятые нет. Они сидели, как сидели фараоны и императоры, перед нижестоящими - а нижестоящими для владык были все, кто не смеет или не может сесть, пусть даже человек стоял - физически, духовно или висел на кресте - намного выше их.

23.7.2004

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова