Яков Кротов
Мт. 27, 50 Иисус
же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
Мк. 15, 37: Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
Лк. 27, 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче!
в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
Ио. 19, 30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И,
преклонив главу, предал дух.
№163 по согласованию. Стих предыдущий
- последующий. Следующий у Иоанна.
Комментарий Ефрема Сирина.
Патр. Фотий. Каким образом можно говорить, что смерть Христова была и желанна Отцу, и нежеланна?
Иисус испустил дух. С начала 20 в. в связи с обнаружением странного характера
изображения на Туринской плащанице врачи стали интересоваться тем, а от
чего, собственно, умер Иисус. Люди античности, знавшие распятие
не по наслышке, никогда не говорили "распнуть", они говорили
"бичевать и распнуть". Апулей в "Метаморфозах" (3,17)
подчеркивал, что особенно распятые страдали от гвоздей. Мучались часами,
жизнь уходила по каплям. Смерть продляли специально. Цицерон назвал распятие
самым жестоким наказанием: "Crudelissimum taeterrimumque suplicum"
(In Verrem II 5, 64).
Отчего и как умрет распятый, зависело от деталей. Есть ли опора
у ног. Под каким углом подняты руки. У исследователя не может быть
уверенности, что распинали всегда одним образом, что не могло быть
индивидуальных особенностей.
Двадцатый век обогатил крестологию. В Освенциме-Дахау выжившие
Р.Гизер и Г.Делоре описывали, как нацисты убивали заключенных, подвесив.
Через 15 минут начинались слабые мускульные спазмы, постепенно человек
начинал задыхаться и гиб от асфикции. Если руки были привязаны прямо
над головой, агония длилась 3 часа, если они были разведены -- шесть
часов. Все тело покрывалось обильным потом, который стекал на землю.
Кожа приобретала цианидный (синюшный) оттенок. Голова падала вперед
и в таком положении окоченевала.
В 1948 г. кельнский рентгенолог Герман Моддер провел эксперименты
с добровольцами, подвешивая их с руками, разведенными в виде буквы
V. Они висели не более 6 минут. К этому времени они набирали в грудь
не 5,2 литра воздуха, как обычно, а 1,5 л. Пульс подымался с 72
до 140 в минуту, давление падало со 120 до 70. Диаметр сердца сокращался
на 3 см. На ЭКГ в зубцах 11 и 111 понижался сегмент ST, T-волны
почти совершенно сглаживались. Это позволяло утверждать, что при
этом смерть от асфиксии могла быть значительно отложена -- ведь
критический объем воздуха, необходимый для жизни, составляет 1,2
л.
При реальном распятии ноги опирались на гвозди, которыми были прибиты,
это позволяло дышать активнее и продлевало мучения. Если ноги висели, смерть
наступала через минуты, самое большее - через час (http://www.religiousstudies.uncc.edu/jdtabor/crucifixion.html)
Бичевание оставляло рубцы, что ускоряло потерю жидкости. Непроизвольные
сокращения мускулов даже вопреки желанию казнимого помогали дышать. Организм
гнал кровь к сердцу и мозгу, чтобы спасти их от кислородного голодания,
но при этом страдали конечности. Ногти на пальцах рук при этом вонзались
в ладонь и так застывали. Трупное окоченение наступало раньше, чем у обычного
умирающего, потому что в состоянии ацидоза (кислородного голодания) переставал
вырабатываться аденозин трифосфат, без которого мускулы не сокращаются,
и тело застывало.
В начале 1980х д-р Фредерик Цугибе (Frederick Zugibe) провел эксперименты,
уточняющие данные Моддера -- он показал, что если руки разведены
горизонтально, агония проникает существенно иначе.
Франс Вифельс (Frans WIjffels) в журнале Shroud Newsletter, #52,
Nov. 2000, все это описывает, чтобы подчеркнуть: Туринская плащаница
может быть подлинной, п.ч. тело, завернутое в нее, могло принадежать
именно распятому человеку. Но, в конце концов, знать эти вещи нужно
не для того, чтобы решить вопрос о подлинности тряпки, пусть даже
обертывавшей тело Иисуса, а для того, чтобы следующий раз, когда
захочется кого-нибудь наказать -- не обязательно распятием -- лучше
представлять себе, что, собственно, будет. А то мы горазды воображать
страдания уже погибших людей -- чтобы отомстить еще живым убийцам
-- и не слишком гораздо вообразить, что будет чувствовать тот, кому
мстят. Неважно, за что -- за то, что он угрожал безопасности Израиля,
России, за то, что заставил ребеночка плакать. И неважно, что он
будет чувствовать психологически -- может, он будет испытывать ненависть
и злобу. Важно, что физиологически он будет в этот момент вторым
Иисусом. Этого достаточно, чтобы опустились руки. А если недостаточно,
значит нужно еще и еще раз попробовать осознать, каково было Иисусу.
|