1 Кор. 2,9 "Но, как написано: "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его."
Предыдущий стих.
Парадоксальным образом, эти слова ап. Павла в православной богослужебной традиции соединены с чтением рассказа о "кесарю - кесарево" (Мф. 22, 21, зач. 90). Слова о невидимом - со словами о самом видимом, о надписи на монете. Деньги - точнее, монета, ассигнация - редчайший случай, когда слово, обозначающее, совпадает с обозначаемым. Написано "один доллар" - значит, "один доллар". Написано "кесарь" под закорючкой - значит, эта закорючка и есть кесарь. Бога сравнивают с царём, но как же отдалённо это сравнение - по признаку силы. Между тем, сила Божия и не столь преходящая, и не столь видная, точнее - попросту невидимая для любого прибора, кроме сердца, которое не прибор. Бога принципиально нельзя обозначить (о чём и говорит запрет идолопоклонства). Иисус - вовсе не "знак Бога", не "видимый Бог". "Сын" - это совсем о другом, сын не "проявление", вообще не "вне", сын - внутри и приводит внутрь тех, кто "вне". Поэтому явление Сына непредсказуемое, - оно есть "богоявление", то есть "жареный лёд". Как такое предсказать? Разве что вот как Исайя - и тут цитата именно из Исайи - "не могу предсказать, потому что не могу предсказать". "Не видел того глаз!" Это куда глубже и ближе к "я знаю, что я ничего не знаю", чем попытка истолковать про "деву, которая приимет во чреве". "Я знаю, что я ничего не знаю" - верх мудрости, к которому остаётся добавить, как сделал Павел: "Я решил ничего не знать, кроме Господа Иисуса Христа".
Как можно отдать что-либо Невидимому? "Дать" - это о вещах, о видимом. Идолы бесполезны Богу и вредны человеку, почему их и не стоит делать. "Божие Богу" - это о Царстве Божием, которое "внутри". Да не внутри меня, а внутри другого! Царство Божие - не "светло, тепло, и мухи не кусают", меня обидят - я в него убегу отогреваться и просветляться. Царство Божие - в соседе, в родственнике, в коллеге, в единоверце. Огромный и загадочный мир внутри того, кого можно смело сравнить с "царством кесаря", внутри видимой плоти, внутри материального тела. "Внутри", конечно, - метафора, потому что быть "внутри" тоже - свойство материальное, и можно все дело рассечь на кусочки, но не найти Царство Божия.
"Кесарю кесарево" означает отдать этому материальному в человеке своё внимание, свою наблюдательность, свою разумность и - последнее по месту в списке, но не по значению - свои деньги. Не все, но тут уж надо как рассудок употребить.
"Божие Богу" означает отдать невидимому в человеке - образу и подобию Божию - своё сердце, свою любовь и - последнее по месту в списке, но не по значению - своё доверие.
Человеческая "любовь" - любовь как эмоция, как материальное - начинается с восторга, преодолевающем недоверие и сомнения к другому, Потом постепенно любовь соединяется с доверием, так что иногда говорят, что долго любящие не столько любят, сколько "доверяют" друг другу, "уверены друг в друге". Да нет, любовь не стала менее материальной, не стала платонической, не деградировала до "товарищества на доверии", она расширилась до веры в другого - веры в то, что при всей непознаваемости другого, любовь вечна и несводима ни к чему материальному, а проводит в вечную жизнь.
1693
|