Рим. 12, 7 «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?»
В чём разница между ханжой, который, по выражению Монтеня, берёт плату дважды за одно и то же – если плохо человеку, это воля Божия, если хорошо, тоже воля Божия – и апостолом Павлом, который для ободрения приводит в пример и тех, кто не погиб, и тех, кто погиб? Да в том, что для ханжи всякое добро и всякое зло оправданны. "Как бы оправданны", конечно, - до тех пор, пока они касаются других, а не его. Для верующего далеко не все погибшие, тем более, далеко не все выжившие - герои и свидетели веры.
Как всегда – единственное различие между лукавством и истиной это Христос. Вот – сын, которого отец не наказывает! Не за что наказывать, не для чего наказывать!
Откуда в мире зло? – грозно спрашивает человек, и получает ответ: «Из того, кто спрашивает!» Почему плохо моей жене, моим детям? Да потому что они – мои! Так что для победы над злом надо оставить жену и детей, не любить их более всего на свете, включая Бога. Оставить в покое. Предоставить Богу. Перестать воспитывать, дрессировать и поучать. Обратиться к Богу. Быть готовым принять от Бога наказание, боль, несчастье. Готовы? От Бога?
Вот когда готов человека от Бога принять зло, тогда мы и обнаруживаем, что нету такого Бога и нету такого зла, которые были бы связаны друг с другом. Есть Христос, есть Крест. Бог дал Христа, мы дали Крест. Смотри на Христа, чтобы никому не давать креста, и смотри на крест, чтобы Христос смотрел на тебя.
«Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны», - говорит автор послания к евреям. Он не выдумывает правило, он ссылается на правило – наказывать можно только своего законного ребёнка. Здесь и конец наказаниям, потому что все люди – законные дети Божии, и всякий наказывающий – крадёт у Бога Его право. Право, которым Бог не пользуется. Как римский император, которые усыновляли своих преемников, Бог усыновил себе человечество.
Вот связь между этими словами послания к евреям и теми словами Евангелия, которые за литургией следуют после этого чтения: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 18, 37).
Нельзя любить людей более, нежели Бога, потому что Бог отождествил Себя с каждым человеком, усыновив и удочерив нас, простив за Сына. Если нам кажется, что мы любим людей больше Бога, перекрестимся – скорее всего, мы их вообще не любим. Если нам кажется, что мы любим Бога больше людей, помолимся – скорее всего, мы Его вообще не любим. Нелюбовь – единственное настоящее наказание и зло, и от этого наказания и зла избавляет верующих – вера, неверующих – надежда, и всех вместе – любовь.
(По проповеди в воскресенье 7 июня 2015 г.).