Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 2000 год
РОЖДЕСТВО-2000: НА СЧЕТЧИКЕ
НЕ ОДНИ НУЛИ
Оп. в "Общей газете" 7.9.2000
Опубликовано
Усиленное ликование
по случаю Рождества-2000 есть лишь маленькая часть ликований по встрече двухтысячного
года вообще. Ликование это тянется к религии в поисках рационального обоснования,
но само оно совершенно иррационально. Третье тысячелетие начнется в 2001-м году,
две тысячи лет со дня рождения Христа исполнилось самое меньшее четыре года назад.
Видимо, этот энтузиазм, совершенно неизвестный ни античному, ни средневековому
миру, в том числе античным и средневековым христианам, связан с особой ролью точного
деления времени на отрезки в современной цивилизации. Время научились механически
делить на равные куски, и без этого не было бы чудес науки и техники.
Столь многое в наших расчетах и приборах основано на нуле как точке отсчета,
что и один безобидный овал заставляет нас трепетать, не то что три. Нулепоклонство
есть вера в то, что человек может освободиться от прошлого и начать новую жизнь
с чистого листа. В основе тут лежит христианская вера в преображение через покаяние,
но ясна же разница между покаянием перед Богом и обнулением счетчика.
Слишком уж превозносить преимущества христианского мировоззрения не хочется,
потому что нулепоклонству подвержены не только неверующие. Даже у лидеров католичества
и православия очевидна школярская надежда на то, что начать новую жизнь с трех
нулей, а не с Христа. Иначе бы не было сделано столько ошибок-2000 именно в церковной
сфере. Ошибкой было заявление Папы о том, что он надеется на достижение единства
христиан к 2000 году. Нули есть, а единства нет. Да и откуда оно возьмется, если,
подписав одной рукой соглашение с лютеранами о признании веры главным в деле спасения,
Ватикан другой рукой подписал объявление о раздаче индульгенций. Ведь именно возмущение
индульгенциями взорвало Лютера. Православные, конечно, сдержаннее, но тоже не
желают понимать католического учения об индульгенциях.
Ошибкой было провозглашение года юбилейным: и без того скептически относящийся
к христианству мир с вежливым недоумением смотрит на прихотливые обряды вроде
размуровывания замурованных церковных дверей в римских соборах. Конечно, католики
усиленно разъясняют смысл этих манипуляций, но миру не нужны разъяснения, миру
нужен Христос, а до Него доходит в последнюю очередь. Так это в центре католичества,
что уж говорить про окраины, вроде России, где на голубом глазу главный редактор
католического печатного органа патер Бернардо Антонини заявляет в передовице к
Рождеству, что индульгенции и инквизиция это очень хорошие вещи, оклеветанные
атеистической пропагандой.
К нам, православным, все сказанное относится в полной мере. Правда, молиться
вместе с католиками теперь уже многие считают невозможным, но вот не молиться
мы всегда готовы. Это ж надо учудить: накануне Рождества 2000 года католический
патриарх Иерусалима объявляет двухдневную забастовку духовенства в знак протеста
против строительства мечети в Назарете — и к нему присоединяются и православные,
и все вообще христиане Святой Земли. Напротив хлева, в котором родился Спаситель,
строят мечеть — подумаешь, трагедия! Чего стоят призывы к молитве, если в критическую
минуту пастыри закрывают храмы? Чего стоят все разговоры о смирении и терпении,
если мы не можем потерпеть такой малости? Чего стоят все призывы помнить, что
Иисус рождается прежде всего в том хлеву, который у каждого в душе?
Впрочем, недоумение, как говорят дипломаты, вызывают православные не только
тогда, когда они конфликтуют с мусульманами, но и тогда, когда они с мусульманами
мирятся. Посещение Назарета российской правительственно-патриархийной делегацией
— это ведь и посещение Ясера Арафата, уже четверть века лучшего друга Советского
Союза вообще и Московской Патриархии в частности. Одной рукой жать руку знаменитому
международному террористу, другой бомбить "международных террористов" в Чечне,
а третьей рукой благословлять бомбежки как средство спасения детей, женщин, а
кстати и целостности России — это, пожалуй, посильнее, чем мириться с лютеранами,
одновременно воскрешая индульгенции.
Вот это слово и произнесено: "дети". Рождество — праздник детский. Как говорил
Остап Бендер: "Цель святая. Отовсюду мы слышим стоны. Со всех концов нашей обширной
страны взывают о помощи". Ради защиты детей России не грех разбомбить грозненский
роддом с тринадцатью новорожденными. Наши генералы открещиваются от этого подвига
— видимо, из смирения. Актуальный подарок к рождеству-2000 — публикация в "НЛО"
неизвестной ранее эпиграммы Владимира Соловьева:
"Чтобы кровь в тебе не стыла,
Закати соседу в рыло,
Бац направо, бац налево, —
Злобы нет, где нету гнева".
На рождественских елках это пусть поют на мотив польки, маршевая песня тоже
выходит неплохо. Беззлобно и безгневно благословляя необъявленные войны, инквизицию,
проклиная одних мусульман и лобызая других входим мы в год с тремя нулями. Но
нули уйдут — Христос останется: невидимый, беззащитный и страшный в Своей готовности
быть не с теми, кто вещает и бомбит, а с теми, кого бомбят в переносном и в буквальном
смысле.
|