Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Оп.: Итоги, 26.12.2000.

К дневнику литератора за 2000 г.

Яков Кротов

А ПО НЕЧЕТНЫМ?

А ПО НЕЧЕТНЫМ?

17 декабря сего года главком Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Владимир Яковлев вручил Почетный знак "За службу в ракетных войсках" вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. В тот же день Яковлев отрапортовал о том, что успешно прошли испытания межконтинентальной баллистической ракеты "Сатана" (потом, правда, оказалось, что "Сатана"слеплен на Украине лет десять назад, устарел - так что понятно, почему успешный запах этой атомной рухляди так радует генерала). Страшно представить, что ждет Святейшего далее. "Это — службишка, не служба; служба все, брат, впереди", как говорил К.Г. У Патриархии есть соглашение с налоговой полицией? дали мытарям покровителя в лице апостола Матфея? Следует ждать награждения Патриарха за сбор налогов. И если ракет наши стратеги не пущают, то налоги собирают, тут уже придется хотя символически какие-нибудь сестерции взыскать. Освятил Патриарх храм в пожарном ведомстве — быть ему почетным брандмейстером. На Ставрополье дали священнику знак "За отличие в пограничной службе" ("Деловой вторник", 19.12.2000) — неужто патриаршему пожалеют такую же бляху? Не пожалели же для него парадного офицерского кортика летом этого года — подарили... Можно только пожалеть патриаршего диакона, который будет вынужден за литургией возглашать все эти титулы: "и всея Руси, Свято-Троицкия Сергиевы лавры священноархимандрита, ракетодежурствующаго, мытарствующаго, угашающаго потоки огненныя и всех прочих труждающихся почетнаго соработника"...

Меньше всего стоит смеяться над ракетчиками или пожарными. Будучи людьми противоположных устремлений (одни разжигают огонь, другие тушат), они одинаково подражают патриарху в щедрости. Святейший дарует их, чем богат — а красна Церковь святыми, как говорил герой Лескова, у протестантов потому и нет святых, что все святые русские. Ракетчиков патриарх одарил святой Варварой, налоговиков — Матфеем. Конечно, последний выбор кажется неуместным — ведь Матфей покаялся в том, что он совершал в качестве мытаря, оставил свое занятие и пошел за Спасителем. Как можно делать его покровителем тех, кто отнюдь не собирается оставлять свое занятие? Ну нет у нас в святцах налоговых инспекторов, которые прославлены за взимание недоимок — так что ж, теперь мытарям без покровителей ходить?! Чем богаты, тем и рады. "Я тому богатырю семь лягушек подарю и еловую шишку пожалую".

Кульминацией, очевидно, должно стать определение покровителя Лубянки. Если руководствоваться прежней логикой, то им, видимо, должен стать святой патриарх Тихон, потому что (1) его активнее всех прочих епископов советского времени травил товарищ Дзержинский; (2) святой Тихон резче всех архиереев обличил советскую власть; (3) святой Тихон до патриаршества основное время возглавлял православных в Соединенных Штатах и относился к этим Штатам и к "американской модели свободы совести" с большой симпатией; (4) святой Тихон был рыжий. Последнее особенно важно: кто-нибудь может представить рыжего в штате Лубянки? А для внештатных сотрудников Лубянки патроном следует избрать, "естессно", Григория Паламу. Кто посвятил свою жизнь апологии молчания, кто никого не предавал, так же достоин покровительствовать стукачам, как Матфей — налоговикам. На новоязе слово "почетный" всегда означает "подложный": парткомовская бумажка именовалась "почетной грамотой". Камень — почетный хлеб...

Сила новейшего ханжества в том, что оно продолжает ханжество старое. "Патриарх — почетный ракетчик" кажется смешно прежде всего из-за смешения стилей. Что и по содержанию христианин как-то не рифмуется с насилием, это понять значительно труднее. Тут смех сразу прекращается и даже люди с либеральной паволокой в глазах начинают утробно вещать про необходимость утереть слезинку ребенка, утереть хотя бы даже и ракетой "Град". Что ракетчик, тем более стратегический, есть не воин, а палач, принципиально взявший оружие, убивающее и виноватых, и невиновных, — это ведь еще надо объяснять. А попробуй объясни, когда первое, что услышишь в ответ: "А у них так же!" Нет, не так же: главу Епископальной Церкви США не назначают почетным ракетчиком.

Смешение стилей не сегодня началось. В конце концов, если от родных осин перенестись в гоголевские места, в град святого Петра, то кто такой Папа Римский? понтифик, то есть, буквально "мостостроитель". Разумеется, Папа — почетный мостостроитель, и титул этот ему подарил полторы тысячи лет назад один из последних римских императоров, который тоже был мостостроитель только почетный. Императору поднесли этот титул жрецы, которые тоже были почетными мостостроителями, поелику освящали строительство моста. А уж кто эти мосты строил как по четным, так и по нечетным числам, науке неизвестно. Как говорил Шекспир, одни рождаются великими, другие достигают величия, а третьим величие даруется. А у всех остальных, договорим до конца, величие отбирается, чтобы вышеупомянутым категориям было, что делить. И если наша эпоха чем-то эпохальна, так это отказом от всяческих почестей, чтобы никому не было обидно.

В конце концов, Папа Римский и папа-то почетный. Детей ведь у него, кроме "духовных", нет, и к патриарху это тоже относится. Никому они пеленок не меняли, как и ракет ни по кому не пускали. И это скорее хорошо. Реально человек может быть кем-то одним, символически он может быть всем сразу. Апостол Павел гордился тем, что для евреев был евреев, для больных — больным, "Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести" (1 Кор. 9, 22). Для кого-то надо быть дежурным по апрелю, для кого-то надо быть дежурным по седьмому ноября. "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых".

Правда, апостолу как-то не приходило в голову, что в число "всех" можно включить палачей, тиранам или казнокрадов. Но палачи, тираны и казнокрады всегда стараются сделать Христа своим почетным соратником. Что ж, Христос ответит им тем же и на Страшном суде: назвав их "почетными христианами", распахнет перед ними спуск в почетный рай.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова