Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков КРОТОВ

К вопросу о статистике русских житий

Основой для работы был взят список русских святых из труда архиепископа Филарета (Гумилевского): «Русские святые», Чернигов — 1863. В этой книге рассматривались биографии 440 святых, что значительно больше обычно называемого числа, т. к. почти одну треть составляют местно почитаемые святые.
Прежде всего рассмотрены источники сведений о том или другом святом. Около 30 % составляют святые, о которых известно лишь их имя, подвиг и — часто очень приблизительно — время. Как правило, они известны нам лишь по рукописным святцам. К этому разряду относятся сведения о большинстве местно чтимых святых.
24,5 % составляют предания о святых, т. е. устные рассказы, записанные через двести-триста лет после жизни святого. Во многих в случаях историчность этих сведений подтверждается косвенными источниками. Летописями или другими житиями. Значительно число случаев, когда предание сохранялось очень заботливо, например, рассказы об основателях монастырей, и подтверждается самой историей монастыря.
Летописные источники (сюда относятся, помимо других святых, все князья и архиереи) а также жития. Написанные через 1-2 поколения после смерти святого, составляют 22,7 %. Примерно столько же — 22 % — составляют личные жития, то есть жития, написанные людьми, лично знавшими святого, его учениками или современниками.
Таким образом, сразу можно утверждать, что около 65 % всех русских святых — личности исторические. Сюда относятся и все святые, празднуемые русской православной Церковью повсеместно. Почитание местных святых начиналось вскоре после их смерти и разрешалось, после тщательной проверки, епархиальными властями; таких проверок часто не выдерживали и заведомо существовавшие лица, тем более не могли их пройти выдуманное лицо. Очень часто — местно почитались основатели монастырей. О которых ничего не было известно. Но сам факт основания монастыря свидетельствует о них.
Мы вполне можем доверять и преданиям; например, нет возражений против существования святой равноапостольной Ольги, хотя записанный рассказ — лишь предание. Надо помнить, что в средние века предание передавалось не только «доверчивым» простонародьем, но и в образованных кругах общества, совершенно не заинтересованных в обмане. А сколько списков житий не выдержало испытания временем!
Проанализировано и социальное происхождение русских святых. Прежде всего, более чем у 55 % оно неизвестно — даже в личных житиях рассказчик часто ограничивался упоминанием о благочестивости родителей.
Из оставшихся 45 %: около 13 % составляют дворяне (среди них: и очень богатые, и совсем разорившиеся, как родители преподобного Сергия Радонежского), почти 12 % — из княжеских родов, 10,9 % — из горожан и купцов, 6,6 % крестьян и лишь 2,4 % — из семей духовенства. При этом мы должны помнить, что если родители святого принадлежали к дворянскому или княжескому роду, то об этом упоминалось обязательно, как бы ни были кратки другие сведения, поэтому на самом деле процент простонародного происхождения преобладает. Среди 55 % святых с неизвестным происхождением не может быть ни одного князя, знатного боярина, и незначительно число дворян.
В следующем порядке расположились сами подвиги святых: 27,7 % монахов, причем монахов рядовых. Большую часть этого числа составляют святые отцы, почивающие в печерских пещерах, более сорока человек из 122. Вообще 80 монахов их этого числа относятся к числу святых, у которых известно лишь имя и подвиг; происхождение неизвестно. О 30 монахах рассказывают предания (например, Печерский патерик) и только у 6 житие составлено современником.
23 % составляют основатели монастырей (т. е. 101 человек) 23 из них известны лишь по именам, зато у 34 есть личные жития; предания об остальных подтверждаются современными актами и летописями. 27 % дворян, 11 % — горожан и 10 — крестьян (не забывая об оговорке насчет неизвестного происхождения).
Затем 15 % составляют архиереи. Только о двух из них ничего не известно (кроме имени), но у 38 % — личные жития и об остальных рассказывают летописи. Происхождение известно очень у немногих, из них 11 дворян, после них — 5 выходцев из семей духовенства, 2 крестьянина.
Следующие разряды намного малочисленнее. Лишь 7,74 % игуменов монастырей, причем о 80 % из них есть точные сведения. Интересно, что вопреки бытовавшему когда-то мнению, лишь три игумена из дворянских родов, зато семь — из крестьян и горожан.
7,73 % составляют князья, причем о всех, за исключением одного, имеются летописные и житийные данные.
5,6 %, то есть 25 человек, прославленных мученической смертью (Если прибавить к ним мученически погибших святых, у которых главным жизненным подвигом было, например, монашество, то это составит 10 %) Интересно, что по происхождению и по своему положению большинство их — городские жители, или дворяне.
4,5 % — отшельники и столпники. Примерно столько же — 4,53 % юродивых, и среди юродивых очевидно преобладание выходцев из городской среды.
3 % княгинь, и надо особо заметить, что из них половина, замечательных своей иноческой жизнью.
Наконец, в миру спасалось лишь четыре человека, и еще один — местно почитаемый святой — был приходским священником.
В заключение о хронологическом «распределении» святых. X век — 4 человека, XI — 32, XII —59, XIII — 58, XIV, XV, XVI века — примерно по семьдесят человек, XVII век — 33, и XVIII — 5. В XIX веке был канонизирован преподобный Серафим.
Итак, даже столь приблизительный и несовершенный обзор русской агиологии позволяет сделать несколько интересных выводов. Во-первых, становится очевидной несостоятельность довольно расхожих слухов — иначе их трудно назвать — о легендарности русских святых, об их однообразии, о «засильи» среди них князей, дворян, (д-р Чертков утверждал, что знает одного русского святого — крестьянина, Артемия Веркольского). Часто, говоря о каком-либо святом, что он был игуменом монастыря, пытаются вызвать образ состоятельного и жадного феодала, причем сюда относят и основателей монастырей, подчас до смерти ютившихся с немногочисленной братией на клочке земли, отвоеванной тяжелым трудом у леса.
Во-вторых, подтверждаются слова священника С. Мансурова о том, что «История Церкви превратится в значительной мере в Историю подвижничества или даже много места будет уделено монашеству». Только сохраненной чистоте апостольского идеала свидетельствует и значительное число действительно святых пастырей Христовой Церкви.
И, в конечном счете, можно только поразиться неисчислимому сокровищу истории православных святых. Точно непрерывающееся продолжение Святого Писания они учат нас жизни в церкви и во Христе. Прочесть это продолжение —не труд, а величайшая награда.
145. Яков К.
Таблица

Путь спасения

Количество

 %

1

Игумны

35

7,74

2

Архиереи

66

15

 

из них:

 

 

 

патриархов (2,3 %)и митрополитов (12,7 %) московских и всея Руси

 

10

 

12,7

3

Просто монахи

122

27,73

4

Князья

34

7,73

5

Княгини (из них 7 инокинь)

13

2,9

6

Мученики (и еще 18 из других граф)

25

5,65

7

В миру

4

0,9

8

Основатели монастырей

101

23

9

Юродивые

19

4,53

10

Отшельники

20

4,55

Источники


Характер источника

Количество

 %

1

Личные жития, современные

97

22,04

2

а) Летописные известия и предания в пределах одно-двух поколений

100

22,74

 

б) Предания

108

24,54

3

Только имена и род подвига

135

30,68

Происхождение


Социальный слой

Количество

 %

1

Дворяне

58

13,18

2

Княжеское

52

11,8

3

Крестьяне

29

6,59

4

Неизвестное

243

55,22

5

Горожане, купцы (состояние разное)

48

10,9

6

Из семей священников

10

2,37

(Каждому святому давался индекс из трех цифр — по каждой графе, но эта таблица не приводится).

 

Статистика русской агиологии

Целью данной работы является дать анализ трех показателей состава русских православных святых: основных типов биографий, источников и социального происхождения, для того чтобы дать наиболее точную и объективную картину, основой работы послужило сочинение архиепископа Филарета (Гумилевского) «Русские святые», Чернигов, 1863, так как в этой книге рассматривались биографии практически всех русских святых — 440 человек. Это число значительно больше показываемого в святцах и календарях числа, потому что в него включены и местно почитаемые святые, около 150 человек . (В отличие от общерусских святых их память чтится в пределах, как правило, епархии). Из научного изложения житий автором данной статьи выбраны и подсчитаны нижеследующие данные.
Источники. Сведения, которые мы сейчас имеем о том или другом святом можно разделить на четыре основных типа. Это:

  1. Современные жития, т.е. биографии, составленные либо людьми, лично знавшими святого, либо его современниками.
  2. Достоверные сообщения, к которым относятся летописные записи и биографии, составленные не позднее 50 лет после смерти святого, в пределах 1-2 поколений.
  3. Предания, сообщения, записанные через 60 и позже (но, как правило, не позднее 200) лет после смерти святого.
  4. Краткие сведения, то есть случаи, когда мы знаем только имя, время жизни и тип биографии.

Источники сведений от 440 святых распределяются таким образом:

 

Современные жития

Достоверные сообщения

Предания

Краткие сведения

Число

97

100

108

135

%

22,0

22,7

24,5

30,8

Таким образом, мы можем констатировать подлинность и историчность сведений о 44,7% русских святых. Что касается остальных 55,3%, то тут можно сделать два замечания. Во-первых, из них большую группу составляют святые — основатели монастырей (около 40 человек), историчность которых подтверждается существованием основанных ими монастырей. Во-вторых, если говорить об историчности преданий, мы имеем право требовать беспристрастного к ним подхода. Например, возможность существования святой равноапостольной Ольги совершенно равна возможности существования варяжских мучеников, также упомянутых в «Повести временных лет», или лиц, упомянутых в «Печерском патерике» — сведения о них всех мы одинаково берем из преданий. Записанных много лет спустя после их жизни.
Вообще же полученные цифры помогают выяснить некоторые ошибки научно-популярной литературы, как, например, мнение о неисторичности, о вымышленности русских святых .

Социальное происхождение

Социальное происхождение русских святых никогда особо не рассматривалось в дореволюционной литературе. В современной советской атеистической литературе этот вопрос подменяется вопросом о социальном положении того или другого святого, что искажает картину в глазах читателя, который забывает о том, что и архиереи, и игумены часто были выходцами из низших слоев общества.
Таблица 2


Вид социального происхождения

Число

%

Из семей духовенства

10

2,4

Крестьяне

29

6,6

Горожане, купцы

48

10,9

Князья (княгини)

52

11,8

Дворяне

58

13,2

Происхождение неизвестно

243

55,2

К таблице 2 необходимо сделать следующее пояснение. Княжеское происхождение святого обязательно упоминалось биографом, поскольку оно определяло сам тип биографии. Поэтому в числе святых, происхождение которых неизвестно, не может быть ни одного князя. Также дворянское происхождение, упоминалось из-за значения, которое оно имело в глазах тогдашнего русского общества. Из 55,2% неизвестного происхождения предположительно дворянское, следовательно, должно составлять незначительный процент. Если процент известного простонародного происхождения (19,9%) меньше аристократического, то на самом деле он составляет не менее 60% (за счет процента неизвестного происхождения).
Таблица 3


Социальное положение

Число

%

Монахи

278

63

Высшее духовенство

66

15

Миряне — князья

47

10,6

Прочие миряне

48

11

Белое духовенство

1

0,4

Эта таблица фактически раскрывается таблицей 4.

Типы биографий

К этой таблице необходимо сделать несколько предварительных пояснений.
Монашество разделяется на монахов, жизнеописания которых могут отличаться большой разнообразностью и иногда даже схожи с жизнеописаниями людей совсем другого положения (например, преп. Кукша, как и св. Стефан — миссионер, проповедник). Отдельно от монахов выделены игумены, причем в их число не включены люди, которые лишь временно били игуменами, а большую часть жизни были, к примеру, архиереями. Также отдельно выделены и основатели монастырей, биографии которых довольно резко отделяются от биографий других монахов (причем основатели монастырей зачастую оставались простыми монахами, не принимая на себя сана игумена). Их среды черного духовенства, по православному обычаю, ставились в архиереи, в число которых мы включили и десять патриархов всея Руси, т.е. первосвятителей (до автокефалии русской Церкви — митрополиты всея Руси). К монашеству мы отнесли также отшельников и столпников, хотя некоторые из них и не были формально пострижены. Из числа мирян-князей выделены собственно князья, княгини, почитаемые за святую жизнь в миру, и княгини-инокини (надо отметить, что других святых инокинь в православной Церкви нет). Кроме того, к мирянам относятся юродивые и мученики (в их число не включены 18 святых, также умерших мученической смертью, но включенные в какой-либо из предыдущих разрядов). Наконец, остаются благочестивые миряне (почитаемые просто из святую жизнь в миру, не князья, не юродивые и не мученики: примером может служить св. Иулиания Лазаревская) и белое духовенство, т.е. приходские священники.
Таблица 4


Тип биографии

Число

%

Рядовые монахи

122

27,7

Основатели монастырей

101

23,0

Архиереи

66

15,0

Игумены

35

7,8

Князья

34

7,7

Мученики

25

5,7

Отшельники и столпники

20

4,6

Юродивые

19

4,4

Княгини в иночестве

7

1,6

Княгини в миру

6

1,3

Благочестивые миряне

4

1,0

Приходские священники

1

0,2

Данная работа не преследует цели и объяснить подобное количественное распределение святых. Тем не менее, и здесь можно сразу указать на некоторые разрешающиеся проблемы, например. Советский историк А. В. белов так оценивал состав русских православных святых: это «...все те же представители правящих классов, бояре, высшее духовенство. Напрасно мы стали бы искать в святцах представителей других слоев населения» . Представители правящих классов и высшее духовенство среди русских святых составляют 25,6%. Бояр особо выделить нельзя: они вместе с дворянами распределяются по особым разрядам, вместе с простолюдинами (см. таблицу 6). Следовательно, это утверждение очевидно ошибочно.
Нам все-таки хочется привести хотя бы мнение историка церкви, священника С. Мансурова, которые в значительной степени объяснят читателю составленную нами таблицу:
«...Первое место в истории Церкви должно принадлежать тем, кто непосредственно в жизни и учении соответствовали этому назначению (спасать человечество)... Нечего бояться, что история Церкви превратится в значительный мере в историю подвижничества или даже (horribili dictu) много места будет отведено монашеству» .

Соотношение типов биографий и источников

В таблице 5: по вертикали обозначены источники. 1 — современные жития, 2 — достоверные сообщения, 3 — предания, 4 — краткие сведения. Для того чтобы было удобнее следить за распределением полных источников (1-3) краткие сведения подсчитывались в процентах от 44, а все другие от получавшегося остатка.

 

Тип биографии

Современные жития

Достоверные сообщения

 

Предания

Краткие сведения

 

1

2

3

4

Рядовые монахи

17

15

68

66

Основатели монастырей

31

25

44

23

Архиереи

38

48

14

3

Игумены

44

30

26

22

Князья

4

82

14

3

Мученики

26

26

48

14

Отшельники и столпники

36

0

64

30

Юродивые

25

15

60

40

Княгини

18

57

25

16

Благочестивые миряне

66

0

34

25

Приходские священники

0

0

0

100

В таблице 5 ввиду незначительности статистического материала проценты приводятся с точностью до целых. К ней хотелось бы добавить, что исследования в области агиологии и древнерусской литературы, без сомнения, могут внести значительные изменения в эти цифры. Однако общие соотношения, видны из таблицы, останутся, очевидно, верными.

Соотношение типов биографий и происхождения святых

В таблице 6, как и в таблице 5 проценты приводятся с точностью до целых. Также отдельно подсчитаны процент неизвестного происхождения 00 от 400, и остальных видов — от получающегося после вычитания цифры неизвестного происхождения остатка.
Таблица 6

 

Тип биографии

Происхождение

Духовенство

Крестьяне

Горожане

 

Князья

 

Дворяне

Не из-вестно

Рядовые монахи

12

46

42

84

Основатели монастырей

10

16

30

44

40

Архиереи

37

4

9

50

33

Игумены

40

30

30

69

Князья

100

Мученики

20

10

43

27

40

Отшельники и столпники

30

40

30

50

Юродивые

1

40

59

55

Княгини

100

Благочестивые миряне

25

50

25

Приходские священники

100

Из этой таблицы, например, становится ясным, что ни один русский юродивый не был дворянином; с другой стороны у них самый высокий процент городского происхождения. Большинство (37%) выходцев из среды духовенства были архиереями; городское и — после него — дворянское происхождение преобладает в разряде мучеников.
Так же могут использоваться и предыдущие таблицы, — в настоящем сообщении это не делается. В силу его предварительного характера. Хотелось бы думать, что статьи, подобные этой, могут послужить надежной основой для капитальных работ по русской православной агиологии.
Москва, 1975 г.

В этом сообщении не затрагивается важный, но спорный вопрос о правильности ли подлинности канонизации того или другого святого.

«Большинство житий» — это выдуманные истории, но я не ставил перед собой цель специально доказывать их неисторичность, поскольку это давно сделан во многих исследованиях специалистов». (Чертков А. «Рассказы о «житиях святых», Москва-1963, стр. 4).

Белов А. В. «Правда о православных святых». М-1968, стр. 30.

Мансуров С. «Очерки из истории Церкви» //«Богословские труды», Москва-1971, стр. 79-80.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова