Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1998 год
СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОРИИ: 11 июля и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"
Иностранные события
1. Президент
Лукашенко в Швейцарии обозвал западную демократию тоталитаризмом и заявил, что
для вступления в Совет Европы надо, видимо, расстрелять свой парламент – намек
на то, что Россию приняли, хотя Ельцин расстрелял парламент. Демократические газеты
возмутились тем, что Ельцин не возмутился. А что возмущаться – парламент-то действительно
расстреляли. Пример неудачной защиты: Сергей Ниточкин в Московском комсомольце
– мол, парламентариев-то ни одного не убили, только баркашовцев всяких. Но парламент
действительно разогнали самым варварским, самым большевистским из всех возможных
способов. Обидно, что Лукашенко действительно прав: слишком многие западные политики
позволяют себе гоношиться с овцой – крохотной Белоруссией, прощая любые грехи
против демократии большим России и Китаю.
2. В Португалии провалился референдум
по абортам (Русский Телеграф, 30.6.1998). Большинство
населения на него не пришло, а пришедшие проголосовали поровну за и против. Коммунисты
единодушно за аборты, духовенство сравнивали аборты с печами в нацистских концлагерях.
В год в Португалии делают подпольные аборты не менее 20 тысяч женщин, умирает
от нелегальных абортов до 800 женщин. Классический пример нерешаемой нравственной
проблемы – точнее, решаемой лишь через очень масштабное изменение как общественного
сознания, так и общественного бытия.
3. Министр национальной безопасности
Киргизии получил орден "За заслуги перед Отечеством" от президента России Ельцина
(Российская газета, 30.6.1998) "за активную помощь пограничным войскам Российской
федерации в охране государственной границы". Указ стыдливо не упоминает, что речь
идет о границе Киргизии, а не России, которую охраняют наши доблестные пограничники.
У Царства Небесного с человеческой душой примерно
такие же отношение: вроде бы наше Отечество – на Небе, хотя охраняем мы его границы
– на земле.
4. Независимая газета (1.7.1998) печатает
неиздававшийся очерк Поля Фейерабенда, известного
культуролога, с размышлениями о Галилее. Фейерабенд защищает Церковь, заявляя,
что Галилей был чрезмерно агрессивен в продвижении
своей теории как абсолютно верной, забывая об относительности научный предпосылок.
Думается, Церковь в такой защите не нуждается. Наука,
конечно, относительна, но (1) система Галилея при всех своих недостатках намного
истиннее птолемеевской, (2) вести полемику в научных вопросах с использованием
силы власти, инквизиции недопустимо, (3) попытка увязать решение научных вопросов
с пониманием Библии, предпринимается ли такая увязка Фейерабендом или Папой, безграмотна
с философской и богословской точек зрения.
5. Бостонский сетевой журнал
отметил, что ФБР в свое время пыталось обязать операторов услуг связи устанавливать
на своих узлах прослушивающие устройства. Конгресс запретил это делать. Но даже
ФБР не пыталось, по мнению американцев, устанавливать тотальную несанкцированную
слежку за пользователями Интернета с таким размахом, о котором идет речь в предполагаемых
инструкциях ФСБ. - Об этом рассказывает Антон Носик (Московский комсомолец, 6.7.98).
Возможно, это позволяет понять, почему сейчас так много вообще говорят об Интернете.
Вроде бы качественного нового интернет в общение не приносит, ан нет: люди больше
доверяют интернету – здесь не подслушают, здесь нет цензуры. Поэтому так
болезненно реагируют на возможность цензуры и подслушки. И это объясняет, кстати, антиклерикализм
– священников, вообще всякую религиозную структуру воспринимают как посягновение
на таинство молитвы. Я говорю с Богом, и никого это не должно касаться. Увы, деликатности
духовенству действительно часто не хватает – не потому что оно отличается от других
людей, а потому что состоит из обычнейших людей.
8. Интернет рассказывает о первой
миссии Билли Грэма в Оттаве, начавшейся 23 июня. Последний раз "крусейд" состоялся
здесь в 1906 году, когда город посетил Р.Торри. Грэм подчеркнул, что в Оттаве,
как в Вавилоне, смешались наречения -- тут говорят на 140 диалектах. "Нас
отделяет от Бога короткое слово из четырех букв", -- сказал Билли Грэм. Присылайте
свои ответы, и тогда я скажу вам, какое слово из пяти букв соединяет нас с Богом.
9. Илья Вартанов (Неделя, 29.6.1998)
рассказывает о знаменитых "нищих", которые жили как бедняки, а после смерти завещали
Церкви или на благотворительность сотни тысячи долларов. В Филадельфии Мэри Гиннис,
каждый день ездившая в центр помощи беднякам за миской бесплатного супа, завела
церкви полтора миллиона долларов. Мораль практическая: надо с теплотой относиться
даже к тем, кто жертвует немного или ничего не жертвует – никогда не знаешь, каков
человек на самом деле. Вообще человека стоит любить уже потому, что он непредсказуем.
Предсказуем только грех со своими последствиями,
поэтому сатана неинтересен, и легко предсказать, что он всегда останется сатаной.
А насквозь грешного человека – нет.
10. Стив Сейнт в Интернете рассказывает
об индейцах гуарани, которые сорок лет назад убили пятерых юных миссионеров, в
том числе его отца Нейта Сейнта. Впрочем, индейцы убивали и друг друга. Сейнт
приехал к ним со студентами, и тех потрясло, что одна индианка жила с человеком,
убившим всю ее семью. Теперь индейцы радикально изменились благодаря вере в то,
что Создавший Людей послал Своего Сына умереть за людей, преисполненных ненависти,
страха и мести. К ним пришли миссионеры и объяснили, что вера меняет человека
к лучшему. А что было бы, если бы индейцы приехали туда, откуда приехали миссионеры
– сумели бы они поверить?
11. Хорошая новость: выступление Андрея
Капицы в Лондоне (Русская мысль, 2.7.1998). Капица считает, что глобальное потепление
есть природное явление, а не промышленное, и что нарастание двуокиси углерода
в атмосфере есть не причина потепления, а результат (как и озонные дыры). Американские
ученые обратились к правительство с письмом, протестующим против мифологизации
представлений о мире, свойственном экологистам.
Так что, может быть, все не так плохо, как говорят алармисты. Во всяком случае,
гадить не надо не потому, что это опасно для природы, а потому, что гадить противоречит
природе человека.
Российские события
1. Интересен очерк Екатерины Карсановой об элитном жилье в Москве (Московские
новости, 28.6.1998). Оно не только безумно дорогое, оно еще и скверное, в эстетике
дач партноменклатуры. Вид из окон отвратный – ведь даже у новых русских не хватит
денег переделать все, что загажено вокруг. Так и в духовной жизни: стремление
к чистоте только внутри себя – лукавство, если Бог
вел себя так же, Он бы никогда не открыл Себя нам. Надо возделывать свой сад,
Вольтер прав, только сад – весь мир.
2. 70 лет поэту Владимиру Корнилову.
В интервью "Комсомольской правде" он отмечает, что "у нас страна, где стыдно бояться,
люди больше хотят ухарства, удали. Боятся, а потом начинается ухарство.
А кончается пугачевщиной". Выхода из этой ситуации он не знает. Может быть, сделать
шаг навстречу проблеме и сказать: бояться действительно стыдно, бояться ничего
на земле не надо, но доказывать свое бесстрашие надо не хулиганством и не отвагой,
а творчеством, которое у каждого – по благодати Божией.
3. Раскрыт шпион: дипломат Валентин
Моисеев за пятьсот долларов месяц сотрудничал с корейскими спецслужбами.
Из России выслан корейский дипломат Чо Сон У, причем пограничники даже дали его
дочке вывезти уникальную виолончель работы итальянских мастеров, не подлежащей
вывозу из страны. Почему нарушен закон? "Неписаный "кодекс чести" российских спецслужб
гласит: никогда не мсти и не вреди семьям своих противников" (Елена Овчаренко,
Комсомольская правда, 11.7.98). Можно ли назвать честью
нравственность, порожденную животным страхом за собственных родственников? Конечно,
это честь, это первая ступенька к любви к ближнему как к самому себе. Интересно,
в этом кодексе чести есть еще хоть один пункт или на этом нравственная эволюция
разведчиков пока остановилась?
4. Алексей Яблоков (Московские
новости, 5.7.98) критикует восстановление секретности
в стране. Вопреки конституции Ельцин указом № 1203 от 30.11.1995 утвердил перечень
сведений, относящихся к гостайне, хотя таковой может определять только Дума. 8.2.1996
было запрещено упоминать в печати точные координаты любого географического объекта.
Наконец, 24.1.1998 президент указом №61 утвердил перечень секретных сведений заново,
дав право ведомствам расширять список самостоятельно. Это выгодно чиновникам,
потому что оправдывает расширение штатов. За пять лет аппарат управления в России
вырос почти вдвое, а за 1997 г. по словам премьера С.Кириенко, на 63%. Странно,
Яблоков заканчивает статью словами о том, что через два года свобода слова в России
может быть потеряна, так как "нормативно-правовая основа для этого создана". Если
основа такая создана, значит у нас уже нет свободы слова, а есть только возможность
резвиться, пока начальство не нахмурится. Примечательно, что если есть власть,
которая ничего не секретит о себе, так это власть Божия – не потому, что Бог
совершенно откровенен, а потому, что Он непостижим. А власть
земная – понятна до скуки, и секреты ее ужасно неинтересны, хотя очень могут быть
опасны – в противоположность тайнам Божиим.
5. Очерк Михаила Чулаки (Известия,
7.7.1998) о том, как милиционер с коллегами забил до полусмерти человека, которого
заподозрил в краже своего личного автомобиля. Чулаки предлагает дополнить УК определением пытки:
"Умышленное причинение физических или нравственных страданий с целью принуждения
к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле пытаемого лица". Похоже
на то, как психологи определяют агрессию вообще. По такой формулировке посадить
придется все 147 миллионов жителей России. Это не означает, что не надо бороться
с пытками, но это означает, что, критикуя милиционеров, не надо забывать про порождающую
милиционеров среду, и апеллировать не только к УК, но к этой среде, не только
пугать, но проповедовать и Благую Весть.
8. В Башкирии 26 мая по указу президента
Рахимова разгромлена независимая радиостанция "Титан" (Русская мысль, 2.7.1998,
М.Ситников). 3.7.98 против руководителя радиостанции возбуждено уголовное дело
за злостное хулиганство (якобы бойкотировал выборы в республике). У сильного всегда
бессильный виноват? В этом подозревают даже Бога,
почему многие люди видят в христианах всего лишь мазохистов, принимающих на себя
вину за то, в чем виноват Бог. Почему Он посылает наводнения и землетрясения,
а покаяния требует от нас? Но Бог отличается от земных царей тем, что те нарушают
законы, а Бог, напротив, исполняет законы – откуда и землетрясения, и Распятие.
9. Кирилл Попов (Русская мысль, 2.7.98)
отмечает, что мэрия Москвы отреагировала на постановление Конституционного суда
своеобразно: "Теперь милиции не придется отказывать в регистрации
– она просто получает право не принимать документы, оформленные жилищными конторами
с нарушением новых правил". Конечно, через пару лет и это постановление суд отменит,
но людям от этого ничуть не легче. Единственный выход, о котором уже упоминали
в прессе: когда власти других российских городов и деревень начнут принимать аналогичное
постановления в отношении москвичей. "Око за око" – принцип простой, но в некоторых
ситуациях единственно верный и не противоречащий Священному Писанию. А пока москвичей
и не наказывают, и не прощают, ворчат на нас, ненавидят нас, но рвутся стать нами.
Так бы к христианам относились!...
10. Нина Дзассохова (Вечерняя Москва,
4.7.1998) описав очередной случай издевательства над законом в России, дает любопытную
ремарку: "Одно я знаю точно: закон – не Библия. Его нельзя толковать. Его надо
исполнять". Боюсь, все с точностью до наоборот: поскольку закон не Библия,
закон нужно толковать, и всякое решение судьи есть толкование Закона. А Библию
не нужно толковать. Ее нужно как раз исполнять.
11. Блестящий фельетон Юлии Калининой
(Московский комсомолец, 4.7.1998) в связи с неудачной попыткой взыскать недоимки
с Газпрома: ""У России была одна большая труба, которая раньше кормила саму Россию,
независимые государства Средней Азии и Закавказья, социалистические страны Европы
и еще немножко прогрессивных режимов Африки и Латинской Америки. В результате
демократических реформ и движения к рынку эта же труба стала кормить всего человек
пять-шесть. Вместе с их семьями, конечно" (я бы еще добавил – и с их духовниками).
Проблема в том, что в том же номере и в последующих номерах той же газеты защищают
Газпром от критики. Журналист оказывается
жертвой манипуляции: он всегда пишет правду, но начальство допускает эту правду
на свои страницы лишь по своему усмотрению, отчего правда попадает часто в скверный
контекст. Что делать – молчать, уволиться? Но какая-то манипуляция будет всюду.
Боюсь, выход один: молитва. Впрочем, почему "боюсь" – радуюсь.
12. Смешное интервью Гаврилы Попова
(Независимая газета, Фигуры и лица, №12, июль 1998). "Я не знаю, бедный или богатый
человек Солженицын, скорее всего богатый. Зачем ему нужно было брать эту дачу
от правительства? Правда, потом он нашел в себе силы дистанцироваться от него".
И дело даже не в том, что Солженицын дистанцировался от правительства, давшего
ему дачу, не дистанцировавшись при этом от дачи, а в том, что Попов убежден, что
бедный человек может и взять. Сам он взял от правительства много чего (он - президент
Международного университета, созданного им в бытность мэром). Критикует номенклатуру,
хотя сам привел ее к власти. Классический пример того, как слова теряют смысл,
если произносящий их известен как живущий вопреки собственным проповедям. |