Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 1998 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 30 октября 1998 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".
Иностранные события
1. В Вашингтоне израильтяне и палестинцы подписали меморандум, — (Московские новости,
25.10.98) в том числе, и благодаря тому, что израильтяне дважды паковали вещи
и отправляли их в аэропорт. Смешно — но такова торговля на восточном базаре, такова
психология, для которойСлово не так значимо, как Жест.
Предполагалось, что переговоры закончатся либо мирным договором, либо войной,
третьего якобы не дано — но вышло именно третье, тоже характерная для Востокаразмытость.
В сущности, лишь повторены пункты соглашения 1993 г. Но по договору 1993 г. Арафат
"уже обязался — перед покойным Рабином и ныне здравствующим Клинтоном — отменить
пункт об уничтожении Израиля, содержащийся в Палестинской хартии. Этот пункт подлежал
аннулированию до начала первого этапа вывода израильских войск из Газы и Иерихона
в мае 1994 года. Израильские войска вывели, а он остался. В новом меморандуме
Арафат уже не обязуется его аннулировать, а только обязуется "поставить вопрос
на обсуждение на Палестинском национальном совете" (Антон Носик, Московские новости,
25.10.1998). Неудивительно, что мы находим с Арафатом легче общий язык, чем с
Израилем — ведь Израиль лишь имитирует "восточность", а сам насквозь западная
страна, совершенно далекая от древнего, "настоящего" Израиля, между тем как палестинцы
в точности сохраняют психологию восточной изворотливости, преклонения лишь перед
силой, готовности солгать — причем искренне не понимая, что тут плохого. Не случайно
в Декалогезаповедь "не лги" — ложь, разврат и убийство
прямо следуют из многобожия (ибо оправдываются существованием каких-то "параллельных",
"альтернативных" ценностей, богов, святынь), и насколько мы не соблюдаем эти заповеди,
пусть из лучших побуждений, настолько мы многобожники — даже если считаем себя
верующими в Единого (палестинцы — мусульмане).
2. Пиночета все-таки не выдали, зато сколько страстей разыгралось.
В защиту Пиночета выступил Анатолий Кучерена, адвокат-консультант "Вечерней Москвы"
(29.10.1998). Он отмечает, что в данном случае согласен с Жириновским, который
сказал, что арест Пиночета "показал всю наглость англосаксов". Кучерена говорит,
что ему не нравится идея мести и оправдание большевистских репрессий. Кучерена
обнаруживает незнание английских законов, которые не считают бывших депутатов
носителями дипиммунитета (и незнание того, что документы об официальной, но ужасно
секретной миссии Пиночета были сфабрикованы чилийским правительством задним числом).
Он считает, что так и Горбачева могут арестовать в Лондоне за геноцид азербайджанцев
— с его точки зрения, это немыслимо, а с моей, грешным делом, — почему бы и нет?
Ничего тут нет невероятного. "В Чили построено правовое государство, позволяющее
дать оценку деяниям каждого гражданина, включая пожизненного сенатора Аугусто
Пиночета". Неверное утверждение, в Чили нет еще настолько правового государства,
ибо из системы права в Чили именно для Пиночета сделано исключение, на него нельзя
подать в суд. Кучерена противоречит сам себе, заявляя, с одной стороны, что чилийский
народ "в своем большинстве ... не настаивает на расправе", а с другой — что испанские
судебные власти провоцируют "гражданский конфликт внутри Чили". И опять же: по
логике Кучерены, нельзя было бы судить и Берию, и Сталина, и Гитлера, и Геббельса.
Но об этом он деликатно умалчивает. В "Экспресс-хроника" защитил Пиночета бывший
диссидент Вл. Буковский - мол, почему все время правым достается, если уж судить,
то и Горбачева, и Пиночета, а если Горбачева не судим, то и Пиночета отпустить.
По этой логике надо вообще лечь и умереть, ибо полной справедливости не бывает,
и кто не соглашается на половину, не получает ничего. Хуан Кобо (Новая газета,
26.10.98). отмечает, что главное - не приговор (в Испании в этом возрасте людей
в тюрьму не сажают), а то, что Пиночет "на закате жизни сполна хлебнет чашу унижения,
особенно горькую для него, учитывая его непомерную гордыню ... А главное, эта
история — наглядный урок сторонникам политики "твердой руки", потенциальным диктаторам
всех мастей".
3. Вл. Абаринов (Известия, 29.10.98) сообщает, что 27.10.98
президент США подписал закон о религиозных свободах, принятый конгрессом и дающий
президенту право применять меры против стран, нарушающих свободу вероисповедания
своих граждан — от дипломатических до экономических. Учреждается пост замминистра
иностранных дел (секретаря госдепа), который ежегодно будет делать конгрессу доклад
о состоянии дел с религиозной свободой зарубежом. Даже подписывая закон, Клинтон
подчеркнул, что меры будут приниматься лишь в крайнем случае — в общем, не нравится
Клинтону этот закон. Ворон ворону глаз не выклюет — это ведь Клинтон организовал
бойню адвентистов "Ветви Давидовой" в Уэйко, где погибло семьдесят человек, хотя
можно и нужно было арестовать одного-единственного. Там, где Джонсон сумел бы
договориться, Клинтон (и его прокурор Рено) атакуют — они не понимают психологии
верующих, ибо сами к таковым не относятся. Конечно, жаловаться тут не на что —
ненормально, когда правители мира сего благочестивы, когда власть не лишает их
веры. Счастье уже то, что в США такая политическая система, что личные взгляды
лидеров не приводят к гонениям на религию, подобным большевистским.
4. Александр Генис (Общая газета, 15.10.98) считает, что США
переживает вторую сексуальную революцию, символом которой стало дело Левински,
причем если первая задевала тех, кто в ней участвовал, то вторая — тех, кто не
участвует, а только смотрит. Прелюбодеяние сменяется виртуальным сексом — подглядыванием,
вуайеризмом, причем мы сами создаем то, за чем подглядываем: "Внешний мир — зеркало.
Он не создает, а отражает наши соблазны, тайные страсти, страхи и мечты. Получается
заколдованный круг: мы видим лишь то. что хотим увидеть". Парадокс: какого цвета
будет хамелеон перед зеркалом? "Все мы — такие хамелеоны, обреченные любоваться
своим отражением в зеркале". Кстати, хамелеон в этой ситуации зеленеет. Марио
Куомо, бывший мэр Нью-Йорка, вступился за Клинтона, заявив, что глава государства
и не должен быть наставником в нравственной жизни. Таким образом, вторая сексуальная
революция включает в себя десакрализацию политики — вождь не харизматический лидер,
а дворник. "Современный мир стремится себя приватизировать. Власть в нем постепенно
съеживается, занимая все меньше места в нашей жизни. И это — лучшее из того, что
с властью может произойти, потому что постиндустриальная цивилизация слишком сложна,
чтобы подчиняться ее решениям". Так что неправы те, кто "верит в злую силу правительства,
плетущего бесконечные тайные заговоры против своего народа. Что же это за всемогущий
Большой Брат, который не может заставить замолчать одну разговорчивую девицу?"
5. Норвежский премьер Кель Бондевик (ему 51 год) взял три
с половиной недели отпуска по болезни, после чего публично заявил, что его болезнь
была "депрессивной реакцией" на стресс из-за трудностей в управлении страной и
неспособностью найти в жизни время для личной жизни. Бондевик лютеранский пастор.
Вернувшись, он обнаружил, что стал для нации героем (Вашингтон пост - пересказ
"Христианских новостей" в Интернете). Норвежцы гордятся тем, что он нашел в себе
силы признаться в слабости. Оппозиционеры не выступают. Бондевик сказал, что он
хотел "демистифицировать депрессию", которая бывает у всех, да не все решаются
говорить о ней открыто. Он говорит, что каждый день молится и что Бог есть источник
его силы. Во время избирательной компании он говорил: "Обществу будет теплее с
Партией Христианского Народа". Он поддерживает законодательство, ограничивающее
аборты, запрещающее гомосексуальные браки, торговлю по воскресеньям. Он выступает
и против насилия по телевизору. Последнее объединяет его со многими нашими политиками,
в т.ч. и весьма далекими от христианства. Думается, если бы Ельцин добровольно
признался в своей болезни, отношение к нему тоже было бы лучше — людям не нравится
не больной президент, а президент, скрывающий слабость и лжесвидетельствующий
о собственном здоровье. Ельцин просит нас не терзать его, но при этом не признается,
что есть из-за чего терзать — поэтому никто и не обращает внимания на его слова.
Вот академикЛихачев (Комсомольская правда, 28.10.98)
призвал пощадить президента, напомнив о трагедии "маленького человека" в России
— которая якобы "не зависит от занимаемой человеком должности". Но, во-первых,
человек, только что получивший орден из рук президента, не имеет морального права
защищать президента, во-вторых, "маленький человек" есть, конечно, "маленькая
должность", как личность все мы одного размера. Если бы Ельцин был постовым милиционером
и болел, его можно было бы только жалеть — хотя тогда вряд ли бы кто его пожалел
в России — но к президенту иной счет, будь он хоть Клинтон, хоть Ельцин. Лихачев
подчеркивает роль Ельцина как гаранта конституции, но Ельцина потому и терзают,
что считают, что он вовсе ничего не гарантирует — ни сохранности вкладов, хотя
бы в Сбербанке, ни целостности страны, ни соблюдения запрета на прописку, ни того,
что нас не будут бомбить, если сочтут, что это нужно для блага России.
6. Марина Файвишевская (Сегодня, 26.10.98) рассказывает об испанце Эдуардо
Сиерра, который во время поездки в Стокгольм зашел в местную католическую церковь,
тут стоял только гроб с покойником, он опустился на колени и помолился об умершем
и расписался в книге соболезнований. Недавно ему позвонили в Мадрид и сообщили,
что он получает все наследство умершего (миллионное), п.ч. оказался единственным,
кто помолился за упокой, а умерший не имел родственников и завещал разделить свое
имущество среди тех, кто помолится за упокой его души. Он оказался "единственным
сердобольным христианином". Примечательно, что адвокат знал о завещании, но сохранил
доверенную ему тайну.
7. Еще новости из Интернета: Билли Грэм вернулся для проповеди в Тэмпа Бэй,
где он более 60 лет назад впервые выступил с проповедью Евангелия. 22-25 октября
он проповедовал на местном стадионе уже четвертому поколению слушателей, причем
шла и трансляция через интернет. Каждый вечер собиралось около 64 тысяч слушателей,
из них около 4900 выходила вперед принимать Христа. Грэм часто указывал на висящий
на стадионе плакат с лозунгом Национальной Футбольной Лиги: "Почувствуй Силу!"
"Бог говорит нам, что мы нуждаемся в возрождении — все, с президента до последнего
из нас". Страшно представить: более шестидесяти лет проповеди, — это ведь не только
60 лет успеха, но шестьдесят лет видеть, что ничего в определенном смысле не меняется,
и внутри тебя мало что меняется — успешномупроповеднику
вера нужна не меньше, а больше, чем неудачливому, ибо земной успех лишь оттеняет
человеческую немощь, которая остается в нас, и количественный рост христиан оттеняет
медлительность Того, без кого любые миллионы — пустота.
8. В США в 1995 году от насилия погибло 22 552 человека, самоубийством
покончили с собой 31284 (в Атланте проходит конференция специалистов по суициду
- Сегодня, 22.10.98). Главная причина самоубийств: одиночество и неустроенность
в жизни (поэтому среди чернокожих подростков самоубийств в два раза больше, чем
среди белых). Можно ли сказать, что одиночество и неустроенность — разные явления?
Скорее, одно. Примечательно, что одинокими негры чувствуют себя, хотя живут в
более коллективистской среде, чем их белые собратья — коллективизм не лечит одиночество,
а усугубляет его, ибо в коллективе каждый спасается, пожирая свободу другого,
вместо того, чтобы — как в общине, в народе — спасаться, укрепляя свободу другого
и свою.
9. Альпинист Рейнхальд Месснер (поднялся на Эверест в 1978
г. без кислородной маски — уникум) опубликовал книгу "Ети", в которой описывает
свою встречу с "снежным человеком" — это бурый медведь ростом под 3,5 м., отпечатки
его лап в точности совпадают с теми, которые питают миф о снежном человеке (Труд,
24.10.98). Любопытна потребность людей в мифе о снежном человеке: кому-то его
существование кажется доказательством эволюции и, соответственно, отсутствия Бога
(хотя на самом деле соответствия тут нет), кого-то, напротив, убеждает в том,
что непознанного больше, чем утверждает наука. Одно суеверие может скрывать две
разных, противоположно направленных религиозных интенции — увы, как и одна вера.
10. В Англии Том Стивенсон издает "Энциклопедию шампанского",
в которой утверждает, что этот напиток изобрел не бенедиктинский монах Дом Периньон,
как это обычно считается, а на двадцать лет раньше англичанин Кристофер Меррет,
в 1662 г. подавший заявку Королевскому обществу на изготовление игристого виноградного
вина путем вторичной ферментации (Труд, 24.10.98). Любопытный спор, п.ч. в современном
обществе — которое в 17 веке как раз было в стадии формирования — шампанское играет
ту же роль, что "сома" у индусов, что пиво (хмель) у язычников-славян: это напиток,
имеющий отчетливо культовую, магическую природу, напиток силы, плодородия. Это
причастие апофатического язычества, которое исповедует пост-христианский мир.
Российские события
1. Прошлый раз было сообщение о возрождении в Москве пионерии. А комсомол, оказывается,
никуда и не уходил — в здании ЦК ВЛКСМ сидит, отпраздновал свое 80-летие, причем
2000 нахимовцев и суворовцев прошли по Москве торжественным маршем. Называется
он теперь Российский союз молодежи. "И турниры "Золотая шайба" и "Кожаный мяч"
проводят, и международные молодежные лагеря организуют ... Еще одно новое дело
— "Национальная молодежная дисконтная система "Евро-26". Под этим мудреным названием
скрывается помощь молодым людям в приобретении товаров и услуг по льготным ценам",
— умиленно пишет корреспондент правительственной "Российской газеты" Андрей Щербаков
(29.10.98). И даже хвалит комсомол за возвращение церкви св. Николая Церкви —
как будто по своей воле вернули. Так что все это живо, все это жило и живет на
деньги налогоплательщиков (а какие еще?) занимается прежней показухой (кто слышал
про такую дисконтную карту и как она может действовать?). Только скинули идеологию
— что доказывает, что в русской революции действовало два элемента, один западнический,
марксистский, а другой чисто российский — шариковский — который и взял верх в
конечном счете, и прекрасно живет без идеологии. Пожалуй,марксизм
даже был обременителен для греха, ибо слишком много говорил мудреных слов и призывал
к какому-никакому, а все-таки самопожертвованию. Оживились же марксисты именно
после кризиса (кто-то сравнил 17 августа с 25 октября - верно, то и другое организовано
планомерно большевиками), потому что коммунисты лучше себя чувствуют в нищете,
а христиане одинаково цветут и в нищете, и в богатстве.
2. Алексей Иванов (Независимая газета, 21.10.1998) критикует
суд на иеговистами в Москве, отмечая, что обвинения против иеговистов легко опровергаются
(например, как не признать их право отказаться от переливания крови или считать
только себя представителями истинной религии). Он считает, что процесс над иеговистами
"будет в пропагандистских целях использован теми, кто хотел бы дискредитировать
новый закон о свободе совести, имеющий огромное значение для защиты духовного
суверенитета нашей страны .... В этой ситуации настоящие тоталитарные секты, представляющие
реальную угрозу для общества, получат еще один дополнительный стимул для расширения
своей активности". Непонятно, что такое "духовный суверенитет страны" — точнее,
понятно, что это фикция, дух есть свойство человека, а не страны. И, наконец,
если уж не иеговисты — настоящая тоталитарная секта, то кто? А секрет в том, что
иеговисты — не тоталитарная секта, и вообще тоталитарных сект не существует, а
есть дух рабства, проникающий как внутрь истинной религии, Вселенской Христовой
Церкви, так и внутрь любого человеческого сообщества. Но не законодательными запретами
изгонять этот дух из религиозных общин, а постом, молитвой, верой в Христа.
3. Госдума и вся пресса активно обсуждают проблему ограничения
свободы слова ради сохранения нравственности. Губернатор Приморья Евг. Наздратенко
(тот, который однажды заявил, что при нем в крае не будет никого, кроме православных)
пишет, что "информационной агрессии ... подвергается ... вся страна. Что мы, россияне,
слышим о себе сегодня? Только то, что у нас воруют, грабят, бастуют, взрывают
... Как часто мы видим по телевидению хорошие, добрые вести?" Юрий Кублановский
(Труд, 30.10.98): "Нередко в истории завоеватели пытались оболванить побежденный
народ с помощью алкоголя и порнографии. Я вспомнил об этом, нажимая на телевизионные
кнопки субботним вечером". Противники Благой вести часто требуют "хороших вестей"
о мире сем. Сторонники насилия часто говорят о недопустимости показа насилия,
агрессивно выступают против агрессивности в кинофильмах. Они считают, что вид
насилия является стимулом к насилию, хотя эксперименты этого не подтверждают.
Голливудские фильмы — это фильмы не самой агрессивной страны в мире. Психологи
предпочитают даже говорить о "разрядке": агрессивность не проецируется, а переносится
в искусство, гасится искусством. Но это не означает, что противники насилия неправы.
Не следует доверять их суждениям о других, но возможно доверять их суждениям как
выражению их собственной психологии. Если человек утверждает, что насилие в фильме
провоцирует насилие в жизни, значит, в душе этого человека провокация происходит.
Но не более того. Если ханжи будут последовательно выкорчевывать насилие и секс
из информационного потока, то очень скоро запретят и Библию: и в Ветхом Завете,
и в Новом о войнах, казнях, прелюбодеяниях говорится очень много и часто вполне
хладнокровно. Атеисты упрекали Христа за слова "не мир, но меч". А упрекать надо
тех, кто слово "меч" понимает сразу как призыв к насилию — как испорченный школьник
хихикает, когда учитель рассказывает о пестиках и тычинках у цветов.
4. "Московские новости" (11.10.1998) опубликовали текст АлександраСолдатова
"Возвращение "белых братьев", который является типичным образчиком сектофобии
(нетипично, что этот текст появился в газете, некогда защищавшей свободу совести).
Солдатов, к примеру, говорит, что Мария Кривоногова носит "белый балахон" — но
ведь "балахон" это слово из языка ненависти, про патриарший подрясник Солдатов
ведь не скажет, что это белый балахон. Так Жириновский говорил, что отец Глеб
Якунин носит "халат". Для языка ненависти характерно обращение к слухам: "В Киеве
поговаривают, что Мария Дэви Христос подала прошение о предоставлении ей вида
на жительство в одной из западноевропейских стран". Что такого в этом факте постыдного
или значительного? И как можно говорить об "агрессивной нелегальности" (крупным
жирным шрифтом) Белого братства в статье, которая (мелким бледным шрифтом) рассказывает
о попытках, пока бесплодных, Белого братства зарегистрироваться. Как вообще "нелегальность"
может быть агрессивной? Агрессия — это лишение организации возможности без регистрации
вести религиозную деятельность, и вот этой агрессии у нас, славян, много.
5. Генералу авиации Анатолию Кренделеву, 52 лет, который фальсифицировал
документы, чтобы фактически украсть пятикомнатную квартиру в Питере и четырехкомнатную
в Москве на Рублевке, дали амнистию (приговорили к трем годам), т.к. он обладает
орденом Красной Звезды (Московский комсомолец, 23.10.1998, что по закону амнистию
гарантирует. После этого всякий честный человек должен вернуть свой орден, ибо
орден превращается в индульгенцию, отпущающую не только прошлые, но и будущие
преступления, и на ком видишь орден — знаешь, что этот человек не стыдится быть
в одном сообществе с преступниками.
6. Екатерина Карсанова (Московские новости, 18.10.98) блестяще
описывает судьбу Тольятти, приходящего в упадок из-за того, что "Жигули", для
строительства которых образован был город коммунистами, не пользуются спросом
— качество скверное, а цена как у иномарок. В городе идет война бандитов: "Раньше
добыча была слишком велика, и ее трудно было делить. Сейчас ее слишком мало, и
на всех не хватает". Кто жаден, тот агрессивен и в скудости, и в изобилии. Кто
нищ духом, тот мирен всегда. Бытие Божие определяет сознание.
7. Министр МВД Сергей Степашин о юбилее комсомола (Комсомольская
правда, 29.10.98): "Были ценности, которые не позволяли врать даже себе, а осуждение
товарища воспринималось как трагедия... Что мы оставим потомкам? Обкуренных дебилов,
которые будут плодить таких же неполноценных?" Осуждение Сахарова (без суда) у
Степашина, между прочим, негативных чувств не вызывало. И полезно помнить, что
в число "обкуренных дебилов" такие люди обычно включают и тех, кто потребляет
"не наш" "духовный опиум", и под "неполноценностью" они подразумевают не только
физическую, но и духовную "ущербность", увлечение тем, что их не увлекает. И беда
не в том, что "неполноценными" комсомольцы считали верующих, а в том, что теперь,
крестившись, те же люди считают неполноценными инаковерующих — хотя бы баптистов.
8. МаркДейч (Московский комсомолец, 29.10.1998):
"На выборах московского мэра вместе с подавляющим большинством москвичей я голосовал
за Лужкова. О чем не жалею и проголосую еще раз". Дейч, однако, критикует Лужкова
за то, что он слишком активно выступает на политические темы, устроил "помпезное
и дорогое шоу" из окончания ремонта московской окружной дороги. "Тщательнее надо
бы". Как говорил Александр Македонский - "избавь меня, Господи, от друзей, а от
врагов я сам избавлюсь". Неужели авторитет Лужкова держится на журналистах, которые
считают мэра тираном, только полезным себе тираном, и мечтают лишь о том, чтобы
тиранность не очень проявлялась? Но если Лужков тиран (в описании Дейча он именно
таким выглядит — политик, для которого цель оправдывает средства, а целью является
не свобода, а порядок), то надежды на то, что он при этом может не вести себя
как тиран, конечно, напрасны. И ужасна психология, которая соглашается на грех,
зазывает грех к себе, только просит грех "тщательнее" маскироваться под добродетель.
9. В среду 27.10.98 прокатился скандал: Григорий Явлинский
заявил о коррупции в правительстве, отказавшись назвать имена. Корреспондент (английской
газеты) отметил, что поражен тем, что банальность стала поводом для скандала —
но именно скандал и подтверждает истинность слов Явлинского. Честный человек может
стерпеть клевету, развращенный значительно агрессивнее -- хотя если развратник
умен, он может имитировать терпение.
10. Кстати, бывший вице-премьер Максим Бойко отозвал иск к
А.Минкину о защите своей чести — год назад Минкин заявил, что книга о приватизации
— лишь повод для взятки Чубайсу, Бойко и др. Чубайс дело уже проиграл, теперь
сдался и Бойко (Сегодня, 29.10.98). Адвокат Минкина потребовал компенсации — ведь
целый год таскались в суд, а теперь иск просто отозван, безо всяких извинений.
Суд отказал, но адвокат намерен создать прецедент, дойдя до Верховного суда: "Напрасные
затраты ответчика в результате подобных отзывов должны возмещаться" (Время, 30.10.98).
Разумно: ведь иначе можно журналиста затаскать по судам, если одновременно подать
против него сто ложных исков, а потом их спокойненько отозвать.
11. Образец главной беды современной России —инфантилизма
- у Сергея Мостовщикова (Московские новости, 25.10.98). Накануне кризиса Мостовщиков
гордо писал, что он не вмешивается в политику принципиально, ибо он обыватель.
А теперь обижается на власти: "Я все в своей жизни сделал так, как просила меня
моя страна ... И я мог бы рассчитывать на взаимность. Ради нашей любви я на многое
был способен. Но она обманула меня ... Да на каком основании она это сделала?
Как могло случиться, что я, молодой человек в очках, хорошо освоивший специальность,
должен думать теперь о ГКО и ОФЗ, о возможности гражданской войны...? Почему я
не могу теперь позволить себе купить своим мальчикам фонарик ... а в целях экономии
средств вынужден питаться в кафе "Блинчики"? ... Мне не интересны теперь оправдания,
мне не нужен анализ ситуации, я устал разбираться в причинах. Я хочу, чтобы хотя
бы раз в жизни тот, кому поручено заставлять меня есть блинчик ... показал мне
свое лицо и честно извинился за то, что со мною сделали. А извинившись, представил
план дальнейшей нашей совместной жизни". Во-первых, Мостовщиков напрасно говорит,
что он "хорошо" освоил специальность — специальность журналиста включает в себя
ответственность, не наивное отношение к миру, постоянное думание. Кто "устал разбираться
в причинах", тот уже плохой журналист — да Мостовщикову и не от чего уставать,
он всегда отказывался в причинах разбираться. И не так уж он обеднел, коли еще
может себе позволить ходить в кафе, хотя бы блинчиковое. Упование на "дядю", который
обязан сочинять план, по которому ты разбогатеешь — это и есть социализм после
социализма, пост-модернистский социализм или, точнее, социалистический пост-модернизм,
похожий на западный апофатичностью, но отличающийся тем, что он безответственен
всерьез, а не в порядке лишь эстетской игры.
Вернуться к предыдущему обзору
Перейти к следующему обзору
|