Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению за 1998 год

 

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 11 декабря 1998 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"

Вернуться к предыдущему обзору новостей
Иностранные события
1. Главная зарубежная новость прошедшей недели: убийство трех англичан и одного новозеландца в Чечне. Реакция российских властей на это показывает еще раз, что Чечня — именно заграница, ибо ответственности за это происшествие мы на себя не берем. А если не отвечаем за грех, то не отвечаем и за добро — за землю. Убийство особенно прогремело из-за его "средневекового" характера — подбросили отрубленные головы. Между тем, средневековой является не только способ убийства, но и болезненная на него реакция — кошмарно всякое убийство, даже очень цивилизованное, по приговору судьи, на электрическом стуле.

2. Министр иностранных дел Англии принял решение о выдаче Пиночета Испании. Пиночет заявил, что, если его выдадут, он покончит жизнь самоубийством (Сегодня, 11.12.1998). Так обнажается греховный аспект самоубийства: шантаж, попытка использовать смерть для обеления черного. В таком контексте и самоубийство ради восстановления справедливости теряет смысл. Стыдно, оказывается, не убивать, а быть судимым за убийство.

3. Газета "Труд" (11.12.1998) провела эксперимент: в 110 городах мира подбрасывались на улицу кошельки с суммой, равной 50 долларам. В столице Новой Зеландии Веллингтоне из десяти бумажников вернули 9. В Сиднее и Милане — четыре. В Москве эксперимент не проводился. И как ни скверна провокация, а все же, когда тебя не провоцируют, это, пожалуй, еще скверней.

4. Андрей Тимофеев сообщает из Парижа: русские опять отличились. Наш соотечественник умудрился пройти туннель под Ла-Маншем, хотя там поезда идут со скоростью 150 км. в час, так что его должно было бы втянуть под колеса. Ниши безопасности через 375 м., прошел он 50 км. за четыре дня, чтобы поступить в Иностранный легион (Труд, 11.12.1998). Когда нечем гордиться, гордятся ухарством.

5. Палеонтолог из ЮАР Рон Кларк нашел останки австралопитека — видимо, недостающее звено в эволюционной цепочке (Зураб Налбандян, Труд, 11.12.1998). Рост гоминида был 125 см., жил 3,5 млн. лет назад, мозг был с кофейную чашку. Конечно, креационисты возразят, что сам принцип датировки у палеонтологов-геологов порочный, но в любом случае сегодня, в отличие от времен Дарвина, спор идет о частностях, — ни эволюционисты не утверждают, что эволюция происходит от худшего к лучшему через выживание сильнейшего, не креационисты не утверждают, что в истории вовсе не изменений.

6. Израильские археологи заявили (Труд. 10.12.1998), что во времена Соломона город был еще небольшим поселением, храм построен лет на сто позже срока правления Соломона. Богословы сразу встали на дыбы, а арабские историки заявили, что, напротив, по египетским надписям Иерусалим был крупным городом уже за 400 лет до правления Соломона. Какое счастье, что вера в Бога не зависит от данных археологических раскопок, а то бы Библию пришлось переписывать заново четырежды в год.

7. Президентом Швейцарии стала Рут Дрейфус — женщина, да еще практикующая иудейка, 58 лет. Скандал из-за золота погибших иудеев раздул антисемитизм в стране (10 процентов против 15 в России). Дрейфус высказывалась по этой проблеме осторожно, но ясно, что ей легче — ведь она может не бояться обвинений в антисемитизме (Известия, 10.12.1998).

8. В Париже прошли торжества по случаю 50-летия Декларации прав человека. Мэри Робинсон (Известия, 10.12.1998), бывшая президент Ирландии, ныне комиссар ООН по правам человека, заявила, что лишь 7 процентов жителей Земли знают о декларации. "Нам нужно показать транснациональным корпорациям, что соблюдение прав человека идет на благо бизнесу", — заявила она. А нельзя немножечко то же самое показать такой национальной корпорации как наше правительство?..

9. Вл.Буковский (Новое время, №48-9, с. 19) о том, что важнее — права человека или права нации: "Эти вещи, как луковица, под одним слоем которой находится второй такой же, и так далее. Если будут нарушаться права человека, то будут нарушаться и права нации". Хорошее сравнение, пригодное и для объяснения Церкви, в которой обряд, догмат — всего лишь верхний слой, но если его разрушить, то скоро сгниет и следующий. Шелуха это шелуха, но без шелухи ничего не будет.

10. Денис Драгунский (Итоги, 8.12.1998), рассказав об иске бывших американских военнопленных в Японии, пишет: "Освободиться от прошлого — невыполнимая задача. Все равно что попытаться написать учебник истории, который устраивал бы американцев и японцев, эстонцев и русских, и всех остальных жителей Земли". Тем не менее, только это задача и достойна человека, и по плечу человечеству — вообще так обращаться со словом, чтобы оно для всякого было словом любви.

11. Судип Мазумдар и Тони Клифтон (Итоги, 8.12.1998) дают очерк о Сони Ганди, ныне ставшей потенциальным лидером Индии, преемницей своего мужа Раджива. Примечательно, что Ганди — католичка, итальянка, дочь строительного подрядчика из Орбассано в Италии, 52 лет. Швейцарией управляет иудейка, Индией, того и гляди, будет управлять католичка — и обе женщины. Постмодернизм, а мне нравится: значит, у христианства в Индии больше шансов — как, впрочем, и у иудаизма в Швейцарии. Примечательно, что католичка Соня выступает за ограничение рождаемости — нравственно иметь не более двух детей в семье.

12. Во Франции скончался в больнице Жак Ревелло, попавший в автокатастрофу — ему не стали делать переливание крови, т.к. в машине нашли документ, что Ревелло иеговист (Труд, 5.12.1998). Потом выяснилось, что Ревелло жив, а умер вор, укравший у него автомобиль с документами вместе. Не укради, ибо не знаешь ни что крадешь, ни у кого крадешь.

13. Мэтт Бэй (Итоги, 8.12.1998) дает очерк о Джеке Кеворкяне из США, которого сейчас будут судить за убийство в виде эвтаназии. Кеворкян одинок, многие считают, что вдохновляется жаждой публичности, он заявлял, что, если попадет в тюрьму, покончит с собой — озабочен смертью, но озабочен не духовно, а душевно, антитворчески. "Даже если его оправдают, он может столкнуться с тем, что его перестанут воспринимать всерьез. А для Кеворкяна это может оказаться пострашнее смерти".
 

Российские события

1. Главное событие прошедшей недели — юбилей Солженицына, 11.12. ему 80. Лучший материал, без лукавства и пафоса — статья Игоря Виноградова (Общая газета, 10.12.1998), в ней есть мысль — одна, но для газетной статьи это уже в три раза больше средней нормы: Солженицына почитают, но не любят. В отличие от Толстого, он закрыт, не пускает в свой частный мир. Толстой же сказал, что мы в произведении ищем не факты, а ищем душу художника. Я бы сказал, что это часть плюралистической цивилизации: жажда иного, в т.ч. реализуемая в литературе, порождающая художественную литературу не как воспроизводство стандарта (это — бульварная литература), а как допуск в мир иной души.

2. В Кемерово (Игорь Лавренков, Сегодня, 10.12.1998) четыре восьмиклассницы демонстративно в школе наелись таблеток, их с трудом откачали в больнице — это самоубийство-демонстрация, протест против несправедливого обвинения в курении (и наказания — неделю не ходить в школе). Жажда справедливости перевешивает и любовь к жизни, и ненависть к школе, но, конечно, чтобы сразу — самоубийство, это означает, что девушки не имеют других способов протеста, принадлежат к бессловесной культуре, где понимают лишь жест, а слово либо подымают слишком высокого (Логос), либо опускают до ярлыка, до магии, превращая в средство манипуляции реальностью (напишут на клетке со львом "буйвол" и уверены, что там буйвол).

3. Сегодня (7.12.1998): в России по опросу 1736 человек 10,4% за отмену смертной казни, против 47,3%, считают отмену необходимой, но преждевременной 29,5%. Среди людей до 26 лет больше всего противников смертной казни (16,6%), среди тех, кто старше 60 почти все за казнь. К сожалению, не задали вопрос: а если бы ваша дочь убила своего мужа, вы одобрили бы ее казнь?

4. Резко сокращается население страны, профессор Игорь Гундаров заявил, что это из-за внутренней паники, стресса. Советник Гайдара и Чубайса Леонид Гозман из МГУ (Сегодня, 7.12.1998): "Если на Западе дольше живут, значит, при капитализме жить лучше, и значит, другого пути быть не может". Как говорил Ален Безансон, социализм страшен манихейством — он делит мир на капитализм и социализм. И сейчас те, кто ратует о строительстве капитализма, суть социалисты, ибо реально нет капитализма, а есть сложный мир, как не было социализма, а были остатки нормального мира под управлением безнравственности и демагогии.

5. Психиатр Яков Беленький (Московский комсомолец, 6.12.1998) отрицает, что в СССР в психушки сажали здоровых диссидентов — мол, туда помещали лишь душевнобольных диссидентов. В качестве примера такового он приводит Жириновского (который как раз не был в психушке!), а главное - Явлинского. Да, люди делятся не на русских и евреев, а на порядочных и непорядочных — и Беленький к первой категории не принадлежит.

6. Леонид Павлючик (Труд, 24.11.1998) критикует фильм "Особенности национальной рыбалки", обвиняя создателей в спекулировании на успехе первой серии, повторении приемов. Христианство здесь прямо противоположно: первая серия была провальной, закончилась Распятием. Христиане куда успешнее Христа.

7. Мария Перцева (Московский комсомолец, 23.11.1998): в московской школе 1236 на ул. Яблочкова директриса повздорила с учителем английского Николаем Потаповым. Он критиковал ее публично на протяжении 28 лет. В конце концов, директриса вызвала психиатров, которые забрали учителя в психиатрическую больницу принудительно, продержали его тут две недели, диагноза не поставили, но сразу начали "лечение", уколы, таблетки. Родители, вытаскивавшие учителя из больницы, говорят: "Эти люди привыкли делать то, что хотят. Мы разговаривали с представителями Управления образования, а на следующий день все, о чем мы говорили, стало известно в психдиспансере. В районной прокуратуре над нами просто смеются: "Ну что ж, мы ответим вам и вашим детям где-нибудь через месяц". Мы столкнулись с полной безнаказанностью и круговой порукой". Вот еще один источник наших бед — круговая порука (в которой в других ситуациях участвуют те же родители), предпочтение искусства "договориться по-людски" праву и честности.

8. А.Нартов из Калининградской области критикует телевидение (Независимая газета, 21.11.1998): "Весь легион проповедников терпимости совершает в своих рассуждениях лукавую или невольную, но роковую ошибку: из того, что мы оставим "их" в покое, вовсе не следует, что они оставят в покое нас ... Терпимость, говорят нам. Не синоним ли это всеядности? Отказ от вкуса? ... Явно дискриминируемое сексуальное большинство вынуждено свыкаться с рекламой явлений, вызывающих у него неизбежное — биологически запрограммированное — отторжение ... Было бы лучше, если бы нам сказали все как есть. Сказали бы: грязь наша норма, мы сделаем ее нормой для всех. Или: нам все равно, лишь бы платили — деньги не пахнут. А нам говорят, что "наблюдательные советы задушат свободу печати". Во-первых, обвинять оппонента в продажности не следует даже, если он продажен, ибо тем самым мы обнаруживаем собственное циническое представление о человеке как продажном существе. Во-вторых, извращения по телевизору защищают, но не рекламируют. И в-третьих и главных — да не смотрите вы телевизор, читайте только "Православную Москву". Нетерпимость есть агрессивность, заглядывание туда, куда можно не заглядывать, требование, чтобы всюду было так, как угодно мне.

9. Григорий Явлинский отметил, что на последних выборах масса кандидатов выдает себя за представителей "Яблока" - не гайдаровцев или зюгановцев (Вечерняя Москва, 2.12.1998). Он этому рад, и так же, пожалуй, можно радоваться, а не сердиться тому, что ныне христианами называют себя многие, кто весьма далек от христианской ортодоксии.

10. Дума постановила восстановить памятник Дзержинскому перед Лубянкой. Представитель мэрии Москвы заявил, что принципиальных возражений против этого нет, хотя надо еще решение на городском уровне. Что ж, раньше говорили "маски сброшены", теперь надо будет говорить "памятники восстановлены". Пустота на Лубянской площади была памятником демократии, но памятником-маской — пустота в принципе есть лишь маска, и вся проблема в борьбе со злом в том, что если просто устранить порок, толку не будет, надо чем-то заполнить освободившееся место, о чем и прошение "Да будет царство Твое".

11. С 1 января в полтора раза увеличивают оклады военным (Вечерняя Москва, 30.11.1998). 28 ноября президент издал указ о повышении зарплаты следователям МВД (Литературная газета, 2.12.198). А говорят, у Примакова нет программы. Коммунисты любят говорить, что вот, демократы, боятся народного гнева - но сами коммунисты все время повышали зарплату именно военным. Думается, это повышение является прежде иррациональным актом агрессивности, царящей в стране, которая сама себя подкармливает и при этом плачет, что мало.

12. Игорь Гамаюнов (Литературная газета, 2.12.1998): бомж Евг. Кожаров подал в суд на президента за нарушение его права жить, где хочет. Кожарова арестовывали: "Но тут нет нарушения прав, ведь они же бродяжничают, а не путешествуют". Так извращается власть человека давать имя — раздваивая слова, изобретая язык ненависти, насилуют ближнего. И одновременно (Российская газета, 2.12.1998) президент раскритиковал проект закона, ограничивающего право на свободу жительства в курортных городах. Как будто в каких-то городах России это святое право не ограничено.

13. Борис Дубин в газете "Время МН" (7.12.1998) размышляет о судьбах интеллигенции, основываясь на данных социологических опросов. Интеллигенцию он определяет по-разному: то как "образованное сословие", то как "респондентов с высшим образованием", то просто как "образованных людей", "образованный слой", то как созданный советской властью "слой относительно квалифицированных исполнителей модернизационной программы, которые должны были мобилизовать массы на ее осуществление", то как слой, "чьей декларированной задачей и принятой на себя ролью было обеспечивать от поколения к поколению воспроизводство определенного типа и уровня культурного целого". В любом случае, он исходит из того, что советская интеллигенция не сохранила никаких нравственных ориентиров старой, что она была и остается единой. Эта убеждение вступает в противоречие с теми фактами, о которых пишет Дубин: "образованное сословие" глубоко раздвоено, поровну разделено между сторонниками и противниками коммунистов. А как могло быть иначе? Ведь и диссидентов было меньшинство, но игнорировать существование этого меньшинства было бы ошибкой. Также ошибочно априорное предположение, что советская власть проводила "модернизацию" страны — модернизация была революцией грубо прервана. Эта ошибка не случайна, ведь Дубин явно считает, что Гайдар и Чубайс тоже "модернизировали" страну ("сегодня можно говорить о завершении в России очередного этапа скоростной модернизации сверху — об уходе со сцены всего слоя ее протагонистов и агентов, ретрансляторов их идей, слоев первичной поддержки"). Но уходят именно представители типично советской интеллигенции — безнравственной, прагматичной, эгоистичной, сводящей политику к торговле принципами, компромиссам, подлаживанию под ситуацию и начальство, а потому постоянно попадающей впросак. Грубое непонимание природы интеллигенции обнаруживается в утверждении, что у интеллигенции есть некие "представители, претендующие на роль лидеров". В отличие от всех других сословий, образованное как раз не терпит лидеров, думает автономно, а кто ищет вождя, тот автоматически перестает быть интеллигентом. Поэтому не стоит упрекать интеллигенцию за ослабление "внутригрупповой сплоченности". Кружковщина отравляла интеллигенцию. Упрекать интеллигенцию за то, что она мало слушает классическую музыку, не считает образование путем к успеху — обнаруживает не научный, а сугубо публицистический подход автора к теме. Интеллигенция в российских условиях совершенно права, когда полагает, что образование не благоприятно для карьеры, что власти не надо доверять и т.п. И если интеллигент не гордится принадлежностью "к социальному значимому и авторитетному сообществу людей", то не надо его за это бранить, как делает Дубин, надо радоваться, что интеллигент верно оценивает ситуацию: общество интеллигенцию не уважает, авторитета интеллигенции не принимает. Когда же Дубин упрекает интеллигенцию, что она мечтает о возвращении к советскому прошлому более других социальных групп, отличается антизападничеством, то это уже прямое игнорирование реальности. Не подкреплен фактами и вывод Дубина о том. что интеллигенция "уходит вместе ... со всей социальной рамкой закрытого общества". Более того, это утверждение противоречит его же тезису о том, что модернизация провалилась — из которого следует, что именно открытое общество уходит, а закрытое вступает в силу. Да и сам термин "закрытое общество" носит не научный, а дилетантский характер, и только деньги г-на Сороса сделали его популярным среди некоторых русских интеллектуалов. Лучшее возражение Дубину — он сам, ведь он сам интеллигент, но не вздыхает по прошлому, не апатичен. Так лучшее возражение критикам христианства за недостаточную святость — они сами: если их совесть так чутка, пусть они исполнят то, в неисполнении чего упрекают христиан.

Перейти к следующему обзору новостей

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова