Яков Кротов
Дневник литератора
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 1999 год
НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ: 12 марта 1999 г. и ранее
Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь".
Иностранные события
1. Главная зарубежная новость - в Чечне похитили русского генерала. Министр МВД
Степашин заявил, что он этого так не простит. Но власть в ловушке: если Чечня
- своя земля, то нельзя из-за одного похищения отключать у всех ее жителей свет,
не говоря о более крайних мерах. Если же Чечня чужая земля, то тем более нельзя
с ней воевать и нечего посылать туда генералов, а надо всех оттуда, кто хочет,
вывезти. Власть в ступоре, тем более, что и воевать сил нет. Даже воли отключить
бесплатные электричество (что я бы сделал на месте президента) - и то нет. Слишком
удобна Чечня, чтобы красть, поэтому поступать по закону не хочется. Многие христиане
с адом обращаются как Россия с Чечней - и отпускать не хотят, и победить сил нет.
Выгодно танцевать с грехом вальсок, подкармливать его
- так жена подпаивает алкоголика, чтобы получить психологическую выгоду: она важная
персона, она его спасает, а я - с грехом борюсь. Что с ним бороться, перестать
грешить - и все.
2. С Чечней нам воевать хочется, но при этом мы браним США, что те бомбят Ирак,
и пугаем: "В случае распада страны ... воцарится хаос" (Анд. Степанов, Труд, 10.3.1999).
Вот и в Афганистане хаос. Но это их дело, хаос чужой,
и кто беспокоится о чужом хаосе, тот богоборец, мнящий себя в силах из хаоса сотворить
порядок, и у того обычно у самого хаос — что в случае с Россией вполне подтверждается.
3. В Эстонии одержали победу на парламентских выборах центристы (Юр. Строганов,
Труд, 10.3.1999). Строганов плачет о русских в Эстонии, умалчивая, что те, как
ни жалуются, в Россию-то не едут - лучше с эстонской враждебностью, чем с отечественной
любовью. А на выборах русские провалились (относительно), потому что не сумели
объединить свои силы, две партии сумели взять лишь 2 процента голосов. Между прочим,
если бы в Эстонии был русский закон о выборах, русские вообще бы в парламент не
прошли. Что же плакать о чужих грехах, если сам страдаешь страшнейшим грехом: разделенностью.
И к нам, христианам, это тоже относится.
5. "Независимая газета" дала слово Мовлади Удугову, чеченскому идеологу. Он
говорит совершенно то же, что наши православные консервы: "На России лежит тяжкий
грех первого атеистического государства в мире ... Идет тотальное разложение молодого
поколения". И конец эффектный: Россия "сказала в 17-м
году: "Нет Бога", Осталось добавить: "Кроме Аллаха" - и, возможно, Россия спасется".
Так что война с Чечней - война с собой. с конкурентом в деле манипуляции Богом.
6. Стоит отметить главного идеолога войны: обозревателя Максима Соколова:
"Россия в очередной раз утирает плевок с лица", "маленькое, но гордое государство
свободолюбивых работорговцев" (о Чечне - как будто Россия не рабская страна).
Он критикует "пламенное обличительство собственной власти в ее противостоянии
с внешним хищником. Власть до боли несовершенна, но все же" ее действия направлены
"на поддержание мира". "А Дикому Полю ничего не стыдно - оно гуляет по России".
Да не мир поддерживает власть России, и не Чечня гуляет по России - по России
гуляет, грабя ее, российская же власть, и войну насаждает российская власть. Зачем
иначе посылать в Чечню генерала, что, штатского не нашлось?
7. Сотрудник компании "Лотус Консалтинг" Фолкер Барент в журнале "Computerworld"
от 2.3.1999 объясняет разницу между информацией и знанием: "Знание
не является знанием как таковым, пока сотрудник не поделится с другими". Это и
есть определение любви на языке информационных технологий. Знание есть не только
процесс приобретения информации, но и процесс распространения ее. В принципе отсюда
следует, что вся информация должна быть бесплатной — как еда, как секс. Но с этим
придется подождать.
8. К 8 марта Андрей Кабанников из Вашингтона интервьюирует
проф. Джеймса Фэллона (Калифорнийский университет, анатомия и нейробиология).
Профессор высказывается относительно гипотезы биологов из Пизы, что якобы по анализу
крови можно определить, любит ли человек. Он подтверждает, что "на биохимическом
уровне можно выделить субстанции, которые заставили вас влюбиться, создать семью,
оставаться верным супругом. Или наоборот - изменять своей половине". Впрочем:
"Хотя есть еще и традиции, этические и социальные нормы" (Комсомольская правда,
5.3.1999). За влюбленность отвечают мозговые гормоны допамин и норепинеприн. Чем
больше в мозгу фенилетиалмина, тем сильнее эротические отношения. Страсти подстегивают
эстроген и тестостерон, верность - окситоцин и эндорфинс. Окситоцин выделяется
при оргазме. Он говорит, что любовных пилюль не будет, будут капли — так удобнее.
В ближайшие десять лет препараты, усиливающие любовь, появятся. "Но предупреждаю:
они не заменят самой любви. Человек слишком сложен для того, чтобы химия полностью
завладела его чувствами". Да она и не полностью вряд ли что сможет. Куда идет
безногий, определяется не костылем.
9. Андрей Валентинов (Российская газета, 5.3.1999), описав то же открытие пизанцев,
взял интервью у профессора МГУ Геннадия Симкина, который заявил, что "любовь имеет
чисто генное происхождение. Гены одного человека как бы "настраиваются" на зов
генов другого. Какие-то невидимые биотоки перетекают из генома в геном. И если
они "созвучны" друг другу, протеин начинает уходить из крови, серотонин не обеспечивает
обмен информацией между клетками". Начинаются муки любви. Судя по слову "биотоки",
все это вряд ли наука, это спекуляция на науке.
10. Карэн Хачатуров нападает на движение "Моральное
перевооружение" (Независимая газета, 5.3.1999): "Как любая секта, особенно тоталитарная,
она претендует на чудодейственную силу озарения". Новый признак тоталитарных сект
— и опять же подходит любой религии. Он обвиняет ЦРУ в том, что оно финансировало
"МП" (в том же обвиняли и журнал "Континент" — а как оправдаешься). Он считает,
что нельзя говорить о "суперэкуменизме" бухманизма, так как-де "суперэкуменизм"
- такой же нонсенс, как жареный лед, если учесть неутихивающие межконфессиональные
раздоры между ветвями мировых религий". "Статьи во здравие бухманистов говорят
о том, что Россию может ждать пришествие еще одной секты, подрывающей традиционные
духовные устои нашего общества". Автор — профессор дипакадемии МИДа. С такими
профессорами ясно, почему Россия в международной изоляции.
11. Вл.Скосырев (Известия, 3.3.1999) рассказывает о том, как в Англии выясняют
происхождении ряда картин, купленных Британским музеем во время последней войны
— некоторые могут быть из украденных нацистами. По закону их вернуть нельзя, "но
компенсация жертвам Холокоста или их потомкам будет выплачена". Этим Англия отличается
от России, где запретили возвращать, но не предусмотрели и денежной компенсации.
Все боимся с голоду умереть, если отдадим долги. Но о
прощении долгов надо просить тех, кому мы должны — и Бог в этом списке первый,
но далеко не единственный.
Российские события
1. Об алданских верующих пишут ведь просто (Екатерина Рыбас, "Независимая газета",
10.3.1999): "После завершения следствия будет вынесено окончательное решение о
том, имеет ли секта евангелистов право на существование".
Так что все баптисты могут готовиться. А обвиняют евангелистов в том, что они
захватили здание властей - только их за это хотят посадить, а сколько ведь таких
захватов было за последние семь лет! А второе дело - якобы некий десятилетний
мальчик захотел покинуть секту, но взрослые его забили до смерти. Причем показания
об этом взяли у детей.
2. Фазиль Искандер (Общая газета, 25.2.1999) говорит
о том, что склоняется к христианству, против феминизма — он якобы отбирает у женщины
"главное чувственное очарование — очарование стыда. ... Величайшее предназначение
женщины — рожать и воспитывать детей — никогда не исчезнет. Так что женщина равна
мужчине только в социальном плане". От таких слов хочется стать феминисткой. Так
феминизм не победить. И в стыде нет никакого очарования, не больше, чем в дамских
панталонах, и воспитывать детей — не исключительно женское, мягкое говоря, дело.
Интересно, что Искандер считает самой темпераментной религией мусульманство, самыми
неподвижными религиями — восточные, христианство помещает где-то посередине.
3. Владимир Тучков (Вечерняя Москва, 25.2.1999) отлично
описывает пытки в тюрьме и в армии. Подполковник Аркадий Пастушков из МВД: "Вы
не должны думать, что все сотрудники МВД — садисты. У нас есть настоящие профессионалы,
которые переживают за положение, которое сейчас сложилось в органах. Но им трудно
откровенно говорить с журналистами. Это будет похоже на предательство". Знакомая
логика — не выносить сор из избы, будь то МВД или Ватикан. Положение с правами
человека хуже, чем при коммунистах. "Вскоре могут наступить кошмарные времена,
поскольку садизм сродни наркомании. Человек, привыкший пытать и глумиться над
людьми, будет продолжать этим заниматься и после увольнения из органов". В один
ряд с пытками Тучков справедливо ставит психиатров, которые раньше "лечили" диссидентов,
а теперь создают службу "помощи пострадавших от некоторых религиозных организаций
по типу наркологической, что противоречит праву на свободу вероисповедания". Так
что даже оценивать веру другого есть уже своего рода пытка, не говоря уже о попытках
"защитить" душу другого от ложной веры.
4. Марк Рац (Независимая газета, 4.3.1999) предлагает продвигать
"культуру мира" как общенациональную идею. 5 ассамблея ООН в конце 1998 г., оказывается,
приняла некую декларацию о культуре мира. По мнению Раца, замысел культуры мира
уже приобрел "формы развернутой идеологии". Правда, то, что он, замдиректора Института
стратегических оценок, рассказывает о кампании ООН — точнее, ЮНЕСКО — заставляет
вспомнить, что ЮНЕСКО часто сравнивают с парткомом. Да, нужно менять ценностную
ориентацию (с войны на мир), нужно осваивать решение проблем с помощью диалога,
нужно соучаствовать в развитии своего общества. Но как все это осуществить в условиях
России? Совершенно неясно. Рац полагает, что культуру мира здесь заинтересовано
насаждать государство — то есть, правительство. Но правительство, которое сохраняет
глобально милитаризованную экономику, которое только что закончило полномасштабную
войну против Чечни, вряд ли способно насаждать культуру мира. Выйдет все равно
пулемет. Рац напоминает известное изречение о том, что "лишь бы не было войны".
Но это, конечно, изречение не культуры мира, а именно культуры войны — культуры,
которая делает выживание высшей ценностью. Культура мира готова умереть (этим
она отличается от пацифизма), но видит более плодотворные варианты, и под "миром"
имеет в виду не только отсутствие масштабной войны, но и отсутствие той войны
всех против всех, от пыток в милиции до избиения детей, которая составляет суть
российской жизни сегодня.
5. "Аргументы и факты" (№8) в рубрике, посвященной мошенникам,
на этот раз критикует священников, которые предлагают свои услуги по отпеванию
прямо в погребальных конторах. Газета не отрицает того, что часто это священники,
хотя и расстриги, но утверждает, что "их служба перед Богом считается недействительной,
а молитвы не имеют никакой силы". Эти слова даже выделены жирным шрифтом, а ведь
они — ересь и чепуха. Молитва об упокоении не может не иметь силы. Отпевание,
кстати, даже и не таинство, его может совершить любой мирянин. Так что уже ясно,
как будут и по какой статье (обман с корыстной целью) судить "не тех" православных,
когда разберутся с иеговистами, пятидесятниками и т.п.
6. Мэр Москвы объявил, что начинается строительство маленьких
квартир - однокомнатная в 23 кв. метра, где даже не будет ванной комнаты, а только
душ. Комментарий Жанны Авязовой ("Вечерняя Москва", 3.3.1999): "Можно не опасаться,
что это будут очередные хрущобы. По комфорту новые малометражки не сильно отличаются
от просторных квартир". О том, что вместо ванны - душ, она не упоминает. Очередники
просят не хором, а дешевых и удобных квартир. Психология нищих телом. Главное:
не мэр должен решать, какие квартиры строить, а строители, ориентируясь на покупателей.
Но для этого должны быть и строители, и покупатели, а налицо лишь сотрудники одной
большой конторы под названием Москва, никто из которых - включая начальника Москвы
- не располагает даже минимальной свободой экономического поведения, и в результате
соглашается быть нищим, лишь бы оставаться живым и включенным в отношения господства-подчинения.
Между тем, жизнь состоит в том, чтобы иметь избыток. Монашество, казалось бы склонное
к хрущобам (были монахи, носившие свою хижину прямо на себе), окультивировало,
однако, огромные пространства.
7. Андрей Щербаков (Российская газета, 5.3.1999)
бранит иноверцев, начиная с пятидесятников из Алдана и до Тер-Аганьяна (противопоставляя
последнему "выдающегося художника" Илью Глазунова — хотя использование этим религиозных
символов тоже кощунство). А Михаил Ситников (Русская
мысль, 4.3.1999) критикует "антикультистскую" кампанию как духовную агрессию,
но заканчивает обзор случаев нарушения свободы совести сокрушением: "Вместо того,
чтобы вступиться за немногочисленные группы гонимых верующих, представители местного
духовенства и епархиальной администрации, как правило, одобряют и поддерживают
беспредел. Но самое большое недоумение в этой ситуации вызывает гробовое молчание
высших иерархов Русской Православной Церкви". Помилуй Бог, нет никакого гробового
молчания, высшие иерархи громко и внятно требуют еще больших гонений на иноверцев.
Можно это замалчивать, но зачем же говорить то, чего нет?
12. Наталья Геворкян, которая давно борется с КГБ,
в "Новой газете" (1.3.1999) вдруг обрушилась на милицию: "Я ... пыталась поддерживать
в сыне уважение к защитникам правопорядка", теперь отказывается — ее сына милиционеры
ограбили. Как же человек, обладавший огромной информацией о злоупотреблениях милиции,
крепился - пока не задело ее кровиночку?... Надо ведь сострадать не только милиционерам,
но и тем, кто может от них пострадать.
|