Яков Кротов
Дневник литератора
НЕ СМЕШНО
Опубликовано под названием
"И снова - на те же грабли"
Вернуться к оглавлению "Дневника писателя" за 2000 г.
Так совпало в этом году, что визит Папы Римского в Святую Землю и его тут публичное
покаяние и просьба о прощении за грехи Церкви пришлись на Прощеное Воскресенье
в России (большинство православных мира живут по новому стилю и распрощались с
грехом на две недели ранее). Папа каялся не в первый раз, и освещали это покаяние
не впервые, но все-таки с чуть большим ажиотажем.
Одна из причин возбуждения очевидна: Святая Земля есть еще и грешная земля,
где всякое слово вписывается в определенный политический контекст. Католик просит
прощения у иудеев за погромы, у арабов за крестовые походы, у греков за сожжение
Константинополя — означает ли это, что палестинцы могут рассчитывать на еще какие-то
потачки, что церкви наконец объединятся, а иудеи наконец заставят христиан признать,
что Христос был вовсе не еврей, а незаконный сын римского солдата (древняя басня,
воскрешаемая ежегодно очередным черносотенным раввином).
Но в этот раз еще и далеки мегафон скептикам, которые подвергли сомнению доброкачественность
папского покаяния. Повторенная трагедия — это комедия; истина старая. А что же
такое повторенная комедия? Если человек один раз наступил на грабли, его жалко,
его второй — смешно до слез, а если третий? Когда Папы каялись в грехах инквизиции
впервые, это было величественно. Когда стали каяться вторично и третично, это
вызывало в лучшем случае вежливую улыбку. Но тут уже в сотый раз, кажется, каются.
Российский опыт ежегодных прощеных воскресений как раз очень поощряет скептицизм.
Всегда просят прощения в тех грехах, которые либо давно забыты, либо и под микроскопом
неразличимы. Произносят великопостное: "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати
брата моего" и идут в атаку на чеченцев, которые тоже ведь, все-таки, братья по
роду человеческому, хоть их и называют уже кое-где русские нацисты "зверьками",
а московские журналисты "зверьми". Правда, надо отдать должное, чеченцев действительно
никто не осудил — не рассмотрел справедливости обвинений в терроризме, не проанализировал
улики, не дал слово защитникам. Не до осуждений, стрелять надо.
Словно бесовская пародия совпало с папским покаянием и выступление большевика,
которого в Латвии сперва осудили и посадили, а к нашему Прощеному воскресенью
простили и освободили по болезни. Выглядит он побольнее Папы, говорит с трудом,
пожалеть его хочется как всякого больного и старого. Говорит с трудом. Но что
говорит? Омерзительные вещи: меня заставило правительство, я был только стрелочник.
Честное слово, он так и сказал: "стрелочник", словно забыл, что именно этим словом
оправдывались и нацисты. И далее совершенно в духе коменданта Освенцима: я лично
никого и пальцем не тронул. Он, действительно, только бумажки подписывал, по которым
трогали. А в заключение этот стрелочник-расстрелочник чистосердечно удивился,
зачем его посадили, коли он уже попросил прощения.
Это-то и будит скепсис в отношении папского покаяния. Не для того ли каются
церковные лидеры, чтобы их не посадили? Конечно, в тюрьму за сожжение Джордано
Бруно или протопопа Аввакума никого не посадят, но повернутся спиной — а это для
определенного сорта людей такой удар по самолюбию, что лучше карцер. Они могут
проповедовать Евангелие только тогда, когда им благоговейно смотрят в рот в полной
тишине, хотя таким смотрящим уже никакие проповеди не нужны.
И все-таки простим Папу, простим большевиков, простим и своих всех, — простим,
коли уж попросили прощения, простим даже тех, кто не просит. Но стулья — после
денег. Простим, но былую власть не вернем. Простим, но оставим за собой обязанность
и право идти к Богу не по шпалам, не по прихотям стрелочников, а по совести и
по вере.
|