Яков Кротов
Дневник литератора
К
оглавлению "Дневника литератора"
О ВСТРЕЧЕ ПУТИНА И ПАПЫ
Оп. в Общей газете, 8.6.2000.
Электронная публикация более полная
То, что Папа не хочет приезжать в Россию вопреки воле Патриарха Алексия Второго
— чистая любезность со стороны Папы, проявление братской любви. Патриарх требует
доказательств любви: Ватикан должен прекратить заниматься прозелитизмом в России
и компенсировать ущерб, понесенный православными на Западной Украине от деятельности
униатов. При этом под прозелитизмом понимается любая миссионерская активность,
любая раздача гуманитарной помощи не через посредство структур Московской Патриархии.
От католиков в России требуют даже богослужение совершать не на русском языке,
а на латыни, польском, немецком — чтобы уменьшить вероятность соблазнения русского
человека западным обрядом. Ватикан всячески сдерживает активность полутора сотен
патеров, находящихся в России, вызывая ропот паствы, но все-таки не может себе
позволить вовсе замереть, перестать дышать и говорить, а только это могло бы успокоить
манию преследования.
Претензии по Западной Украине обнажают причины этой мании преследовании. Москва
считает этот регион своей "канонической территорией", хотя в составе России Львов,
к примеру, находился за последние полтысячелетия в общей сложности менее пятидесяти
лет. За время пребывания в составе Польши и Австро-Венгрии тут стали преобладать
так называемые "католики восточного обряда" или "греко-католики", в России оскорбительно
называемые "униатами". После окончания Второй мировой войны у них отобрали храмы,
духовенство в массовом порядке было сослано в Сибирь, верующие насильно причислены
к пастве Московской Патриархии. Верность своей конфессии они сохраняли тайно,
укрывали в подполье сумевших спастись священников. 17 сентября 1989 года многотысячная
демонстрация греко-католиков во Львове потребовала восстановления в правах, и
два месяца спустя они получили официальную регистрацию. Это произошло вскоре после
встречи Михаила Горбачева с папой Иоанном Павлом II, но произошло это благодаря
встрече или благодаря общей слабости советской империи, вычислить невозможно.
Начался массовый переход паствы и духовенства из Московской Патриархии в греко-католичество,
в начале 1990-х годов часто сопровождавшийся мстительным насилием по отношению
к "москвичам". Но в последние годы на Западной Украине конфликт почти исчерпан.
Московские церковные власти, однако, продолжают твердить о нарушении своих прав,
приуменьшая размер гонений на греко-католиков при Сталине и преувеличивая урон,
понесенный московскими православными в 1990-е. В то время, как греко-католики
ожидают хотя бы формальных извинений за пособничество, пусть подневольное, энкаведешникам
в гонениях, руководство Московской Патриархии занимает позицию обиженного и ждет
извинений и уступок в свой адрес. Патриархия после долгого перерыва получила власть
и влияние и теперь наслаждается своим престижем, не замечая, что мир уходит вперед,
оставляя гордых за кормой. К светским властям России это тоже относится.
Даже если бы Папа удовлетворил все требования Патриархии, это, возможно, не
помогло бы: выдвинули бы новые. Стоит помнить, что конфликт западного и восточных
христианства начался, когда еще в помине не было ни русских, ни украинцев. Амбиции
церковной власти могут уступить лишь амбициям светской — как в Грузии, где Шеварднадзе
принудил православных принять Папу; вид у них был при этом такой, словно они едят
вымоченный в бензине шашлык. Отказавшись приглашать Папу, Путин не просто нарушил
дипломатический протокол, но и выказал смирение перед патриархийной номенклатурой.
|