Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

РАЗДВОЕНИЕ БЕЗЛИЧНОСТИ

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе

Отдельно указатель к новостям религиозной жизни в составе "Дневника"


Текст, как всегда, был изуродован в "МН": умудрились вычеркнуть упоминание о том, что статья обвиняет именно о. Стефана в шпионаже, и вписать совершенно идиотскую фразу о том, что шпиономания возникает в "переломные моменты" нашей истории. "Переломный момент" — в страшном сне я бы не смог написать этих слов из лексикона коммунистического агитатора. Редактора извиняет лишь то, что он и был многие годы именно секретарем парторганизации.

Утром пятого (не первого) апреля в Москве появился в продаже новый номер еженедельника "Версия". Читателя приманивали заголовком: "Папа, а зачем тебе такие большие уши". Внутри сообщалось, что "ватиканская разведка на протяжении многих лет следит за Россией".

Естественно, этот номер купили многие люди, обычно не читающие газет, тем более Великим Постом. Купил и католический священник Стефан Каприо, итальянец, который уже более десяти лет живет в России. Страну нашу он полюбил еще школьником, читая Достоевского и Толстого, и теперь старается по мере сил проповедовать Христа. А сил у сорокалетнего рослого миланца много. Хотя формально он лишь капеллан итальянского посольства, на нем еще три прихода: во Владимире, в Иваново, в Нижнем Новгороде, лекции в католическом колледже. Все это в статье перечислено совершенно правильно. Только вывод очень странный: Каприо-де сделал "блистательную карьеру". Вообще-то со времен Шаляпина считалось, что карьера — это из Нижнего Новгорода в Милан; теперь, выходит, наоборот.

Все остальные утверждения автора столь же парадоксальны. Римское общежитие студентов-теологов названо базой "по подготовке агентов проникновения в страны Восточной Европы", сам Ватикан — "столицей мирового шпионажа". В качестве успешных "совместных операций Ватикана и американской разведки" названы венгерские события 1956 года, приход к власти Пиночета, а главное — создание в Польше "Солидарности". Как это еще забыли, что Горбачев побывал в Ватикане — небось, ездил за инструкциями по развалу соцлагеря. Доказательства? А какие у авторы доказательства, что благотворительная организация "Благоцентр", которой тоже успевает заниматься Каприо, "имеет стратегическое значение для Святого престола"? Никаких — брякнул и пишет дальше. Стратегия у католиков такая — ночные горшки из-под русских выносят и отсылают на анализы, чтобы нашу самую главную военную тайну выведать.

"Утром в газете — вечером в куплете". Вечером того же дня священник Стефан Каприо был задержан и доставлен в милицию, где его продержали шесть часов по подозрению в бандитизме. То ли номера, то ли марка его машины совпадают с какими-то очень нехорошими данными. После шести часов содержания в "обезьяннике" вместе с девушками, задержанными по подозрению в проституции, священника выпустили. Приехал какой-то новый чин, рассыпавшийся в извинениях.

Все это можно было бы списать на совпадения, если бы Каприо был задержан на улице. Но он был взят на охраняемой стоянке дома, в котором проживает — известного дома для дипломатического персонала у метро "Юго-Западная". Это, конечно, не экстерриториальная земля, но все же она находится под наблюдением охранников из Управления по обслуживанию дипкорпуса, а уж под чьим наблюдением находится УпДК, объяснять не надо. Вероятность того, что был в порядке предупреждения разыгран спектакль "злой следователь и добрый следователь", мала — но все же бесконечно больше вероятности того, что Папа Римский — агент ЦРУ. Сам отец Стефан на мой вопрос, какое значение он придает этому инциденту, философски ответил: "Никакого". После паузы добавил: "Только в обезьяннике горло простыло". И уже без всякой логики вспомнил, что миланцы построили и Московский кремль, и Успенский собор в нем. Может быть, кто-то считает, что уже достаточно миланцы поработали и чрезмерно активный патер должен сбавить обороты?

И даже если случаен инцидент с итальянским капелланом, то совершенно не случаен "наезд" на Ватикан. С первых лет большевизма всякое нарастание антизападничества вообще и ненависти к Польше в частности аукалось наездами чекистов на католиков. Автору статьи в "Версии" на Лубянке поведали, что в двадцатые годы православных священников "отстреливали, как кроликов", но забыли  сообщить, что так же лихо на коммунистической Руси расстреливали и священников католических, какие попадались под руку.

Если для западных журналистов КГБ и любая тайная полиция — это просто плохо, для наших журналистов все не так "однозначно". Газета "Версия" и включающее эту газету предприятие "Совершенно секретно" в разных видах атакуют Лубянку. Вот и в этом номере сперва поливание чекистов грязью, намек, что они убили Артема Боровика, а затем, без малейшего перехода: "Начиная это расследование, мне первым делом пришлось отправиться на Лубянку. Ведь тогда кто, как не наши контрразведчики, должен хоть что-то знать об этом?..." И дальше вся статья построена на материалах ЧК — именно ЧК, к делу привлечены даже антикварные большевистские бредни времен голода 1922 года. Вспомянуто: "После войны по Европе прокатилась волна арестов высокопоставленных католиков: в 1948 году в Венгрии за разведдеятельность арестовали кардинала Миндсценти (так! на самом деле, Миндесенти - Я.К.), в 1951 году в Румынии — епископа Шуберта, а в 1952 году в Болгарии епископа Боссилкова даже приговорили к смертной казни". Как это еще не вспомнили, что и многим "троцкистко-бухаринским выродкам" вменялось сотрудничество с Ватиканом?

Автор статьи в "Версии" Андрей Солдатов не одинок. Было много и становится все больше людей (прежде всего, журналистов, они ведь заметнее), которые поносят тайную политическую полицию большевиков, изображают себя ее жертвами и в то же время пропагандируют ее "данные", защищают ее как необходимое, неизбежное и благое для современной России явление, попрекают общество, что оно неблагодарно к своим защитителям. Минкин, Соколов, Бычков, Вигилянский... До легиона тут еще далеко, но уж несколько когорт набирается. Личность так раздваиваться не может. Так раздваивается безличность, а уж почему личность превращается в безличность — это вопрос о происхождении зла, на который ответ то ли невозможно найти, то ли противно и душепагубно отыскивать.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова