Год издания III
№ 7 ((январь-март 1996 г.)
ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПО СВЕДЕНИЯМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
ХРИСТИАНСТВО ПО ВСЕМУ МИРУ
Статистика православного мира
Журнал Бухарестского патриархата "Веститоруль ортодоксией" заявил,
что после падения коммунистов число православных в мире стало быстро
расти. На первом месте по численности стоит Русская Православная
Церковь, насчитывающая "от 100 до 150 миллионов верующих", на втором
Румынская ("87% 23-миллионного населения страны"), Элладская - 9
025 млн., по 8 млн. в Сербском и Болгарском патриархате, Константинопольский
патриархат 4,5 млн. по всему миру, 5 тысяч в Турции, Грузинская
церковь 3 млн., в Америке 1 млн., от 250 до 750 тысяч в Антиохийском,
Александрийском, Иерусалимском патриархатах, в Чехии, Словакии,
Финляндии по 50 тысяч верующих, в Китае и Японии 25 и 20 тысяч.
- Благовест-инфо, 5-15.1.96.
Комментарий. Стоит напомнить, что в России общее число населения
менее 150 млн., так что в ней не может быть 150 млн. православных.
Фактически, как неоднократно отмечалось статистиками, в России православными
считают себя (и хотя бы раз в год заходят в церковь) около 20% населения,
т.е. около 30 млн. человек.
ХРИСТИАНСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)
АМЕРИКА
Васильева Ж. Курица, которая несет золотые яйца. - Иностранец,
24.1.96. Интервью с писателем Юрием Дружниковым. живущим в США.
Он критически описывает жизнь русской общины пятидесятников в долине
реки Сакраменто: "Около 30 тысяч человек. Раньше их преследовали
за религиозные убеждения. Теперь никто не преследует, но они все
равно едут. У них большие семьи — 5-10 человек детей. Им платят
пособие как многодетным, а они ходят ловить рыбу, стригут траву
— за наличные, чтобы не платить налоги. Английского языка они не
знают. И не учат, хотя обязаны ходить в школу, чтобы выучить язык.
... Они не могут адаптироваться. Они сами себя заключают в гетто.
Сладкое гетто, конечно, но это все равно изоляция".
ИТАЛИЯ
Томази Л. Молодежь и религия в современной Италии. - Социс. 1995.
# 10. По результатом социологического исследования большинство итальянской
молодежи (80%) считают себя верующими, 74% - католиками. Правда,
43% не веруют в воскресение, около 30% утверждают, что не ощущают
присутствия Бога в своей жизни. "Роль Бога в своей жизни чаще ощущают
женщины, чем мужчины, а также безработные и неквалифицированные
рабочие. 52% считают неприемлемым отношение Церкви к проблемам семейной
жизни, 48% вообще считают реакцию Церкви (видимо, имеется в виду
иерархия) на социальные проблема неадекватной. Причем на Севере
Италии 50% опрошенных критичны к Церкви, а на Юге лишь 40%. Чем
далее на север, тем больший процент (до 58) отвергает позицию Церкви
относительно внебрачных отношений и гомосексуализма. 24% опрошенных
посещают мессу еженедельно, 19% хотя бы раз в месяц. 43% посещают
мессу, чтобы быть последовательными в своей вере, а 20% чтобы выполнить
христианский долг (не совсем ясно, можно ли считать предложенную
социологами дилемму корректной).
ПОЛЬША
Адам Михник в интервью Крониду Любарскому (Новое время, № 1-2,
1996) отметил, что "костел, как и наше общество, с трудом находит
свое место в демократической, плюралистической и светской стране.
... В последнее время мы часто слышали из уст деятелей костела слова
глупости и ненависти. Польский костел подобен нашему обществу. В
нем есть все самое лучшее и самое дурное, что есть в обществе ...
Я очень боюсь политиков, берущих в руки крест, чтобы выиграть выборы.
Потому что в таком случае это уже не крест. а "калашников".
Любарский отметил, что "в России религия предельно инструментализирована".
РОССИЯ: ПРОШЛОЕ
1395: ИСТОРИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ
И.Языкова. Москва вновь становится домом Богородицы. - "Русская
мысль". - 11-17 янв. 1996. Об истории перенесения и почитания Владимирской
иконы Богородицы.
1917 И ПОСЛЕ: СОБСТВЕННОСТЬ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ПАЛЕСТИНЕ
С.Черток. Русские паломники в Палестине. - "Русская мысль", 10.1.96,
17.1.96. Очерк истории паломничеств русских в Святую Землю в основном
в связи с проблемой возможности возвращения купленных там земель.
1918: УБИЙСТВО НИКОЛАЯ II
Академик Павел Волобуев и доктор исторических наук Корнелий Шацилло
выступили против канонизации Николая II ("Московские новости", 28.1.96)
с сугубо светских позиций, перечислив его недостатки как государственного
деятеля. Московский комсомолец (5.1.96) дал большое интервью с митр.
Ювеналием, который отметил, что "Церковь не допустит, чтобы канонизацию
Николая II использовали в политических играх". Он также сказал,
что пока нет фактов (достоверных) исцелений по молитве царю, нет
окончательного опознания останков.
1920-1930-Е: Е.ТУЧКОВ
О.Васильева. "Некто в сером". - Независимая газета, 27.2.96. Очерк
о Евгении Алексадровиче Тучкове, руководившем в ОГПУ церковным отделом
до 1939 г.
1920-1940-Е: СТАЛИН
М.Вострышев. Был ли Сталин верующим? - Московская правда, 12.3.96.
Отмечает, что и после 1943 г. редко удовлетворяли просьбы об открытии
храмов. Он цитирует документ того времени: "НКГБ СССР принял меры
к недопущению впредь попыток со стороны церковников входить в непосредственные
отношения с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства.
... Не следует давать разрешение на служение панихид на братских
могилах, поскольку в них хоронились граждане различных вероисповеданий",
уже в сентябре 1944 вышло постановление ЦК об усилении атеистической
пропаганды.
1941-1945: ВАТИКАН И СССР
Михаил Одинцов. Откровения бывшего штурмбаннфюрера СС доктора теологии
и философии Карла Нейгауза. - Наука и религия. 1995. # 8. С. 8-16.
Публикация допроса (из "Особой папки" президента России) пленного
немца, который рассказывает об отношениях Ватикана и нацистского
режима. Нейгауз опасался того, что Ватикан воспользуется итогами
войны, чтобы оторвать Баварию от Германии и добиться ее присоединения
к Австрии. Здесь же другие материалы о роли Ватикана во 2 Мировой
войне и его отношениях с Россией в это время.
1965: ПРОЦЕСС ВСХСОН
В Петербурге суд Центрального района удовлетворил иск Игоря Огурцова,
осужденного в 1965 за руководство Всероссийским социально-христианским
союзом освобождения народа, к городской власти. Огурцов, вернувшийся
из эмиграции два года, требовал вернуть ему квартиру, в чем ему
отказывали. - Известия, Сегодня, 26.1.96. Подробно Ю.Вдовин, А.Штамм:
Русская мысль, 24.1.96.
1950-1980: ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШЕВИКОВ
Руководитель знаменитого танцевального ансамбля Игорь Моисеев,
объясняя, как ему удалось не вступить в КПСС, сказал в интервью,
что он говорил агитаторам, будто верит в Бога. "Ни в кого я, разумеется,
не верил, просто это была удобная отговорка, выручавшая меня" (Комсомольская
правда, 23.2.96). Любопытна, что отговорка принималась как должное.
1935-1990: СВЯЩ. А.МЕНЬ
Бычков С. Опять четыреста первый? - Московский комсомолец. - 23
янв. 1995.
Григорий Пунанов. Следствие умывает руки: Дело по обвинению И.Бушнева
в убийстве А. Меня может на суде рассыпаться. - Известия. - 27 янв.
1996 г.
Олег Кармаза. "Убийцу" Меня приговорили досрочно. - Комсомольская
правда. - 27 янв. 1996. [В ходе следствия потеряна главная улика
- топор.]
Елена Скворцова. Признание без доказательств. - Общая газета. -
№ 135. - 28 фев. 1996. [Интервью с адвокатом обвиняемого Гофштейном,
который считает, что признание было вымучено угрозами первым зам.министра
МВД В.Колесникоым.]
Бычков С. Не шепчи глухому, не мигай слепому. - Московский комсомолец.
- 26 мар. 1996. Интервью с литовским прокурором. Бычков предполагает,
что к убийству причастен некий майор Советской армии, задержанный
на польско-литовской границу весной 1991 года, утверждавший, что
он бежит на Запад от КГБ. Основание для подозрений: при нем нашли
"томик Александра Меня". Подозреваемый отсидел полгода и вернулся
в Россию.
Татьяна Чернова. Человек, который защищает мёртвых. - Новое время.
- 1996. № 9. С. 37. - [Отставной полковник милиции Юр. Дубягин,
критикуя своё бывшее начальство за развал, говорит: "По делу Меня
пропало главное вещественное доказательство - орудие убийства, топор.
Как могло такое произойти? Только по халатности? Очень сомневаюсь...
Очень низок уровень правовых знаний в нашем обществе. Как мог, например,
сын Меня не настоять на проведении расследования пропажи топора?
Ведь у родственника есть такое право!"]
Комментарий. Полковник милиции, видимо, забыл, что и у чеченцев,
к примеру, есть право не быть бомбимыми. Его готовность к демагогии
вызывает настороженность.
1996: СВЯЩ. БОРИС СТАРК
Георгий Осипов. "Скольких сильных жизнь поблекла..." - Новое время,
№ 4. 1996. С. 42. Некролог свящ. Б.Старка (1909-11.1.1996). Уп.
его интервью журналу (№35 1993 г.) и большая популярность в последние
годы среди газетчиков. "С точки зрения ревнителей "истинного православия",
отец Борис был далеко не "каноничен": случалось, отпевал самоубийц,
свято хранил подарки от Иоанна Павла II и, явно опережая решения
Соборов, искренне чтил последнего русского императора как святого".
Интервью со Старком В.Леонидова, О.Моисеева: Независимая газета,
13.3.96. О. Борис вспоминал о Бердяеве: "Он явно был для меня слишком
умный. Впечатление льва, грива. К тому же у него был тик, он разевал
рот и высовывал язык. Ощущение было такое, что он за нос укусит
— это мое мальчишеское восприятие".
НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИТРОПОЛИТ
Митр. Владимир 15 января 1996 г. прибыл в Петербург. На вокзале
он провел пресс-конференцию, в которой подчеркнул, что у него большой
опыт экуменической работы. Он подчеркнул, что с католиками и протестантами
православных "разделяют богословские учения, но по-человечески мы
понимаем, что должны жить вместе".
ИЗВЕСТНЫЙ ЛЖЕИСТОРИК
Новое время (1996, №8, с. 46) поместила краткий апологетический
очерк о "курском священнике и богослове, протоиерее Льве Лебедеве"
в связи с выходом его книги "Великороссия. Жизненный путь". Упоминается,
что три года назад Лебедев "создал общину Святой Троицы у себя в
Курске. К нему стремятся сотни людей", что он служил в храмах Волгограда,
Саратова и пр. городов.
Комментарий. Не упоминается, что Лебедев служил алтарником у о.
Александра Меня, что кражи, совершенные Лебедевым в Ново-Иерусалимском
музее, пытались приписать Меню, заведя уголовное дело, что Лебедев
многие годы является хроническим алкоголиком, почему нигде долго
и не задерживался, что он уже несколько лет как перешел из Московской
Патриархии в "карловацкую" церковь, и что, наконец, его книги носят
квазинаучный характер.
ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ
Об истории строительства, разрушения и восстановления Вознесенского
собора в Новочеркасске: В.Конюхов, Российская газета, 6.3.96.
О храме Всех святых на территории б. Ново-Алексеевского монастыря
в Москве: Московская правда, 13.1.96. Храму возвращены два пятиэтажных
зданияя, он шефствует над школой-интернатом 103, восстанавливает
храм на территории Русаковской больнице. Председатель приходского
совета А.Щербаков критикует префектуру Центрального округа, которая
не выделила обещанных 500 млн. рублей, зато упоминает, что Ялос-банк
пожертвовал 200 миллионов, выделяли деньги завод "Серп и молот",
"Разнооптторг".
Александр Донской. Разошлись тяжелые тучи над храмом Николая Чудотворца...
- Московская правда, 10.1.96. Очерк о восстановлении церкви в Новом
Ваганькове. "Большукю помощь в реконструкции храма, в том числе
финансовую, оказывает правительство Москвы".
С.Куликов. Жили по-соседски монашенки с офицерами. - Известия,
28.2.96. Очерк о конфликте Параскево-Вознесенского монастыря в с.
Пайгарма Рузаевского района Мордовии. Монастырю возвращена часть
зданий в 1992 г., а остальные находятся у военных.
Валерий Коновалов. Сакко и Ванцетти против преподобного Серафима
Саровского. - Известия, 22.2.96. Очерк о борьба о. Алексея за возвращение
храма, который ныне находится на территории московской карандашной
фабрики. Главный инженер фабрики сваливает всю вину на западных
коммерсантов, конкуренции с которыми он не выдерживает, почему не
может позволить себе расстаться с помещением безвозмездно, и на
правительство, которое не дотирует фабрику.
Елена Лебедева. Там, где раньше тушили пожары. - "Московские новости".
- 21.1.96. Очерк о Троицкой церкви в Воронцовском парке в Москве.
Она была закрыта в 1936, открыта в 1990. Настоятель о. Сергий. "Основные
расходы по реставрации здания взял на себя Газпром". Священник жалуется,
что только на изготовление иконостаса нужно 200 тыс. долларов.
Ольга Огнева. Уездный город с горестной судьбой. - Московская правда,
20.2.96. Очерк о Серпухове, особенно о восстанавливаемом монастыре,
об иконе Неупиваемая чаша, с фотографией Патриарха Алексия во время
визита в Серпухов.
РОССИЯ: СОВРЕМЕННОСТЬ
ОБЩАЯ СТАТИСТИКА
А.Н.Лещинский. Религиозные объединения в России. - Русская мысль,
24.1.96. Число конфессий в стране увеличилось с 30 до 70. По сведениям
самих конфессий, их численность составляет:
Русская Православная Церковь - 60 млн.
Ислам - 18-23 млн.
Буддизм - 2 млн.
Иудаизм - 1 млн.
Старообрядчество - 4 млн.
Римско-Католическая Церковь - 400 тыс.
Лютеранская Церковь - 250 тыс.
Евангельские христиане-баптисты - 100 тыс.
Адвентисты седьмого дня - 32 тыс.
Христиане веры евангельской - 100 тыс.
ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ
С.Бычков. На месте лагеря - монастырь. - "Московские новости",
28.1.96. Апология архиеп. Омскому Феодосию и просьба жертвовать
на женский Крестовый монастырь, основанный тем в 50 км. от Омска
на месте бывшего лагеря. "Самих монахинь пока еще нет". В монастыре
владыка хочет создать музей памяти репрессированных.
А.Нежный. Молитва святой горы. - Российская газета, 7.3.96. Очерк
о Пюхтицком Успенском монастыре."Власти Эстонии ... установили для
пятидесяти одной монахини -- в том числе и для игумении — пенсию:
в среднем по 500 крон каждой (немногим более 45 американских долларов)".
ЛЕТОПИСЧИК
8 января 1996 г., Тула. В Теснинском лесу, где 8 января 1938 г.
была расстреляна группа монахов Оптиной пустыни во главе с архим.
Исаакием, торжественно воздвигнут крест. - Н.Киреев, Российская
газета, 10.1.1996.
10 января 1996 г., Москва. В Доме детского творчества на Воробьевых
горах состоялась Патриаршья елка, причем Патриарха встретил "парадный
казацкий выход" (на фотографии) и ему преподнесли кольчугу в три
метра длиной с изображением Георгия Победоносца, сделанную детьми.
- Куранты, 11.1.96.
14 января 1996 г., Москва. Владимир Жириновский обвенчался в Елоховском
Богоявленском соборе с женой Галиной, серебряную свадьбу с которой
он отметил 6 января. - Комсомольская правда, 17.1.96. Фельетон на
этот сюжет: Независимая газета, 10.2.6, саркастические отклики:
Куранты, Советская Россия, 13.2.96, Комсомольская правда, 16.2.96.
15 января 1996 г., Петербург. В город прибыл назначенный Синодом
новый митрополит Владимир, занимавший ранее Ростовскую кафедру.
- Российская газета, 16.1.96. Он призвал не торопиться с канонизацией
Николая Романова (Сегодня, 2.2.96).
19 января 1996 г., Суздаль. В Суздале произошло отравление несколько
сотен людей (часть в реанимации), пивших крещенскую воду. Возбуждено
уголовное дело. - Московская правда, 27.1.96, Московский комсомолец,
3.2.96.
19 января 1996 г., Москва. А.Огородников, руководитель девичьего
приюта при Христианско-демократическом союзе заявил, что на здание
было совершено неизвестным нападение. Сотрудники милиции, прибывшие
на место происшествия, заявили, что закроют приют, т.к. у ХДС нет
разрешения на его открытие. - Экспресс-хроника, 26.1.97.
19 января 1996 г., Москва. В Даниловом монастыре состоялось награждение
жертвователей икон. Церемонию посетила Наина Ельцина, подарившая
для храма Христа Спасителя икону Рождества Христова. Особенно отмечена
роль фонда "Возрождения". - Куранты, 20.1.96.
22 января 1996 г., Москва. Патриарх Алексий прибыл в Кремль к президенту
Ельцину; во время встречи "рассматривались вопросы церковной жизни".
Январь, 1996 г., Ватикан. В Ватикане побывала делегация РПЦ во
главе с митр. Смоленским Кириллом. Обсуждался вопрос о воздержании
Католической Церкви от прозелитизма. Максим Юсин ("Совсем не просто
церквам поделить некрещеных" - Известия, 17.1.96) сослался на комментарий
обозревателя газеты "Круа" Мишеля Кюблера, не слишком благоприятный
для Московской Патриархии: "Попытки ... обратить в католичество
некрещеных русских РПЦ рассматривает как вторжение в традиционную
сферу своего влияния. В Ватикане не согласны с такой постановкой
вопроса".
Январь, 1996 г., Калининград. Неизвестные подожгли крест, стоящий
на месте строительства православного кафедрального собора Христа
Спасителя. Собор строится рядом с памятником Ленину, что вызывало
недовольство местных коммунистов, устраивающих здесь свои митинги.
- Вечерняя Москва, 19.1.96.
21 января 1996 г., Москва. Открылись Рождественские образовательными
чтения в Парламентском центре. Сперва выступил Патриарх, который
"в который раз обратил внимание присутствующих на то, что охотники
за детскими душами — импортные сектанты (муниты, "АУМ Синрике" и
т.д.) загадочным образом имеют преимущество перед православными.
Впрочем, загадка этого преимущества ни для кого, в том числе и для
деликатного [sic] Предстоятеля Православной Церкви, не загадка.
Колоссальные денежные средства обеспечивают иностранцам ... Например,
в Калмыкии муниты почти полностью контролируют средние школы ...
После патриарха на трибуну взошел Александр Солженицын. ... призвал
Православную Церковь покаяться перед старообрядцами ... коснулся
многих тем — от нравственного падения церковных иерархов ... до
нравственной неоднозначности телетрансляций ... служб". Журналист
комментирует: "Несколько странная аргументация писателя поневоле
заставила усомниться в реальности видения им основ православного
мировоззрения". Затем выступил вице-президент Российской академии
образования Никандров, заявивший, что надо "так преподавать Закон
Божий, чтобы представители абсолютно всех религий были довольны".
Журналист ядовито комментирует: "Он выразил давние мечты и чаяния
теософов" [sic]. Наконец, в конце вечера патриарх возразил Солженицыну.
Трансляцию богослужений объяснил заботой о безногих. "Отметил, что
участие священнослужителей в выборных органах власти не представляется
желательным, несмотря на ссылки Александра Исаевича на III Государственную
Думу. Не случайно ли иерархи, заседавшие в той Думе, нравственно
(по мнению Солженицына) пали в марте семнадцатого, отрекшись от
императора? ... В итоге патриарх еще раз обратил внимание присутствующих
на опасность для России разрушения традиционной национальной культуры
— на деятельность западных проповедников и довольно резко высказался
о положении россиян в некоторых странах ближнего зарубежья, подвергающихся,
по его мнению, "дискриминации по национальному, религиозному и языковому
признаку" (Максим Шевченко. Бодался писатель с патриархом. - Независимая
газета, 25.1.96). В.Ковлейский. Солженицын против инквизиции. -
Московский комсомолец, 31.1.96 (саркастический комментарий относительно
всех выступлений). Также репортаж А.Солдатова (Московские новости,
4.2.96). Полный текст выступлений Солженицына и Патриарха: Русская
мысль, № 4116, 13.3.96.
29 января 1996 г., Грозный. Чеченские партизаны захватили в плен
двух православных священников: настоятеля храма в Грозном Анатолия
Чистоусова (в некоторых сообщениях - Романов) и сотрудника ОВЦС
Сергия Жигулина. Жигулин отправился в Чечню, т.к. к Патриарху обратился
некто Борис Сорокин с просьбой разыскать его сына, от которого давно
нет писем с чеченской войны. "Отец Сергий, направлявшийся по церковным
делам в Дагестан, взял на себя благородную миссию разыскать потерянного
для родственников солдата" (Куранты). С целью их вызволения в Чечню
направилась делегация во главе еп. Дмитровским Иннокентием (зам.
пред. ОВЦС) и сопредседателем Союза мусульман России Ниязовым. Известия,
1.2.96 (И.Ротарь. "Захват православных священников — подарок дудаевцев
российским "ястребам"; здесь упомянуто, что Чистоусов "еще два с
половиной года назад ... был майором российской армии. ... Грозненский
священник не скрывал, что осуждает действия федеральных войск в
Чечне"); Московский комсомолец, Сегодня, Куранты, 31.1.96, Вечерняя
Москва, 1.2.96; Известия, 3.2.96.
Январь, 1996, Запрудня (Подмосковье). Здесь был ограблен молельный
дом "Преображение Господня": два школьника унесли икону, несколько
тысяч свечей (Комсомольская правда, 3.2.96).
1 февраля 1996 г., Москва. Все телепрограммы новостей показали,
как Патриарх (один, без всякого сопровождения, кроме генерала Барсукова)
посетил Президента в Кремле и подарил ему на день рожденья статуэтку
(золотую либо позолоченную) Владимира Крестителя. Фотография и информация
(с саркастическим оттенком: "Как-то одиноко в парадном кремлевском
интерьере смотрелась фигура патриарха Алексия II ... Не слишком
ли нагружают в последние уважаемого патриарха мирскими заботами:
покои ракетчиков освяти, президента поздравь" (А.Гамов, Комсомольская
правда, 3.2.1996). Более никто из общественных деятелей публично
президента не поздравлял.
2 февраля 1996 г., Москва. Открылся 8 Фестиваль духовной музыки
(в Большом зале консерватории. Все участники выступают бесплатно.
"В программе фестиваля участие народных казачьих ансамблей ... ансамбля
"Рустави". - Г.Ореханова, Советская Россия, 27.1.96.
2 февраля 1996 г., Рим. Практически все газеты перепечатали сообщение
миланского еженедельника "Ки" о том, что дочь Сталина Светлана Аллилуйева
уже несколько лет как стала монахиней в католическом монастыре.
Еженедельник напечатал ее письма к своему духовнику Джованни Гарболино
("Дочь Сталина постриглась в монахини" - Советская Россия, "Дочь
Сталина ушла в монастырь?" - Комсомольская правда, "Что сказал бы
"Отец народов", узнав, что его дочь постриглась в монахини" - Российская
газета, 3.2.96, А.Голованов. Дочь Сталина в швейцарском монастыре
решила искупить грехи отца. - Комсомольская правда, 7.2.96). О том,
что эта информация недостоверна, рассказала лишь газета Аргументы
и факты (16.2.96), сославшись на миссионера Дж. Гарболино, духовника
Аллилуевой. Он, впрочем, подтвердил, что она стала католичкой и
живет инкогнито в Италии.
1-3 февраля 1996 г., Москва. В здании МГУ прошла очередная научно-богословская
конференция Свято-Тихоновская богословского института. Присутствовало
от 200 до 400 человек в разные дни. Первый день в основном был посвящен
богословию В.Н.Лосского и проблемам отношений с католиками (включая
униатов). Резко антикатолическую позицию занял свящ. Валентин Асмус,
умеренную свящ. Николай Соколов. На второй день много дебатировался
вопрос о границах православия. Свящ. Олег Давыденков подчеркивал,
что православные должны иметь лишь один взгляд по вопросам догматов,
принятых Вселенскими соборами (т.е. считать дохалкидонские Церкви
еретическими). А.Кураев выступил с критикой теории переселения душ,
А.Дворкин с критикой кришнаитов. В.Махнач предложил реформировать
церковный суд, а также разделить Москву на епархии (Черемушкинскую,
Замоскворецкую). - А.Колымагина. Сретенский листок. - № 4 (43).
Февр. 1996.
7 февраля, Москва. Состоялся выпускной акт Свято-Тихоновского богословского
института. Степень бакалавра получили 62 человека, из которых 6
уже служат священниками, двое диаконами, а 10 преподают в самом
институте. На акт прибыл Патриарх Алексий II. - Православная Москва,
№ 66.
14 февраля, Петербург. Состоялась конференция христианских общественно-политических
организаций, осудившая попытки коммунистов выдать себя за православных.
- Свет Евангелия, 3.3.96.
17 февраля, Москва. Открылась библиотека христианской литературы,
организованная американскими реформатами: ул. Удальцова, 6, тел.
133-0393, в будни с 16-20, субботу 11-19, воскресенье 13-19.
21-22 февраля, Москва. В Российской Академии государственной службы
прошла международная конференция "Свобода совести в современном
демократическом государстве и обществе", организованная Международной
Ассоциацией Религиозной Свободы. В.Зоркальцев рассказал о новом
проекте Закона о свободе совести (ст. 11 ограничивает права иностранных
религиозных организаций). На конференции спорили сторонники и противники
ограничения свободы совести. - А.Корнева. - Свет Евангелия, 10.3.96.
27 февраля, Москва. В Российском фонде мира прошел круглый стол
"Религиозная ситуация и проблемы обеспечения безопасности РФ". Участники
потребовали принять новый Закон о свободе совести, ограничивающий
права иностранных миссионеров и неправославных верующих, подчеркивали,
что "угрозы национальной безопасности таятся не только в военной
и экономической, но и в духовно-нравственной сфере". Благовест-инфо,
№ 23.
6 марта, Московский Данилов монастырь. Здесь открылась конференция
"Роль религии в профилактике наркомании и превентивное антинаркотическое
образование". - Куранты, 6.3.96.
8-9 марта, Гомель. Валерий Камшилов, именующий себя "генерал-майор,
начальник штаба Союза казачьих войск России и зарубежья" заявил,
что президент Лукашенко решил построить на границе России, Украины
и Белорусские село Троицкое с храмом во имя Св. Троицы. По его словам,
Ельцин эту идею одобрил, как и патриарх Алексий. - Независимая газета,
13.3.96.
Комментарий. Самозванный командующий несуществующего штаба выступил
вполне в духе фюрера Лукашенко; удивительно, что Патриарх письменно
благословил начинание, кощунственно сопоставляющее три страны с
тайной Пресвятой Троицы.
12 марта, Калининград. Губернатор области Ю.Маточкин создал Совет
по делам религий, куда вошли представители православных, католиков,
протестантов, мусульман и иудеев. На первом заседании обсуждался
вопрос о борьбе с сектантами. - Благовест-инфо, № 25. Тот же бюллетень
сообщил, что власти Калининграда запретили католикам проводить в
университете конференцию памяти св. Адальберта.
Комментарий. Интересно, сколько раз нужно наступить на грабли,
чтобы понять, что борьба с сектантами, да ещё с помощью номенклатуры,
ведет к одному: начинают бороться с борцами.
15 марта, Москва. Президент Ельцин подписал указ "О мерах по реабилитации
священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий"
(Вечерняя Москва, Комсомольская правда, 16.3.96). Указ носит сугубо
декларативный характер. Указ издан после появления доклада Комиссии
при Президенте о гонениях на религиозные организации, составленного
А.Н.Яковлевым. В рецензии И.А. (Русская мысль, 24.1.96) отмечено,
что доклад касается только православных и "написан на привычном
советском чиновно-партийном жаргоне".
19 марта 1996 г., Москва. Православное политическое совещание провело
дискуссию об отношении к коммунизму. Академик Шафаревич заявил,
что "мировой коммунизм сегодня умер благодаря России". В.Аксючиц
сказал, что коммунизм "сегодня в нашей стране это явление синкретическое,
не сводимое только к классическим характеристикам" (видимо, имелось
в виду, что коммунисты не только анти-христиане и с ними теперь
можно иметь дело). - М.Неустроев, Православная Москва, № 69, март
1996.
30 марта 1996 года, Москва. Патриарх Алексий рукоположил во священника
диакона Михаила Дудко, заместителя главного редактора газеты "Православная
Москва". Год назад Дудко был в этот же день рукоположен в диаконы.
- Православная Москва, № 70, апр. 1996.
Комментарий. Следует отметить, что много лет не рукополагают во
священника диакона Андрея Кураева, не рукополагают ни одного из
рекомендованных о. Георгием Кочетковым людей. Таким образом, Патриарх
сознательно ведет отбор людей по принципу абсолютного верноподанничества:
Дудко последовательно воспевает любое деяние начальства и критикует
тех, кто идет вразрез с текущей линией руководства.
|