АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Бог есть, хотя есть епископ Спонг: почему не всякое отрицание Бога есть апофатика.
взгляд Ареопагита; Честертона;
С.Булгакова, 1916; Бердяев,
1927; очерк В.Лосского;
и политика 7.1.2000;
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. м’apoj‘atikoV — отрицательный)
БОГОСЛОВИЕ В БИБЛИИ, учение о Боге в Самом Себе, к-рое отрицает
возможность любого Его определения средствами человеческого языка
и понятий. Само А. б. возникло в Индии, где Божество определяется
как «не то и не то», а также в греч. философии (особенно у Платона).
В ВЗ термином, к-рый соответствует идее
апофатизма, является кодеш (*святость). Святость Божья — это не
просто нравств. категория, а абсолютная н е с о и з м е р и м о
с т ь Творца и твари. Корень слова кодеш происходит от глагола отделять.
Природа Божества запредельна миру; кто видит даже Его *Теофанию
(явление), не может остаться в живых (ср. Ис 6:1 сл.). Человек постигает
пути Божии лишь постольку, поскольку они открываются ему. Человеческие
мысли далеки от мыслей Божиих, как небо от земли (Ис 55:9). С этим
учением связан запрет делать изображение Божества. В НЗ также исповедуется
непостижимость Бога, но возвещается, что Бога, Которого не видел
никто, открыл Единородный Сын (Ин 1:18). См. также ст. Святость
в Библии.
l *Б у л г а к о в С., Свет Невечерний, Серг.Пос, 1917; Л о с с
к и й В.Н., Очерк мистич. богословия Вост. Церкви, БТ, сб. 8, 1972;
е г о ж е, Догматич. богословие, там же; O t t o R., Das Heilige,
Breslau, 19204 (англ. пер.: The Idea of the Holy, L., 1957).
|