Литература.
В.А.Лекторский
Программа курса по теории познания
Тема 1. Познание как предмет философского изучения
Познание и знание. Отличение знания от псевдо-знания как главная проблема в
философском подходе к изучению познания. Миф, религия, наука, философия в исследовании
познания. Роль критицизма в науке и философии. Проблема достоверности знания,
границ знания и философский скептицизм. Знание и реальность.
Взаимодействие теории познания и психологии познания: роль философских предпосылок
в психологических исследованиях - осмысление данных психологии в теории познания;
нормативизм философской теории познания - описание процессов и выявление их механизмов
в психологии. Взаимоотношения теории познания и логики: изучение логики языка
и правил рассуждения в логике - исследование возможностей и норм получения знания
и отличения его от не-знания в теории познания. Роль культурного контекста в производстве
и функционировании знания: теория познания, история культуры и история науки.
Теория познания и философия науки: изучение вне-научного знания (миф, обыденное
знание), взаимодействия вне-научного и научного знания в общем курсе теории познания;
теоретико-познавательные проблемы в курсе философии науки. Теория познания и философская
антропология: изучение познания в контексте человеческой жизнедеятельности в современной
теории познания; взаимодействие познания, эмоций и ценностей; место проблематики
сознания, самосознания, понимания и общения в курсе теории познания.
Информационная цивилизация и роль в ней производства и использования знаний.
Современная когнитивная наука и теория познания. "Когнитивная революция"
в психологии, социальных науках и теория познания.
Литература.
Теория познания.(под ред В.А.Лекторского и Т.И. Ойзермана). М., 1991, т. 2,
гл. 1 (автор -В.С.Швырев)
Тема 2. Восприятие как источник знания и вид познания. Сенсуализм, эмпиризм
Выделение ощущений и восприятий как источников опыта в классическом эмпиризме.
Ощущения, восприятия, представления и общие идеи с точки зрения эмпиризма. Эмпиризм
и сенсуализм. Трудности в осуществлении змпиристской программы. Эмпиризм как способ
критики наличной системы знания, как нормативная программа.
Первичные и вторичные качества у Локка. Критика этой теории со стороны Беркли.
Тезис Беркли о том, что "существовать значит быть воспринимаемым", его
обоснование Беркли и его современная оценка. Сенсуализм Беркли и критика им с
этих позиций традиционной метафизики и классической науки (идеи об абсолютности
пространства и времени классической механики и исчисления бесконечно-малых величин
в математике). Критика Юмом понятия причинности. Юм об основных видах ассоциации
идей, влияние Юма на развитие ассоциативной психологии. Мысленный эксперимент
Кондильяка с одинокой статуей и его современный смысл. Особая роль осязания в
отнесении ощущений к внешнему миру с точки зрения Беркли и Кондильяка. Элементы
опыта по Маху. Способы отличения иллюзии от реальности по Маху. Критика Махом
классической физики с позиций сенсуализма и его роль в становлении неклассической
физики и в развитии психофизики.
Изучение ощущений и восприятий в экспериментальной ассоцианистской психологии.
Некоторые факты, полученные в этом изучении: пороги чувствительности, взаимодействие
экстеро- и интерорецепторов, ассоциации ощущений, взаимодействие ощущений разной
сенсорной модальности. Философский эмпиризм как предпосылка ассоцианистской психологии.
Философские трудности объяснения восприятия в ассоцианистской психологии: несходство
рецепторного образа с реальным предметом (проблема Гельмгольца), проблема "гомункулюса",
"теория специфических энергий органов чувств".
Литература
Дж. Беркли. "Три разговора Гиласа с Филонусом". Разговор первый.
В кн. Д.Беркли. Сочинения. М., 1978, сс. 256-298
Д.Юм. "Исследования о человеческом познании". В кн. Д.Юм.
Сочинения в 2-х томах, том 2. М., 1965, сс. 19-26, 61-74
Э. Кондильяк. "Трактат об ощущениях". В кн. Э. Кондильяк.
Сочинения в 3-х томах, том 2. М., 1982, сс. 190, 195-227, 235-240. 247-248, 288-314.
Э.Мах. "Анализ ощущений и отношение физического к психическому".
М., 1908. сс. 23-47
Тема 3. Восприятие как вид познания. Трансцендентализм, феноменология
Восприятие как результат конструирования опыта априорными формами (чувственности
и рассудка) по Канту. Понятие опыта по Канту. Знание как совпадение с опытом в
кантовском понимании. Трансцендентализм в теории познания. Критика Кантом классической
метафизики с позиций его понимания опыта. Отличение субъективной связи восприятий
от объективного опыта по Канту. Трансцендентальное единство самосознания и его
роль в обосновании объективности чувственного опыта в философии Канта. Центральная
роль восприятия в феноменологии Гуссерля. Очевидность, восприятие и понятие феномена
по Гуссерлю.
Критика ассоцианизма в психологии восприятия. Гештальт-психология и влияние
трансцендентальной философии и феноменологии на ее философские предпосылки. Отрицание
понятия ощущения в гештальт-психологии. Опыты гештальт-психологов по изучению
непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Проблема инвариантности
восприятия в гештальт-психологии. Иллюзии восприятия как психологическая и философская
проблема. Кантовский конструктивизм и понимание восприятия в психологической концепции
Ж.Пиаже. Восприятие как действие. Объективное восприятие и "децентрация опыта"
по Пиаже. Стадии интеллектуального развития и разные типы восприятия по Пиаже.
Восприятие как опробование "объект-гипотез" в сенсорном опыте по Р.Грегори.
Литература
.И.Кант. Сочинения в 6 томах. Том 4, часть 1. Пролегомены ко всякой будущей
метафизике... М. 1965, сс. 95-122
Р. Арнхейм Искусство и визуальное восприятие. М., 1974
Э. Гуссерль. Философия как строгая наука. "Логос", М., 1910, .1
Тема 4. Восприятие как вид знания и "экологический подход "
к познанию
Восприятие в системе деятельности. Восприятие как процесс целостного взаимодействия
человека с воспринимаемой реальностью. Критика рецепторной теории восприятия.
Критика понимания восприятия как простого продукта внешнего воздействия на воспринимающего
человека и как особого "идеального предмета" (percept), существующего
в мире субъективности. Восприятие как непрерывный процесс извлечения информации
из внешнего мира, включенный в саму структуру реальности. "Образ мира"
как предпосылка восприятия отдельных предметов и их чувственных качеств. Амодальная
"схема мира" как условие восприятия. Взаимодействие "схемы мира"
и "схемы тела" в процессе восприятия. Самоотнесенность как условие объективности
восприятия.
Исследования в советско-русской психологии по изучению восприятия в системе
человеческой деятельности (А.Н.Леонтьев, А.А.Запорожец, В.П.Зинченко). "Экологический
подход" к изучению восприятия у Дж.Гибсона. Принципиально новое понимание
онтологии воспринимаемого мира в "экологическом подходе". Физический
мир и "окружающий мир". Феноменализм, реализм и "экологический
подход" в понимании восприятия. Понятие "окружающего мира" Гибсона
и понятие "жизненного мира" Гуссерля. Снятие проблемы первичных и вторичных
качеств в концепции Гибсона. Философский смысл "экологического подхода"
в теории восприятия.
Философия и психология в исследовании восприятия: различия и взаимодействие.
Сенсуализм и индуктивная модель знания. Кантовское понимание восприятия и априористская
модель знания. Перцептивная теория Р.Грегори и гипотезный подход к пониманию знания.
Советско-российская традиция анализа восприятия и теория Дж.Гибсона: онто-праксеологический
подход.
Понимание восприятия в рамках феноменализма, реализма, "теории отражения"
и онто-праксеологического подхода.
Литература
Дж. Гибсон. Экологический подход к зрительному восприятию.
М, 1988, сс. 30-81
А.Запорожец, Л.Венгер, В. Зинченко, А. Рузская. Восприятие и действие. М.,
1957
А.Н.Леонтьев. О путях исследования восприятия. В кн. : Восприятие и деятельность.
М. 1976
В.М. Розин. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает
мир. М., 1996. 31-92
Тема 5. Мышление как проблема теории познания. Возможность априорного знания
Мышление и восприятие. Восприятие как вид интеллектуальной деятельности. Визуальное
мышление. Общие представления и понятия.
Понятия и категории. Примеры категорий. Кант о роли категорий в восприятии
и мышлении. Гуссерль об "эйдетической" структуре восприятия и о роли
"эйдосов" в мышлении. Современная психология о категоризации восприятия
и о роли категорий в мышлении. Эволюционный подход к пониманию категорий: развитие
категориальной структуры мышления в процессе онтогенеза (Ж.Пиаже), в процессе
исторического развития культуры (сравнение категориальных структур обыденного
знания, мифа, научного знания, изменение категориальных структур мысли в историческом
развитии науки).
Индукция и дедукция как процедуры мышления. Несводимость мышления к индукции
и дедукции. Абстракция и идеализация. Мышление как продуктивное воображение. Роль
аналогии и наглядных моделей в мышлении.
Научное мышление и обыденное мышление: их отличие и взаимосвязь. Понятие научной
теории. Теория и гипотеза. Теоретическое и эмпирическое знание. Эмпирическое знание
и восприятие.
Мышление и опыт. Эмпиристские концепции отношения мышления и опыта: мышление
как особый способ описания данных опыта (сенсуализм), как гипотетико-дедуктивная
конструкция, сопоставляемая с опытом (логический эмпиризм), как конструкция, принципиально
опровергаемая в опыте (Поппер). Рационализм как понимание отношения мышления и
опыта, как исследовательская программа. Понятие априорного знания в программе
рационализма. Математика, логика и метафизика как исторические примеры априорного
знания. Априорное знание как знание мира идеальных объектов (Платон). Априорное
знание и теория "врожденных идей" (Декарт). Априорность как сознание
структуры трансцендентального сознания (Кант, Гуссерль). Априорное знание как
аналитическое знание (логический эмпиризм). Аналитические и синтетические суждения.
Аналитические суждения и тавтологии. Логика и математика как примеры аналитического
знания. Программа аналитической философии. Критика дихотомии суждений на аналитические
и синтетические (Куайн). Возможность понимания отношения мышления и опыта как
их взаимной критики. Концепция исследовательских программ Лакатоса и возможность
ее применения не только к научному мышлению, но также к математике, философии
и обыденному опыту.
Понятие существования. Реальное и идеальное существование. Применимость понятия
существования к абстрактным объектам (кривизна, прекрасное, справедливость, истина),
к идеальным объектам (математическая точка, идеально-твердое тело), теоретическим
объектам (атом, электрон, кварк). Идеи чистого разума по Канту и невозможность
заключения от их идеального существования к их реальному существованию. Кант о
невозможности метафизики в традиционном смысле. Критика Кантом онтологического
доказательства бытия Бога. Кант об антиномиях чистого разума.
Литература
Арнхейм Р. Визуальное мышление. В кн. Хрестоматия по общей психологии. М. 1981
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Там же.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, сс. 95-117,
182-204
Теория познания (под ред В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана).М., 1993. т.3, гл
3 (автор -В.С.Швырев)
Кант И. Пролегомены. Сочинения. т.4, часть 1.М.1965, сс. 147-189
Тема 6. Знания о прошлом, настоящем и будущем как компоненты когнитивного
процесса
Познание и время. Прошлое, настоящее и будущее: их границы. Проблема существования
прошлого и будущего. "Настоящий момент" и трудности с его определением.
Взаимопроникновение прошлого, настоящего и будущего в любом познавательном акте.
"Объективная память" как неосознаваемый процесс. Роль памяти в процессе
восприятия. Долговременная и кратковременная память. Восприятие как узнавание.
Восприятие как восприятие того, что частично уже перешло в прошлое (пример Б.
Рассела с восприятием звезд). Память и мышление. Роль памяти в единстве личности.
"Субъективная память" как сознательный процесс построения собственного
прошлого. Воспоминание как знание о прошлом. Физическое время, культурное время
и субъективное время воспоминаний. Кант о времени как о внутреннем чувстве. Субъективное
воспоминание как социально-культурный феномен. Невозможность воспоминаний у животных
и ребенка в раннем возрасте. Воспоминание как конструкция и проблема его объективности.
Возможность ложных воспоминаний (воспоминание как самообман). Воспоминания, образ
себя и субъективное единство личности.
Коллективная память. Память, культурные артефакты и традиция. Значение письменности
для коллективной памяти. Возможность ложной коллективной памяти. Познание прошлого
как специализированная деятельность. Невозможность "прямого доступа"
к прошлым событиям. Знание о прошлом как его реконструкция на основе "следов"
в настоящем. Влияние настоящего на знание прошлого. Гипотеза в знании о прошлом.
Проблема исторического источника. Проблема исторического факта. Альтернативность
прошлого. Роль контр-фактических допущений в познании исторического прошлого.
Роль антиципаций (предвосхищения будущего) и ожиданий в процессе восприятия.
Цель деятельности и восприятие. Проектирование будущего и образ себя. Проект и
прогноз. Возможность предсказания будущих событий. Границы предсказания. Предсказание
в закрытых, открытых и сложных самоорганизующихся системах. Альтернативность будущего
и сценарное прогнозирование. Трудности футурологии. Возможность самоосуществляющегося
прогноза ("эффект Эдипа"). Утопизм как тип сознания: критика настоящего
с позиций образа будущего, не укорененного в действительности.
Объяснение и предсказание. Критика теории симметрии между объяснением и предсказанием.
Возможность предсказания без объяснения и объяснения без предсказания. Возможность
объяснения в историческом познании, невозможность использовать эти знания для
предсказания. Границы познания прошлого и будущего.
Литература
А.Бергсон. Собрание сочинений. Том 1. М., 1992. Материя и память сс. 160-270
Л.С.Выготский, А.Р.Лурия. Этюды по истории поведения. М., 1993, сс. 79-95,
163-174
М.С.Роговин. Философские проблемы теории памяти. М.1966, сс 20-68
К.Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992, гл 25
Тема 7. Познание и язык
Язык как средство коммуникации и средство познания. Язык животных и язык человека.
Язык жестов и словесный язык. Естественный и искусственные языки. Значение и смысл.
Влияние языка на процесс и результат восприятия. Язык и мышление. Возможность
мышления без языка и языка без мышления. Письменные тексты и объективация знаний.
Искусственные предметы (орудия труда, приборы, инструменты и т.д.) как средства
коммуникации. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Возможность
адекватного перевода информации с одного языка на другой. Опыт интеллектуального
воспитания слепоглухонемых детей в Загорской школе-интернате.
Литература
Новое в лингвистике. Вып 1, М., 1960, сс. 130-160
Теория познания (под ред В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана). М., 1991. т.2.,
гл. 14 (автор Г.А.Брутян)
С.А.Васильев. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности.
Киев, 1974
Э.В.Ильенков. Становление личности: к итогам научного эксперимента. Коммунист,
М., 1977, .2
Достоверность, очевидность и знание. Знание как вера, предмет которой реально
существует и которая может быть обоснована. Психологическая уверенность и эпистемическая
очевидность. Роль веры в восприятии. Роль веры в мышлении. Вера и гипотеза. Вера
и мнение. Вера и убеждение. Вера необоснованная, вера фанатичная и вера рациональная.
Степени рациональности веры. Очевидность, вероятное знание, вера. Вера как доверие
авторитету. Роль авторитета и традиции в познании. Роль веры в принятии парадигмы
познания, познавательной традиции. Вера и предрассудок. Вера и критицизм.
Сходства и отличия веры в научном познании и в религии. Вера и знание в науке,
вера и знание в религии.
Юм о роли веры в принятии положений о существовании внешнего мира, других людей,
причинно-следственных зависимостей. Кант о "чистой вере", противостоящей
познанию, но остающейся в пределах разума.
Литература
Б.Рассел. "Человеческое познание". М.,1957. Часть 2. Глава V. Задержанные
реакции: познание и вера. Глава XI. Факт, вера, истина и познание. сс.178-182
У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта. М. 1993. Лекция III, лекции XVI
и XVII
С.Л.Франк. Духовные основы общества. М., 1992. сс.220-230
П.Вайнгартнер. Сходство и различие между научной и религиозной верой. "Вопросы
философии", 1996, . 5
Тема 9. Личное знание, коллективное знание
Понятие личного знания. Неявное знание и личное знание. Фокус, периферия и
фон знания. Неявное знание и вера. Возможности экспликации неявного знания и "инженерия
знания".
Коллективное знание. Виды коллективного знания: знание, объективированное в
текстах, распределенное знание. Коллективное знание и мир идеального. Физический
мир, субъективный мир, идеальный мир. Коллективная память и коллективные представления.
Роль неявных компонентов в коллективном знании. Платон об идеальном мире. Гегель
об объективном знании. Концепция Поппера об объективном знании как не предполагающем
познающего субъекта. Концепция идеального Э.В. Ильенкова.
Литература:
М.Полани. Личностное знание. М., 1985. гл. 4
К. Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983, сс. 439-459
Э.В.Ильенков. Проблема идеального. "Вопросы философии", .. 6,7. 1979
Теория познания.т.2.М.1991 (под ред В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана). гл. 11
(автор-Л.А.Микешина)
Тема 10. Интуиция как проблема теории познания.
Понятие чувственной интуиции в истории теории познания. Сходство и отличие
чувственной интуиции и восприятия. Интуиция и очевидность. Понятие интеллектуальной
интуиции в истории теории познания. Интеллектуальная интуиция и априорное познание.
Декарт и рационализм об интеллектуальной интуиции. Кант об интеллектуальной интуиции.
Кантовское понимание интуиции и современный интуиционизм в философии математики.
Гуссерль об интуиции. Интуитивистская теория познания Н.Лосского. Интуитивизм
в рамках философского интеллектуализма и в рамках иррационализма (интуитивизм
А. Бергсона).
Неявное знание и интуиция: их взаимосвязь и отличия. Интуиция как форма непосредственного
постижения истины и как форма познавательного открытия. Творчество и открытие
как проблемы теории познания. Интуиция и инсайт. Интуиция как форма мышления.
Интуиция в обыденной жизни, в математике и в науке.
Литература
Н.О.Лосский. Избранное. М., 1991. сс. 100-105, 300-307
М.Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. сс. 92-150
Интуиция, логика, творчество. М., 1987. Я.А.Пономарев. Основные звенья психологического
механизма творчества. сс. 5-23
Тема 11. Необычный опыт: галлюцинации, иллюзии, сновидения. Паранормальные
явления:миф или реальность?
Критерии отличения сна от реального опыта. Тезис о том, что весь наш опыт является
лишь сновидением (Декарт, Шопенгауэр) и способы его опровержения. Сновидения как
часть осмысленного опыта. Сновидения в рамках культурно-исторической концепции
познания. Конструирование сновидений.
Галлюцинации и реальный опыт. Непрерывность опыта и галлюцинации как нарушения
этой непрерывности по Канту. Способы различения иллюзии и реальности (как функциональной
связи элементов) по Маху. Иллюзии и реальность в рамках деятельностно-онтологической
концепции опыта.
Т.н. экстра-сенсорное восприятие и невозможность непосредственного восприятия
прошлых и будущих событий. Возможности психического общения без посредников.
Литература
Л.Васильев. Таинственные явления человеческой психики. М., 1962, гл. VI, VII,
VIII.
З.Фрейд. Введение в психоанализ. Лекции. Часть вторая. Сновидения. М.,1989
П.Гарфильд. Т.Тулку Ринпоче. Управление сновидениями. М., 1994. Творческий
сон. Главы 1-5
Тема 12. Познание в жизненном контексте: переживание как компонент познавательной
деятельности.
Познание и переживание. Переживание, эмоции, чувства. Понимание эмоций в качестве
помехи познанию в истории теории познания. Спиноза о "страстях души".
Эмоции как способы постижения неразумной сущности мира в философском иррационализме
(Шопенгауэр, Бергсон). Понимание эмоций как рудиментов неудавшихся инстинктов
в современной психологии. Сартр об эмоциях как о способе ухода от принятия ответственного
решения. Феноменология эмоций у Гуссерля и Шелера.
Понимание эмоций как способов когнитивной деятельности. Информационная теория
эмоций. Эмоции как способ культурно-социального конструирования мира (Р. Харре).
Роль эмоций в принятии и защите познавательной парадигмы (страстность, приверженность,
доверие). Беспристрастность и страстность в обыденном и научном познании. Роль
эмпатии в изучении человека в обыденной жизни и в науке (история, искусствознание,
психология, психиатрия).
Литература
Ж.-П. Сартр. Очерк теории эмоций. В кн. :Психология эмоций. Тексты. М. 1984,
сс. 108-137
П.В.Симонов. Информационная теория эмоций. Там же. сс.178-185
М. Полани. Личностное знание. М., 1985, гл. 6 .Страстность научного познания.
Гл.9. Самоотдача.
Тема 13. Проблема Я и структура опыта
Взаимосвязь знания о мире и знания о Я. Схема тела и схема мира. Я как тело,
как сознание, как центр психической жизни. Я и субъект познания и деятельности.
Я и личность. Возможность существования личности без Я и Я без личности.
"Сogito ergo sum" (Декарт) и классическая традиция теории познания:
познание как самосознание. Понимание Я в философии эмпиризма (Юм, Мах) и трансцендентализма
(Кант, Гуссерль). Эмпирический субъект, трансцендентальный субъект, коллективный
субъект.
Я, "другие" и проблема интер-субъективности. Единство и множественность
Я.
Самосознание и саморефлексия. Интроспекция, ее возможности и границы. Самосознание,
самопознание и образ Я. Рефлективное и действующее Я. Адекватность и неадекватность
образа Я. Проблема личной самоидентификации и кризисы индивидуальной и личной
самоидентификации.
Литература
С.Л.Рубинштейн. Человек и мир. В кн.: С.Л.Рубинштейн. Проблемы общей психологии.
М., 1976
В.А.Лекторский. Субъект, объект, познание. М., 1980, Раздел 2, гл. 1 ,2
Ф.Т. Михайлов. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
В. Хесле. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. "Вопросы
философии", . 10, 1994
М.А.Розов. Рефлектирующие системы, ценности и цели. В кн. :Идеал, утопия и
критическая рефлексия (под ред В.А.Лекторского), М., 1996, с. 188-242
Тема 14. Познание другого человека
Я и другой. Я для себя и Я для другого. Необходимая роль другого в моем познавательном
опыте. Мой опыт глазами другого и опыт другого в моей познавательной перспективе.
Отношение к другому как к себе и к себе как к другому. Диалог как взаимодействие
познавательных горизонтов моего и другого. Познание и понимание.
Взаимосвязь познания, понимания и интерпретации в контексте коммуникации. Диалог,
полилог и проблема интерпретации текстов. Речь и текст. Меж-субъектная и внутри-субъектная
коммуникация в процессе познания. Акт познания как акт коммуникации. Анализ познавательных
коммуникаций и герменевтика.
Современное значение идей М.Бахтина о Я, другом и диалоге.
Литература.
М.Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1986
В.С.Библер. От наукоучения к логике культуры. М., 1991, сс. 288-302
Тема 15. Сознание и бессознательное как предмет теории познания
Познание, сознание и бессознательное. Европейская традиция теории познания
как философии сознания. Роль бессознательного в познавательной деятельности. Бессознательное
и неявное знание. Бессознательные компоненты в восприятии. Бессознательные мысли.
Возможность неосознаваемых эмоций. Бессознательное, воображение и творчество.
Бессознательное и проблема единства Я. Бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.
Роль языка в структурировании сознания и бессознательного.
Как возможно сознательное знание о бессознательном. Теоретико-познавательный
статус психоанализа как интерпретации и как объясняющей науки.
Литература
М.К. Мамардашвили. Анализ сознания в работах Маркса. "Вопросы философии",
1968, .1
В.П.Зинченко, М.К. Мамардашвили. Проблема объективного метода в психологии.
"Вопросы философии", 1977, .7
Ф.Т.Михайлов. Загадка человеческого Я. М., 1976
А. Шерозия. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979
Тема 16. Познание и деятельность.
Противопоставление естественного и искусственного (сделанного) в античной культуре
и философии. Снятие этого противопоставления в философии Нового Времени. Интерпретация
знания как возможности сконструировать. Проблема связи познания и порождения предметного
мира в немецкой философской традиции: Кант, Фихте, Гегель, Маркс. Роль предметов-посредников
(орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки языка, изображения и т.д.) в познавательной
деятельности:восприятие, мышление, коммуникация. Данность, очевидность и деятельность.
Деятельность и операция. Схемы деятельности и схемы познания. Познание и проективно-конструктивная
деятельность. Деятельностный подход в теории познания и когнитивных науках. Теория
деятельности в отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн). Традиции
исследования проективно-конструктивной деятельности в отечественной философии.
Литература
Деятельность: теория, методология, проблемы (под ред. В.А.Лекторского). М.,
1990
В.С.Степин, Л.С. Томильчик. Практическая природа познания и методологические
проблемысовременной физики. Минск, 1970
Тема 17. Рациональность в познании и деятельности
Рациональность как ценность культуры. Возможность исторического подхода к рациональности.
Единство рациональности и различие ее типов. Ценностная рациональность и целе-рациональность.
Рациональность и особенности технологической цивилизации. Становление неклассической
рациональности. Рациональность в научном и не-научном познании. Структурное и
функциональное понятие о рациональности. Возможность рациональной цивилизации.
Проблема нового типа рациональности и "философия нестабильности" И.Пригожина.
Проблема рациональности познания и действия в работах К.Поппера, М.Фуко и Ю.Хабермаса.
Литература
М.К.Мамардашвили. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси,
1985
Н.С.Автономова. Рассудок, разум, рациональность. М., 1986
Исторические типы рациональности. Том 1 (под ред В.А.Лекторского). М., 1995,
Раздел 1
Тема 18. Вненаучные формы знания
Многообразие форм и типов знания. Обыденное знание и его роль в в становлении
и функционировании науки. Философское знание и его взаимоотношение с наукой. Миф
как вид познания. Паранаучные формы знания. Историческая изменчивость отношений
научного и вненаучного знания. Научная экспертиза и вненаучное знание. Проблема
вненаучного знания с точки зрения теории познания.
Литература
Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990 (под ред И.Т.Касавина)
Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996 (под ред И.Т.Касавина, В.Н. Поруса)
Истина как центральная тема теории познания. Классическая концепция истины
как соответствия знания и предмета: Аристотель. Истина как когеренция: Кант, логический
позитивизм. Истина как полезность: Дьюи. Истина как идеологический феномен: А.Богданов,
современная социология научного познания.
Истина и ложь. Истина и заблуждение. Истина и иллюзия. Скептицизм, феноменализм,
релятивизм и реализм в теории познания. "Теория отражения" как неадекватная
формулировка реалистической позиции в теории познания. Смена познавательных парадигм,
познавательных традиций и возможность объективной истины. Истина и правдоподобие.
Понятие степени правдоподобия (Поппер). Истина как идеал познавательной деятельности.
Концепция многослойности реальности и наличия истин разного типа. Взаимоотношение
истин науки и истин здравого смысла: конфликт и взаимодействие. Проблема "двух
стульев" А. Эддингтона (стул с точки зрения обыденного познания и с точки
зрения атомной физики).
Литература.
Теория познания (под ред. В.А.Лекторского, Т.И. Ойзермана), М., 1991, т.2,
гл 17 (автор- Т.И.Ойзерман), гл. 18 (автор Ф.А. Лазарев)
ПРОГРАММА КУРСА "ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И КОГНИТИВНЫЕ НАУКИ"
Ответственный редактор и составитель: д.ф.н. В.А.Лекторский
1. Познание как проблема философии
Необходимость исторического подхода к вечным проблемам эпистемологии. Онтология,
эпистемология и философия человека в исторической перспективе. Эпистемология,
философия и методология науки. Проблема знания в античной философии: знание и
созерцание. Эпистемология в философии Нового Времени: знание и деятельность. Кант
и классическая эпистемологическая традиция. Проблема познания в русской философской
культуре: онтологический смысл познания. Познание, переживание, ценностное отношение.
Познание и полнота человеческого опыта. Познание в экзистенциальном измерении
и как ценность культуры. Изменение представлений о взаимоотношении познания, личного
опыта и науки в истории культуры. Современные подходы в эпистемологии как выражение
ее неклассического характера: эволюционная эпистемология, новые связи эпистемологии,
психологии, социальных наук, когнитивных наук. Эпистемология и проблемы ис- кусственного
интеллекта. Перспективы "информационной цивилизации" XXI века и новый
контекст обсуждения эпистемологических проблем.
Литература 87 Гносеология в системе философского мировоззрения. М., 1983. Теория
познания. М., 1992. Т. 2, гл. 1 (автор - В.С.Швырев). Рассел Б. Человеческое познание,
М., 1957. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965. Ракитов А.И. Философия
компьютерной философии. М., 1991.
2. Познание - социально-культурный феномен
Поли-субъективный характер познавательной деятельности. Личностное и коллективное
знание. Роль коммуникации и социальной трансляции в познавательной деятельности.
Понятие познающего субъекта и эпистемологического коллектива. Внешняя и внутренняя
социальность познания. Познавательная традиция как единство когнитивных, социальных
и культурных компонентов. Понятие социальной эпистемологии.
Литература
Теория познания. Т. 2, гл. 10 (авторы: А.Ф.Зотов и Н.С.Смирнова). Лекторский
В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. Разд. 2, гл. 4, п. 4. Касавин И.Т. Познание
в мире традиций. М., 1990. Харре Р.Социальная эпистемология//Вопр. философии.1992.
№ 2.
3. Проблема обоснования знания
Обоснование знание как центральная проблема классической эпистемологии. 88
Сенсуалистическая и рационалистическая программы обоснования. Понятие эпистемологического
фундаментализма. Антифундаментализм как черта современной эпистемологии. Возможна
ли антифундаменталистская эпистемология? Программа "натуралистической"
эпистемологии (Куайн). Эпистемологический анти-фундаментализм и пост-модернизм.
Литература
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 1, гл. 2, п.1; разд. 2, гл.
4, п. 2. Никитин Е.П. Природа обоснования. М., 1981. Никитин Е.П. Открытие и обоснование.
М., 1988. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
4. Анти-реализм и реализм в эпистемологии
Анти-реализм как характерная черта западной эпистемологической традиции: феноменализм
(Беркли), конструктивизм (логический позитивизм). Трудности анти- реалистической
интерпретации познания. Реализм в современной эпистемологии: непо- средственный
реализм (Армстронг), критический реализм (Бунге), символический реализм (Максвелл).
Проблемы и трудности реалистической интерпретации познания. Презентационизм и
репрезентационизм. "Теория отражения" как неадекватное выражение реалистической
эпистемологии, необходимость критического переосмысления этой теории. Спор реализма
и анти-реализма в контексте эволюционной эпистемологии и современных когнитивных
наук. Референция и репрезентация в составе знания. Операциональный характер репрезентации.
Виды репрезентаторов. Историческое развитие репрезентации.
Литература Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965. Бунге М. Философия
физики. М., 1975. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное познание. М.,
1988. Розов М.А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний. Новосибирск, 1977.
5. Знание и вера
Доверие, уверенность, вера. Уверенность, очевидность, интуиция. Очевидность
и дискурсивность знания. Психологическая уверенность и эпистемическая очевидность.
Религиозная вера и знание. Эпистемология и философия религии. Разумная и противоразумная
вера. Вера и мнение. Очевидное знание, вероятное знание, вера. Вера и предрассудок.
Вера и критицизм. Вера и познавательная парадигма. Пересмотр взаимоотношений веры
и знания в свете современной когнитивной социологии.
Литература
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Полани М. Личностное знание.
М., 1985.
6. Явное и неявное знание
Фокус, периферия и фон знания. Понятие неявного знания. Роль неявных компонентов
в личностном и коллективном знании. Неявное знание в опыте, мышлении, действии
и коммуникации. Проблема неявного знания в современной когнитивной социологии
(Полани, Малкей) и неклассические пути в эпистемологии.
Литература
Полани М. Личностное знание. М., 1985. Малкей М. Наука и социология знания.
М., 1983. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 2, гл. 4, п. 1. Теория
познания. Т. 2, гл. II (автор - Микешина Л.А.).
7. Перцепция как проблема эпистемологии, психологии и когнитивных наук
Классическая постановка проблемы перцепции в западной эпистемологии и психологии
(Локк, Беркли, Юм, Кант) и необходимость ее пересмотра. Особенности анализа восприятия
в эпистемологии и психологии. Восприятие как данность и как деятельность. Восприятие
и проблема очевидности. Реальность и иллюзия. Восприятие внешнего и внутреннего
мира. Чувственные модальности и амодальная схема мира. Операционалистская интерпретация
восприятия (Пиаже), и "экологический подход" в теории восприятия (Гибсон).
Проблема восприятия в лингвистической философии: поздний Виттгенштейн, Ст. Тулмэн.
Восприятие и познавательная парадигма: Т.Кун. Возможность познания "без восприятия"
(П.Фейерабенд). Феноменологический анализ восприятия (Гуссерль, Мерло-Понти) и
его современное значение. Феноменологический анализ восприятия (Гуссерль, Мерло-Понти)
и его современное значение. Феноменологическая и интутивистская традиция анализа
восприятия в русской философии: Г.Шпет, Н.Лосский. Понятие "чувственных универсалий".
Воспри- ятие и понятие "жизненного мира". "Жизненный мир"
и "экологический подход" в теории восприятия. Восприятие и когнитивные
науки. Возможность моделирования восприятия.
Литература
Беркли Дж. Опыт новой теории зрения. Казань, 1912. Мах Э. Анализ ощущений и
отношение физического к психическому. М., 1907. Пиаже Ж. Избранные психологические
труды. М., 1969. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. Гуссерль Э. Кризис
европейского человечества и философия//Вопр. философии. 1986. № 7. Запорожец А.,
Венгер Л., Зинченко В., Рузская А. Восприятие и действие. М., 1957. Гибсон Дж.
Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. Восприятие и деятельность.
М., 1976.
8. Схема мира, схема тела, структура опыта и проблема я
Взаимосвязь знания о мире и знания о Я. Уникальность места эмпирического субъекта
в структуре опыта. Схема тела и схема мира. Я, мое тело и "другие",
"здесь" и "там", "теперь" и "тогда". Личный
опыт и проблема интер-субъективности. Гетерогенность субъектов и возможность разрывов
в познавательном опыте. Проблема "онтологической релятивности". Единство
и множественность Я.
Литература
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 2, гл. 1,2. Леонтьев А.Н.
О путях исследования восприятия//Восприятие и деятельность. М., 1976.
9. Опыт, интуиция и интеллект
Узкое и широкое понимание опыта. Возможность опытного восприятия категориальных
схем и "сущностных эйдосов" познания (Гуссерль). Возможна ли интеллектуальная
интуиция? Понятие "визуального мышления" (Арнхейм). Роль очевидности
и интеллектуальной деятельности, наглядности и дискурсии в мышлении. Операционалистская
концепция восприятия и мышления. Мышления как деятельность как процесс и как интеллектуальное
схватывание. Восприятие, мышление и продуктивное воображение. Прерывность и непррывность
мышления. Творчество и отрывание как проблемы эпистемологии. Возможность моделирования
мышления.
Литература
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Пиаже Ж. Роль действия
в формировании мышления//Вопр. психологии. 1965. № 6. Гуссерль Э. Философия как
строгая наука//Логос. М., 1910. № 1. Библер В.С. Мышление как творчество. М.,
1975. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.
10. Познание другого человека
Я и "другой". Я для себя и Я для "другого". Необходимая
роль "другого" в моем познавательном опыте. Мой опыт глазами "другого"
и опыт "другого" в моей перспективе. Отношение к "другому"
как к себе и к себе как к "другому". Диолог как взаимодействие познавательных
горизонтов моего и "другого". Познание и понимание. Современное значение
идей М.Бахтина. Я и "другом".
Литература
Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. Рубинштейн С.Л. Человек
и мир//Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
11. Коммуникация как проблема эпистемологии
Взаимосвязь познания, понимания и интерпретации в контексте коммуникации. Диолог,
полилог и проблема интерпретации текстов. Речь и текст. Язык, познавательная онтология
и тезис и невозможности "радикального перевода" (Куайн). Меж- субъективная
и внутри-субъективная коммуникация в процессе познания. Акт познания как акт коммуникации.
Структуралистские и пост-структуралистские интерпретации познания. Эпистемология,
ана- лиз познавательных коммуникаций и герменевтика.
Литература
Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975. 95 Теория познания. Т. 2, гл.
6 (автор - Г.С.Батишев). Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа
в гуманитарных науках. М., 1977.
12. Познание, деятельность и артефакты
Противопоставление естественного и искусственного (сделанного) в античной культуре
и философии. Снятие этого противопоставления в философии Нового Времени. Интерпретация
знания как возможности сконструировать. Проблема связи познания и порождения предметного
мира в немецкой филсофской традиции: Кант, Фихте, Гегель, Маркс. Роль предметов-посредников
(орудия, вещи, приборы, инструменты, знаки языка, изображения и т.д.) в познавательной
деятельности: восприятие, мышление, коммуникация. Деятельность, данность, очевидность.
Деятельность и операция. Схемы деятельности и схемы познания. Познание и проективно-конструктивная
деятельность. Деятельностный подход в эпистемологии и когнитивных науках. Теория
деятельности в отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн). Традиция
исследования проективно-конструктивной деятельности в отечественной философии:
работы А.А.Богданова, исследования за последние тридцать лет.
Литература
Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. Степин В.С., Томильчик
Л.С. Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики.
Минск, 1970.
13. Сознание, бессознательное и язык
Познание, сознание и бессознательное. Европейская традиция философии сознания.
Проблема сознания в работах М.Мамардашвили. Роль бессознательного в познавательной
деятельности. Бессознательное, воображение и творчество. Бессознательное и подсознание.
Бессознательное и неявное знание. Бессо- знательное и проблема единства Я. Роль
языка в структурировании сознания и бессознательного. Подход к бессознательному
с точки зрения теории языкового дискурса. Психоанализ как поле для эпистемологии.
Эпистемологический статус психоанализа как интерпретации текста и как объясняющей
науки (Фрейд, Лакан)
Литература
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса//Вопр. философии. 1968.
№ 6. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии//Вопр.
философии. 1977. № 7. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт
междисциплинарного подхода//Вопр. философии. 1988. № 11. Михайлов Ф.Т. Загадка
человеческого Я. М., 1976.
14. Субъективированное и объективированное знание
Возможность существования знания в субъективированной (личностной) и объективированной
(коллективной) форме. Объективированное знание и артефакты. "Коллективная
память" и "коллективные представления". Объективированное знание
и меж-субъективная коммуникация. Идея К.Поппера о "3-х мирах": мире
физических предметов, мире индивидуально-психическом и мире объективного знания.
Концепция Э.Ильенкова о природе идеального. Анализ этих идей в контексте информационной
эпистемологии.
Литература
Полани М. Личностное знание. М., 1985. Поппер К. Логика и рост научного знания.
М., 1983. Ильенков Э.В. Проблема идеального//Вопр. философии. 1979. №6.
15. Познание, самопознание и рефлексия
Рефлексные и не-рефлексные системы. Познание как система с рефлексией. Самосознание
и саморефлексия. Самосознание, самопознание и "образ Я". Адекватность
и неадекватность "образ Я". Взаимодействие рефлективных и нерефлективных
процессов в развитии индивидуального и коллективного знания. Пересмотр классических
представлений обо обосновании знания и о роли рефлексии в этом процессе. Пересмотр
классического представления об эпистемологии как философии самосознания.
Литература
Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990. Лекторский
В.А. Субъект, объект, познание. Разд. 2, гл.4, п.1 и 3. Швырев В.С. Анализ научного
познания. М., 1988.
16. Рациональность в познании и деятельности
Рациональность как ценность культуры. Возможность исторического подхода к рациональности.
Единство рациональности и различие ее типов. Ценностная рациональность и целе-рациональность.
Рациональность и особенности технологической цивилизации. Становление неклассической
рациональности. Рациональность в научном и не-научном познании. Структурное и
функциональное понятие о рациональности. Возможность рациональной цивилизации.
Проблема нового типа рациональности и "философия нестабильности" И.Пригожина.
Проблема рациональности познания и действия в работах К.Поппера, М. Фуко и Ю.Хабермаса.
Литература Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеал рациональности.
Тбилиси, 1985. Швырев В.С. Анализ научного познания. М., 1988. Автономова Н.С.
Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. Пружинин Б.И. Рациональность и историческое
единство научного знания. М., 1986. 99
17. Вненаучные формы знания
Многообразие форм и типов знания. Обыденное знание и его роль в становлении
и функционировании науки. Философское знание и его взаимоотношение с наукой. Миф
как вид познания. Паранаучные формы знания. Историческая изменчивость отношений
научного и вненаучного знания. Научная экспертиза и вненаучное знание. Проблема
вненаучного знания с точки зрения эпистемологии. Литература Заблуждающийся разум?
Многообразие вненаучного знания /Под ред. И.Т.Касавина. М., 1990. Знание за пределами
науки /Под ред. И.Т.Касавина. М., 1990. |