Яков Кротов
Лк. 3, 32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
№3 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
См. оглавление истории до Христа.
САЛМОН И РАХАВ
ОВИД
Между завоеванием Палестины, в котором участвовал Наассон, и царём Давидом - 3 поколения и эпоха не в одну сотню лет, описываемая книгой Судей. Маловато! Длительность жизни при этом значения не имеет. Иисус Навин дожил до 111, но никто не утверждает, что он сыновей рожал после 100. Либо приходится предполагать, что 7 человек подряд рожали своих первенцев в очень позднем возрасте, в 50, а то и в 60 лет. Впрочем, почему бы и нет?
Все смешалось в доме Давидове! Дедушка Давида, Овид,
по рассказу книги Руфь, не столько сын Вооза и Руфи, сколько сын
Ноемини. "Соседки нарекли ему имя и говорили: "у Ноемини
родился сын" (Руфь, 4, 17). При этом Ноеминь свекровь Руфи
не по Воозу, а по дальнему родственнику Вооза. Так что не только
мужчины страдали от жажды -- не потомства, нет, дети как таковые
их не интересовали -- а вечной жизни в потомстве. Уж как они это
себе представляли!.. Но Господь нас на это купил, пообещав многочисленное,
как песок, потомство. Вместо того, чтобы из камней делать людей,
давайте людей превращать в песок. Разумеется, остается в результате
такого фокуса сплошная условность, когда за потомство идут и приемные
дети, и духовные.
"И говорили женщины Ноемини: благословен Господь,
что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя
его в Израиле! Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей,
ибо его родила сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя
лучше семи сыновей. И взяла Ноеминь дитя сие, и носила его в объятиях
своих, и была ему нянькою" (Руфь 4, 14-16).
Современная история тоже знает множество бабушек,
которые конфисковывали внуков: в России самая знаменитая Екатерина
Секунда, отобравшая у Павла внука Александра. Не поэтому ли Александр
вырос с такой слабиной в женском вопросе? Во всяком случае, с Овидом
соседки ошиблись. Библия ничего не говорит о том, как Овид кормил
бабушку на закате ее дней. Пожелание "да будет славно имя его"
не сбылось. Зато Библия сообщает, что сын Овида Иессей пользовался
довольно жалкой репутацией, напоминающей о Воозе.
"Сын
Иессеев" звучало оскорбительно: голытьба, голь перекатная. Неизвестно, были
ли у Овида другие дети, но от Иессея у него было восемь внуков и две внучки (причем
внучки приемные -- возможно, Иессей тоже исполнял обычай левирата). Ну зачем иметь
потомство как песок -- это же какое-то песочное потомство!
Благословенны предохраняющиеся, ибо благодаря им
обнаружилась глубина человеческой свободы! Выяснилось, что нет никакого
такого неодолимого "инстинкта размножения", что забота
о карьере, деньгах и пр. и пр. ("пр." - может быть и "православие",
в его монашеской форме) без особых затруднений преодолевают позывы
к размножению -- если только они есть. Секс - да, размножение -
надо подумать. В крайнем случае, человек уступает общественному
мнению. Конечно, это такая же крайность, как сверхозабоченность
Ноемини "размножением" своей семьи -- совершенно фиктивным,
символическим. Истина лежит где-то посередине как Даная, заплесканная
серной кислотой человеческого безумия.
ИСТОРИЯ ГЕДЕОНА
Приходится считать, что сын и внук Салмона были свидетелями всей эпохи Судей - а это не одно столетие. Что ж, остаётся приглядеться, "а судьи кто".
Судью Гедеона Павел называет пророком, но Гедеон пророк своеобразный. Да, он взялся за меч не из милитаризма, а по велению Божию. Да, богоявление Гедеону было одно из самых милых: роса выпадала там и только там, где просил Гедеон, а просил он дважды в противоположных местах. Только уж очень радикально он взялся за меч. Точнее даже, за "молотильные зубчатые доски" - не хочется даже выяснить, как выглядели эти доски, на которых Гедеон замучал врагов. С любовью к врагам замучал, не сомневаюсь, бесстрастно, но всё-таки молотильные зубчатые доски... МТЗ... Конечно, можно сказать про пресловутый Дух Времени, но Библия - про Дух Времени или про Дух Божий? А уж согражданам Гедеона как понравились эти МТЗ... Совсем как древние славяне возопили: "Владей нами!" Ответ Гедеона, пожалуй, есть единственное, что напоминает о Евангелии: "Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами". Как к Иисусу сколько раз приставали: будь нам царём; а то и прямо - ты Царь, давай! А Он всё отрицает и отрицает, и на Небо показывает. И то сказать: нам нужен царь или титул? Как в анекдоте: вам доехать или вам шашечки? "Христианское богословие" есть рисование шашечек - и это милость Божия, что в данном случае шашечки рисуют на такси, хотя вероятность подобного совпадения исчезающе мала. Ведь на Небо может довезти одно-единственное такси, а машин с шашечками легион.
|