23 нояб. 1980. "Встань, спящий, и воскресни из мертвых..."
Публикации: Русская мысль. - 1991. - #3864. - 1 фев. - Спец. прил. - С. I. -
Свет во тьме, 58-59.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос!" - так пели христиане с первых дней существования Церкви. Этот призыв обращен и к нам потому, что душа наша спит глубоким тяжелым сном: сном лености, косности, греха. И говорит нам Церковь: "Да воскресит тебя Христос!" Значит, не своей силой встань, а силой Христовой.
Великий пост есть то самое время, когда нужно услышать это слово, проснуться наконец. Может быть целый год мы спали - день за днем идут так быстро: кажется это было вчера, а прошел уже месяц, кажется это было месяц назад, а уже год промелькнул - несется жизнь, и мы не замечаем проходящего времени. Почему не замечаем? Потому что дремлем, плывем по течению, потому что мы ослабели, но Церковь говорит нам: "Восстань, спящий, и воскресни из мертвых". Душа наша должна воскреснуть, потому что сейчас она, изъеденная грехами, мертва.
Бывает, идешь по полю, видишь: стоит человек и машет руками, подходишь ближе, а это, оказывается, пугало, его поставили, чтобы отгонять птиц от посева. Мертвая вещь - шапка, рубаха и палка. Вот и наша душа, кажется, вроде живет, а поближе присмотришься - жизни нет: ни мыслей ясных, ни веры живой, ни чувств добрых - все оцепенело, все покрыто льдом. Чудесно, что Великий пост совпадает со временем весны, когда как бы мертвые деревья начинают оживать, земля, покрытая снегом, вот-вот откроется - и слово Церкви звучит нам: "Восстань, спящий, воскресни из мертвых, и воскресит тебя Христос".
Тут-то мы постигаем самое главное о вере нашей. Я спросил как-то одну женщину: "Ты верующая? Православная?" - "Да, - она говорит, - я хожу поминать своих покойников." Так разве в этом наша вера? Конечно, надо поминать усопших. Но ведь их поминают и язычники, и даже совсем не верующие люди. Когда наступает воскресный или субботний день, часто на кладбище приходят толпы. Но все ли они пришли туда помолиться? Значит, этого мало, не это главное в нашей вере. А что же главное? У кого спросить? Кто нам даст ответ? А ответ ясный, единственный, исходит из уст Христовых, другого ответа нет, все остальное - ложь, человеческие заблуждения, человеческие предания. Что же говорит нам Господь? В чем суть веры нашей, которая может нас поднять, пробудить, воскресить?
Когда книжник по имени Никодим захотел узнать, в чем суть веры Христовой, он пришел к Самому Господу. Никодим стеснялся товарищей, боялся людских пересудов, и потому пришел к Нему ночью и спросил: "Как же жить?" И Господь ему ответил: "Чтобы войти в Царство Божие, надо родиться свыше - вновь родиться". Никодим сказал: "Как же я могу родиться, я старый человек". Тогда Господь ему ответил, что родиться нужно от воды и от Духа. Вода - это крещение, вступление в Церковь, а Дух - это вера наша, которая принимает силу Господа.
Каждый из нас должен молиться о том, чтобы Господь дал нам этот Дух, чтобы дал нам это рождение. "Кто не родится свыше, - говорит Господь, - тот не войдет в Царство Божие, кто не почувствует на себе Его руку, так и будет мертвым стоять в храме до конца своих дней и не услышит голоса Божия: "Встань, пробудись, восстань, спящий!" Значит, дать нам жизнь может только один наш Господь Спаситель силой Своего Духа. Но кому же Он эту силу пошлет? Тем, кто хочет, тем, кто просит, тем, кто молится, тем, кто взывает. Поэтому всех вас Церковь призывает: "Молитесь, просите". Мы повторяем каждый день: "Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны". Это мы просим, чтобы Господь к нам пришел и в нас вошел, и очистил нас от зла. Вот это и есть жизнь христианская, о которой говорит преп. Серафим: "Цель нашей жизни - обрести силу духа Божия в сердце. Мы слабые? Да. Плохие? Да. Немощные? Да. Косные, спящие, мертвые - да! Но придет Господь, пробудит спящего и воскресит умершего".
Аминь.