Из моей книги «Размышления Великим постом».
Носяй вся словом, мене ради вся терпиши:
Заушения, и оплевания, и распятие, Христе.
Хвалю величия Твоего человеколюбия во вся веки.
И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет:
Посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского
и на тщеславие высоко поднятых глаз его.
Он говорит:
"силою руки моей и моею мудростью я сделал это,
потому что я умен:
и переставляю пределы народов,
и расхищаю сокровища их,
и низвергаю с престолов, как исполин;
и рука моя захватила богатство народов, как гнезда;
и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю,
и никто не пошевелил крылом,
и не открыл рта, и не пискнул".
Величается ли секира пред тем, кто рубит ею?
Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее?
Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его;
как будто палка поднимается на того, кто не дерево!
За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его,
и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.
Свет Израиля будет огнем,
и Святый его - пламенем,
которое сожжет и пожрет терны его
и волчцы его в один день;
и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит;
и он будет, как чахлый умирающий.
И остаток дерев леса его так будет малочислен,
что дитя в состоянии будет сделать опись.
И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.
Если ты мудр, то мудр для себя;
и если буен, то один потерпишь.
Женщина безрассудная, шумливая,
глупая и ничего не знающая
садится у дверей дома своего на стуле,
на возвышенных местах города,
чтобы звать проходящих дорогою,
идущих прямо своими путями:
"кто глуп, обратись сюда!"
и скудоумному сказала она:
"воды краденые сладки,
и утаенный хлеб приятен".
И он не знает, что мертвецы там,
и что в глубине преисподней зазванные ею.
И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его:
— Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
Иисус сказал ему в ответ:
— Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
— Скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
Отвечая им, Иисус начал говорить:
— Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилищах и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.
Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
Но в те дни, после скорби той,
солнце померкнет,
и луна не даст света своего,
и звезды спадут с неба,
и силы небесные поколеблются.
Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою:
— К чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим.
И роптали на нее.
Но Иисус сказал:
— Оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его:
— Где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим.
И посылает двух из учеников Своих и говорит им:
— Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал:
— Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: «Не я ли?» и другой: «Не я ли?»
Он же сказал им в ответ:
— Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал:
— Приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
И сказал им:
— Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
И говорит им Иисус:
— Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее.
Петр сказал Ему:
— Если и все соблазнятся, но не я.
И говорит ему Иисус:
— Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
Но он еще с большим усилием говорил:
— Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
То же и все говорили.
Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим:
— Посидите здесь, пока Я помолюсь.
И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
И сказал им:
— Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте.
И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил:
— Авва, Отче! Всё возможно Тебе. Пронеси чашу сию мимо Меня. Но не чего Я хочу, а чего Ты.
Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру:
— Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
И приходит в третий раз и говорит им:
— Вы все ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
Предающий же Его дал им знак, сказав:
— Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит:
— Равви! Равви!
И поцеловал Его.
А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
Тогда Иисус сказал им:
— Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
И привели Иисуса к первосвященнику. И собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Пётр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
— Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
Но и такое свидетельство их не было достаточно.
Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса:
— Что Ты ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют?
Но Он молчал и не отвечал ничего.
Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему:
— Ты ли Христос, Сын Благословенного?
Иисус сказал:
— Я.
И вы узрите Сына Человеческого,
сидящего одесную силы
и грядущего на облаках небесных.
Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал:
— На что ещё нам свидетелей? Вы слышали богохульство! Как вам кажется?
Они же все признали Его повинным смерти.
И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему:
— Прореки.
И слуги били Его по ланитам.
Когда Пётр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала:
— И ты был с Иисусом Назарянином.
Но он отрекся, сказав:
— Не знаю и не понимаю, что ты говоришь.
И вышел вон на передний двор; и запел петух.
Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут:
— Этот из них.
Он опять отрекся.
Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру:
— Точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
Он же начал клясться и божиться:
— Не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
Тогда петух запел во второй раз.
И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «Прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня». И начал плакать.
Павел, раб Христа Иисуса, призванный быть апостолом, избранный для Божьего Евангелия, которое было обещано через пророков Божих в их святых сочинениях, - [для евангельского благовестия] о Сыне Божием, телом - потомка Давида, по силе святого духа, воскресившего Его из мёртвых, явленного Сыном Божиим, об Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы ради имени Его стали послушны вере все народы, среди которых и вы, призванные Иисусом Христом.
Всем находящимся в Риме любимцам Божьим, призванникам, святым.
Благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа. Сначала через Иисуса Христа благодарю Бога моего о всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
Свидетель мне Бог, Которому я служу духом моим, возвещая евангелие о Сыне Его, что я всё время в моих молитвах вспоминаю вас. Я всегда прошу в молитвах моих, чтобы я смог волей Божией когда-нибудь придти к вам. Я стремлюсь к встрече с вами, чтобы одарить вас духовно, укрепить вас, чтобы мы друг друга порадовали верой. Знайте, что я часто порывался отправиться к вам, но препятствия не давали и не дают мне добиться у вас того, чего я добивался у других. Я в долгу перед греками и варварами, перед мудрецами и невеждами и с воодушевлением думаю о проповеди Евангелия у вас в Риме и не стесняюсь Евангелия, потому что оно сила Божия, спасающая любого верующего, прежде всего, иудея, но и верующего из греков.
В Евангелии открывается правда Божия, которая благодаря вере и к вере. Недаром написано: "Праведник живет благодаря вере".
Гнев Божий движется с неба на всякое нечестие и неправду тех, кто неправдой мешает истине. Им открыто всё, что можно знать о Боге, открыто Богом. Им нет оправдания, потому что благодаря творению мира через познаваемую материю видно невидимое Его, вечная сила и божественность.
Они же, познав Бога, не стали славить и благодарить Его, как Бога, и не возблагодарили, но рассуждают безрассудно. Сердце их неразумное - в темноте. Они называют себя мудрецами, но они сошли с ума.
Они прославляют не Бога бессмертного, а изображения, похожие на смертных людей, птиц, зверей и пресмыкающихся. За это Бог отдал их нечистоте, таким сердечным страстям, что эти люди сами позорят собственные тела.
Они заменили истину Божью ложью, поклонялись и служили созданиям, а не Создателю (благословенному во веки, аминь). За это Бог отдал их позорным страстям. Женщины их ведут себя не по природе, а вопреки природе, также и мужчины не стремятся к женщинам, как следует по природе, а стремятся друг к другу, мужчины с мужчинами творят безобразие. Так постигло их возмездие за ложь, в которой они находятся.
Они не наполнили свой разум Богом. За это Бог отдал их полноте неправедности, так что разум их набит подлостью, жадностью, злобой. У них всюду зависть, убийства, ссоры, обманы.
Они безнравственны, сплетники и клеветники, враги Богу и людям, наглецы и гордецы, изобретательные на зло.
Они непокорны родителям: не понимают их, не соглашаются с ними, не уважают и не жалеют их.
Они знают правду Божию: делающие такое достойны смерти, и всё же они делают и, более того, они одобряют тех, кто так делает.
Ты - и любой человек, который их осуждает - тоже ведь виновны. Ты, осуждающий другого, осуждаешь себя самого, потому что делаешь то же самое.
Мы знаем, что Бог совершает истинный суд над теми, кто делает такое. О человек, осуждающий делающих такое и сам делающий то же самое, ты думаешь избежать суда Божия? Разве ты не презираешь великую доброту, снисходительность, огромное терпение Божие? Разве ты не знаешь, что тебя доброта Божия ведёт к покаянию? А ты своей жестокостью, своим чёрствым сердцем собираешь на себя самого гнев ко Дню Гнева и открытия праведного Суда Божия.
Бог отдаст каждому по его делам. Тем, кто делами неустанно стремился к добру, свету, чести, бессмертию, - им жизнь вечную. Тем, кто из самолюбия не служил истине, а служил неправде, - им гнев и ярость. Горе и беда душе любого человека, делающего зло, начиная с иудеев и до эллинов. Слава же, честь и мир любому, делающему добро, начиная с иудеев и до эллинов. Богу важна не наружность.
Кто грешил, не зная Закона, те погибнут без суда. Кто грешил, находясь под Законом, будут осуждены на суде по Закону. Оправданы Богом будут не слушавшие Закон, а делавшие дела Закона. Когда язычники, не имеющие Закона, следуя природе, делают дела Закона, то Закона у них нет, но они сами для себя становятся Законом. Оказывается, что такое дело Закона написано у них на сердце. Их совесть и рассуждения являются их свидетелями, обвинителями и защитниками в День, когда Бог будет судить то, что прячут люди, судить через Иисуса Христа, как сказано в Евангелии, которое я проповедую.
Если ты называешься иудеем, на Законе лежишь и Богом хвастаешься, знаешь, что Ему угодно, руководясь Законом, отличаешь, что хорошо, что нет, убеждён, что ты - поводырь слепцов, свет во тьме, воспитатель незрелых умом, наставник детей, в Законе имеешь внешнее выражение знания и истины...
Что же ты, уча других, не учишь себя? Говоришь "не кради" - и крадёшь? Проповедуешь "не прелюбодействуй" - и прелюбодействуешь? Гнушаешься идолами - и не гнушаешься обворовывать храмы? Гордишься Законом - и, преступая Закон, бесчестишь Бога, ведь писал [пророк], что из-за вас язычники бесславят Имя Божие.
Обрезание полезно, если ты делаешь дела Закона. Если ты преступил Закон, то, что тебе обрезали, выросло вновь. А если необрезанный соблюдает требования Закона, неужели Бог не приравняет его крайнюю плоть к плоти обрезанной? Крайняя плоть, исполняющая Закон, будет судьёй тебе, которому обрезание и слова Закона не помешали переступить через Закон. Иудей - это не внешность, обрезание - это не снаружи, не телесное. Иудей - это внутри, обрезание - в сердце, дух, а не слова, одобрение не от людей, а от Бога.
— Тогда есть ли преимущество у иудея, польза у обрезания?
— Есть и в самых разных отношениях. Прежде всего, им вверено слово Божие.
— Но если некоторые не поверили, их неверие не уничтожает ли доверие Божие?
— Нет! Задуманное осуществляется, Бог верен и тогда, когда изменяет человек, а изменяет каждый. Поэтому написано: "Твои слова справедливы, Ты победишь на Своём суде".
— Значит, наша неправда подчёркивает праведность Божию? Но тогда, если по-людски, может гнев Божий несправедлив?
— Нет! Пусть и гнев осуществляется, потому что как ещё Богу судить творение?
— Но если моя лживость это причина для истины Божией явиться для большей славы Божией, зачем осуждать меня, грешного? Давайте делать зло, чтобы пришло добро? Кое-кто нас ругает, утверждая, что мы этому учим.
— Вот уж кто будет осуждён справедливо! Ничего себе заслуга! Мы ведь только что сказали: виноваты и иудеи, и эллины, все под грехом. Написано же: "Нет праведного ни одного; нет разумевающего". "Никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного". "Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их". "Уста их полны злословия и горечи". "Ноги их быстры на пролитие крови, разрушение и пагуба на путях их, они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их". А мы знаем, что всё, что говорит Закон, сказано для всех, чтобы никто не смел оправдываться, чтобы весь мир оказался виновен перед правосудием Божиим, потому что делами Закона не оправдается никто, потому что благодаря Закону мы узнаём, что мы все беззаконники.
Но теперь помимо Закона явилась правда Божия, которой Закон и Пророки свидетели. Это правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и для всех без различия верующих, потому что все согрешили и нуждаются в славе Божией. Все и оправдываются даром, по Его благодати, а оплачено Христом Иисусом, предназначенным Богом в жертву умилостивления за грех. Вера в Его Кровь есть доказательство правды Его, прощающей грехи, совершённые, пока Бог терпел, доказательство правды Божией сегодня, правды праведной и оправдывающей верой в Иисуса,
— А чем же нам гордиться?
— Нечем!
— А жить по какому закону? Закону дел?
— Нет, по закону веры. Мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел закона.
— Но Бог только иудеев, не язычников?
— Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезание, если оно сохранило веру, и оправдает необрезание, если оно приняло веру.
— Что ж, Закон уступает место вере?
— Нет, Закон осуществляется, получает фундамент.
— Что же, скажем, дела Авраама, прародителя нашего, что-то значат?
— Если дела оправдывают Авраама, то он может гордиться, но не перед Богом. Ведь Писание что говорит? "Поверил Авраам Богу, и это Бог счёл праведностью". Кто делает дела, тот получает в ответ благодарность, а не подарок, за который он должен благодарить. Кто ничего не сделал, но верует в Того, Кто оправдывает нечестивца, тому вера засчитывается как праведность. Поэтому Давид называет блаженным человека без дел, которому Бог дал праведность: "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не припомнит грех".
— Это блаженство обрезания или к необрезания? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания?
— Мы ведь говорим, что Аврааму вера была засчитана как праведность. Когда: после обрезания или до? Не после, а до обрезания. Само обрезание - символ, печать, удостоверяющая праведность, обретённую верой в необрезании. Он отец всех необрезанных верующих, получающих оправдание. Он отец и обрезанных, которые не только обрезаны, но и следуют по пути необрезанной веры Авраамовой. Владеть миром было обещано Аврааму и его потомству не за дела Закона, а за праведность веры. Если за дела Закона, то вера пуста, обещание ничтожно. От Закона только наказание, где нет Закона, нет и преступления. Обещание прочно, если оно за веру, по благодати, не только от Закона, но и от веры Авраама и наследников его веры. Он отец всех нас (как написано: "Я поставил тебя отцом многих народов"), потому что поверил, что Бог возвращает жизнь умершим и вызывает из несуществующего существующее. Без надежды он поверил с надеждой и потому стал отцом многих народов (как сказано "таково будет потомство твое"). Он верил, не смущаясь тем, что его почти столетнее тело уже омертвело, и способность рожать у Сарры умерла. Неверие не заставило его сомневаться в обещании Божием, сила веры побуждала его славить Бога в полной уверенности, что Бог в силе исполнить обещанное. Это и было засчитано ему за праведность, и не ему только, но и нам будет засчитана вера в Воскресившего из мёртвых Иисуса, нашего Господа, отданного ради грехов наших и воскрешенного ради оправдания нашего.
Оправданные за веру, мы в мире с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Него вера ведёт к благодати, в которой мы стоим. Наша гордость - надежда на славу Божию. Больше того, мы гордимся даже страданиями, зная, что из страданий бывает терпеливость, из терпеливости опытность, из опытности - надежда. Надежда не пустая, потому что нам дан Дух Святой, наполняющий наши сердца Божьей любовью.
Бог избрал время, когда мы ещё были обессиленны, чтобы Иисус умер за нас, врагов Божьих. За праведника и то никто не пойдёт на смерть, разве что кто-нибудь решится погибнуть вместо того, кто сделал ему добро. Бог же Свою любовь к нам подтверждает тем, что Христос погиб ради нас, когда мы были ещё грешниками. Мы были оправданы Кровью Его, тем более будем Им спасены от наказания. Если нас, бывших тогда врагами Божьими, Бог примирил с Собой смертью Сына Своего, то тем более нас, примирённых с Богом, спасёт Его жизнью. Более того, через Господа нашего Иисуса Христа, Которым мы теперь получили примирение, мы гордимся Богом, [словно Он - наша одежда].
Из-за одного человека грех вошёл в мир. С этим грехом вошла и смерть. В нём все согрешили, и смерть перешла во всех людей. Грех ведь был и до Закона, но грех не засчитывается, когда нет Закона, но смерть правила от Адама до Моисея и над теми, кто не считался нарушителем Закона. Прегрешение Адама определило будущее. Дар не равен преступлению: из-за преступления одного умерло множество людей, а благодать Божия и благодатный дар одного человека, Иисуса Христа, совершает большее: множеству людей даёт изобилие. Дар Одного противоположен преступлению одного: преступление одного ведёт к осуждению многих, Дар - к оправданию от множества преступлений.
Один совершил преступление, и через этого одного смерть воцарилась. Тем более принимающие через одного, Иисуса Христа, щедрую благодать и дар праведности будут царствовать в жизни. Преступлением одного все люди были осуждены [на смерть], праведностью Одного все люди оправданы для жизни. Неповиновение одного сделало множество людей грешными, повиновение Одного сделает множество людей праведными. С появлением позже закона преступление стало очевиднее. Греховность выросла, но неисчислимо выросла и благодать, чтобы, как грех царствует для смерти, так благодать царствовала через праведность для жизни вечной через Иисуса Христа, Господа нашего.