Из моей книги «Размышления Великим постом»
Во гробе уныния лежа, отягчающий имея камень недоумения:
Присноживотнаго не разумея, Спасе, слова Твоего,
И страха Твоего не чувствуя, ущедри мя
И спаси Твоею благостию, Многомилостиве.
Так говорит Господь, Святый Израиля
и Создатель его:
вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих
и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
Я создал землю
и сотворил на ней человека;
Я - Мои руки распростерли небеса,
и всему воинству их дал закон Я.
Я воздвиг его в правде
и уровняю все пути его.
Он построит город Мой
и отпустит пленных Моих,
не за выкуп
и не за дары,
говорит Господь Саваоф.
Так говорит Господь:
труды Египтян и торговля Ефиоплян,
и Савейцы, люди рослые,
к тебе перейдут и будут твоими;
они последуют за тобою,
в цепях придут и повергнутся пред тобою,
и будут умолять тебя, говоря:
у тебя только Бог,
и нет иного Бога.
Истинно Ты Бог сокровенный,
Бог Израилев, Спаситель.
Все они будут постыжены и посрамлены;
вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов.
Израиль же будет спасен
спасением вечным в Господе;
вы не будете постыжены
и посрамлены во веки веков.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему:
— Авраам!
Он сказал:
— Вот я.
Бог сказал:
— Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим:
— Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал:
— Отец мой!
Он отвечал:
— Вот я, сын мой.
Он сказал:
— Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
Авраам сказал:
— Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой.
И шли далее оба вместе.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:
— Авраам! Авраам!
Он сказал:
— Вот я.
Ангел сказал:
— Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал:
— Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Друг любит во всякое время
и, как брат, явится во время несчастья.
Человек малоумный дает руку
и ручается за ближнего своего.
Кто любит ссоры, любит грех,
и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
Коварное сердце не найдет добра,
и лукавый язык попадет в беду.
Родил кто глупого, - себе на горе,
и отец глупого не порадуется.
Веселое сердце благотворно, как врачевство,
а унылый дух сушит кости.
Нечестивый берет подарок из пазухи,
чтобы извратить пути правосудия.
Мудрость - пред лицем у разумного,
а глаза глупца - на конце земли.
Глупый сын - досада отцу своему
и огорчение для матери своей.
Нехорошо и обвинять правого,
и бить вельмож за правду.
Разумный воздержан в словах своих,
и благоразумный хладнокровен.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым,
и затворяющий уста свои - благоразумным.
Друг любит во всякое время
и, как брат, явится во время несчастья.
Человек малоумный дает руку
и ручается за ближнего своего.
Кто любит ссоры, любит грех,
и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
Коварное сердце не найдет добра,
и лукавый язык попадет в беду.
Родил кто глупого, - себе на горе,
и отец глупого не порадуется.
Веселое сердце благотворно, как врачевство,
а унылый дух сушит кости.
Нечестивый берет подарок из пазухи,
чтобы извратить пути правосудия.
Мудрость - пред лицем у разумного,
а глаза глупца - на конце земли.
Глупый сын - досада отцу своему
и огорчение для матери своей.
Нехорошо и обвинять правого,
и бить вельмож за правду.
Разумный воздержан в словах своих,
и благоразумный хладнокровен.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым,
и затворяющий уста свои - благоразумным.
Прихоти ищет своенравный,
восстает против всего умного.
Глупый не любит знания,
а только бы выказать свой ум.
С приходом нечестивого приходит и презрение,
а с бесславием - поношение.
Слова уст человеческих - глубокие воды;
источник мудрости - струящийся поток.
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому,
чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему:
— Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им:
— Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей:
— Женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя?
Она отвечала:
— Никто, Господи.
Иисус сказал ей:
— И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него:
— Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
Иисус отвечал:
— Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему:
— Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный.
Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили:
— Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
Иные говорили: "Это он", а иные: "Похож на него".
Он же говорил:
— Это я.
Тогда спрашивали у него:
— Как открылись у тебя глаза?
Он сказал в ответ:
— Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
Тогда сказали ему:
— Где Он?
Он отвечал:
— Не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел.
Он сказал им:
— Брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: "Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы". Другие говорили: "Как может человек грешный творить такие чудеса?" И была между ними распря.
Опять говорят слепому:
— Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?
Он сказал:
— Это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их:
— Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ:
— Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему:
— Воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ:
— Грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его:
— Что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?
Отвечал им:
— Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали:
— Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ:
— Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ:
— Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?
И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему:
— Ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал:
— А кто Он, Господи , чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему:
— И видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал:
— Верую, Господи!
И поклонился Ему.
И сказал Иисус:
— На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему:
— Неужели и мы слепы?
Иисус сказал им:
— Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.
По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.
Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ". А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.
К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь .
Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь , праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. Постарайся придти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.