Оглавление

Григор Нарекаци. Дополнительные материалы. Книга скорбных песнопений

Глава 41

 

1

Сын Бога Живого, Благословляемый всеми,
Неисповедимое порождение грозного Отца Твоего,
Для Тебя нет ничего невозможного,
Когда восходит сияние яркое славы Твоего Милосердия
Тают грехи, преследуются бесы, исчезают проступки,
Рвутся цепи, спадают оковы,
Оживают мертвые, исцеляются хворые, раны заживают,
Искореняется скверна, уходит печаль,
Отступают стенания, бежит тьма, удаляется мгла,
Изгоняется туман, рассеивается мрак,
Исчезают сумерки, кончается темень, уходит ночь,
Пропадают беды, исторгается зло,
Преследуется отчаяние
И воцаряется длань Твоя всесильная, о Искупитель всех.

2

Ты пришел не губить души людские, а даровать жизнь.
Отпусти бесчисленные грехи мои по великому милосердию своему.
Ибо Ты один – неизреченный на небе и неисповедимый на земле,
В стихии бытия и во всех концах вселенной,
Начало всего и наличие во всем во всей полноте,
Благословенный на небесах;
И Тебе вместе с Отцом и Духом Святым вечная слава. Аминь!

Глава 42

1

Господи, Ты Бог сострадания, спасения и милосердия,
Искупления и обновления, исцеления и оздоровления,
Просвещения и жизни, воскресения и бессмертия,
Помяни меня, когда Ты придешь в Царствие Свое,
Грозный, могучий, благодетельный, сотворивший всех,
Живой, восхваляемый, всесовершенный,
Близкий к горестям всех сотворенных.
Умоляю Тебя вместе с распятым с Тобой, который
[Хоть и] не был схвачен и не был закован ради Тебя,
Не был повешен и не был пригвожден,
Не был бит во Имя Твое Великое и не был оскорблен,
Не был мучим и презираем, не был сломлен и не был умерщвлен,
Но был удостоен вожделенного света –
Царствия [небесного], удела праведных,
Воистину, как обещал Ты клятвою «Аминь»,
Уведомил [нас] о неизменности даруемых благ
И восславил, [внушив] надежду на спасение
Мне, вконец отверженному.

2

Благословен, благословен и вновь благословен,
Принимая и меня с той же верою;
Спаси от погибели, о Благодетель,
Исцели от недуга пороков, Милосердный,
С берегов смерти верни меня в жизнь, о Ты, Жизнедавец,
Я тоже ведь Твой, вместе с ним оживи меня, о Упование,
Даруй дыхание живое Ты мне, умершему душой,
О Воскресение, жизнь и бессмертие,
Благость неистощимая, неиссякаемая милость, неизменное прощение,
Десница всемогущая, рука всевластная, перст, всем доступный,
Пожелай, о Господи, – и буду я спасен,
Намекни лишь милосердно – и буду оправдан.
Молви лишь Слово – и непорочным тотчас стану я.
Позабудь Ты число злодеяний моих –
И тотчас же я приободрюсь,
Расщедрись – тут же к Тебе я примкну,
[К Тебе], прославленному всеми навеки. Аминь!

Глава 43

 

1

С мастерством Твоим многоопытным
В искусстве врачевания
Непорочной жизни первопричина – Ты,
Царь всесильный небес, Господь Иисус Христос,
Бог всех, постижимых [всех] и видимых [всех].
Будь и Ты во мне в сообществе новом,
Как сказал пророк;
И, примкнув к Тебе в союзе прекрасном этих речений,
Просветившись вновь, оживу я душою и телом,
О Всесильный во всем и Неодолимый!

2

Нет нужды Тебе в пластыре,
Чтоб наложить его на раны души:
Ни в сроках, ни в посреднике, ни в прошествии дней,
Ни в смене [снадобий],
Ни во вскрытии, ни в прижигании, ни в рукодействии,
Как то принято лечить на земле,
Где бывают всегда заблуждения
И крайне тяжкие прегрешения.
Но Тебе, души и тела Творцу,
Все ясно, как свет, и понятно все,
Все записано, легко, все доступно [Тебе].
Намерение претворено [в жизнь],
И исполнено обещание,
Желаемое осуществилось.
Завещание Твое – Евангелие,
И свобода – решение Твое,
Писания Твои – Милосердие;
И не огражден Ты законами,
И не окружен Ты канонами,
И не препятствовала слабость Тебе,
Не усмиряла покорность Тебя,
Малость Тебя не ограничивала,
Вехи Тебя не измеряли;
Не заблуждался Ты из-за гнева
И нисколько не менялся от ярости,
Не ошибался от жестокости
И не бунтовал в возмущении,
Не волновался от неведения,
Не преображался от милосердия,
Не опустился с высоты Своей
И не оставил попечения,
Не утратил сил, [творя] спасение,
Ты и начало и конец всего, и всё от Тебя.
Вечные Тебе Слава и поклонение. Аминь!

Глава 44

 

1

Безграничный Бог, неизъяснимое, единокровное порождение Бога,
Создатель всех тварей, Царь-Христос,
Свет во тьме померкших сердец,
Ты с нами своим совершенством [людским],
По природе ж [Своей] Ты – с Творцом Твоим;
Ты [сущность] свою через [сущность] людскую
Возвещаешь чудесно;
Благословен неизреченный Отец Твой Небесный,
[Тот], что послал Тебя с высей, с кем делишь Ты Славу Творца.
Так долго Он пекся о спасении моем,
[Спасении] раба отлученного,
Пока не предал Тебя Самого Он в руки людей.
А Ты, [хотя] властен был, минуя беду,
Выполнить замысел провидения,
Возжелал за меня, грешного, чашу смерти испить
Человечностью своей полновесной
И Божественностью Своей совершенной.
[Благословен] и Дух Твой Святый, Животворящий –
Ипостась и Твоя, и Отца Твоего, –
Равнославный по сути с Родителем Твоим
И Тобою, [Сыном] рожденным, –
Единая Троица Совершенная
В Лицах Трех неделимых и неразлучных,
Без начала и без времени, Благотворитель всех,
Всесущий животворитель, миротворец всесветный,
Создатель [всего] сущего и распорядитель всего,
Прославленный нерасторжимостью и сущностью одной.

2

А поелику Всеблагий Отец Небесный,
Всемогущий, одна из [Божественных] Сущностей,
Ради грехов моих, [грехов] приговоренного к смерти,
Пожертвовал Единственным Чадом неисповедимого лона Своего:
Не пощадил Тебя, Сына равнославного и любимого,
А добровольно предал на смерть Тебя Он оружию мучителей,
Как пророчествует о том Захария:
«Поднимется меч на пастыря,
Поразит самого пастыря овец,
И рассеется [все] стадо овец»,
Также и проницательный пример первописца,
И скинии обетование,
И дарование жертвенной крови,
И таинство авраамова жертвоприношения –
Все это мне, обездоленному,
Издревле живописало спасение
Волею Твоей, о Животворец.
Такого же ты нынче опечалена, о душа моя,
Погибшая не с соизволения Божьего,
А по своей собственной склонности
Согласно псалму Давида и речам живоносным другого пророка

3

А пути провидения Создателя
Превыше пределов суждения
Разума ангелов и земнородных.
И даже если тьму раз повторить – их измерить нельзя,
Ибо благодательство непостижимого – также неизреченно.
Наипаче коль Один Благословенный отослал,
Прославив, Одну [Ипостась] Единосущной Троицы,
А Она умерла, чтоб исполнить волю [Ее] пославшего;
Третья же [Сущность] грозная, с согласия Двоих,
Ходатайствовала с неотступностью крайней.
Так, в одном и том же добром деянии
Пример согласия Единодушного:
Душа – для живого и слово – для разумного,
Сияние – для славы и образ – для сущности.
Попечительная в [даровании] жизни,
Рачительная в милосердии, решительная в [исполнении] намерений,
Готовая спасать, щедрая в изобилии,
Милостивая в жаловании, совершенная в беспредельности,
Богатая в неистощимости, радушная в долготерпении,
Вознесшаяся в непостижимости,
Единая Троица Совершенная в Трех Ипостасях,
Благословенная вовеки. Аминь!

Глава 45

 

1

И днесь, о погибшая душа моя, посеяв в сердце надежды благие
И крепко затянув поясом веры обе почки свои –
Орудие желаний дважды замутненных помышлений своих, –
Исповедуйся Богу-Благодетелю в думах своих – как в деяниях,
В замыслах своих – как в свершениях
И в невидимом – как в видимом,
В тайнах сердечных – как в гласе вопиющем,
В намерениях – как в содеянных грехах,
В движении губ – как в совершенных злодеяниях,
В следах ног – как в поползновении против заповедей Божьих,
В яростном вскидывании рук – как в свершении пролития крови,
В непрерывном смехе – как в доброхотном отречении от Благодати,
В клятвах, будь то кстати иль некстати, –
Как в содействии лукавому,
В высокомерии – как в давнем ниспровержении первородного с высей,
В досаде сердечной – как в недостатке веры,
В мягкости – как в поражении пред твердостью сильного,
В жалобе на скорбь от страданий [Христовых] –
Как в отступлении от обетов, данных Господу,
В необузданности – как в некоем порождении беспощадности,
В надменности – как в спеси ничтожества пред величием,
В гордости – как в закоренелом родстве с изобретателем зла.
[Исповедуйся] в невольных [грехах] вместе с вольными,
В насильственных – вместе с возможными,
В привнесенных – вместе с присущими тебе,
В беззаконии – вместе с безбожием,
В малых [грехах] – вместе со смертными,
В немногих – вместе со многими,
В [грехах], для меня неудобосказуемых, –
Как в уже поведанных знающему,
В неписаных погрешностях – как в обрисованных зрячему
И начертанных на магнитной скале,
В почитавшихся наилегчайшими – как в громадном, тяжком бремени,
В изыскании меры тайных [грехов] –
Как в строгом взыскании подати статиром
Весом в четыре драхмы,
[Найденным] во рту детеныша кита [1];
В делах сокровенных – как в быстро достигающих слуха Божьего.
Продолжай [исповедоваться] в них,
Наваливай в кучу и вновь обещай
Опять рассказать здесь в скорби великой
О несуществующих – как о свершенных,
Посвятив Богу падение гиблой души,
Чтобы [позже] принять отпущение грехов от Благо Дарующего,
[Подобно] грешнице, которую Господь оправдал и прославил чудесно,
Многократной хвалой повторив скорей Свое одобрение раскаянию,
Нежели порицание [свершенным] грехам.

2

Собери в кучу и выложи себе, многогрешному,
Клевету на себя, многоразличные мерзости,
Хулу частую, оскорбляющую душу мою,
Злодеяния, беззакония, погрешности,
Побег с поля боя, поражение.
Неистовство, безбожие и глупость,
Оцепенение, сон при бодрствовании, дрему на ходу,
Сумасбродные помыслы, речи пустые,
Любовь к гнусности, мешкотное пребывание в ней,
Вожделение к богомерзкому,
Беззаконие, неукротимость и грубость,
Несовершенство, беспутство, расплывчатость, расчетливость,
Разнузданность, смешливость и ржание,
Шутовство, обольщение, соблазны,
Неуместную смелость, битвы безысходные,
Бестолковое мужество,
Удавление души, смятенную трусость,
Разросшуюся ветвь неплодоносную,
Похоть бесстыдную, свары, досады,
Безрассудную ненависть, отчетливый шепот,
Пренебрежение к малым, нарушение обетов,
Запамятование клятвы, притворство с себе подобными,
Сокрытие неискренности, глупость тщеславия,
Поднятые брови, вероломство, себялюбие,
Жажду к предвозлежанию, воздаяние злодеянием за зло,
Бесполезное суесловие против них, суетные устремления,
Сопутствие коварству искусителя,
Словоблудие, выкуп жизни ценою погибели,
Утрату заветов, расточение вотчин,
Беззакония, неудержимо влекомые и крепко стянутые
Вервями телок в ярме.
Жизнь в вечной грязи, уход от добра,
Подчинение непредвиденным [бедам],
По избежании скверны – худший возврат к ней,
Новые размышления, чуждые намерения, неустойчивая воля,
Вопли глотки, овеществление духа,
Превышающее пределы законоположения.
Всераспространенное единодержавие властителя
И все, что нельзя провозгласить, или записать, или рассказать,
[Нельзя даже] представить пред очи.

3

И ныне как исцелишься ты, душа моя бедная,
После того, как столько копий поразило тебя?
Человек брошенный, отверженный и неисцелимый, как сказал пророк,
Ибо довольно и одного из перечисленных [грехов]
Для погибели твоей,
Не говоря уж о толпах убийц, лютых палачей, что вокруг тебя,
Тем паче что примеры сии
Не дают представления о мере несчастий моих,
Подобно тому как скопления несметные гадов –
Скорпионов жалящих,
Подводящих снизу к кончикам хвостов
Яд свой роковой,
Содержащийся в кожаном мешке,
Где повсюду закрыты пути выхода их, –
Кажутся внешне добрыми,
Изнутри же – амбары зла и хранилища погибели,
И скопление бед, истребления слуги,
Труженики смерти.
Так вот таковы припасенные тобой беззакония –
Злополучный запас усилий твоих,
О душа, заслужившая дважды погибель!
Ты добровольно взяла на себя
То, что посеял враг средь пшеницы
На ниве мира сего.
О нечистый, ленивый и нечестивый
Человек, ненавидимый всеми,
Вожделением мысленным любящий все,
Что разврата исполнено,
[Что] перечисляется и апостолом в ряду таковых
С хулой ужасающей,
Начиная с сих слов и до завершения:
«Они знают, – говорит он, –
Праведный [Суд] Божий,
Что делающие такие дела [или содействующие им]
Смерти достойны».
Днесь сам себя приговорил я к каре двойной:
На гибель и умерщвление,
Как на смерть осужденный.
Но Ты пощади меня милосердно,
О Милостивый, Живой, Всемогущий,
Снисходительный, Сильный, Искусный,
Благословенный навеки. Аминь!

Глава 46

 

1

Днесь я заблудший, вечно и всеми караемый,
Всегда жестокий, с нравом суровым,
Сам себя смертельно порицающий;
Я – пастух и презренный наемник,
Пасущий скверные грехи,
Как стада мерзких диких свиней,
Пастырь я, присматривающий за стадом козлят,
Подле шатров пастушьих, в пустыне живущих,
Согласно подходящим мне
Песни песней [словам],
Который никогда и не понимал,
Чьею рукой, по Чьему Образу и ради чего был сотворен.

2

И вот был ты поставлен
По образу ангела
На пару сопряженных ног,
Передвигающих и таинственных;
[Снабдили тебя] распрямленными, как для полета,
Мышцами двух ввысь увлекающих крыл,
Чтобы оглядеть страну отчую;
Так отчего же, о глупый, ты своей волей пригнулся к земле?
И, помышляя всегда о делах земных,
Был причислен к диким ослам степным.
Словно многоустый светильник, была водружена
На подсвечнике тела округлая голова твоя,
Чтобы тем самым ты не был отчужден
От Благости Образа,
Узрел бы ты Бога и стал рассуждать о непреходящем.
Благодаря разуму ты стал вдвое лучше,
Чтобы вольною речью поведать
О превосходстве дарованного тебе благообразия.
Из-за рук, снабженных порослью гибких пальцев,
Чтобы управлять делами житейскими,
По родству, как споспешник всещедрой десницы Божьей,
Ты Богом был назван.
Связанный тремястами шестьюдесятью сочленениями,
Ты присовокупил к ним в одно целое
В нужном количестве пять орудий чувств,
Дабы видимая твоя внешность вещественная
Не осталась не исследованной разумом твоим.
Ибо некоторые из них (орудий) – велики и сильны,
А другие – малы, но необходимы;
Половина – тверды и чувствительны,
Есть также нежные, крайне благородные
И есть еще важные и постыдные.
Объяснение же смысла их
Запечатлено в тебе, о несчастный,
Как неистребимая запись на камне,
Будто для того, чтоб и малая частица времени
Через последовательность дней до самого года венца,
Соответствующая по неким законам частям [тела] твоего,
Сохранилась бы непогрешимо и неизменно.

3

Есть еще один духовный пример:
Связанное в одно союзом любви единство церкви,
Смысл которого проявляется в тебе
Так, что без участия всех,
Впряженных в вольный ярем великих с малыми,
Будет нарушена целостность обиталища собравшихся во Имя Христа,
Подобно тому как, ежели отсечь или исключить
Один из презренных членов, с телом сращенных,
Будет как-то искажено строение тела человеческого,
Твоего чертога телесного,
И привычный образ обретет недостойную форму.
Благодаря таким и многим иным чудесам бесподобным
Ты стала сотворенным Образом Божьим,
О вконец поруганная душа моя пленная!
И хотя лишили тебя прежнего сходства
[За то, что] ты в жизни райской
Переступила заповеди [Божьи],
Но милостью светозарной купели
Обрела ты дыхание Духа
И [снова] уподобилась Образу [Божьему];
А днесь отчего ты утратила Славу Небесную,
Подобно первозданному [Адаму], [потерявшему] некогда
В вертограде Едема жребий небесный?
Почто ты закрыла пред собой небеса
И замкнула двери к восхождению?
Почто ты смешала с чистой водою
Скверну горьких слез?
Почто чистую ризу верхнюю
Ты осквернила гнусным деянием?
Зачем [вновь] облачилась ты
Распутной жизнью в скинутый хитон?
Почто чистоту ног, [тело] несущих,
Ты замарала на путях коварства?
Почто повторила пред Праведным Судьей
Ты нарушение заповедей древних?
Почто лишилась ты плодов благодеяния,
Подобно тому как Адам – древа жизни?
Почто вероломно ты предала
Светозарную надежду на вечную жизнь?
Почто прикрыла ты лицо свое в робкой стыдливости?
Почто вооружилась ты против себя, о вместилище глупости?
Почто, сошедши с верной стези,
Ты попалась, как дичь, в тенета смерти?
Почто поймалась на уду козней
Ты, причастившаяся животворящего тела?
Однако ты вновь уповай на него, умоляй его,
Ибо Он – надежда, и свет, и искупитель,
Обновитель, Спаситель, Избавитель и Животворитель,
Милосердный, Попечительный, Человеколюбивый и Снисходительный,
Всеблагий, Благословенный навеки. Аминь!

Глава 47

 

1

И днесь что сказать мне, смущенному, пред Грозным Ликом Твоим, о Великий?
Коль не онеметь и не положив уста свои в прах, умолкнуть в душе,
Помышляя о надежде на благо, согласно пророчеству притчи.
Ежели я отверзну замок подвижных уст моих,
Чтобы насильно заставить их вещать,
Угрызения совести вновь предопределят мне
Голос тот, повторение множества слезных песен плачевных.

2

И ныне в один голос с великим грешником ,
Смертельно согрешившим волею своею,
Я буду вместе с ним повторять его вопль:
«Грешен, Господи, грешен, и о безбожии своем я свидетельствую сам»
Сплетя вместе с этим слова пятидесятого псалма,
Полагаю, что мера долгов моей грешной души несметнее
Мельчайших частиц носимого ветром праха земного,
Рассеявшихся во всем воздухе.

3

«Согрешил я против Неба и пред Тобой», –
Вместе с устыдившимся блудным сыном,
Вернувшись к отчему состраданию Твоему, я неотступно молю;
Жалобные звуки мольбы,
И слезные, скорбные вопли, и грустный лик свой возношу
И простираю пред Тобою, Отец Милосердия, Бог всех;
Я недостоин называться и никогда не буду именоваться
Не только сыном, но даже негодным, бессловесным наемником.
Прими меня, обремененного грехами алчущего изгнанника,
И исцели хлебом жизни своей боль мук голода моего,
[Боль] удрученного и изможденного.
Выйди навстречу мне с [присущим Тебе] Милосердием,
Ибо изначально я уповал на Тебя;
Облачи меня, заблудшего грешника, о Милосердный и Незлобивый,
В одеяния, прежде сорванные с меня;
Руке моей, позабывшей заветы, оскверненной грехами,
Поднеси по наищедрейшей воле своей
Печать и перстень отваги;
Жалкие стопы ног моих разутых,
Обувши в прочные сандалии Евангелия,
Ты всегда защищай и оберегай от змеиного яда;
Откормленного тельца – быка небесного,
Единородного Сына Твоего Благословенного,
С человеколюбием истинным принеси в жертву мне,
Мне, нуждающемуся в добре;
Он будет всегда приноситься в жертву,
Но не убудет в целости Своей.
Закалываемый вечно, беспрестанно на бессчетных жертвенниках и алтарях,
Будет целым Он во всех [творениях Своих]
И полным – в каждой их частице,
Сущностью в небесах, естеством на земле,
Неисчерпаемый, как Человек, и, как Божество, Совершенный;
Раздроблен Он будет, разделен на неделимые части,
Дабы собрать все [частицы] в Тело Единое,
Им самим, как главою, [увенчанное],
И Тебе, о Отец Милосердный, вместе с Ним Слава Вечная. Аминь!

Глава 48

 

1

О Всевышний, Могучий, Безначальный,
Несотворенный и Необъятный,
Око недремлющее и всевидящее,
Родитель неизъяснимой Славы Единородного Твоего,
Оправдай пред жителями небесными и пред дольными
Милосердие, с коим принял Ты меня, отверженного;
Отпразднуй хороводами и песнями вышних
Мое возвращение к жизни, [возращение] погибшего;
Возвести словом благословения Твоего,
Что ожил я – умерший;
Объяви благость воли Твоей,
О Благословляемый всем сущим,
Стяжай себе Имя неизреченного,
А мне, злополучному, – спасение новое.
Уничтожь обвиняющее меня, грешного, письмо заемное,
Смой каплями крови любимого Сына Твоего
Смертный приговор моей душе,
Начертай кровью Христа Твоего
Уверенность в благодатном спасении,
Яви чудо благостыни Твоей на брачном пиру Твоего [Сына] родного,
Не затворяй предо мной, обращающимся к Тебе,
Завесу чертога дома жизни Твоего.
Не отделяй меня от званых на пиршество и не лишай Милостей Твоих,
Не прячь в хранилище своем скоп неправедных грехов моих,
Не запечатывай в кошеле Твоих Благостей безобразия мерзостей моих,
Не сокрывай застарелых ран грехов в порочном теле моем.
Не дозволяй смердящему гною язвин моих
Стать соучастником моей смерти,
Но уничтожь словом сострадания Твоего погибельный тлен,
Дабы, избавившись от изнурящего недуга,
Подготовился я к выздоровлению.
Найди, о Отец Милосердия, могучий пластырь для огромной язвы моей,
А от жестокой погибели [даруй] благое спасение,
Ибо я Твой, о Господи Душелюбивый,
Даже коли за один раз тьму грехов совершу,
Да не буду сочтен я вовсе греховным,
О Благодетельный Податель жизни моей,
Ибо уповаю на Твою дарящую жизнь благодать,
Поелику познание Тебя есть полная праведность,
А признание власти Твоей – корень бессмертия,
Как еще прежде написал об этом мудрец,
И еще: «Господство над всеми, – говорит, – располагает Тебя щадить всех»,
И еще: «Могущество всегда в Твоей воле».

2

Эту молитву упования Соломона я взял за образец для своей,
Ибо [поистине] нет другого большего грешника,
Который шел бы стезей, сопутной моей.
Какое-то время сын [любимый], затем ненавистный,
Какое-то время мирный посредник меж Господом и народом,
Затем причина многих междоусобных раздоров,
Какое-то время будучи законом жизни,
Он обратился затем в заемное письмо смерти,
Попрал службу Всевышнему и заставил признать имя [бога] чужого.
Без причины разлучающий,
Без нужды притесняющий,
Не ведающий голода вор,
Ропчущий баловень,
Изнеженный беглец,
Богохульствующий отступник,
Безнаказанный преступник,
В неге взращенный хулитель,
Сын, ненавидящий Отца,
Предатель заветов,
Поноситель Моисея, не помнящий благодеяний,
Мудрец заблуждающийся,
Нарушитель законов всезнающий,
Каяльщик, стыдом объятый,
Исповедник колеблющийся,
Идолопоклонник молящийся;
Обращение запоздалое,
Принятие неопределенное,
Примирение сомнительное,
Предостережение грядущим,
Спасение недостоверное,
Обретение [души], не вызывающее доверия,
Лишь часть, сохранившаяся от [царства былого].
Пленник обольщенный,
[Грешник] полуспасенный,
Самопредатель, нелюдь пресытившаяся,
Ученый, обильный заблуждениями.
В речах, изглаголанных им о себе,
Как о человеке, погубившем себя самого,
Всегда есть двойственность чувства:
Плач смешай с насмешкой,
Великое осуждение – с похвалой малой,
Язвительная издевка – с покаянием.
Словом своим он побуждает к совершенствованию [людей] разных возрастов,
А своими заблуждениями вызывает у всех на устах
Стенания скорбные и жалостные.

3

Я дивлюсь, прихожу в отчаяние, недоуменный, ошеломленный:
Коли он столько ошибался, что же со мной произойдет?
Как пал возвысившийся?
Как поколебался утвердившийся?
Как разрушилось созижденное?
Как стал чужим близкий?
Как впал в заблуждение сын избранный?
Как удалился приближенный?
Как потускнел блистающий?
Как оказался заложником свободный?
Как стал неправедным учитель?
Как умалился прославленный?
Как посрамился знаменитый?
Как сделался убогим богатый?
Как стал нечестивым благочестивый?
Как стал тщеславным тот, что распознавал [добро и зло]?
Как поддался суетности преисполненный [благостыни]?
Как порвал он союз со Всевышним?
Стыжусь сказать, что и с преисподней связался он.
Что было общего меж ним и идолами?
Отколе эта любовь к кумирам?
Почему эта склонность к запретному?
Как не вспомнил он обращенного к Саулу укора Самуила, сказавшего:
«Непокорность есть такой же грех, что и волшебство»?
Почему не вспомнил увещания отцовского:
«Ибо все идолы язычников суть истуканы бездушные и им
Подобны все слуги их»?
Моисей первым предрек,
С суровой насмешкой обвиняя [Израиль):
«Так Господь водил его, и не было с ним чужого Бога».
Где смертоносная, чудовищная статуя Фегора?
Где уродливое и бесстыдное, наипроклятое женское изваяние сидонитян?
Где неописуемая срамота этого гнусного на вид образа женского,
Коего пророки стыда
Нечестиво обожали во имя невоздержного демона зла,
Отдаваясь ему без различия и по-скотски?
Та, что [древле] уловила [нашего] праотца на погибель,
Похитила суть счастия [Соломона],
Высота [трона] победила превосходство ума,
Пленила гордыня, развратила нега,
Порабощающее серебро подчинило его себе,
Древнее оружие губительницы убило душу мужа прославленного,
Вырвав его из объятий Бога и бросив под ноги лукавого,
Беспечность умертвила его, леность усыпила,
Распутство опьянило.
О легко обманывающееся тело земнородное,
Каким плачем мне тебя оплакать!
Ибо не только к [Соломону] эти обвинения относятся,
Но ко всем, кто добровольно ошибается и заблуждается,
Поелику благодаря ему разумеем мы,
Что безрассудно хвалиться телесной мудростью,
Если [человек] не избран судом Бога.
Так что при условии этом, коли кто разумом скудный
Уповать на волю создателя станет,
Ничего из описанного не претерпит.

4

Однако Соломон оставил суровый и внушающий ужас,
Полный самоосуждающей хулы памятник обращения своего,
Как некто, кто поистине умер для любви ко всему миру и к самому себе,
Кто, коли правду [хотите] узнать, известен «суетой сует»,
А также «Книгой священников» и писанием Ахии Силомлянина,
В коих он поет, проливая слезы, о деяниях прошедшей своей [жизни]:
Тщетные старания, бесполезная работа,
Не имеющие смысла следствия, пустая беготня,
Неосновательные труды, помыслы, чуждые [истине], метания всуе,
Плоды, достойные порицания, нелепые мнения, суетный посев;
Здание, построенное на песке и [потому] развалившееся,
Имущество, подверженное порче;
Пренебрегаемые усилия, борьба с самим собой, суд над своей душой,
Пот от дел бесполезных, желания вредоносные;
Стезя погибельная, дорога ложная,
Знания пагубные, ученость обманчивая, понятия, всегда неверные;
Бесстыдно подкрашенные глаза, вид блудообразный,
Плоть, порождающая страсти;
Цвет омерзительный, краса многопечальная,
Дым с копотью, пар испаряющийся;
Товар, который легко разворовать,
Шатер, который можно разрушить;
Вопль отчаянный, насмешка беспричинная,
Поприще презираемое, пристрастие к мирскому, исход погибельный;
Мысли безбожные, речи лживые, изречения возмущающие,
Разбирательство, достойное осуждения, поиски безумные;
Видения постыдные, откровения позорные,
Нравоучения для грядущих времен;
Дела, в коих следует раскаиваться,
История гнусная, пример для нерадивых, бездна сокрытая,
Травля темная, пучина, смерть возвещающая, пропасти бездонные;
Сотоварищество с убийцами, вздор безумный, селение соплетателей козней,
Дом ветхий, строение пошатнувшееся, мост поколебленный,
Призрак неуловимый, обманщик обольщающий, предатель свирепый,
Бунт против Всевышнего.
Все суждения эти подробные, словно правила исповедания,
Посеял прежде у всех в сердцах сей Екклесиаст –
Законополагатель для обращающихся с раскаянием, –
Дабы никто из людей не похвалялся
И, будучи вооружен стрелами злословия,
Не наносил ран себе и другу,
Ибо идолопоклонник тот,
Кто, прячась под покровом [благочестия],
Являющем собою лишь личину,
Творит неугодные Создателю дела.

5

И вот [Соломона], который не столько грешил, сколько каялся,
Не осуждайте вовсе, но помяните мужа сего добром,
Как основу надежды для тех, кто припадет к стопам Господа,
Когда он сойдет с Духом и неотъемлемой Божественностью Своей,
Дабы животворить исповедующихся, кои находятся там,
О чем умершие принесли нам, живым, достоверную весть благую.
С ним вместе и я, виновный, мудрости его не достигший,
Но разделивший с ним долю грехов,
Молю Тебя, Благословенного Великого:
Добавь это мое скудное писание к мудрости блаженного,
Пусть эти нынешние мои моления сплетутся
С мольбами горько плачущего царя, дабы пышнее восславить Тебя.
Да будут мольбы мои приемлемы для Тебя
Как мольбы Избранника Твоего – Великого Сына Царского,
Коего Ты поставил в пример Единородному Своему.
Чрез причащение кровью мы вкусили Того, кто делит Славу с Тобой,
Так даруй спасение слуге Твоему, Всеведущий, Могущественный, Страшный,
Уничтожив грехи его неискупимые,
Ради приумножения Славы Твоей, о Создатель.
Памятуя благие наставления [Соломона],
Возроди вместе с помилованными и его,
Который в светозарной книге завета церкви,
Проповедуя Божественность Твою,
В сугубо лакомых и усладительных, преизящных притчах
Показал благую стезю приближения к Тебе
Чрез исповедь, о [Небесный] Отец.
Ибо слова его доказуют,
Что уж недалек он был от обретения милосердия,
Коли бы капля отчаяния не упала в пламень желаний сердца его,
Что несколько помешало ему раскаяться раньше.

6

Днесь, памятуя о неизреченных благах, к коим Ты приобщил его,
Яви милосердие Свое и вновь удостой блаженства того,
Кто много веков побиваем был камнями злословия,
Кто, проливая обильные слезы,
Залил в величайшем раскаянии пол пиршественного чертога дворца своего
И стенаниями жалобными души превзошел страдания отца.
Слезы из очей Слова Твоего,
Кое, [вочеловечившись], претерпело в себе наши страдания,
Присовокупи в своей долготерпеливой благости, слей с [его слезами],
О Милосердный!
И, приняв во Славу Единосущного Сына Твоего
Величания псалма, по ошибке полагаемого соломоновым,
Даруй ему в благости Твоей жизнь вместе с «нищими народа».
Некий мудрец доброхотный, кто сострадал Соломону,
Почитал для себя вознаграждением
Молить Тебя о нем вместе с ним, как с живым, в соучастном гласе едином, –
Что показано будет своим чередом, –
Поелику сочиненное им многодивное и пророческое повествование об убийце,
Оправдывающее Божественный [промысл],
[Доказует], что Соломон обрел милосердие [Господа],
Вот почему осуждения достойна не молитва о нем, а злословие.

7

Посему и я молю с упованием великим,
Вознося вместе с ним и свой вопль, стенаниям его подобный;
Коли, судя по [нашим] делам, нас погубишь,
Не убудет Славы Твоей, ибо справедливостью Ты ведом,
Коли же обретешь [нас], то поднимешься столько,
Сколько подобает величию Твоему,
Ибо Ты вечно Благословляем сим вторым – милосердием –
Боле, нежели староначальной суровостью.
Оборотись же, о Господи, оборотись с благоволением
к состраданию попечительному
И дарами любви, безвозмездными и щедрыми, утешь нас вечно скорбящих,
Коих сжигает такое же неисцелимое пламя страданий.
Возложи спасения длань и вновь нас возроди,
Очистив от грехов и защитив от гибели грехопадения.
Тебе, Единственному, Начальному и Безначальному,
С Начальным и с Зачинателем всех начал,
Святой Троице и Божеству Единому
Слава и власть во веки веков. Аминь!

Глава 49

 

1

Днесь да не одолеют дела нечестивые
Меня – Твой Образ Владыческий Царства Твоего Вышнего,
О Бог – Свет Всеобщий!
Да не похитит мятежный гордец
Красу Тобой сотворенного образа:
Тобой же внушенную милость;
Да не [будет] властвовать грех отметенный в моем теле смертном,
Дабы [снова] мне не подчиниться ему;
Нет царя у меня, кроме Тебя, Христос,
Чтобы властвовать над дыханием моим,
Тебя, что, не принуждая, покоряешь игом милости,
Тебя, что истребляешь всесильным Словом засилье грехов,
Тебя, что кровью своей искупил и телом своим накормил,
Тебя, что ввел и увековечил ненарушимое обетование жизни,
Тебя, что, запечатлев Духом Своим, почёл [нас] Себе сопричастными
И явил Отцу Своему как сонаследников,
Дабы чрез заклание вечно помнить о муках Твоих,
Ты подвигнул [нас] воссылать мольбу тому же Благодателю,
О Творец всего и Жизнь!
Ты – Бог духов всякой [плоти]
И превознес благодеяние сие
Выше [остальных] дивных дел Своих:
Ни небесами с их украшениями и сияющими ангелами,
Ни землей и родом человеческим
И всем, что изумительно в них,
Ни широким простором морей и живущими тварями в них,
Ни безднами [моря и суши] с содержимым их,
Ни несметным множеством созданий в них, –
Не столько величием всех сих творений прославился Ты,
Сколь сочувствием ко мне,
Устами пророка святого сказав, о Даритель надежды на милость:
«Кто Бог, как я, прощающий грехи
И вечно стирающий беззакония?»
И нынче вот восхваляются Слова Твои, о Милосердный,
И признаются благодеяния Твои,
Восславляются глубины таинств Твоих
И обожествляется излияние Благостей Твоих.

2

Воистину никто из тварей живых,
Употребляя слова языка плотского,
Не истолкует хоть малую долю доброты Твоей,
Проявляемой ко мне, о Создатель!
Ибо истинно для обновления устаревшего с былой чистотой
Нужно больше сил, чем для сотворения
[Человека] вновь из небытия.
Нет в Тебе слабости, Ты – Сила Всего,
И достаточно лишь Слова Твоего,
Чтобы полностью завершить дела.
Так восстань же Ты, о Благодетель, ныне поднимись,
Чтобы вновь сотворить отчаявшегося спастись,
Чтобы, как обещано, вознесся и очень окреп
Восхваляемый Твой глас благовестия,
Известный скорее Твоим даром искупления
И присущим Тебе светом милосердия,
Нежели умением созидания.
Ибо благодаря одному Ты признан лишь Творцом,
Благодаря другому – Ты и Творец, и Благодетель.
Не только Образ творишь, но и искупаешь грехи,
Не только обновляешь, но и благотворишь,
Не только даруешь жизнь, но и милостив Ты,
Не только украшаешь, но и изобретаешь,
Не только учреждаешь, но и кроток [всегда],
Не только живописуешь, но и всемогущ,
Не только предводительствуешь, но и [яркий] свет,
Не только кормилец, но и Пастырь Ты,
Не только исцеляешь, но и Попечитель Ты,
Не только оздоровляешь, но и Врачеватель Ты,
Не только вспоможение, но и Воитель Ты
Не только непобедим, но также и Царь Ты,
Не только творец, но и Всеблагий,
Не только дароподатель, но и щедрый [весьма],
Не только терпелив, но и снисходителен,
Не только не гневлив, но и незлопамятен,
Не только терпим к нашим порокам, но и Тайноведец Ты,
Не только заботлив, но и Упование Ты,
Не только сострадателен крайне, но также и Бог,
Не только неиссякаемо добр, но и благословляем всеми.

3

[Подобно тому] как Ты создал меня, когда меня еще не было,
И стал известен как Создатель мой,
Ты и ныне душу мою, [душу] молящегося,
Помести вновь под скинию тела моего,
В той же чистой, святой непорочности, как и прежде;
Дабы еще более умножились, возросли бы более в обновленном сегодня
Дары частые Твоих беспредельных чудес,
Нежели было то в сумрачном прошлом далеком.
И когда перечислю я грехи свои,
Помяну нетерпимые, поелику крылья разума мне позволят,
То буду оправдан [лишь] ради Тебя, о Всесильный.
И когда я сам расскажу о пятнах души моей,
Ты простишь безбожие и множество грехов моих за исповедь,
Всесильный, Тайновидец, Всеспаситель,
Дабы как бы в бескрайности известий благих
Я не стал бы тосковать, как прежде,
Считая блаженными, согласно псалму,
Спасенных благодатью крещения,
И длань Твоя [как бы] опять не проникла глубже, чем ныне,
В меня, уже уязвленного в душу терниями грехов,
Сделав бремя прегрешений моих тяжелее, нежели милость благодеяний Твоих.
Но спаси меня Благословенным Духом Святым Твоим,
Умоляю Тебя, Господь всего [сущего],
От законов грехов и смерти,
Не приведи Господь склониться к слабости
Заре справедливости Твоей по примеру Писания;
Ибо, где господствует искупление, там изгнаны грехи,
И, когда подбадривает Живое Слово Твое, [там] нет отчаяния,
И, когда умножаются Милости Твои, пропадают прегрешения,
И, куда нисходит длань Твоя Божья, там нет безысходности,
А [есть] лишь сияние всеобщее, всесовершенная сила
И могущество непобедимое.
Тебе присущи спасение, оживление, обновление, милосердие
И в то же время доброта, царствие [небесное], нетленность
И Слава вовеки. Аминь!

Глава 50

 

1

И вот подобно тому как без Иисуса-Бога нет спасения душ,
Или без зрячих очей – наслаждения светом,
Или без блеска утренней зари никогда не быть сладостному [восходу] солнца,
Точно так же без исповедания сокровенного
И обличения самого себя
Нет очищения от грехов.
Ибо что пользы в твоей чистоте, коли ты будешь судим с фарисеями?
Или какой вред мне от долгов моих, коли восхваляем буду с мытарем?
Или где сказано, что пророк Иоиль был осужден
За то, что трижды повторил сетования свои?
Или может ли быть суд над святым за памятование великого дня?
Или ужель нечистыми сочтутся уста Исайи,
Что остался далек от дел дома израилева?
И ужель Бога сочтут виновным за то,
Что, приняв из сочувствия ко мне адамову плоть,
Он, подобно грешнику, молится Отцу?
Или как истолковать сказанное в притче:
«Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселия»,
Ибо, коли кто не относит к себе прегрешения Адама
И грехи, [свойственные] всем, не считает своими,
Подобно блаженному средь царей,
Который [принял на себя грехи] предков,
Потеряет он праведность свою,
Как [полагающий] непорочным естество наше
И как речено:
Не возрадуется сердце весельем лиц при вести о надежде благой,
Коли, как учит апостол Христа, не станет печалиться он ради Бога.

2

Посему наипаче желанно мне здесь принять внове
Древний совет мудреца вдохновенного,
Что даже Господом был повторен:
Садиться не на первой подушке гордых в собрании суетных нечестивцев –
От коих Давид с Иеремией велят отречься
Каноном, установленным непреложно и твердо, –
Но охотно и смиренно, почитая себя равным с убогими,
Сесть с теми, кто, устыдившись грехов, раскаялись сердцем
И трепещут, страшась возмездия [в день] суда великого.
Ими Всевышний Господь возвеселится и возрадуется.
Посему и я, следуя [канону] тому,
Дерзну [воссесть] вместе с избранными
Средь званых на пиршество блаженное;
Тем избегну я осуждающих слов пророка,
Кои указуют на иных возгордившихся:
«Остановись, не подходи, – говорит, – ко мне, потому что я свят для Тебя».
Я же взял в подмогу себе безмерное смирение Давида блаженного,
Говоря вместе с ним:
«Как скот был я пред Тобою»,
«Окружили меня беды»,
«Смердят, гноятся раны мои от неисцелимого безумия моего»,
А также добровольные самоукорения в греховности
Неких избранных, непорочных лиц в Ассирии,
И вместе с ними реченное великим священником Ездрой,
Кое я, словно от себя самого, возглашаю:
«Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой».

3

Днесь я – истинное подобие всей земли
Присовокуплю прегрешения всех людей к своим
И, вдвойне умножив ими горечь свою, возрыдаю с ними,
Хотя и нет нужды мерзкий цвет делать еще омерзительней.
Вот и ныне я согрешил,
Ибо безрассудно впал в неугодное Тебе множество заблуждений преступных.
Взгляни на меня, о Милосердный.
Как некогда на уличенного в отступничестве Петра [1],
Ибо я вовсе погряз в тщете.
Освети меня лучом Твоего сострадания, о всеобъемлющее благодеяние,
Ибо, получив Твое благословение, я оправдаюсь и возрожусь,
Очищусь от мук, не Тобой сотворенных.
Я не дерзаю, о Господи, воздеть к Тебе греховные руки мои,
Доколь не приблизишь благословляющей Твоей десницы,
Дабы обновить меня, осужденного.
Днесь одолей вновь мое упорство Твоею кротостью,
Человеколюбиво придя мне на помощь,
И всем совершенным в своем совершенстве могуществом
Отпусти мне грехи мои первые, средние и последние,
О постигающий непостижимое Христос, Царь света праведных.

4

Я недостоин упоминать Твое Имя Благословенное,
Ибо повинен в [нанесенных] Тебе смертельных ударах
[Повинен] пред Твоим крещением, благодатью,
Дыханием, щедротами, залогом, даяниями,
Пред именем, усыновлением, царскою честью,
Образом, знамением, помазанием,
Могуществом, отвагой, сородственностью,
Жизнью, светом, блаженством,
Надеждой, Славой, неколебимым величием,
Венцом неотъемлемым, обещаниями таинств,
Кои Ты, Господь Христос, не единожды благовествовал мне, –
Упорствующей ехидне и аспиду,
С накрепко замкнутыми, запертыми для слушания, глухими ушами
Против Твоей все усугублявшейся доброты
Многажды боле, нежели она, росли мои злодеяния,
Кои вовсе сгубили меня;
Отринув от жизни, они привязали меня к смерти,
Обратив в раба тления.
Днесь только Ты правосуден и справедлив в суде,
О Благодетель, Благословенный в своем милосердии,
Я согрешил пред Тобой, свершил неправедность и беззаконие
И, став посему порочным, скверным, преступным и нечестивым,
Не внял превозносимому Слову Твоему.
Кое исповедуют и обожают,
Хоть и явился Ты с неизреченной любовью Своею,
О чем страшно писать и что начертать ужасно.
Да будут Тебе Истина, Слава и вечное Восхваление,
А мне, устыженному, от Тебя, предстателя, –
Искупление, и милосердие, и исцеление,
Помощь и покровительство сердцу и душе,
О Восхваляемый всеми вечно. Аминь!

 

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.