Оглавление

Григор Нарекаци. Дополнительные материалы. Книга скорбных песнопений

Глава 31

 

1

И днесь я усугубил несчастье, печаль
Скорбного гласа стенаний великих безутешного горя моего,
Дабы милосердный Ты, Прародитель исповедания
Неизвестных и тайных [грехов],
Сын Бога Живого, Господь Иисус Христос,
Милостиво взглянул и отпустил их.
Поистине Ты властен, доподлинно можешь.
Если захочешь – Ты сможешь;
Возжелаешь премного – так же [много] Ты сможешь;
Скорее давая богатеешь, чем принимая;
Умножаются сокровища Твои, когда их раздаешь, но не когда их собираешь;
Растут доходы Твои, когда расточаешь, а не когда их бережешь;
Накопляются запасы Твои, когда Ты разбрасываешь их, а не когда их копишь.
Все это внушает мне веру,
Что чрез Тебя я найду путь ко спасению.
Верую я, презренный, вместе с почтенными,
Надеюсь вместе с Авраамом и Анною,
Ибо один [из них] поверил слову Твоему,
А другая вняла речам первосвященника.
И посему он, глубоким старцем,
Веря и надеясь, что престарелое и бесплодное чрево Сарры
От благословения станет долиной плодородия,
И увидит он [ее матерью] многих народов,
Пророков святых и царей избранных,
Стал отцом многочисленных сыновей.
Другая же взрастила семерых сыновей
На невозделанной ниве утробы своей.
И число это беспредельно, означает оно сущность саму,
Вечность Божества, и неисповедимые пределы его,
И неиссякаемое в купели множество новорожденных.
Число сие славно, ему пары нет, и нет ему конца,
Оно девственно, жертва особая, присносвященная,
С не изреченной навеки судьбой
И труднодоступным смыслом для нас.

2

Днесь смятенный и скорбный глас тоскующего сердца моего
[Ты] сочти за оправдание души моей, отчаявшейся спастись,
Сложив и приняв вместе [с верою] упомянутых выше счастливцев
Также исповедь малую и мольбу мою.
Чтоб с ними я жил, вместе с ними ликуя,
Уповая твердо скорей на благодать Твою, нежели на дела свои.
Наипаче потому, что [милости Твои] вдвое возвышенней и прославленней
И превосходят меру возможностей мыслей [человеческих];
Они суть воспарившие над несовершенством мысли
Умиротворители смятения моего,
Могучее орудие очищения от грехов.
Вместе с кровью Твоею грозной
И родительницей Твоей достославной по плоти,
[Пусть посредниками будут]
Сходы апостолов, сонмы пророков, скопы мучеников,
Собрания отшельников – конных и пеших, –
Вооруженных мужеством, вступающих обнаженными в бой,
Созвездия монахов избранных, соборы благочестивых,
Соцветия обитающих на земле бесплотных небожителей,
Воинство небесное, примкнувшее к нам,
Приношения ранние, закланные тельцы,
Зажженные светильники, благоухание ладана, приправленного миром,
Победные знамения спасения,
Сооружение богообитаемых скиний,
Руки священников, творящие таинство [посвящения].
При каждом движении человека вспоминаем мы Бога:
При каждом шаге стопы, протягивая десницу, простирая руку,
За добрые [дела] – благодарение,
О сострадании – мольба;
При дружеской беседе, при разговоре общем,
В возгласах, что являют [нам] чувства,
При удачных делах и добродетельном рвении,
Как днем, так и ночью,
При полезных и душеспасительных действиях,
Напутствуемых Тобой,
Во сне или бодрствуя;
В войне народов, в борении против сил нечистых,
В противоборстве с еретиками,
В отношении к малым и престарелым,
Потягивая питье или яства вкушая –
Во всем, что хоть единожды отразилось в чувствах у нас
Будь то приятно или неприятно, –
За первые мы молимся, чтобы они долго длились,
О других – чтоб [Бог] избавил нас
Неизреченным чудодейственным искусством своим.
Ведь все верят в то, что Ты способен на всё;
И грудные младенцы, и юноши,
Дикие разумом, гордецы неистовые,
И даже на подмостках зрелищных,
А также в многолюдных сборищах простонародья
Или же в плясках, неугодных воле Твоей, о Всемогущий,
Ты не позабыт.

3

Днесь Ты все сотворил, все [твари] Твои.
Ты милостив ко всем, один Ты всеблаг;
Коль и согрешат – все ж они Твои,
Поелику числятся в Твоих списках они;
Ведь знают они всесилье Твое, согласно мольбе притчеписца,
К которой я присоединю печальные речения [свои],
Словно преступник свидетельствуя о ней.
И осмелюсь я [нынче здесь] сказать:
Кто называет Тебя с похвалой, признавая Твое бытие,
Ежели даже опять он погряз семижды в грехах,
То, как известно из примера сего, неужто не Твой он?
Подчас видим мы средь черных ворон
Стаи голубей белых,
А среди коней неистовых, скверных –
Агнцев смиренных,
В числе хищных собак – ягнят жертвенных,
Кротость – в жестокости,
Совершенство – в недостатках,
Смирение – в кичливости,
Правду – во лжи,
Искренность – в хитрости,
Прямодушие – в коварстве,
Доброту – во зле,
Благопристойность – в наглости,
Милосердие – в беспощадности,
Раскаяние – в безнадежности,
Благосклонность – во гневе,
Примирение – во вражде,
Снисхождение – в язвительности,
Ободрение – в обиде,
Благословение – в метании стрел.
Никогда я не мог верно рассудить:
Кто ж из земнородных здесь унаследует Тебе?
И лишь Ты один нелицеприятен,
Упрекая по праву и справедливости
И нечестивца очистившегося,
И блудницу раскаявшуюся,
Благодетель для всех, единственный Царь наш,
Присно в высях благословляемый всеми. Аминь!

Глава 32

 

1

И днесь я, лишенный упомянутых прежде достоинств,
Причислив себя к заслуживающим наказания,
Со всеми вместе молю о милосердии:
Вместе с униженными – и с несмелыми,
Вместе с немощными – и с малыми,
Вместе с падшими – и с презренными,
Вместе с изгнанными – и с возвратившимися к Тебе,
Вместе с сомневающимися – и с уверенными,
Вместе с повергнутыми – и с воскресшими,
Вместе с угнетенными – и с укрепившимися,
Вместе с оступившимися – и с поднявшимися,
Вместе с отверженными – и с воспринятыми,
Вместе с ненавидимыми – и с призванными,
Вместе с безрассудными – и с отрезвившимися,
Вместе с беспутными – и с воздержными,
Вместе с удалившимися – и с приблизившимися,
Вместе с отринутыми – и с возлюбленными,
Вместе с оробевшими – и с дерзновенными,
Вместе с пристыженными – и с ликующими,
И снова расскажу я здесь, но не о грехах Иерусалима,
Как велено было пророку о народе древнем,
И не о доме Иакова, о беззакониях его,
А свои поспешу я открыть [грехи].
Ибо, прибавив, как у пророка, «горе мне» к смертной тоске,
Стану себя, как псалмопевец, громогласно укорять,
Дабы обещанной исповедью этой, всеми слышимой,
Сразу навсегда мне очиститься волею Твоей Благословенной
И не нуждаться [в исповеди] вновь.

2

И, преклонивши колени пред Благостью Твоей, о Благодавец,
Распростершись ниц пред Тобой, дабы показать, как никну я к смерти,
И, припав к праху, слился я с землей,
С преходящей сей жизнью пагубной,
И влачусь по ней, подобно скоту,
И, как пресмыкающееся, ползаю по ней,
Волею своей пригвожден я к ней.
Но, к Тебе склонясь, Господи-Боже,
Как к опоре жизни, плотию [своей] –
Побегом ветви корня давидова –
Немо слившись с [Тобой], Божеством несотворенным,
Должен снова я встать, полусогбенный
И пристыженный благодеянием Твоим,
С ликом, опущенным долу, очи вперив ввысь,
И взором скорбным глядеть на Тебя –
Такого близкого в бедствии [моем].
[Ты] – совершенство сострадания и само благоволение,
Вознести я хочу, о Великий, к Тебе мольбу и надежду
И полное слез озеро света.
Выслушай со всещедрым терпением бесконечным меня –
Меня, что [так] огорчает Тебя,
Во всем Ты один лишь – единственный обет спасения.
Бог всего [сущего], величие неизреченное,
Сущность непостижимая, истина неисповедимая,
Сила всемогущая, милость всевластная,
Совершенство безбрежное, наследие неизреченное,
Жребий достойный, одарение обильное,
Мудрость неомраченная, милостыня вожделенная,
Даяние желанное, радость взыскуемая,
Покой беспечальный, обретение несомненное,
Бытие неотъемлемое, стяжание негибнущее,
Высота несравненная,
Искуснейший целитель, неколебимая твердыня,
Возвратитель заблудших, обретатель погибших,
Упование надеющихся, просвещение помраченных,
Очиститель согрешивших, Ты – прибежище беглецов,
Успокоитель мятежных, Ты – спасение погибающих,
Ты – разрешитель уз, освободитель тех, кого предали,
Ты – защита оступившихся, Ты – состраждущий соблазнившимся,
Долготерпение сомневающихся,
Образ света, видение радости, проливень благодати,
Дыхание жизни, сила облика, покров над головой,
Движитель уст, побудитель речи, водитель тела,
Воздыматель руки, простиратель пясти, обуздатель сердца,
Родное имя, родственный глас,
Единение искреннее, попечение отчее,
Имя исповедуемое, лик почитаемый, образ непостижимый,
Власть боготворимая, память похваляемая,
Вход ликования, стезя верная, врата славы,
Путь истины, лествица небесная.
И множество иных слов восхваления –
Неисчислимые ряды, несметные строфы, –
Коих не вынесут уста земнородного,
Не выдержат органы тела
И не измерят желания души.

3

На Тебя глядят все очи зрячие, о Боже всего [сущего],
Приклони слух на моления и скорбный глас
Слуг Твоих, а также служанок, кои молят Тебя.
И прими слезную росу из страстно и скорбно плачущих очей,
Омочившую безгрешные ноги Твои, о Христос Воплотившийся,
Как принял Ты обряд с волосами грешницы [1], –
Прими возврат мой к Тебе, исповедь мою
И, приобщивши [меня] ко вкушению спасительной жизни Твоей,
Поцелуем в уста нерасторжимый союз заключи.
Я вижу, в Тебе, о Благодетель,
Сострадание то с милосердием тем,
Что залогом великого дара
Ты дашь [мне] за малую веру мою,
И ради сострадания и любви Твоей
К вожделенному Имени, исповедуемому мной, слугою Твоим,
Суровой зимы метели да обратятся в тихий ветерок,
И грозные бури – в нежнейшее дуновение,
И страх ожидаемый – в великую веру,
И кара мучений – в жребий блаженства,
И беды печали – в духовное пиршество,
И бушующий вал – в глубокую тишь.
И весла, гребя, [пусть вынесут] в мирную пристань,
И обильный грехов урожай пусть обратится в кладовую благ.
И вся эта тьма благодеяний Твоих
Да возвеличит имя Твое, о Всемогущий,
Воскуряемое фимиамом и исповедуемое [всеми].
Да устыдится отвергнутый и гонимый искуситель злой,
Да станут ненужными рукописания моих грехов,
Да прекратятся козни, да исчезнет коварство,
Да будут отторгнуты ковы,
Преодолены бездны, искоренены беды,
Да будут каменованы ухищрения, искуплены грехи,
Да будут уничтожены долги,
Да падет ярмо и рухнут кормила [сатаны];
И взамен мрачной тьмы бедствия грехов
И осаждающей рати злых духов
Пусть взойдет солнце Славы Твоей,
Чтоб оживлять, спасать, просвещать
Справа и слева, спереди и сзади;
Да будет сияние утра, дуновение весны
Упованием ждущих явления Твоего.
Ибо Ты – Благодетель всех, для Тебя – все возможно,
Ты жизни хочешь всем и [всем] желаешь спасенья.

4

О всемогущая длань Иисуса Христа,
Обратись и ко мне, распростри Святую Десницу
Обитай [во мне], соединись [со мной]
И не покидай Ты кельи любви
Изнеможенного сердца моего,
И нетленный Образ Твой –
Славную просфору милостей Твоих.
Спасительного света христианства –
Я сохраню при Себе,
Обращаясь к Тебе в этой книге
С извечными заветами жизни,
Благовествованными Духом Твоим
С небес сочинителю Твоему,
И Тебе, единой причине,
И Тебе, единому от единой причины
И Обладателю единой причины –
Троице Лиц в Божестве Едином –
Подобает хвала от небожителей всевышних
И сонмов святых
На веки вечные. Аминь!

Глава 33

 

 

1

Сие творение мое богопоклонное, как плод души моей,
Даруемое Тебе, Благословенный и Милосердный,
Присовокупи к [тем, что поднесли] ладан носящие,
Смешай с ними в благовонное миро,
Составленное благочестивой женою Марией,
Кою Ты приравнял по сходству к блаженным блудницам,
С приснодивным почтением принятым Тобой.
Довольствуйся Ты речами моими презренными,
Приюти их в непостижимой, благословенной голове своей, о Всевышний,
Избегнув хулы Псалтыря, [изрекшего]:
«Пусть елеем грешника не умастят листьев на ветвях верхушки»,
А сделай так, чтоб вдвое сильнее стало благоухание
Сей книги-исповеди, чтоб оно воодушевило многих,
Распространилось везде, разошлось бы повсюду,
Чтоб мир наполнился им, как дом тот,
И по примеру тому пусть будет память о ней,
Ибо Ты – тот же Владыка, наставляющий на путь истины
Женщин древности, злонамеренных и грешных,
Коих облик Ты в притче о пророке
Изменил в соответствии с образом и подобием Своим,
Неизреченно воздействуя оттуда на них,
Соотнеся ко мне беспредельное милосердие Свое.
Взамен ячменя – пищи для скота –
[Ты подарил] хлеб насущный – обильный урожай пшеницы;
Царственный Образ Свой [Ты даровал нам] вместо бренного серебра;
Вместо сонливости дурмана от вин
[Послал] Ты, Творец, чашу с кровью Твоей;
Вместо елея, взятого у блудницы древних народов,
Ты вернул мне помазание Благодатью Твоей;
Вместо холста покрова спасения – целомудрия ризу;
Вместо роскошных запястий – благоволения полет
Вместе с верою и Евангелием
И житейскими добродетелями.
Взамен украшений достойных – серег для ушей – [Ты вернул мне]
Светозарную память о гласе Твоем, Господи,
Вместо ценных ожерелий наперсных –
Множество праведных заветов благого ига Твоего.

2

И гоже ль, однако, мне этим гордиться
И не стыдиться ли мне этого вновь?
И, переведя, как нравится мне, на иной лад моления
Этой книги скорбных песнопений,
Я понесу наказание любое за содеянные мною грехи;
И, приведя кратко речи пророков,
Включив их в главу, как жестоких истцов,
Вторю я им, но не в пляске их радостной,
А в плаче, где стоны, звуки скорбные, ропот гневный,
Гибельная хула, рыдания долгие.
Но вездесущая Твоя доброта, о Боже Великий,
Вселяет мне загодя [в душу] надежду,
Вместе с ней также – раскаяние, исповедь,
Благовещение, подношения, явление света,
Ободрение божественное, наследование славы,
Явление чуда, видения чудес;
Некоторые из них внушают надежду мне,
Иные же – безнадежность многую;
В этих я волей своею погряз,
Выбрал я долей своею погибель.
И коли народ блудодействовал с идолами,
Им сотворенными, на высотах и покрывалах,
Кои Иезекииль называет одеждами Божьими,
Какая же кара ждет меня, скверного,
Носящего Бога извне и в себе?
Я удивлен: как я не сожжен еще?
Я восхищен: почему не горю?
Я изумлен: как не разграблен я –
Измученный, брошенный, истерзанный,
Разбитый, раздробленный, сломанный,
Зарезанный и измельченный,
Словно зубами погубителя, согласно Писанию.
Но оставлена мне, как памяти луч, надежда спастись,
Ведь Христово Евангелие – это истинно жизнь,
Как и внешний облик слова вещает.
И тем [обещает] грехам нашим – оставление,
Прегрешениям – милость, разрушению – обновление,
Безбожию – очищение, ранам – исцеление,
Тревоге – покой, наказанию – отмену,
Брани – умирение, пламени – орошение,
Каре – милость, дары – ожидаемой гибели,
Орудиям смерти – жизни свободу.

3

К чему вспоминать мне и перечислять,
А не представить здесь неизреченное?
В память Отца Всевышнего – приобщение к Сыну,
Во имя Единородного – родство с Его Отцом
И с позволения их – сопричастность с Духом;
Кресту – искупление, Слову – утешение,
За добрую волю – воздаяние добром по решению всеведца.
И купель животворящая как ходатай мира,
И бессчетное множество благостей иных,
Накопленных [для нас] Благодетелем,
Свободных от дани, вольных от ярма,
Властвующих, но не подвластных.
Именно они в горечи смертной
Благовестят мне несомненную жизнь;
Если б не было их,
Я б давно уж погиб, как сказал певец.
Не умаляя Сына, прославляю Отца я,
Не унижая Дух, предпочитаю Сына я;
Славлю вкупе я единую сущность Трех [ипостасей].
Так, Духу Святому шлю свою мольбу
Как начальный дар к литургии святой,
Пусть молитву сию возносят [в церквах],
Когда агнец небесный приносится в жертву.

4

Вседержитель, Благодетель, Человеколюбивый Бог всего [сущего],
Создатель [всего] видимого и невидимого,
Спаситель и Творец, Попечитель и Миротворец,
Дух Могущественного Отца,
Распростерши руки, воссылаем [Тебе] мольбу громкую сетования.
Представ пред Тобой, грозным [Духом Святым],
Хотим мы в великом трепете и в страхе большом
Сотворить сперва сию обедню словесную
Тебе, Славе Твоей, могуществу неисповедимому,
Как неотделимому сотоварищу Отца Твоего
По престолу, по славе и по творению,
И испытателю сокровенных тайн, мыслей глубоких,
Всесовершенной воли Отца Еммануила,
Пославшего Тебя и спасшего Животворца и Создателя всего.
Чрез Тебя уведомили нас о Троице Лиц в Божестве Едином,
Одним из коих и признаешься Ты, Непостижимый.
Тобой и чрез Тебя нареченные провидцами
Первые отпрыски патриархальных родов
Пересказали прошлое и грядущее,
Свершившееся и неосуществившееся
В словах и речах без тени.
Тебя Моисей Духом Божьим нарек,
Непостижимое могущество, Ты, идя по водам,
Грозную [силу] обратил в попечение,
Распростерши ее, [как] крылья защиты,
Возлюбив добротой Своей
Вновь родившихся нас,
И явил нам таинство купели
По примеру тому, прежде чем создать
Жидкую вязкость последней завесы,
Ты сотворил, как всесильный владыка, всю природу вокруг,
Все совершенство всего живого, каждую тварь из небытия.
Тобою для обновления по воскресении
Сотворено все живое в тот день – последний день жизни сей,
Который и есть день первый на земле живых.
Как Отцу Своему, покорился Тебе
Единством воли Единосущный с Тобой.
Ипостась Отца, Первенец Его с Обликом человечьим;
О Тебе благовествовал Истинный Бог,
Равносущный и равный всесильному Отцу Своему.
Он хулу Тебе неискупимой предрек,
Заградил уста злоязычникам тем,
Кто богоборцами шли против Тебя,
Своих [врагов] простил, Справедливый, Святой,
Обретатель всего, преданный [на смерть] за наши грехи
И воскресший, чтобы оправдать нас [всех].
Чрез Тебя Ему слава, Тебе же – хвала с Отцом-Вседержителем
Во веки веков. Аминь.

Буду снова я повторять те же молитвы, пока свет веры не проявится дивным свершением своим, благовествовать буду вто рично я мир

5

Умоляем и просим со слезными вздохами
От имени всех тварей
Тебя, Творца Прославляемого, Нетленного и Несотворенного,
Безначального Духа Благого,
Ибо Ты Ходатай наш о наших сетованиях безмолвных
Перед Всемилостивым Отцом Твоим,
Охраняешь святых, очищаешь Ты грешников,
Храмы возводишь живой и животворящей
Воле Всевышнего Отца Твоего.
Освободи нынче нас от всех деяний нечистых,
Неугодных природе Твоей,
И да не угаснет пусть сияния свет Благости Твоей
В мысленном взоре наших очей,
Ибо поняли мы, что придешь Ты к нам
Чрез молитвы и святую жизнь воскуряемую.
И поскольку Один из Троицы Вашей приносится в Жертву,
А Другой из вас – принимает [Ее],
Обращаясь к нам через кровь Первенца Своего,
То Ты восприми моления наши
И подготовь нас, как обитель почетную,
Снаряженную всем, чтоб достойно вкусить
Агнца Небесного,
Чтоб без кары осуждения принять нам бессмертие дарующую
Манну жизни нового спасения.
И да расплавятся в пламени этом соблазны наши,
[И очистимся мы, как уста] пророка,
[От прикосновения] углем горящим,
Взятым клещами с жертвенника,
Дабы [сказанным] провозвестить всем доброту Твою,
Как через Сына Божьего – милосердие Отца,
Вернувшее Сына блудного в наследие Отца
И препроводившее блудниц в царствие небесное праведников блаженных.
О да, да! Я один из них, вместе с ними Ты прими и меня!
Как сильно жаждущего человеколюбия,
Возродившегося милостью Твоей,
Искупленного кровью Христа.
Дабы этим всем была признана Божественность Твоя.
Прославляемый одинаково наравне с Отцом,
Воля единая и власть единая достохвальная.
Ибо все Твое – и милосердие, и могущество,
И человеколюбие, и власть,
И слава присная во веки веков. Аминь!

Глава 34

 

1

И днесь прими мечты обездоленной души моей
И сообразные признания мои
Тебе, о Боже, что в слове вмещаешь всё.
Те, о коих я прежде сказал,
Их вторично [Тебе] хочу показать.
Представ с письменным разъяснением
Пред собравшимися толпами племен
И с толкованиями для народов.
Я принес как дар
Эти просьбы свои и моления,
Кои, изложенные ниже,
Определяются как восхваления.

* * *

Мольбы, возносимые во время торжественной проповеди, [с помощью] коих, примирившись, Дух Божий снизойдет на помощь.

2

Умоляю я неизменную, всемогущую власть Духа Всесильного
Ниспослать росу милости мне и облагодетельствовать,
[Запечатлев] в душе и мыслях, властвующих над чувствами моими,
Всеблагую милость наищедрейшей доброты Твоей.
И вспахай Ты разумное поле ожесточившегося плотского сердца моего,
Дабы семена духовные Твои смогли дать плоды.
Исповедуем, что благодаря премудрому бытию Твоему
В нас расцветают и множатся всякие дары;
Рукополагаешь Ты апостолов, вдохновляешь пророков,
Обучаешь вардапетов, одаряешь словами немых
И отверзаешь закрытые уши глухих.
И соплеменник Твой, Единосущный Отцу Перворожденный Сын,
Сотворив все то с помощью Твоей,
Тебя Богом назвал, истинно равносущным Отцу.
Даруй Ты и мне, грешному, [дар] смело вещать
О животворящей тайне благовестия Евангелия Твоего —
Следовать за быстролетным ходом мыслей
Безбрежных ристалищ Тобою вдохновленных заветов.
Когда ж я приступлю к началу торжества толкования слова,
Пусть снизойдет на меня милосердие Твое,
Вещая мне своевременно о том, что достойно, полезно и угодно Тебе
Для славы Твоей божественной, во хвалу Тебе
И для свершения возведения церкви вселенской.
И простри надо мной вожделенную десницу Свою,
Укрепи меня, даровав милосердие Свое.
Отврати от рассудка моего мглу тьмы забвения,
Развей вместе с тем мрак грехов моих,
Дабы чувствами мне и разумом вознестись
Из сей жизни земной в высь [небесную].
Просвети вновь во мне зарождение
Светозарного чуда постижения божественности Твоей, о Всемогущий,
Чтоб был бы я, как Образец Благой,
Достоин усвоить и обучить слушателей набожных.
И слава Тебе во всем и от всех
Вместе с Отцом Твоим — Вседержителем,
С Сыном Единородным и Благодетельным,
Ныне и присно, во веки веков. Аминь!

* * *

А определение исповедания веры в Единосущную Святую Троицу — милость дарующий канон сей жизни — я преподношу и провозвещаю таким образом: О Троице неизменной новое, Богом вдохновленное сочинение, определенное в Никее как Символ Веры

3

Исповедуем мы и веруем, обожествляем и поклоняемся
Равнославному Единству, Всесвятой Троице.
Божественность неизреченная, приснодобрая, вездесущая,
Равнопочтенная, для полета крыльев мысли недосягаемая.
Превыше [любого] образца, не имеющая равных [Себе];
Беспредельная в пространстве, превосходящая рубежи,
[Бывшая] еще до сотворения века, до неограниченных существ
И до сонмов тварей; неизъяснимо славословляемая,
Величием щедрейшим навеки увенчанная;
Утвердитель времени и тех, кто был создан во времени,
Сама управляющая причинами и удобно располагающая
Видимых и невидимых.
Не измеряемая именем, не отличаемая званием,
Не уподобляющаяся качеством, не взвешиваемая количеством,
Не устраиваемая по примеру, не объяснимая состоянием,
Не распространяющаяся, будучи неполной,
И не ограничивающаяся, будучи совершенной.
Никогда не пойманная и нигде не видимая.

4

Отец добрых [дел], Держатель всех [тварей],
Бог всего, что есть в небе и на земле,
Кроме Слова единственного, коим властвует он
Создатель, дающий дыхание всем, кроме Духа —
Ипостаси, с [помощью] которой и создал Он всё.

5

Одна из прославленных равновеликих грозных [сил] —
Троицы Лиц,- снизошедших с высей сюда в глубину, —
[Тот], кто испокон [века] неотделим был от глубины,
Оставаясь неотъемлемой [частью] славы престола,
Никогда не лишенный Лика Родителя Своего,
Войдя в обитель чрева Девы простою [природой Своей],
Вышел оттуда составною [частью], плотью, по сути неопределенной,
Совершенный человечностью и беспредельный Божественностью,
Единый Сын Бога Единого и Единородный Первенец
Богоматери — Девы Богородицы.
Творец, сотворенный, чтоб быть Человеком Истинным, Первенцем,
Но не по подобию бывших земнородных,
А новый и дивный, величественней царей, какого не было в веках.
И не был создан он во времени, Первенец, по псалмопевцу,
Превыше всех царей земли; непорочным соединением
Уподобившийся нам по плоти, по образцу души и тела, либо золота и пламени,
Или же, говоря яснее, света с воздухом, неизменно и неотделимо.
Он Сам пришел доброхотно на смертный крест, как Непорочный Агнец,
На заклание ведомый,и подготовил могущественным самовластием
Спасение созданий Своих.
Измученный живым естеством [Своим] был положен во гроб неотделимым Божеством;
Трехдневно захороненный, проповедал отчаявшимся узникам
Преисподней ада и указал [им] обновление и свет.
И, завершив страстями спасительное таинство [вочеловечения], возродился как Бог,
И, влекомый крыльями ветров, поднялся к херувимам,
И укрылся облаком неисповедимости,
И, вознесшись превыше неба всего,
Воссел торжественно на престол Свой,
Как первонаследник, равный Отцу,
От которого Он вовсе не удалился,
Не утратил обретенное [естество человечье]
И не истощил собственную [Славу Божественности].
С чем да придет на суд возмездия
Потаенное узнать, взвесить мерой истинно праведной,
Чего все мы ждем, о чем молимся,
Веруя во всем власти предержащей Его над всеми,
Что воистину лишь одно от [Отца] Единого
И славою своей равно [Духу] Единому, обожествленному навек.

6

Прославляем присно и благословляем
Вместе с Сыном и Отцом
И ипостась их — Дух Всемогущий, Истинный, Совершенный, Святой,
[Тот], что создал из ничего все сущее вокруг —
Также самодейный и равновластный Тем Двум
В царстве нетленном и беспредельном:
Это — первопричина- [Отец] и сосуществующее грозное слово – [Сын],
А также и самый Дух вознесшийся.
Самодержец добрый, [всем] раздающий дары Отцовы,
Дабы прославлять Имя Единородного Славного,
Кто возвестил законы, воодушевил пророков,
Дуновением единоплеменника запечатлел в апостолах
Явился в образе голубя на Иордане,
Чтобы возвеличить Славу Пришедшего,
Воссиял в писаниях евангелистов,
Породил прозорливцев, усилил мудрецов,
Умножил учителей, [венценосцев] помазал на царство,
Всепомоществовал царям, назначил попечителей,
Завещал спасение, пожаловал дары, подготовил к покаянию
Нас, в смерть Христа крестившихся,
Очистил так для обитания Своего.
[Все], что сотворили Отец и Сын, то сделал Дух Святый,
И сам Он — Бог воскуряемый, как покоривший всё во всём.

7

Перечисление первым [из Ликов] Троицы
Не означает [вовсе], что [Лик Сей] выше Другого.
Или же упоминание после [Другого]
Не означает, что он нижайший из [Себе] подобных.
Или же разговор об одном [Лике] не вызывает путаницы,
А разделение Трех [не приводит] к отделению воли,
Ибо Отец не был бы возвеличен всеми,
Коль не было у него силы слова,
Точно так же, если б не было Духа при нем,
Был бы он немым, безжизненным, обессилевал от воли любого.
Слово же, не будь оно известно через Имя Отца,
[Было б] сиротой, либо покинутым, либо же ничто, порожденное смертным.
А также и Дух: не будь ознаменован он причиной Своей,
Бродил бы, как нечто бесславное,
Подобно какому-то дыханию, не причисляемому [к живым].
Если же кто дерзнет в словопрениях оторвать Отца от слова Его —
Говоря, что некогда не было [слова], —
И клеветой, отрицающей слово,
Вообразит, что почтил величие [Владыки] Верховного
Или принизил [дух] изливаемый,
Не видя природы духа, чем привнесется бытие чуждое,
Иль какие-то изменения, замутняющие
Безупречную Славу Союза Троицы Святой, —
Таковых, как лютых бесов и звероподобных врагов,
Символом веры, как камнями пращи,
Отвергнув, прогоним мы прочь;
Закроем путь им к притвору церкви — жизни вратам,
Предадим анафеме их вместе с бесами.
Прославим же Троицу Святую в сопричастном равновластии
Славословием единодушным и сообразной благостройностью,
Благословляемую и прославляемую в небесах и на земле
Сонмами первенцев, собраниями земнородных [тварей] словесных
Во веки веков. Аминь!

8

Днесь вопль дум сокровенных,
Воплощенных в этой книге,
Я вознесу всеслышащим ушам Твоим, Боже Великий,
Лишь вооружившись ими, вступлю я в беседу,
Но вовсе не затем, что для Славы Твоей
Ты нуждаешься в [звуках] гласа моего,
Ибо еще прежде, чем все сотворить,
Прежде появления неба и его прославителей бессмертных
И разумных [существ], из земли сотворенных,
Ты сам был уж прославлен совершенством Своим;
А затем, чтоб почтить меня, отлученного,
Дать обратиться мне с речью [к Тебе],
Дабы вкусить неизреченного благоволения Твоего.
Однако что за польза обращаться к Тебе: «Господь Адонай»,
По царскому велению Твоему — закону жизни, —
Но не исполнять заповедей, преподанных Тобой!
Я себя — золотые скрижали вещие,
Заветам Твоим посвященные,
Перстом Божьим начертанные, —
Сам вымарал, вернее же, разбил их,
И написать стараюсь ныне второе подобие их
Печальными красками.
Как часто воссылал я к Тебе молитвы горячие,
Кои не были записаны в скорбных песнях сих,
И посему внемли, всеблагий, этим речам и всем тем [мольбам]:
Пусть пребудет мольба моя с молитвой просительной,
Сочетается пусть с нею.
Может быть, тогда хлеб из теста пресного, смешанного с елеем,
Дарованный [людьми] чистыми, послушными воле Твоей,
Будет поднесен на стол Славы Твоей.

9

Но Ты, Благодетель и Человеколюбец во всем,
Единый Христос Единого Бога державного, всемогущего [Сын],
Ты побеждаешь милосердием и состраданием попечения Своего,
Не только весь [род] человеческий, единосущный мне,
Коему присуще беспокойство и множество противоречий,
Но и ангелов непорочных,
А наипаче — праведников, вскормленных в святости,
Одним из коих Илия был, коему видения грозные
Трех видов явились на горе Хорив:
Землетрясенье великое, ветр сильный и огнь всесожигающий;
А твоя всепрощающая кротость
[Проявилась] в нежном веянии тихого ветра,
Ибо Ты, как написано, — Единственный, кто милости хочет.
И хотя [некоторых] из нас признали угодными [Богу],
И они добрыми делами своими обрели иной образ — небесный,
Но все же и они земнородны, избранники [рода] людского;
А Ты, добрый по сути своей, быть жестоким не можешь,
Ты, благословляемый всеми, — спасение полное,
Ты — совершенный покой, безмятежность всего [сущего],
Снадобье целебное для всех недужных,
«Источник воды живой», согласно Иеремии.
Обратись ко мне и помилуй меня, о Всеблагий Бог.
Ты так жаждешь, алкаешь спасти меня,
Что даже бдящим [силам] небесным,
Бессмертным и благословляющим,
Ты даровал для спасения человечества
Вовек неотъемлемо некий [сан] первосвященника и исповедника,
Чтобы они от лица нас, земнородных [людей],
Умоляли б Тебя, милосердие благословенное,
Постоянными молитвами о примирении моем, [меня], отверженного.
«Умилосердься над Иерусалимом», —
И это полно светозарного смысла:
Благовествуя притчею этой,
Что по примеру Иерусалима [земного]
Они просят Тебя, [чтобы] явлением Своим, о Великий,
Ты умилосердился над [Иерусалимом] небесным
И восполнил примкнувшими к Тебе
Опустелые места падших ангелов.

10

Воистину Ты услышал, о Милосердный, внял [мне], о Царь,
Приклонил ухо, о жизнь и надежда,
Уразумел, о Небесный [Владыка],
Уважил, Всесильный, призрел, Тайноведец,
Увидел, о Заступник, проявил сострадание, о Неизреченный,
Склонился, о Всевышний, снизошел, Страшный,
Явился, Неизреченный, сжался, Беспредельный,
Был измерен, о Неисповедимый, сгустился, о Луч,
Вочеловечился, о Бестелесный, стал осязаем, Безмерный,
Обрел форму, о не имеющий свойств,
Воистину исполнил мольбы молящихся.
Ты сам стал для меня, несчастного, словами бдящих [сил],
Добрым ходатаем, посредником живым, заклатью бессмертной,
Жертвоприношением беспредельным,
Даром чистоты, неистребимой жертвой всесожжения, чашей бездонной.
Так пусть же, Милостивый, Человеколюбивый, Благословенный,
Вечно совершается надо мной, согрешившим,
Благая воля Твоя животворящая, о Достохвальный и Долготерпеливый,
Тебе подобает слава вечная. Аминь!

Глава 35

1

Днесь Владыка сил, величие грозное,
Верный взгляд, воля наисвободная, щедрость неиссякаемая,
Кто в силах прославить торжественно с песней, плясками
Единую хоть каплю росы Твоей доброты?
Ты тщишься найти способ и средства моего спасения,
Я же буду писать о большем,
Чтобы рассказать [поколениям] грядущим.
А Тебя не назвали любящим ангелов,
Тебя, основавшего государства их
И небеса со светильниками их,
[Что тоже ведь] дело перстов Твоих,
Но никогда не говорил Ты о любви к ним.
Человеколюбие предпочел [всему],
Считал его за честь великую, достохвальную,
Возвеличив тем самым вновь Имя Свое
Неизреченное в таинствах грозных.
Светозарных небожителей, их призвал Ты
Служить и возглавить дела особые,
А нас, смертных, внизу родившихся,
Возвеличил обожествляемым
Божьим Господним Именем Своим.
И опять доброта Твоя сверх веса и меры
Расширяет [число] посвященных Тебе заветов, речей бесконечных
Об излиянии нетленном
Беспредельной доброты небесной Твоей;
И, обратившись из одной сущности [в другую],
На кого-то – ради них самих, на других – ради других
Ты щедро изливал милости жизни,
Многоразличные дары [исцелений],
Чудеса, Богом творимые, и знамения правдоподобные;
И если калеке, ослабевшему в вере,
Видя в просьбе попечителей [его] признак надежды,
Из сострадания Ты посочувствовал,
То насколько могучее будет всесильное Слово Твое
Обо мне, воздыхающем и вопиющем,
Об очищении исполненной скверны плоти моей?
Ибо [предохранить] образ, очищенный
От воздействия порока неподвластного,
Будет воистину намного большим чудом,
Нежели очистить душу нечистую,
Поелику ко второму прибавляется благодать купели,
Чем возвеличивается и Слава Отца.

2

Это Ты, о Господи, освящаешь нас,
Что давно показал нам на избраннике своем Моисее.
Это Ты попечительствовал
В грехах и беззаконии [погрязшему] роду Иакова,
Когда в стране египтян приобщались они
Ко мраку язычников.
Это Ты обращаешь в праведных грешников,
[Наставляешь] их на путь [истины],
Согласно речению [псалмо] певца Давида.
Это Ты обращаешь жестокость сердца окаменелого
В нежную мягкость плоти живой,
Дабы признали они Слово Твое.
Это Ты можешь даровать сердце иное и путь один,
[Дабы] боялись Тебя во все дни жизни [своей]
Это Ты внушаешь страх Свой жестокосердным,
[Дабы] с верой прислушивались они к Тебе,
Согласно речениям пророков.

3

Благословенных губ сотворившего мир рта Твоего
Каплю божественного дождя животворного
Приблизь, словно ключ, к дверям ушей моих;
Тем самым избавь, исцели меня
От яда искушения коварной змеи,
Всемогущею дланью притронься к орудию речи моей,
Внуши громкость голосу, дабы чисто говорить мне –
Это Ты даруешь всем;
И наставь меня должным образом,
Чтоб за речи дерзкие не лишился я, как предок наш, надежды,
Не был осужден на неразумие
И не был изгнан искусителем;
Просвети вновь померкшие очи души моей,
Возложив десницу Твою, жизнь дарующую,
Чтоб, если свечи смелости будут дыханием змея погашены,
Оставался я под прикрытием сосуда.
Возьми нечестивые деяния мои, о Господи,
И брось их в пучину морскую,
Ведь [море] – это малое подобие
Безбрежного Твоего Величия, –
Чтоб потонули злодеяния [мои в нем],
Как речет пророк.
Для души моей падшей воздвигни знамение веры,
Дабы не восставить столп отчаяния,
Коим возопиет сокровенное.
Открой, о Всесильный и Милосердный,
Врачебник исцеления жизни,
Чтобы [плевелы, взращенные] из семян,
Посеянных в нас искусителем,
Срезать прямо под корень, скосить
Серпом воли Твоей.
Когда захотел я, по примеру Петра,
Идти за Тобой, о Владыка всего,
То был поглощен греховными волнами
Моря жизни сей;
Приблизь, простри животворную длань.
Помоги мне, дрожащему,
[Вторю] я голосу ханаанеянки
И молю из глубины сердца Тебя,
Повизгивая от голода, словно пес охотничий;
Мне, отверженному, злополучному,
Выдели [хоть] крохи хлебные на пропитание
Со стола изобильного Своего.
Дай спасение мне – алтарю из плоти, сыну горечи,
Ты, пришедший найти и жизнь даровать мне, погибшему,
Ибо Твои суть величие, могущество и победа.
Ты – покаяние и исцеление, блаженство и обновление,
И Тебе подобают слава и поклонение вечные. Аминь!

Глава 36

 

1

И поелику прегрешения мои бессчетны и часты, всегда превосходят
Спасительные плоды Милостей Твоих,
[То дивлюсь] я мукам, Тобою взятым на Себя:
Руку свою, все души вобравшую, Творца всех живых,
Пригвоздил Ты к Кресту – орудию смерти,
Дабы умерить поползновения мои против воли Твоей.
Пару шагающих, жизнь дарующих ног Твоих
Из-за невоздержности моей
Ты прибил к древу орудия кары,
Чтоб милосердием пресечь необузданную дикость [мою], о я, злополучный.

2

И не повелел отсохнуть руке, бившей Тебя в голову славную,
Ты, который тут же иссушил смоковницы куст,
С тем чтоб примером сим заблаговременно
Благовествовать мне прощение Свое.
Не угрожал Ты злодеям, бившим палками Тебя, нареченного Богом,
Ты, что заставил померкнуть денницу,
Дабы умершему мне даровать благость и покой.
И не пресек Ты подлой клеветы лжесвидетелей,
Ты, покрасивший лик луны в цвет крови,
Дабы робким устам моим придать силу восхвалять Тебя.
И не выбранил Ты хулителей за ярость,
Ты, потрясавший стихии,
Дабы помазать доброты Твоей елеем голову мне, несчастному.
И когда богоубийцы называли Тебя обманщиком,
Ты не разнес им челюсти, не разбил их вдребезги,
Ты, рассекавший твердые камни,
Дабы душу мою, к добру не способную,
Милосердно избавить от тщетных желаний.
И не проткнул мечами стражников их же потроха
Ты, обрекший змею ползать на чреве,
Дабы кости изнуренного тела моего,
Как бы в ковчежце сохраненные, сподобить Ты мог воскресения.
И не утопил Ты в бездне земли, опрокинув их навзничь,
Тех, кто запечатал дверь живительного гроба Твоего,
Дабы частицы света Твоего сложить в дароносицу сердца моего.
И не пресек Ты дотла и вконец семя рода тех,
Кто провозгласил умершим Тебя
И украденным, как плоть земную,
Дабы и меня со спасенными вкупе,
[Хоть] и недостойного поминовения,
Сподобить без ущерба и без потерь
Избрания добра.
И не превратил Ты в столп соляной,
(Как в древней каре бабки Моава),
Тех бесноватых отступников,
Коих серебром из сокровищниц Отца Твоего
Дважды прельстили, чтобы тем самым
Обречь на предательство и бесчестье Тебя.
Дабы меня, уступившего в твердости
И отданного смерти во власть,
Своей кровью спасти, утвердить на утесе Своем,
Благословенный дважды, благословенный опять,
Всеми всегда возвеличиваемый во веки веков. Аминь!

Глава 37

 

1

Днесь из приведенного выше множества милостей,
На благо мне Тобой дарованных,
О Милосердный, Благодетельный, Достохвальный и Всемогущий,
Хотя и написано здесь о немногих,
Но [милости эти] – царского рода, власть имущие самодержцы,
Сыновья мощи, потомки великих,
Достославные, светозарные и почтенные,
Восславленные знаменами побед, ввысь воздетыми,
Увенчанные каждый из них прекрасным венцом,
Приведшие с собой несметные сонмы благословляющих,
Кротких, смиренных, блаженных и миролюбивых
Из тех областей, родственных Богу,
О коих молился пророк, говоря:
«Воздвигни, о Господи, силу Твою и приди оживить нас»
Они способны скорее развеять грехи
И растопить лед безнадежности,
Нежели изгонит предводитель сонма небесного воинства
Дьявола, приверженца ночи,
Первого супостата Бога Благого.
Описать невозможно в словах те блага,
Что всевышний излил дождем на меня,
Немощного ворога, раба неблагодарного.
Коль кто-то решится сказать, осмелев, –
Выскажет только лишь малость из многого,
Но и то не истину доподлинную.
И, вспомнив с тем вместе, из чего сотворен он,
Ничтожный и немощный, будет силой великой сражен.

2

Хоть и написал я это, вновь свидетельствую то же:
О моих, праха, несовершенстве и незрелости
И совершенстве Твоем, о Создатель,
О том, что не стою я благ;
Однако всесветлой, независтливой и всещедрой,
Достохвальной силой созидания Твоего
Изгоняется жестокость сердца, лукавым внушенная,
Который безнадежностью и отчаянием
[Захотел меня] в камень обратить,
Заглушить, иссушить оба родника,
Забившие велением Творца в Едеме чувств моих,
Чтобы оросить и дать расцвести
Растущему во мне
Благотворному раю из дерев жизни;
И, высушив слезы,
Не обманул бы жестоко лестью колдовской
И, вырвав меня вновь из сладостной неги,
[Не вернул] опять в состояние былое.
Когда же чудом вознесшийся Бог встанет с миром
Между Богами-Миротворцами,
Принеся с собой завет благостей, –
Пред ним рассыплются и развеются
Все беды коварства, малодушие досады,
Как если бы они натолкнулись на твердь гор скалистых
Или [исчезли], как тонкий ручеек
Или же как прах рассыпающийся.

3

Итак, не от людей, как Иов говорит, обиды мои,
А от всевидящих очей высшей воли Твоей,
Проникших мне в совесть, смятенную ужасом.
От сомнений всяких трепещу я, боюсь,
Однако и так, с душою разбитой, я полагаюсь
На твердую волю Твою, живую и нерушимую;
Молю Тебя милостиво взглянуть на меня –
Осужденного на смертную кару,
Когда явлюсь я пред очи Твои,
О Благодавец Небесный,
Беспомощный, с пустыми руками,
Принесши с собой, чтоб напомнить Тебе
Благодеяния неизреченной Славы Твоей,
Тебе, что не забывает и не дремлет
И не перестает замечать ни на миг
[Лишь] стоны мучений,
Избавь меня, умоляю Тебя,
Светозарным Крестом от тревог удушающих,
[Отмети] попечением своим скорбь сомнений моих,
Терновым венцом – ростки прегрешений моих,
Ударами жезла – пагубу смерти моей,
Памятью о пощечине – муки бесчестья моего,
Плевками врагов – скверную мерзость мою,
Вкушением желчи – горечь души моей.
Все блага сии необъятные принадлежат Тебе,
Единственный Сын Единого Бога;
Помянув вместе с ними злодеяния свои,
Всеславное Имя Твое я громко твержу,
[Присовокупляя их] к мольбам небожителей.
Услышь исповедь мою, [исповедь] кающегося,
Побежденного стыдом.
И сжалься надо мной, сыном погибели,
[Удостоившимся] смерти вечной,
Дабы множество прегрешений моих и умножение их
Возвеличило вдвое и благовестило милосердие Твое,
Прославило грозно [его] на земле и на небе.

Глава 38

 

1

И днесь, как некогда в одной из глав в начале повествования,
Я уже писал о главных грехах – мрачном порождении
Закона членов плоти моей,
Овладевших мною, наследником смерти,
Так и ныне здесь, в ряду следующих слов моих,
Я упомяну, как часть большого,
Законы Духа Живительного в Иисусе Христе,
Словно каплю из безбрежного простора морского,
Коими освободятся под светом родившиеся.

2

Ибо иные из них – воистину кесаревы
И восседают на троне высоком,
Полны запасов милостей и богатства;
Царь и любимцы его,
Государь и достославные его,
Венценосец и князья его,
Прославленный и слава его,
Победоносный и фанфары его,
Полководец и воины его,
Достохвальный и хвала его,
Жених и хоровод его,
Царица и девицы ее,
Дружка и снаряжение его,
Свобода и дары ее,
Попечение и рука его,
Обетование и искупление его,
Сохранение и десница его,
Дар и украшения его,
Знамение жизни и прочность его.
Крещение и образ его,
Облака и сень их,
Чудо и действие его,
Душа и нетленность ее,
Слово и свершение его,
Завещание и исполнение его,
Могущество и повеления его,
Купель и чудеса ее,
Манна [небесная] и неоскверненность ее,
Скала живая и потоки ее,
Столп огненный и сияние его,
Гром [с неба] и перекаты его,
Надежда всевышняя и спасение ее,
Древо благословения и плоды его,
Лоза виноградная и благость ее;
И, [стараясь] сказать о возможно большем,
Не ошибиться бы и [не упустить] всё,
(Как, когда на солнце глядишь, ослепляет глаза).
Умолкаю я, не говорю о многом,
И, коль позволят мне слабые силы мои,
Приступлю я к [рассказу] о малом.

3

Но горе здесь навек мне несчастному, бедному,
Ибо лад речи моей вынуждает меня
Переплести благовестия глас с жалобой плача,
Так как вместе с тем и наряду с ними
Приидут справедливость и равновесие, приговор и воздаяние,
Испытание и свет, обнародование и факелы,
Обнажение и срам, откровение и стыд,
Целомудренный и заслуги его,
Совратившийся и кара его.

4

И опять снова горе мне, вдвойне несчастному,
Ибо с нестерпимым гневом настигает
Серп, чтобы скосить меня – колос растущий,
Судья – чтоб судить, сильный – чтоб на алтарь [втащить],
Угрожающий – чтоб погубить, рука – чтоб суду предать,
Жезл поучающий – чтоб бить, вооружение – дабы отомстить,
Пастух – чтоб выбор совершить.
Поскольку то Слово, что Ты мне сказал,
Будет судить меня, осужденного, в день последний возмездия,
Так спеши ко мне, о Милосердный,
И предреченной Тебе добротой
[Споспешествуй] мне, бессильно скорбящему в смятенье и страхе,
И ниспошли мне силы дланью своей благословенной,
Поддержи, как прежде, в последнем несчастье моем,
Утешь, исцели, очисти, оживи.
И Слава Тебе от всех во веки веков. Аминь!

Глава 39

1

И поелику отринул я облик свой прежний –
По наущению искусителя
И по лености своей погиб я вконец,-
Ныне ж явлю я прежний образ свой,
С жалким рыданьем и скорбью в душе,
Беспристрастно всенародно позору [предам]
Пред собранием толп многолюдных,
Возглашу, вопия криком громким, воплем великим.

2

Я – книга живая, в коей собраны
Внутри и снаружи плач, горе и стоны,
Как в свитке видения Иезекииля;
Город без стен и без башен,
Жилища без крепких затворов,
Соль [лишь] по виду, но не по вкусу,
Вода соленая, негодная для питья жаждущим,
Земля, бесполезная для хлебопашества,
Пашня заброшенная, топь тростниковая,
Поле, ставшее залежью, волчцом заросшее,
Богохранимая земля одушевленная,
Засеянная [плевелами] искусителем злым.
Ветвь древа оливкового, лишенная плодов,
Дерево под сруб, пустоплодное.
Дважды умерший саженец вещий в отчаянии,
Светильник всесожжения угасший.
И снова я здесь должен повторить
Горестные плачи, подобные этим,
Ведь мне, злосчастному, выпали в жребий
Горечь кары бесчестья,
Скрежет зубовный, бесконечные слезы из глаз моих,
Из [глаз] злополучного,
Гнев Отца неминучий мне, горечи сыну,
Осквернение непоправимое плоти грешной моей.
Хула новая мне, обретателю зла, душе мерзкой моей,
Смятенье и отчаянье нерешимости мне, пленнику смерти,
Что преподносится мне, несчастному, сонмом небесным,
Свидетельствующим, что, как плевелов сноп, сгорю я, несчастный,
И голос грозный [миру] вещает, что я, отвергнутый, неисцелим.

3

И воистину вот развлекательные напевы
Той блудницы, на цитре играющей,
Что бродила и била в грудь себя,
Играя складно плачи скорбные и жалящие.
Согласно иносказательным словам Исайи в заветах о Тире,
Представляя незначительные события будущего как нечто близкое,
Жалуясь на многие лады, горюя по-разному,
Подобно тем, кои пляшут с плачем и стоном;
Для себя же я хоть неотступно ждал пришествия Господа,
Но не был готов и не был снаряжен,
Какие и сколько песен безнадежности должен нашептать?
И ежели вновь вспомню ужас суда –
Я усугублю горести свои;
Ежели в точности искус покажу –
Я умножу [намного] страхи свои;
Но коль изображу я внешний вид его –
Возрастет кара возмездия мне;
Поелику ранее заметивши то, я и позднее не раскаялся,
Ты ж помилуй меня, о Милосердный,
Человеколюбивый, Всемогущий, Благодетельный,
Щедрый Царь Христос, Благословенный навек. Аминь!

Глава 40

1

Вседержитель-Бог, Благодетель, Творец всего [сущего],
Внемли стенаниям несчастного гласа моего
И спаси меня силою Своей всемогущей, избавь от грехов,
От страха и мук грядущих сомнений;
Ибо беспредельным величием и безбрежною мудростью
Можешь Ты всё и властен над всеми.

2

И поелику я, видя издали воображением разума
Приготовления великие грозного пира,
Замечаю отсель прежде времени
Для святых [Твоих], полных упования, утро светлое
И день тьмы для меня, приговоренного к каре,
Так что уж ничто из того, что есть, не решится
Стать прибежищем мне, куда б я сбежал:
Ни бездны глубокие, ни ущелья бездонные,
Ни высоты гор, ни теснины скал,
Ни твердь [горных] пиков, ни щели пещер,
Ни впадины ям, ни русла потоков,
Ни ходы сокрытые, ни клети жилищ,
Ни кровли покоев, ни распадки долин,
Ни скалы в лощинах, ни цепи холмов,
Ни вольные ветры, ни безбрежность морей,
Ни дали окраин, ни стремнины ручьев,
Ни звуки рыданий, ни слез половодье,
Ни перстов мановение, ни рук воздевание,
Ни прошение уст, ни речи моление.

3

И от доли сей ужасной, неизбежной,
Господи Христе, можешь спасти лишь Ты
И [дать] грешной душе моей утешение и покой спасения.
Так взгляни вкруг меня на неразрешимые беды,
Ты, единственно добрый в отношении всех,
Разорви победным мечом Креста – оружия жизни – тенета мои,
Со всех сторон опутавшие меня, пленника, насмерть,
И вынеси в тишь дрожащие ноги мои,
[Ноги] криво шагающего.
Исцели вспышку жара горячки трепещущего сердца моего,
Отвергни злонамеренный шепот мой,
[Шепот] согрешившего пред Тобою;
Развей тоску безнадежности помраченной души моей,
[Души] сожителя зла,
Рассей проникшую в меня дымную темень –
Подобие злых грехов моих,
Уничтожь мерзость темных страстей от скверных пороков.
Обнови душу мне – образ света обожаемого
Славы Великого Имени Твоего, о Всемогущий,
Укрепи сияние благости своей ради благолепия лица моего
И ради зоркости видения разума моего, [разума] земнородного,
Поставь, удобно пристрой и преобрази,
Чтоб дать мне осознать Тебя,
Очистив с сияющей чистотой,
Божественным, живым, нетленным светом небесным
Меня, мрак грешный,
Прикрыв Твоими Тремя Ликами.
Ибо только Ты благословляем вместе с Отцом
И восхваляем Духом Святым во веки веков. Аминь!

 

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.