Оглавление

Янкелевич В. Ирония. Прощение. Москва: Республика, 2004. - 335 с.

Опись А, 2693.

1903-1985

Первое эссе переведено отлично, второе очень плохо.

См. "Христос преуменьшился".

 

Тот, кто отдается иронии, гораздо свободнее того, кто смеется, ведь часто смеются только для того, чтобы не заплакать.

С.6.

Хотя знание не иронизирует по поводу своего объекта открыто, сознание можно назвать зарождающейся иронией, улыбкой разума и духа.

10

Чтобы правильно взглянуть на самих себя, необходимы полное отсутствие самодовольства, исключительная требовательность и скромность и твердая решимость идти в случае необходимости вплоть до кощунства и святотатства.

18

Ирония не желает, чтобы ей поверили, она желает, чтобы ее поняли ... Ирония заставляет нас поверить не в то, что она говорит, а в то, что она думает. ... Даже прикидываясь чем-то иным и обманывая, она не забывает выводить нас на верный путь, она делает все необходимое для того, чтобы мы расшифровали ее весьма прозрачные криптограммы. Ну а как воспользоваться этим, это уже наше дело.

Ложь

Буква лжи - буква, на которую все налипает, она мертва, буква же иронии транзитивна, направлена на объект и жива, она полна обещаний, так как провозвещает евангелие духа, который и является самой жизнью.

...

Разве можно сравнить маску гангстера, цель которой сбить преследлователей со следа ... и праздничные ... маски карнавала ... единственная цель которых - испытать поклонников и направить их по ложному следу для того, чтобы в конце концов дать узнать себя.

... Истинный смысл лжи остается внешним по отношению к выражающим ее шифрам и не может читать прямо в них ... //43/44// Все усилия лжеца сводятся к тому, чтобы загородить доступ к центру, удерживать нас периферии. Стать жертвой обмана - знаичит принимать за чистую монету букву, а не дух ... Поддаться же иронии ... это, напротив, сказать "нет" букве и "да" духу и смыслу.

Ложь это состояние войны, а ирония - состояние мира.

45

Ложь - это отношение живого к трупу, так как лгать своему ближнему - это обращаться с ним, как с мертвым, как с живым, который умер. Ирония же - двухсторонняя связь, где один поддерживает и ободряет другого, и тот, над кем иронизируют, силой какой-то высшей благодати продвигается на уровень самого иронизирующего.

46

Иисуса никак нельзя назвать иронизирующим, иронией можно скорее назвать таинственную судьбу. Не Иисус прикидывается отчаявшимся, а как раз именно его Отец делает вид, что покинул его. Следовательно, не Бог притворяется умершим, а смерть Бога есть само это притворство. Насмехается над собой не жертва, пародируют ее и издеваются над ней как раз палаяи. Тот, кто в саду масличных деревьев шепечет "душа Моя скорбит смертельно", - не иронизирует. Он желал бы, чтобы это испытание не выпадало ему и чаще сию пронесли бы мимо него, ту самую чашу, которую мудрец выпил, даже не шелохнувшись (Фенон, 117b) ... И тем более не иронизирует тот, кто на Голгофе стенает: "Жажду" (Ио 19:28), а к устам его подносят гуку, смо- 49/50 -ченную уксусом. ... Большая разни цамежду вином, которым наслаждатся в диалоге "Пир" и которое развязывает языки, и тем вином Голгофы, вином мучеников, горького одиночества и оставленности. ... Ирония - это дружба и разговор. Сократ умирает не в одиночестве ...А вот Иисус умираает отвергнутый Петром, преданный Иудой".

50

"Всякая слишком видимая слабость есть сила", - писал Паскаль. Но если распятый, униженный и оскорбленный Бог одерживал сверхъестественную победу, то греческая литота одерживала духовную победу в мире земном.

63

Иронический конформизм усваивает себе определенный средний регистр, а не высокие звуки. Он, например, внедряется в сердце буржуазной нравственности, чтобы разложить ее. Отсюда следует, что он показывает нам свой лик, совершенно отличный от лика цинизма, - в такой же степени улыбающийся, в какой лик цинизма груб и резок, хотя в результате они направлены к одной и той же цели.

83 Сократ - иронический конформист 

Прощение - со стр. 142

1 Кор 10:13 - Бог при искушении даст облегчение, чтобы вы могли перенести - "могли" тут династай, "могущество".

143

Эллинизм ценит добродетель бедности постольку, поскольку бедность подразумевает горделивую независимость ... но он игнорирует нищенство, ибо нищенство подразумевает момент унижения и мольбы.

148

Тебя оскорбляет, говорит нам "Руководство" Эпиктета, не сам обидчик, но попросту мнение (догма по-гречески), составленное тобой об оскорблении.

148

Янкелевич остро замечает, что о том, кто отсидел весь срок в тюрьме и вышел, говорят "его выпустили", а не "его простили". "У порочного человека, наказанного по всей строгости закона, больше нет необходимости получать от кого-либо подарки... Напротив, прощение обретает смысл, когда моральный должник все еще остается должником: спешите простить прежде: чем должника выпустят!

150

Прозайте скорее .... Если вы будете слишком долго ждать, прощение окажется всего лишь дурной шуткой.

150

Идея интеграции, то есть синтеза, не равняется идее преображающего прощения совершенно так же, как и идея постепенного износа. Мы говорили: забывчивый, по которому оскорбление скользит, не оставляя ни малейших следов, даже не знает того, что он должен прощать; злопамятный, затаившийв себе злые воспомнинания, знает, что и кому он должн прощать, но не желает этого. А тот, кто глотает и переваривает обиду, обладая резиновым желудком, и при этом не грешит ни недостаточной, ни избыточной памятью, уж этот-то хотя бы прощает обидчику? Конечно нет, переварить не значит простить! Для переваривания и усвоения требуется больше практической ловкости, бьольше упругости и утилитарной гибкости, чем щедрости: эгоист владеет искусством извлечения выгоды из оскорблений, которе он получает ... да и сами оскорбления служат обогаще нию его опыта ... Может быть, и полученная пощечина станет лля этих поборников прощшения поводом для самоусовершенствования1 Подставляющий другую щеку не из любви к людям, как зповедал Иисус, а для упражнения собственной воли и сопротивлемости мстительным искушениям, для разминки сспособностей к адаптации, для более разнообразного синтеза ... - этот ловок и прожорлив, но не щедрый.... Его намерения - из всего получать выгоду ... И что, это означает простить? Нет, этот ахватнический аннексионистский синтез не открыт по отношению к "другому": здесь речь идет развек что обо мне, о моей выгоде, о моей пркрасной душе".

169

"Такова неощутимая злоба, которую люди, вообще говоря, называют прощением. Оскорбленный, не приносящий в жертву все свое злопамятство и не полностью отказывающийся от преследования совершённого против него преступления, тот, кто безоговорочно не отрекается от своих прав, истинно ли прощает этот оскорбленный? Режим весьма смутной и весьма отдаленной злопамятности вытеснил у него агрессивную злоуб, подобно тому как ранее злоба вытеснила гнувную воинственность; именно так, например, оскорбленные люди, вопреки стольким ужасным воспоминаниям, иногда смиряются, устанавливая добросоведские отношения со своими прежними палачами, они смиряют себя, не без отвращения протягивая палачу руку мирного сосуществования. Но сердце у них, как говорят, к этому "не лежит"! Сердце прощения. Сердце, то есть страстная привязанность, убежденный энтузиазм, и спонтанность, и порыв радости... Где же сердце прощения? Увы! В таком прощении сердца-то и нет: это бесссердечное прощение".

171

Иисус увещевал униженного и получившего пощечину подставить другую щеку отнюль не через двадцать лет после пощечины, отнюдь не по зрелом размышлении, когда обида "уляжется" и придет забвение, но тут же, не сходя с места: несомненно, он полагал, что промедление и выжидание ничего не добавляют к бескорыстному поступку и что в прощении скорее есть некое сходство со спонтанностью сверхъестественного рефлекса.

172-173

Если бы Спинозе довелось стать современником массового уничтожения людей, крепко выразился Роберт Мизрахи, то никакого спинозизма не возникло бы. Спиноза, уцелевший в Освенциме, не смог бы сказать: "HUmanas actiones non ridere, non lugere, neque detestari, sed intelligere". ... Бездны чистого злодейства непостижимы.

204

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.