ЕВРЕИ В РОССИИ
Справка по страноведению России для американских студентов высших уровней. Вашингтон, 2012. См. библиографию.
Русско-еврейские связи существовали на протяжении всей истории России; евреи внесли огромный вклад в русскую культуру и общественную жизнь. Однако русский антисемитизм тоже существовал в течении всей истории; существует и сегодня. В отличие от православия, которое было государственной религией, католичества, лютеранства, ислама и буддизма, которые были «покровительствуемыми» религиями, иудаизм, так же, как староверие (Old-Believers) и баптизм, был только «терпимой» религией. Поэтому история евреев в России (а также старообрядцев, баптистов и других евангеликов) – история постоянной дискриминации. После разделов Польши в 18 веке в состав Российской империи вошли земли, на которых жило большое число евреев. К концу 19 века в России, которая в тот период включала Царство Польское и Финляндию, существовала самая большая в мире еврейская община (67% всех евреев мира на 1880 год). Однако в результате массовых погромов с 1881 по 1906 годы, а затем в ходе Гражданской войны территорию Российской империи покинуло более 2 млн евреев, которые, в основном, эмигрировали в США.
КИЕВСКАЯ РУСЬ. В Киеве иудейская община была известна с 10 века, существовали Жидовские ворота и Жидовский квартал (жид – название евреев во многих славянских языках, в том числе древнерусском, хотя с 19 века это слово в русском языке стало оскорбительным). Киев, будучи под властью скандинавов-варягов (Varangians), одно время даже платил дань соседней Хазарии, народы которой говорили на языке тюркской группы (их территория охватывала весь Северный Кавказ, а также Крым, Дон, Днепр и Поволжье). Хазарская элита в начале 9 века приняла в качестве официальной религии иудаизм, что было вызвано желанием сохранить независимость от своих соперников, христианской Византии и исламского Арабского халифата. Согласно исторически не подтвержденной легенде, хазарские евреи якобы старались обратить киевского князя Владимира в иудаизм, но князь выбрал византийское христианство (988). В отличие от Украины, принятие христианства собственно Россией (т.е. Северо-Востоком Киевской Руси) шло медленнее и длилось около двух веков. В 1113 г. великий князь киевский Владимир Мономах выгнал из Киева всех евреев, якобы за то, что христианам было трудно конкурировать с ними в экономическом плане. Летописи называют это «изгнанием евреев из Руси». Еврейская община Киевской Руси сильно пострадала и от татаро-монгольского нашествия и постепенно исчезла. МОСКОВСКАЯ РУСЬ. В отличие от средневековой Европы, где антисемитизм в значительной мере питался присутствием евреев, как экономических конкурентов, в России до раздела Польши евреев не было, а антисемитизм был чистой воды религиозно-мифологический. В Московии, на основе которой позже возникло Российское государство, евреи, как и в Скандинавии, были немногочисленны и жили только в пограничных торговых городах, например, в Великом Новгороде. В 1478 году Иван III присоединил к Москве Новгородскую республику, традиционно более открытую западному миру. Под влиянием идей западной Предреформации часть духовенства и правящего класса Новгорода и Москвы увлеклась идеями христианского гуманизма. Начались дискуссии по различным острым вопросам христианской веры, критика чрезмерного традиционализм, культа икон и материального богатства монастырей. Велось изучение ветхозаветных первоисточников и еврейской литературы. Архиепископ Новгорода Геннадий Гонoзов, скандально известный в истории тем, что рекомендовал русской церкви ввести в России практику сожжения еретиков «по примеру испанского короля», обвинил всё движение в ереси. Его поддержал вождь церковной партии иосифлян или стяжателей (Josephites or Possessors) Иосиф Волоцкий (1440-1515). Для дискредитации влиятельной при дворе «секты», которая поддерживала его церковно-политических противников – нестяжателей (Non-Possessors), он связал «московско-новгородских еретиков» с «врагами Христа» – евреями - и назвал их «жидовствующими» (Judaizers). Была создана занесённая в летописи легенда о том, что «секту» основал некий учёный еврей Захария, якобы приехавший в Новгород в 1471 г. вместе с литовским посольством (что не подтверждено документами истории). В результате придворных интриг Иван III перестал поддерживать вольнодумство: в Московии начиналось время укрепления авторитаризма. На церковном соборе 1503 года протестанты от православия были окончательно осуждены и преданы анафеме, как «жидовствующие». Лидеры «еретиков» в Москве и Новгороде были сожжены в клетке, ещё большее число «еретиков» было отправлено в тюрьмы и монастыри. Дело «жидовствующих» вызвало антиеврейские настроения в Московии и породило легенду о том, что евреи смертельно опасны, так как думают лишь о том, как бы совратить христиан в свою веру. Поэтому евреям было не только запрещено жить в России, но даже их приезд сюда на короткое время был строго ограничен. ИВАН ГРОЗНЫЙ полностью запретил всякое пребывание евреев в Московии. В 1545 г. по его приказу были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август после этого напомнил русскому царю, что предшественники Ивана свободно впускали всех купцов его страны, христиан и евреев, Грозный ответил: «Жиды людей от христианства отводили и отравныя зелья в наше государство привозили. И ты бы, брат наш, больше о жидах нам не писал!» Во время Ливонской войны стрельцы (Russian musketeers) сжигали евреев живьем, а тех, кто отказывался креститься, вешали или топили вместе с детьми (например, после занятия Полоцка в 1563 по приказу Ивана Грозного были утоплены около 300 человек). Тех, кто соглашался принять крещение, уводили в плен и превращали в крепостных. СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК. Новая династия Романовых (1613) подтвердила запреты на въезд в страну евреев. Сильно пострадали евреи, проживавшие в зоне сражений русско-польских войн 1632–34 гг. и 1654–67 гг. и Украинского восстания Б. Хмельницкого, сопровождавшегося массовым истреблением евреев и католиков, хотя эта прискорбная страница принадлежит уже не русской, а украинской истории. В этих войнах погибло от 100 до 500 тысяч евреев, около 700 еврейских общин было полностью уничтожено. Из присоединенного в 1654 г. к России Смоленска евреи были изгнаны, а оставшиеся - насильственно крещены. После этих войн немало евреев оказалось в русском плену. Пленников ссылали в Сибирь, часто заставляли насильственно принимать православие, постригали в монахи. Еврейского происхождения были иконописцы Иван Башмаков и Василий Познанский (1667-1712) и переводчик Арсений Грек. Отец Петра I царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. Несмотря на то, что в Русском государстве жило небольшое число евреев, нетерпимость к их присутствию в стране была очень сильной, что отмечалось всеми иностранцами, побывавшими в России в конце 17-начале 18 веков.
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК. Преобразования, происшедшие в стране в годы правления Петра I, никак не изменили статус евреев, хотя царь относился к ним без предубеждений. Петр I впервые и единственный раз в истории России ввёл в высшие круги российской аристократии большую группу выкрестов: вице-канцлер П. Шафиров, дипломаты Авраам и Исаак Веселовские, начальник полиции Санкт-Петербурга А. Девиер и др. Пять дочерей Шафирова вышли замуж за представителей высшей русской аристократии: князей, графов и сенаторов. Среди их потомков: поэт князь П. А. Вяземский, славянофил Ю. Ф. Самарин, философ князь С. Н.Трубецкой, начальник Департамента полиции А. А. Лопухин, граф П. А. Строганов, князь Ф. Ф. Юсупов (один из убийц Распутина), писатель граф А. Н. Толстой, министр С. Ю. Витте. Царь Пётр отклонял все просьбы еврейских промышленников и купцов о въезде в Россию, однако при Петре I и его преемниках евреи начали проникать в значительных количествах в пограничные с Польшей украинские земли. После смерти Петра I, его вдова Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи, что нанесло удар экономике Украины. При императрице Анне в Санкт-Петербурге летом 1738 года были сожжены отставной капитан Александр Возницын и еврей Борух Лейбов, обративший его в иудаизм. В то время за отступничество от православия наказывали смертью через сожжение на костре. Императрица Елизавета Петровна в 1742 г. подписала указ о том, что всех евреев следует немедленно выслать из России и впредь в империю не впускать. Право оставаться в России имели лишь евреи, принявшие крещение, но им был запрещен выезд из страны. Когда императрице представили доклад о том, что торговля с евреями приносит казне много доходов, она наложила свою известную резолюцию: «от врагов Христовых интересной прибыли не желаю». РАЗДЕЛ ПОЛЬШИ. Евреи стали селиться в Польше с 14 века из-за преследований, которым подвергались в Западной Европе. После присоединения к Польше Белоруссии, Литвы и Украины иудеи появились и на этих территориях. Поначалу польские евреи были под защитой короля и имели широкую автономию, но постепенно начали терять свои привилегии, как и все прочие категории польских граждан. Евреям было запрещено владеть землёй; они использовались католическими помещиками как посредники между ними и подвластными им православными крестьянами Украины и Белоруссии: евреи содержали мельницы и трактиры, торговали водкой, взимали с крестьян все налоги, в том числе на соль и рыбу, а главное – на православные церкви. И хотя всё это делалось по приказу помещиков, у крестьян создавалось впечатление, что эксплуатируют их именно евреи, что порождало стихийный антисемитизм. В результате трёх разделов Польши (1772, 1792, 1795) к России были присоединены Литва, Восточные Украина и Белоруссия с многочисленным иудейским населением. Поначалу Екатерина II обещала, что еврейские общества «будут оставлены при всех свободах». Однако после третьего раздела Польши Екатерина II, испуганная Французской революцией, перешла к крайне консервативной внутренней политике, в том числе и в отношении евреев, которые были подчинены действию особых законов, признаны инородцами (outlanders) и резко ограничены в правах по сравнению со всеми прочими категориями населения кроме староверов (Old-Believers). 13 июня 1794 г. императрица подписала указ, в котором евреи получали право на жительство только там, где они уже жили - в бывших польских землях и в бывшем Крымском ханстве (территория которого стала именоваться Новороссией). Указ носил открыто антиеврейский характер и положил начало созданию черты оседлости (Pale of Settlement), закрепившей дискриминацию иудаизма и иудеев. В 19 веке к черте осёдлости была добавлено Бессарабия (Молдавия, 1812) и Царство Польское (1815), вследствие чего общее число евреев России превысило 1 миллион человек. Черта оседлости евреев была отменена Временным правительством только в 1917 г. после Февральской революции. ХАСИДИЗМ. Время раздела Польши было временем религиозного раскола среди польских евреев - появился хасидизм (Hasidism), религиозно-мистическое движение, возникшее в 18 веке, оватившее около половины всех евреев и оказавшее огромное влияние на религиозную жизнь еврейского народа. Его основателем был украинский раввин Израиль Бешт (Исраэль бен Элиэзер). В последней четверти 18 века хасидизм широко распространился в Украине, духовные вожди хасидов - цадики - приобрели здесь большее влияние, чем ортодоксальные раввины. На севере - в Литве и Белоруссии - хасиды вели упорную борьбу с раввинами-ортодоксами, что служило причиной постоянных раздоров в синагогах. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС. В 1815-1918 гг. Россия занимала первое место в мире по количеству иудеев. Уже при императрице Екатерине II в России возник еврейский вопрос. Ответом на него стала открытая дискриминация - черта оседлости (Pale of Settlement). Сын Екатерины II император Павел I планировал улучшить положение евреев. Изучением этого вопроса занялся известный поэт и политический деятель Г. Державин, который составил особый доклад. С одной стороны Державин писал в антисемитском духе, что «синагоги являются гнёздами предрассудков и антихристианской ненависти» и предлагал запретить евреям держать слуг-христиан, участвовать в выборах в органы городского самоуправления, носить традиционную одежду. С другой стороны он предлагал интегрировать евреев в общеевропейскую культуру и цивилизацию, положив конец их обособленности. Он считал в духе Просвещения (Enlightenment), что евреи должны учиться в школах с общеобразовательной программой. Поэт ссылался на культурную реформу еврейства в Германии, где «имеется множество образованных евреев, не уступающих самым эрудированным людям Европы». В царствование Александра I мнение Державина было передано в Сенат и повлияло на выработку имперской политики России в отношении к её сильно выросшему еврейскому населению.
Александр I с целью улучшения жизни русских евреев учредил специальный комитет, составивший «Положение об устройстве евреев» (1804). В «Положении» евреям давались расширенные права для улучшения своего экономического положения, но только внутри черты оседлости. Некоторым евреям-ремесленникам и имевшим высшее образование разрешалось временно находиться вне черты оседлости. «Положение» разрешало евреям учиться во всех учебных заведениях и открывать собственные училища с обязательным преподаванием одного из европейских языков (русского, немецкого или польского). «Положение» узаконило религиозный раскол евреев, разрешив и хасидам и ортодоксам иметь отдельные синагоги и выбирать своих раввинов. В конце царствования Александр I отказался от либеральных принципов (в том числе и от введения конституционализма в России). На евреев был наложен ряд новых ограничений. ДИСКРИМИНАЦИЯ. Дискриминационная политика в отношении евреев усилилась в царствование Николая I. В 1827 г. был подписан указ о введении для евреев гораздо более тяжёлой военной службы, чем для христиан. Отныне каждая еврейская община была обязана ежегодно поставлять 10 рекрутов на тысячу мужчин («система кантонистов»). У христиан эта цифра равнялась двум и только раз в два года. В армии евреев нередко насильно крестили. Тогда же царь приказал сократить черту оседлости и выселить евреев из Южной Латвии и из городов Севастополя, Николаева, Киева, Петербурга и Москвы. Евреям с высшим образованием разрешалось поступать на государственную службу только в западных областях империи. В 1835 г. к прежним ограничениям были добавлены дополнительные: в Белоруссии евреи могли теперь жить только в городах; носить национальную одежду и пользоваться еврейским языком в официальных документах запрещалось. В 1844 г. были ликвидированы органы еврейского самоуправления (кагалы) и запрещено носить пейсы, брить головы женщинам и т.д. Большинство евреев продолжало носить традиционную одежду и пейсы; власти боролись с этим, применяя жестокие меры, но успеха так и не добились. Периодически стали возникать дела, основанные на кровавом навете (blood libel) - клеветническом обвинении евреев в убийствах христианских младенцев для употреблении их крови в своих ритуалах. Теперь в ритуальных убийствах обвиняли не всех евреев, а только хасидов. Скученность населения при недостатке рабочих мест в черте осёдлости, рост налогов и прочие преследования привели к массовому обнищанию еврейского населения. ПЕРИОД РЕФОРМ. Положение еврейского населения России намного улучшилось в царствование Александра II, ликвидировавшего крепостное право и положившего начало периоду либеральных реформ. Евреи-военнослужащие были уравнены в правах с мусульманами и прочими нехристианскими вероисповеданиями. Богатым купцам-евреям стало можно жить во всей России (108 человек в 1859 г.). С 1861 все евреи, имеющие научные степени, а с 1870 гг. все евреи с высшим образованием получили право жить в любой части империи, кроме трёх казачьих областей (чтобы не нарушать старинные экономические привилегии казаков). Отменили и другие ограничения.
В быстром экономическом подъеме, начавшемся в результате реформ, значительную роль сыграли еврейские предприниматели, благодаря которым Украина стала одним из наиболее динамично развивавшихся регионов империи. Ведущую роль в становлении экономики России сыграли банкирские дома Гинцбургов и Поляковых. Крупнейшими филантропами стали известные предприниматели-сахарозаводчики Зайцевы и Бродские. Развитие Одессы как важнейшего порта вызвало быстрый рост еврейской общины этого города, которая стала крупнейшей в Российской империи и повлияла на развитие специфической одесской субкультуры. Начиная с 1860 гг. культурная изоляция евреев постепенно ослабевала. Постоянно увеличивающееся число евреев принимало русский язык и обычаи, начали формироваться круги полностью ассимилированных евреев. Результатом либеральной политики стал большой наплыв еврейских студентов в гимназиях и университетах. Евреи также начали вносить значительный вклад в культуру России. Всероссийскую известность получили художник-пейзажист Исаак Левитан и скульптор Марк Антокольский, пианист и композитор Антон Рубинштейн, позже художник Леон Бакст. Стали издаваться газеты на иврите. В начале 60-х годов появились еврейская литература и пресса на русском языке. В России возникла богатая и яркая еврейская литература на иврите и идише, представленная такими именами, как Лев Гордон, И. Л. Перец и М. Мойхер-Сфорим, позже Шолом-Алейхем и поэт Х. Н. Бялик, самые известные еврейские писатели Российской империи.
АНТИСЕМИТИЗМ. После убийства Александра II левыми радикалами в 1881 г. в 166 местах империи прошли еврейские погромы. Напомним, кстати, что русское слово «погром» в значении «насилие над евреями» вошло во все европейские языки кроме финского и греческого. Появились антисемитские прокламации, их авторами и распространителями часто были члены революционных партий, стремившиеся таким образом привлечь в революционное движение еврейскую молодёжь, всё более активно участвующую в общественной деятельности. В ответ на это в 1887 царская администрация сильно понизила процентную норму для поступления евреев в гимназии и университеты. Трудно представить себе более недальновидную и ошибочную политику. В еврейской среде началась борьба старого и молодого поколений, из которых первое совершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремилось к слиянию с ней, ради чего сознательно отталкивалось от своей религии и культуры и всё больше и больше обращалось в «революционную веру», столь популярную в среде русской молодёжи. Земская реформа 1890 лишила евреев права участвовать в местном самоуправлении. В 1891 вышел указ о выселении небогатых евреев из Москвы. В паспортах иудейское вероисповедание стало всё чаще писаться красными чернилами. Антисемитизм принимал всё более расовый характер. Появилась русская шовинистическая и антисемитская журналистика, была издана печально известная антисемитская фальшивка «Протоколы сионских мудрецов» (The Protocols of the Elders of Zion). Якобы украденные агентом российской тайной полиции в 1897 г. во время конгресса сионистов в Швейцарии из портфеля их вождя Т. Герцля, на деле эти «Протоколы» были написаны по инициативе начальника Заграничной агентуры Департамента полиции Российской империи П. Рачковского (1851-1910) его тайным сотрудником журналистом М. Головинским (1865-1920). «Протоколы», содержащие фальшивые планы установления мировой гегемонии евреев, позже широко использовались нацистами и послужили для Гитлера идеологической основой Холокоста. Они продолжают использоваться исламистскими и антисемитскими движениями и в наши дни. Нельзя забывать, что этот важнейший вклад в «сокровищницу мирового антисемитизма» был сделан именно Россией. Недаром известный американский славист, рафинированный знаток русской литературы профессор Северо-Западного университета (Чикаго) Гари С. Морсон определяет сегодня термин «антисемитизм», как «единственный продукт, который Россия способна экспортировать непрерывно, не создавая дефицита у себя дома» («The only thing Russia has been able continually to export without creating a shortage at home»). Следует оговорить, что евреи в Российской империи дискримировались только по религиозному принципу. Если иудей переходил в православие, все антисемитские нормы переставали на него распространяться. К началу 20 века помимо православия евреям было разрешено также принимать католичество и лютеранство. Однако этот факт не меняет сути дела и не является оправданием дискриминации иудеев, тем более, что в русском языке сразу возникла поговорка «Жид крещёный что вор прощёный» (A baptized Yid is like a thief that’s been forgiven). Напуганные погромами 1881-82 гг. десятки тысяч евреев бежали из страны и сосредоточились в Германии и Австро-Венгрии, ожидая возможности уехать в США. В 1881-1914 гг. покинули 1 млн. 980 тыс. евреев, из них 1 млн. 557 тыс. (78,6 %) уехали в США. К Америке у русских евреев всегда была особая любовь – её называли «голдене медине» - «золотая страна». Квота на поступление в университеты только больше ожесточала еврейскую молодёжь против империи и убеждала в необходимости активно бороться с ней за свои права. При наличии мощного русского революционного движения Империя безответственно вступала на самоубийственный путь. Родители, которые могли себе позволить дать своим детям образование, стали из-за близости языков (евреи Северо-Восточной Европы говорили на идиш, диалекте немецкого) отправлять их в высшие учебные заведения Германии и Австро-Венгрии, профессура которых к этому времени была почти сплошь не только социалистической, но и марксистской. Еврейские мальчики возвращались в Российскую империю готовыми революционерами-профессионалами и мгновенно рекрутировались русскими народниками (Populists) и социалистами в свои ряды.
Ещё в 1860-70 гг. началась революционная деятельность будущего видного деятеля партии эсеров (Socialist Revolutionaries) М. Натансона. Не менее известны идеолог революционного терроризма, один из создателей Боевой организации партии эсеров и её глава Г. Гершуни, выпускники Берлинского университета братья Михаил и Абрам Гоц (умер в ГУЛАГе), тоже эсеры. Террористка Дора Бриллиант участвовала в организации убийств министра внутренних дел В. К. Плеве и великого князя Сергея Александровича и умерла в тюрьме. Среди пяти основателей первой российской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 в Женеве бывшими лидерами революционеров-народников, было два еврея - П. Аксельрод и Л. Дейч. Александр III, желавший отомстить за убийство своего отца, оказался тем слепым политиком, который несёт прямую ответственность за русскую революцию. Россия вступила в плодотворную, но крайне шаткую стадию своего развития из-за бурного экономического роста и вызванного им острого расслоения населения по уровню доходов. История показала, что единственный эффективный метод «мести» радикалам всегда и везде – ускорение и углубление реформ, обеспечение их необратимости, соаздание постоянной эффективной обратной связи между элитой и гражданами, верхами и низами. Вместо этого демократическое развитие империи было жёстко приостановлено. Как всегда случается при резком торможении, огромная машина не выдержала и всего через 20 лет после смерти Александра III перевернулась на полном ходу и рухнула – при активнейшем участии революционеров-«инородцев». ДВАДЦАТЫЙ ВЕК. При Николае II уровень дискриминации стал много ниже, но в целом антиеврейская политика была продолжена. Неудивительно, что среди еврейской молодёжи всё более популярными становились марксистские идеи и отказ от национальной религии и традиции. Еврейская марксистская партия Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Белоруссии, Литве, Польше и России) была создана в России на год раньше русской (в 1897 г.) и ускорила создание всероссийской партии, в состав которой вошла на следующий год в качестве автономной организации, проводившей революционную работу среди евреев. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) была основана в 1898 г. Из девяти участников Первого съезда было 5 евреев, 2 украинца, 1 русский и 1 поляк. Из трёх членов первого ЦК (Центрального Комитета) РСДРП двое (Арон Кремер и Борис Эйдельман) были евреями, хотя на тот момент эти должности были чисто формальными. В 1900 году была создана социал-демократическая газета «Искра». В её редакцию вошло 6 выдающихся революционеров: В. Засулич, В. Ленин, Г. Плеханов (глава русских марксистов), А. Потресов и два еврея, Ю. Мартов (Цедербаум) и упоминавшийся ранее П. Аксельрод. По данным первой российской переписи населения, прошедшей в 1897, в Российской империи жили 5 110 548 иудеев, из которых 3 578 229 проживали в пятнадцати губерниях черты оседлости, 1 321 100 - в Царстве Польском, и 202 000 - на остальной части империи. Евреи составляли 4 % всего населения европейской России, 11 % населения пятнадцати губерний черты оседлости и 14 % населения Царства Польского. При этом они составляли около 50 % городского населения в Литве и Белоруссии и около 30 % - в Украине. Евреи ассимилировались медленно: к 1897 году из лиц иудейского вероисповедания только 1,4 % признали русский язык родным, для 97,9 % родным был идиш. В 1897 г. русским языком в той или иной степени владели только 24,6 % иудеев. Социальная структура российских евреев была следующей: 43,6 % - мелкие ремесленники, 15% - рабочие, 10% - служащие, 6,6 % - плотники, 3,1 % - слесари, 2,2% - крестьяне; 1% евреев состоял на военной службе; остальные были юристами или врачами, занимались торговлей или не имели определённых занятий. Тем не менее, к концу 19 века и уже в 20 веке в России появилась многочисленная полностью или почти полностью ассимилированная еврейская интеллигенция, из среды которой вышло много известных деятелей собственно русской науки и культуры. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ. В апреле 1903 г. произошёл погром в Кишинёве, во время которого было убито 49 человек. В августе-сентябре 1903 г. прошёл погром в Гомеле, в ходе которого впервые активно действовала еврейская самооборона. Погромы вызвали волну негодования против правительства России как среди российской интеллигенции, так и за рубежом. Погромщиков резко осудил известный русский святой Иоанн Кронштадтский. Во время революции 1905- 07 гг. вновь резко усилилась антисемитская агитация. Были созданы так называемые Чёрные сотни (The Black Hundreds) – открыто антиеврейские право-радикальные организации («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Русское собрание» и др.). Прошло 600 еврейских погромов, в которых было убито более 800 человек. Не удивительно, что в этот период евреи стали активными участниками революционных событий. Новая волна погромов в России вызвала резкие протесты общества. Газеты Европы и Америки гневно обличали царское правительство. Еврейские банкиры в США и Европе начали кампанию защиты русских евреев. В самой России 317 писателей и художников (в том числе Лев Толстой) подписали резкий протест. Следует также отметить, что православное духовенство, как правило, пыталось препятствовать погромам.
Черносотенцы стремились помешать евреям участвовать в выборах, угрожая новыми погромами. Однако, это им не удалось. Более 70% евреев приняли участие в выборах в 1 Государственную думу. Большинство еврейского населения проголосовало за кадетов (Конституционно-Демократической партию), от Петербурга был избран кадет-еврей М. Винавер. Социалистические партии, включая Бунд, имели гораздо меньшую поддержку.
Антисемитские акции крайне-правых депутатов сопровождались скандалами, что не способствовало формированию уважения к таким партиям. Черносотенное движение не смогло стать политической силой и найти союзников во многонациональном российском обществе. Зато черносотенцы сумели настроить против себя не только влиятельные радикальные, либеральные и центристские круги, но и многих имперских националистов-прогрессистов и представителей иерархии Русской Православной церкви. Благодаря революции университеты получили автономию и стали принимать евреев сверх процентной нормы, однако после 1907 г. процентная норма – квота - была снова восстановлена. Вновь увеличилась антисемитская пропаганда. Несмотря на доводы председателя Совета министров П. Столыпина и других министров о необходимости отмены ограничений против евреев, Николай II не решался это сделать. Когда возникло очередное дело о кровавом навете, известное в истории как Дело Бейлиса (1911-1913 гг.), связанное с убийством (якобы «ритуальным») 12-летнего А. Ющинского в Киеве, присяжные, вопреки стараниям судебных властей, оправдали М. Бейлиса, которого решительно защищали не только ведущие деятели русской культуры (В. Короленко, М. Горький, Л. Андреев, М. Арцыбашев, Ф. Батюшков, А. Блок, П. Боборыкин, З. Гиппиус, С. Гусев-Оренбургский, Вяч. Иванов, А. Куприн, В. Лодыженский, Д. Мережковский, В. Немирович-Данченко, Ф. Сологуб, А. Толстой, Д. Философов, Е. Чириков и др.), но даже газета правых националистов Д. Пихно и В. Шульгина. Сам Николай II пришёл к выводу, что Бейлис невиновен, но верил в возможность ритуальных убийств. Во время Первой мировой войны в 1914 г. в армии служило 400 тысяч евреев, к концу 1916 г. их число выросло до 500 тысяч. Районы, где жили евреи, оказались в зоне военных действий. Крайне-правые обвиняли их в сочувствии к Германии. Началось поголовное выселение иудеев из прифронтовой полосы (Польша, Западная Белоруссия, Литва и Западная Украина) во внутренние районы страны. Оно проходило в тяжелых условиях, в товарных вагонах под конвоем. К концу 1916 число еврейских беженцев составило 350 тыс. человек. Тем не менее, меры, проведённые правительством, дали евреям свободу проживания, де-факто отменив черту оседлости. Февральская революция радикально изменила положение евреев. Временное правительство князя Г. Львова полностью отменило все социальные, религиозные и национальные ограничения. Черта оседлости была ликвидирована. Евреи заняли высокие посты в центральной администрации (кадеты М. Винавер, О. Грузенберг и С. Лурье, эсер П. Рутенберг и др.). Меньшевик А. Гальперн стал управляющим делами Совета министров, эсер Г. Шрейдер - городским головой в Петрограде. В Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов работали видные меньшевики Ф. Дан, М. Либер, Л. Мартов, Р. Абрамович, эсер А. Гоц. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов избрал Гоца председателем Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). В сентябре 1917 г. председателем Петроградского Совета стал Л. Троцкий.
Большинство евреев-революционеров, религионых и малорелигиозных было сосредоточено в партиях кадетов, меньшевиков и эсеров. Все евреи-большевики были активными противниками иудаизма. «Большинство русского еврейства было так же далеко от коммунистов, как и большинство всех иных народов России. В губерниях, где значительную часть населения составляли евреи, они голосовали в ноябре 1917 г. или за демократических социалистов (эсеров и меньшевиков), или за сионистов. Интеллигентное еврейство предпочитало кадетов. То немалое число евреев, которое оказалось среди большевицкого руководства, все вместе составляли ничтожное меньшинство от многомиллионного российского еврейства» [«История России. ХХ век: 1894-1938», М.: Астрель, 2009, с. 646]. Все еврейские партии, за исключением социалистической Поалей Цион, осудили большевистский переворот в октябре 1917 г. Многие евреи, проходившие в это время военное обучение в юнкерских училищах и школах прапорщиков, приняли участие в борьбе с большевиками. Во время антибольшевистского восстания юнкеров 29-30 октября 1917 г. погибло около 50 юнкеров-евреев. В декабре 1917 г. еврейская буржуазия Ростова-на-Дону собрала 800 тыс. рублей для организации казачьих отрядов против советской власти. Эта сумма была передана атаману А. Каледину со словами «Лучше спасти Россию с казаками, чем погубить её с большевиками». Однако низы Белой армии были заражены антисемитизмом, поэтому число евреев, служивших в Добровольческой армии было невелико. Её командование в октябре 1919 г. даже было вынуждено издать приказ об увольнении из Армии всех офицеров-евреев чтобы «не подвергать безвинных людей нравственным страданиям». Гражданская война стала плодородной почвой для антисемитизма. По современным данным за этот период произошло 887 еврейских погромов, из которых 493 (40 %) совершили украинские националисты, 307 (25 %) - зелёные (независимые вооружённые крестьяне и казаки), 213 (17 %) - белые и 106 (8,5 %) - красные. ЕВРЕИ ПРИ БОЛЬШЕВИЗМЕ На момент большевистского переворота во внутренних губерниях новой России появилось многочисленное еврейское население, депортированное сюда из зон, где проходили фронты Первой Мировой войны. Одновременно еврейская молодёжь Белоруссии и Украины, пользуясь отменой ограничений, уезжала из местечек в большие города. В связи с этим еврейское население Москвы выросло с 28 тыс. в 1920 г. до 86 тыс. в 1923 г., Петрограда - соответственно с 25 тыс. до 52 тыс. Эмиграция и гибель от красного террора сотен тысяч представителей образованных классов России привела к невероятному избытку рабочих мест во всех сферах нового советского общества, требующего от граждан специальных знаний. Эти места были теперь предоставлены новым правительством сотням тысяч евреев, которые интегрировались в культурную и экономическую жизнь СССР, поверив в равноправие и искренне приняв вместе с остальным народом на свои плечи задачи восстановления страны после многолетнего хаоса и разрухи (devastation). Эта «внезапность» появления еврейских масс в крупных городах России (связанная с их депортацией из прифронтовых зон 1914-15 гг.) и быстрота их интеграции в советское общество (связанная с отменой дискриминации, дарованной Февральской революцией) создала впечатление о большевистской системе как о «еврейской власти». На деле подавляющее большинство секуляризованного еврейства и всё религиозное еврейство не приняло большевистский переворот и осудило его. Один из важнейших лидеров и идеологов правого сионизма русско-еврейский писатель Владимир Жаботинский (1880-1940) отрицательно относился к активному участию евреев не только в Октябрьской, но даже и в Февральской революции. Кроме того к 1920 г. миллионы евреев остались на территориях государств, образовавшихся после распада Российской империи - Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Бессарабии, которая стала частью Румынии. Во время Гражданской войны более 100 тыс. евреев погибли во время погромов, десятки тысяч погибли на фронтах, стали жертвами эпидемий, белого и красного террора. В Советской России появилось около 300 тыс. еврейских сирот. Десятки тысяч евреев эмигрировали. В отличие от утверждений русской антисемитской пропаганды, как того времени, так и современной, в первый состав советского правительства (Совет народных комиссаров, который был сформирован Лениным 26 октября 1917 г.), вошел только один еврей - Л. Троцкий (нарком по иностранным делам, с 1918 г. - по военным и морским делам). За всё время существования Совнаркома при жизни Ленина евреями были только 5 из 58 народных комиссаров, из них двое (И. Штейнберг и И. Гуковский) даже не были большевиками. Лишь один раз и очень недолго (1917-19 гг.) председателем ВЦИК, высшего законодательного органа власти в советской России (эквивалент парламента) был еврей (Я. Свердлов). Намного больше евреев было в составе руководства большевистской партии.
Так, на 6-м съезде (6 июля - 3 августа 1917 г. в Петрограде) в состав ЦК партии большевиков из 21 человека было избрано пять евреев: Г. Зиновьев, Л. Троцкий, Я. Свердлов, М. Урицкий и Г. Сокольников. Л. Каменев был евреем только по отцу, к тому же крещёному в православие. В 1919 году из 19 членов ЦК было «три с половиной» еврея: Троцкий, Зиновьев, Каменев и К. Радек. Пятеро из семи вышеназванных лиц были уничтожены Сталиным. Урицкий, пробыв 5 месяцев на посту председателя Петроградской ЧК, был в 1918 убит другом поэта С. Есенина, русским поэтом Леонидом Каннегиссером, который заявил сразу же после ареста, что сделал это, чтобы искупить вину своей нации за сделанное евреями-большевиками: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он - отщепенец (renegade). Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев». Фанни Каплан, женщина, предположительно стрелявшая в Ленина, также была еврейкой.
Евреем был заместитель Троцкого во время Гражданской войны, организатор Красной Армии Э. Склянский (предположительно убит по приказу Сталина, непримиримым противником которого он всегда был). Видными красными военачальниками были евреи И. Якир (расстрелян при Сталине) и Я. Гамарник (застрелился). В спецслужбах высокие посты занимали евреи И. Уншлихт, один из создателей органов госбезопасности, и М. Трилиссер, глава системы внешней разведки ВЧК-ГПУ. Из всех так называемых «соратников Дзержинского», расстрелянных в 1936-38 во время «большой чистки» ГПУ-НКВД (остальные - А. Артузов, Г. Бокий, М. Лацис, М. Кедров, В. Манцев, Г. Мороз, И. Павлуновский, Я. Петерс, В. Фомин) они были единственными евреями. В сталинский период два года главой НКВД был Генрих Ягода, еврей, принявший в юности православие (расстрелян). Из высокопоставленных евреев пережили сталинский период лишь старые большевики М. Литвинов (нарком иностранных дел в 1936-1939), руководитель антирелигиозной политики в СССР Е. Ярославский и старая большевичка-террористка Р. Землячка. Двумя единственными евреями, оставшиеся в ближайшем окружении Сталина к концу 1930-х гг., были Л. Мехлис (начальник Политуправления Красной Армии и главный редактор газеты «Правда») и Л. Каганович.
Евреи были не единственной национальной группой, представленной в советском руководстве «непропорционально» доле этой группы в населении страны: подобное место занимали также латыши, грузины, немцы, армяне, поляки. Участие представителей этих народов в русском лево-радикальном революционном движении объясняется различными степенями дискриминации национальных и религиозных меньшинств (особенно евреев) в Российской империи. Тем не менее большинство большевиков были этническими русскими и украинцами. Не бывает дыма без огня и следствия без причины. Радикальный и разрушительный характер, который приняла русская революция, был прямо обусловлен наличием в стране исторически изжившей себя и аморальной по сути системы крепостного права, ставившей подавляющее большинство крестьянства страны в положение бесправных рабов. Крайне аморальным был и раздел Польши в конце 18 века, историческое наказание за который понесли все страны-участницы этой беспрецедентной акции: Пруссии больше нет, а от Австрийской империи осталась Вена с небольшей территорией вокруг неё. Брать на себя ответственность за судьбы таких наций, как поляки и евреи, и оказаться неспособной с этой ответственностью справиться – такое не выдержала бы ни одна из новоевропейских империй, а тем более Российская империя при всех её бесспорных позитивных аспектах, свершениях и исторических заслугах перед мировой цивилизацией и культурой. В России евреи были угнетаемым национальным и религиозным меньшинством, а антисемитизм стал государственной политикой. Дискриминация и массовые погромы привели к тому, что существенная часть евреев волей-неволей поддержала революционные идеи – вслед за собственно русским революционным движением и в его рамках. При этом, как уже выше подчёркивалось, абсолютное большинство русских евреев не приняло большевистский переворот и осудило его, а те, кто поверили обещаниям о равноправии, не только разделили участь русского и прочих народов, перемолотых в сталинских мясорубках, но и стали свидетелями полного уничтожения еврейской культуры на территории СССР. Уже летом 1918 г. еврейские коммунисты при поддержке властей начали кампанию против иудаизма. В 1918-19 гг. были закрыты Петроградский комитет Общества для распространения просвещения между евреями в России, Еврейское колонизационное общество (ЕКО), Еврейское литературно-художественное общество имени Леона Переца, Еврейский комитет помощи жертвам погрома в Киеве. В 1917-19 гг. была осуществлена ликвидация ряда еврейских социалистических партий. В 1921 на территории России был вынужден самоликвидироваться Бунд. В 20-е-30-е гг. многие оставшиеся в СССР члены и руководители Бунда были репрессированы, разделив общую судьбу меньшевиков. В 1924 г. были арестованы и отправлены в лагеря и ссылку более трех тысяч бывших сионистов-социалистов. В 1922 была распущена ведущая сионистская партия «Поалей Цион», последние группы которой прекратили своё существование на территории СССР к 1928 г. В том же 1922 году началась очередная кампания против всех религиозных объединений. Главный удар был направлен против Русской православной цекви, но одновременно с Патриархом Тихоном были арестованы глава католической Церкви в России архиепископ Ян Цепляк и с ним 13 католических священников, католикос-патриарх Грузии Амвросий (его предшественник Кирион II был убит в 1918) и раввин Мордехай Барышанский с группой «евреев-клерикалов». В этот период в РКП (б) было 5,21% евреев в 1922 г., и 4,34% - в 1927 г. В 1927 г. борьба Сталина с оппозицией (Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.) приобрела антисемитский характер. В газетах раскрывались партийные псевдонимы и печатались «истинные» еврейские фамилии подсудимых. Преемник Ленина на посту председателя Совнаркома А. Рыков возмущался антисемитизмом Сталина, который заявил: «Мы теперь всех жидов из Политбюро удалили» (Позже, в 1941 г. Сталин сказал польскому генералу В. Андерсу, что «евреи - плохие солдаты»). Советская власть стремилась к полной ассимиляции евреев, а борьбу с иудаизмом и языком иврит сделала государственной политикой. В 1930 г. было закрыто Еврейское бюро РКП (б). Бывшие активисты Евсекции (еврейских коммунистических секций партии болшьевиков), пытавшиеся удержать за собой роль руководителей еврейской культуры в СССР, были арестованы и уничтожены в пору массовых репрессий 1937–38 гг. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе. В 1930 началась ликвидация школ с преподаванием на идиш, еврейских национальных районов в Крыму и на Украине, еврейских публикаций, научных учреждений, театров и т. д. На далёкой границе с Китаем была образована «Еврейская автономная область», куда предполагалось депортировать всех евреев, желавших сохранить свою национальную идентичность (религиозная во внимание не принималась). К концу 1930-х гг. в Советском Союзе сохранились лишь «показательные» остатки еврейской культуры (например, Государственный Еврейский театр, закрытый позже). Полный разгром еврейской советской культуры на идиш достиг апогея в конце 1940-х гг., когда Сталин понял, что его надежды превратить Израиль в советский сателлит на Ближнем Востоке оказались иллюзорными, и взял курс на окончательную физическую ликвидацию деятелей еврейской культуры в СССР. Был распущен созданный в 1942 Еврейский антифашистский комитет, начались массовые аресты его членов, был убит его председатель актёр С. Михоэлс. Репрессиям подверглись многие евреи, работавшие в различных областях науки, культуры, народного хозяйства, здравоохранения и т. д. Последовательно проводилась кадровая политика, направленная на изгнание евреев из этих областей, ограничение их приема в вузы (восстановление «процентной нормы»). Аресты сопровождались кампанией в советской прессе против евреев (так называемая борьба с «космополитизмом»). По делу Еврейского антифашистского комитета было репрессировано 110 человек, из них 13 были в 1952 расстреляны, включая старых большевиков С. Лозовского и М. Бородина и директора Еврейского театра В. Зускина. Было расстреляно несколько крупнейших еврейских писателей и поэтов (Д. Бергельсон, Д. Гофштейн, Л. Квитко, П. Маркиш, Ш. Персов, И. Фефер), эта казнь известна как «Ночь растрелянных поэтов». Высшей точкой антиеврейских гонений, развязанных Сталиным, стало «дело врачей», которое, согласно ряду свидетельств, должно было предшествовать массовой депортации евреев на Дальний Восток. Планировалось, что во время депортации должно погибнуть около половины депортируемых. Лишь смерть Сталина спасла евреев СССР от уготованной им участи. Сталин был главным творцом политики государственного антисемитизма, ставшей неотъемлемым атрибутом созданного им тоталитарного режима. Эта политика, хотя и в смягченной форме, надолго пережила своего творца. Ее последствия продолжают ощущаться в России и после крушения коммунистической системы. Сегодня проявления антисемитизма в России ограничены стремлением власти сохранить за собой монополию на насилие и (в меньшей степени) желанием сохранить партнерские отношения с Западом. Государственный антисемитизм, как таковой, кончился. Однако властью поощряются и даже финансируются и нацисты и самые оголтелые антисемиты, но те из них, которые становятся особенно шумными, скандальными и неуправляемыми, время от времени наказываются, как это случилось в феврале 2010 с редактором свободно издаваемой им в течение тринадцати лет ультра-антисемитской санкт-петербургской газеты «Русь Православная» К. Душеновым, осуждённым на три года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Вместе с тем намного, по сравнению с периодом империи, вырос процент антисемитов в Русской православной церкви, но только в среде «православной образованщины», т.е., в терминологии А. Солженицына - полуобразованной и привыкшей к рабскому сервилизму интеллигенции советской формации, использующей сегодня православие не как религию, а как идеологию национальной избранности, подавления инакомыслия и ненависти к Западу. |