СОЧИНЕНИЯ: РЕЧИ
ХРИСТИАНСТВО И ИУДАИЗМ
Евреи и христианство (Интервью, данное сотруднику самиздатского
журнала "Евреи в СССР" (N 11, 1975) А. Шойхет; перепечатано в "Вестнике русского
христианского движения" (1976, N 117)). См. анализ полемики у Резника, 1999.
Вопрос: В чем Вы видите причину усилившегося в последнее время
притока евреев, преимущественно интеллигентов, в русскую православную церковь?
Ответ: Я не располагаю статистикой в этом отношении, да и вряд ли она вообще
существует. Причина же обращения для меня ясна: это поиск высших духовных ценностей.
Надо заметить, что движение к вере интеллигенции России вообще началось давно,
еще до революции. Среди тех, кто внес свой вклад в "религиозный ренессанс" нашего
века, было несколько евреев - философ С.Л. Франк, критик М. Гершензон, литературно-общественный
деятель И. Фундаминский и др. Христианизации же евреев в наши дни способствует
то, что она теперь не имеет прямой связи о национальной проблемой. Если до революции
крещеный еврей автоматически становился "русским", то теперь этого нет. Слова
"еврей" и "юдаист" уже больше не синонимы. Еврей-христианин не только не перестает
быть евреем, но еще глубже начинает понимать смысл духовного призвания своего
народа.
Вопрос: В чем же Вы усматриваете это призвание?
Ответ: Для человека, который верит Священному Писанию, это Призвание относится,
бесспорно, к религиозной миссии. Это не значит, что евреи более религиозны,
чем другие народы. Но в силу того, что через них было дано Откровение и совершено
Воплощение, этот народ навсегда посвящен Богу. Таков смысл слов, сказанных некогда
на Синае: "... вы будете у Меня царственным священством и народом святым" (Исх.
23.22). "Святым" (кадош) - в данном случае означает посвященность Богу. Когда
еврей изменяет этой посвященности, он предает себя и легко оказывается во власти
темных сил. Избрание - это великая и страшная ответственность.
Вопрос: Какие трудности (объективные и субъективные) испытывают
новообращенные евреи в русской православной церкви?
Ответ: Может иметь значение недостаток связи с русской национальной культурой,
которой пронизаны традиции русского православия; хотя многие крещеные евреи,
в том числе и я сам, высоко ценят духовные сокровища русской культуры: это Сергий
Радонежский, Серафим Саровский, Тихон Задонский и русская икона, и русская классическая
литература, и передовая русская религиозная мысль. Помехой тут может служить
и антисемитизм, который, к сожалению, еще не изжит в некоторых православных
кругах.
Вопрос: Испытывали ли Вы его на себе?
Ответ: Пожалуй, нет. За четверть века служения церкви, в том
числе семнадцать лет в духовном сане, я его непосредственно не испытывал, хотя
мне известно, что некоторые из моих собратьев не свободны от антисемитских настроений.
Со стороны же прихожан, которые всегда знали о моем еврейском происхождении,
я до сих пор встречаю доброе отношение и даже любовь. Cр.
его же отзыв о развитии антисемитизма в 1990 г.
Вопрос: Как Вы относитесь к культу русских православных святых
Гавриила и Евстратия, якобы "умученных от жидов"? Не является ли это одним из
препятствий для пребывания евреев-христиан в лоне русской православной церкви?
Ответ: Ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных
наветов на еврейство. На процессе Бейлиса выдающиеся православные богословы
(такие, как гебраист проф. Троицкий) решительно опровергли эти измышления. Я
надеюсь, что эти святые будут даканонизированы. Процессы деканонизации известны
русскому православию.
Вопрос: Не могут ли служить также препятствием резкие выпады
против евреев, которые есть в христианском богослужении?
Ответ: Эти тексты есть пережиток средневековых нравов. В католичестве их уже
изъяли. Надеюсь, когда придет время для пересмотра православных богослужебных
текстов, эти выпады и здесь будут изъяты.
Вопрос: Некоторая часть евреев-христиан, не желая отрываться
от иудейских корней, продолжает совмещать христианские таинства с иудаистскими
ритуалами (суббота, древнееврейская пасха и др.). Не есть ли это двоеверие?
Не приводит ли это к противоречию, нарушающему религиозную цельность личности?
Ответ: В чем же тут противоречие? Каждый христианский народ, кроме религиозных
праздников, имеет и освященные церковью национальные праздники, например, связанные
с воспоминанием о чудесном освобождении от вражеских нашествий. Почему бы и
евреям-христианам не считать праздником, скажем, день победы Маккавеев - Хануку?
Замечу, что в русской православной церкви чтят память мучеников маккавейской
эпохи (14 августа по новому стилю). В ту эпоху, когда Церковь состояла, в основном,
из евреев, многие христиане считали, что крещение должно предваряться принятием
иудаизма. В связи с этим в 51 году н. э. был созван собор, который постановил,
что иудаистские обряды (обрезание, суббота и др.) не обязательны только для
христиан из язычников, но сохраняют прежнюю силу для евреев-христиан. Решения
этого апостольского собора не отменены. Да и вряд ли можно "отменить" слова
апостолов. О частностях, относящихся к нашему времени, я судить не берусь. Вопрос
этот также подлежит соборному рассмотрению.
Вопрос: Другие евреи-христиане стремятся полностью слиться о
русской православной церковью, однако, учитывая сугубо национальный характер
этой церкви, не приводит ли подобный шаг всего лишь к элементарной ассимиляции
через религию?
Ответ: Ассимиляция происходит и без христианизации. Последняя вовсе не есть
отречение от своего народа. Приводя еврея от неверия к вере, христианство возвращает
его и к Библии, то есть к традициям его отцов. Но если крещеный еврей хочет
считать себя русским, это его личное дело. Принуждение здесь не должно иметь
места. Во всяком случае, для христианина-еврея родство по плоти о пророками,
апостолами, девой Марией и самим Спасителем - великая честь и знак двойной ответственности,
как члена Церкви и как члена Народа Божьего.
Вопрос: Вряд ли иудаисты согласятся с Вашими словами, что крещение
может вернуть еврея к традициям его отцов. По их мнению, еврей-христианин -
абсолютный отщепенец, в то время как еврей-атеист все равно остается евреем.
Ответ: Подобная точка зрения для меня совершенно неприемлема, хотя ее происхождение
мне понятно. Она - пережиток и предрассудок той эпохи, в которой, как я уже
говорил, крещение всегда означало ассимиляцию. На самом же деле, еврея-христианина
и еврея-иудаиста связывает не только общность национального происхождения, но
и вера в Единого Бога, вера в Священное Писание, общая религиозная этика. Между
тем евреи-атеисты ничем, кроме крови, с еврейством на связаны. Если же они при
этом подчеркивают свое национальное самосознание, то ведь последнее может быть
присуще и еврею-христианину. Об этом я тоже уже говорил.
Вопрос: Наконец, третья группа новокрещеных евреев находит выход
из этих трудностей в отказе от всего национального, - как еврейского, так и
русского, - и принимает католичество, считая такой путь наиболее последовательным
выполнением духа заповедей Иисуса Христа. Как Вы к этому относитесь? Известно,
что и многие русские (Чаадаев, Печерин, Лунин и др.) шли по этому пути.
Ответ: Мне кажется, что принятие в России католичества (как бы ни смотреть на
этот шаг) лишает человека постоянного участия в церковной жизни. Не станет же
он ездить каждое воскресенье а Прибалтику, где сосредоточены главные католические
центры. Правда, чем-то западная церковь, действительно близка еврейскому сознанию,
в частности, духом активности, энергии, деятельным практическим характером.
Но в то же время и в Восточной церкви есть много общего о духом еврейства. В
общем же евреи-христиане, как и христиане любой национальности, должны ориентироваться
не на конфронтацию церквей, а на единую Вселенскую церковь будущего,
Вопрос: В последнее время появилась планы создания Еврейской
Христианской церкви о богослужением на иврите. Созрели ли для этого уже возможности?
Ответ: Да, действительно, есть несколько храмов этого рода в Израиле. Эта община
носит имя святого Иакова, Брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Богослужение
там идет на иврите и приближено к синагогальному. Община святого Иакова входит
в католическую юрисдикцию. Имеет ли она сегодня перспективу, мне трудно судить.
Строго говоря, иудаизм никогда не был монолитен, в нем было немало различных
течений. Иудаисты могут смотреть на общину святого Иакова как на одно из них.
Вопрос: Должна ли эта церковь, по Вашему мнению, находиться в
юрисдикции одной из вселенских церквей или же представить собой совершенно автокефальную
единицу, наподобие Армянской церкви?
Ответ: Конкретное место Еврейской церкви в ряду прочих церквей я предвидеть,
разумеется, не могу. Убежден лишь, что она должна иметь апостольское преемство.
Никакая "самодеятельность" в этом отношении недопустима. Поэтому пока общины
евреев-христиан немногочисленны, они должны входить в юрисдикцию одной из апостольских
церквей. Их отношения между собой и с евреями-христианами различных протестантских
конфессий, которые есть и в Израиле, могли бы определяться Национальным советом
евреев-христиан Израиля (по типу Национального совета церквей Америки), как
интегрирующей экуменической организацией, обнимающей все еврейское христианство.
Со временем эти общины смогут соединиться в автокефальную еврейскую церковь.
Вопрос: Должна ли Еврейская христианская церковь повторять структуру
уже сложившихся христианских конфессий? Какие отвергнутые ими еврейские мотивы
и ритуалы она может, на Ваш взгляд, ввести в свое богослужение? В частности,
я имею в виду синагогальные напевы и молитвы, а также отставленные церковью
на задний план дни памяти пророков и патриархов.
Ответ: Это вопрос второстепенный и решить его должна сама поместная (еврейская)
церковь. Многие еврейские молитвы вполне соответствуют христианскому духу, а
их, вероятно, захотят включить. Но это их дело. Напевы же во всех национальных
церквах повсюду своеобразны. Здесь нет никакой унификации. Даже католики от
этого отказались.
Вопрос: Считаете ли Вы перспективным диалог между русской православной
церковью и руководителями еврейской общины в СССР? Какую роль в этих экуменических
контактах могут сыграть православные евреи, которые по своим корням принадлежат
к обеим ветвям "религии Авраама"?
Ответ: В Советском Союзе бывают контакты между русской церковью и синагогой
по вопросу борьбы за мир. Больше мне по этому поводу сказать нечего. Впрочем,
пожалуй, община святого Иакова или подобные ей организации, смогут, вероятно,
в будущем сыграть свою роль при возникновении диалога христиан и иудаистов.
Вопрос: Христианская церковь присвоила себе наименование "Новый
Израиль", тем самым подчеркнув, что отныне только ей принадлежат избрание и
обетования, а еврейский народ отвергнут Богом. Как Вы на это смотрите?
Ответ: Израиль возник не как нация, а как религиозная община (кагал), и в дальнейшем
он более представлял собой "церковь", нежели расу. Христианство раздвинуло границы
этой "церкви", включив в нее все народы. В этом оно исполнило чаяния пророков.
На вопрос, отвергнут ли с тех пор Израиль, я могу только привести слова апостола
Павла: "Неужели Бог отверг народ свой? Никак... Не отверг народа Своего, который
Он наперед знал" (Рим. 11.1-2). Даже указывая на вражду подавляющего большинства
иудеев к Христу, апостол говорил, что они, тем не менее, "в отношении к избранию
- возлюбленные Божии, ибо дары и призвания Божии непреложны". Хотя, с приходом
Христа все народы стали сынами Божиими, Израиль, как народ, по слову апостола,
сохраняет свое избранничество, оставаясь сыном-первенцем.
Вопрос: Что Вы скажете о возрождении русского шовинизма в неофициальных
православных кругах (журналы "Вече", "Московский сборник", "Земля")?
Ответ: Мне всегда претил любой шовинизм, будь он русский, еврейский или китайский.
А для христиан он вообще позорен. Что же касается антисемитизма тех православных,
которые именуют себя "почвенниками", то эта старая песня. В любую эпоху люди
не любили говорить о собственной вине, а охотнее искали разных "козлов отпущения".
И начали здесь спекулировать на православии. Именно христианство учит любить
не только свой народ и свою родину, но и с любовью относиться ко всему независимо
от их веры или нации. И, кроме прочего, культура России, Европы, Израиля и большинства
других стран строилась на основе синтеза. Шовинизм это игнорирует и тем самым
подрывает ее живые творческие корни.
Вопрос: Могу ли я поделиться Вашими соображениями со своими друзьями?
Ответ: Я думаю, в нашем разговоре нет ничего секретного. Все сказанное вытекает
из моих глубоких убеждений, веры и сана. Я этого никогда не скрываю.
|