Святом Семействе
и Свидетелях Христовых
К оглавлению
СКАЗАНИЯ О СМЕРТИ ПИЛАТА
Судьба Пилата, как и других людей, так или иначе связанных с Иисусом, интересовала
христиан. Но об этой судьбе они знали мало, истинность событий их не волновала.
Она создавали сказания в соответствии со своими представлениями о той роли, которую
эти люди должны были играть в земной жизни Иисуса, и в зависимости от вероучительных
целей, стоявших перед ними. В этом отношении интерес представляют две версии смерти
Пилата, отражавшие разное отношение христиан к прокуратору. Действие обоих апокрифов
происходит при императоре Тиберии (14-37 гг.). Подложное донесение Пилата Клавдию,
правившему спустя несколько лет после Тиберия, составителям этих апокрифов или
не было известно, или они - как и во многих других произведениях народного христианского
творчества - не интересовались хронологией. Известно, что Пилат был отстранен
от должности по жалобам иудеев, вероятно, в первый год правления Калигулы, преемника
Тиберия. Церковный историк Евсевий Кесарийский (IV в.) говорит, что Пилат кончил
жизнь самоубийством, но, насколько достоверна эта информация, неизвестно.
И в этом и в другом апокрифе император выступает как мститель за казнь Христа,
что указывает на достаточно позднее время создания или записи этих апокрифов,
когда отношение императорской власти к христианской Церкви существенно изменилось,
т. е. после признания христианства императором Константином в IV в. Но на этом
сходство кончается. В одном из них император, разгневавшись на Пилата, приговаривает
его к смерти, и тот кончает жизнь самоубийством, т.е. погибает позорной смертью.
В этом апокрифе не никакого снисхождения к Пилату, тем более что он пытается обмануть
императора, надев чудотворную одежду Христа. Чудо с туникой показывает, что христиане
уже верили в чудеса, исходившие от вещей, так или иначе имевших отношение к Иисусу,
причем эти чудеса совершаются независимо от того, кто этими вещами пользуется,
- традиционный фольклорный мотив, чуждый первым христианам. В этом апокрифе действует
Вероника, с которой связаны предания о нерукотворном образе Иисуса на покрывале,
поданном ею Христу. Согласно католическому преданию это покрывало было передано
Вероникой Клименту, епископу Римскому, и хранилось в одной из римских церквей.
Другой апокриф по своей антииудейской направленности ближе к "Актам Пилата":
по существу, во всем оказываются виновными иудеи, а Пилат раскаивается в содеянном,
перед казнью просит Иисуса простить его. В этом апокрифе упоминается и жена Пилата,
ставшая, по преданию, христианкой. Версия о раскаявшемся, хотя и казненном Пилате,
вероятно, была ближе многим новообращенным христианам, а также тем из руководителей
Церкви, которые снимали вину за казнь Иисуса и преследования христиан не только
с императора, но и с его администрации. Апокриф "Смерть Пилата" переведен
с латинского языка, "Обращение Пилата" - с греческого.
Смерть Пилата I
Когда снедаемый тяжким недугом император римлян Тиберий Цезарь узнал, что в
Иерусалиме есть некий лекарь по имени Иисус, который единым словом любые болезни
лечит, и не ведая еще, что иудеи и Пилат умертвили его, приказал он некоему служителю
своему Волузиану:
- Поезжай сколько можешь скорее в заморские земли и скажи слуге и другу моему
Пилату, чтоб прислал он сюда лекаря, который сумеет мне прежнее здоровье вернуть.
Выслушав повеление императора, немедля отбыл Волузиан и, как было ему предписано,
явился к Пилату и, приказ Тиберия Цезаря исполняя, молвил:
- Повелитель твой, император римлян Тиберий Цезарь, прослышав, что в городе
у тебя есть лекарь, который любую болезнь единым словом лечит, настоятельно просит
тебя отослать к нему целителя этого для лечения недуга его.
Страшно испугался Пилат, услышав это, ибо помнил, что сам приказал безвинно
казнить Его. Но отвечал он так нунцию:
- Был тот человек злодеем, и когда потянулся к Нему народ Палестины, приказал
я, вняв совету мудрецов иерусалимских, распять Его. II
И повстречал, возвращаясь в гостиницу, нунций некую женщину, именем Вероника
{1}, бывшую некогда среди близких Иисуса, и спросил он ее:
- О женщина, жил в этом городе какой-то лекарь единым словом больных исцелявший,
отчего ж умертвили его иудеи?
И, зарыдав, сказала женщина:
- О господин, увы мне! Ибо Тот, Кого из зависти предал Пилат, на смерть осудил
и распять велел, - Бог и Господь мой.
Молвил тут опечаленный нунций:
- И мне увы! Ибо не могу я исполнить того, зачем послан владыкой моим.
А Вероника ему:
- Когда вознамерился мой Господь идти на проповедь, не в силах разлуку с Ним
выносить, захотела я, чтоб написали мне образ Его, дабы служила мне утешением
при разлуке хотя бы тень Его облика. И когда несла я художнику холст для образа,
повстречал меня Господь мой и спросил, куда направляюсь? И едва только помыслы
свои Ему я открыла, взял Он холст у меня из рук и, запечатлев на нем благословенный
Лик Свой {2}, вернул его мне. И коли с благоговеньем взглянет на образ этот владыка
твой, немедля благодатью здоровья вознагражден будет.
А Волузиан ей:
- Можно ль золотом или серебром ценность картины такой означить?
Она ему:
- Нет, - одним лишь священным чувством благоговения. И поэтому поеду с тобой
я, взяв образ, дабы взглянул на него Цезарь, а после вернусь. III
И вот, приехал Волузиан с Вероникой в Рим и сказал Тиберию-императору:
- Иисуса, давно тобой поджидаемого, Пилат с иудеями неправедно смерти предал.
Из зависти пригвоздили они Его перекладине крестной. По приехала вместе со мной
матрона некая и привезла она образ того Иисуса. Если благоговейно воззришь на
Него, тотчас благодатью здоровья вознагражден будешь.
Приказал тогда Цезарь, чтоб шелковыми тканями путь устлали и доставили образ
к нему немедля. И едва взглянув на Него, более здоровья обрел. IV
Схвачен был Понтий Пилат по приказу Цезаря и доставлен в Рим. И велел исполненный
гнева Цезарь, узнав о приезде его, вести во дворец Пилата. Но привез с собою Пилат
несшитую тунику Иисуса и, к императору отправляясь, в нее облачился. И как только
увидел его Тиберий, гнев свой напрочь забыл и навстречу ему поднялся, и принудить
себя не мог говорить с ним строго, и, хоть был без него столь суров и грозен,
сделался почему-то при нем вдруг кроток. Но потом, едва отпустил Пилата, тотчас
вновь страшным гневом на него распалился, называл себя ничтожным и жалким, ярость
сердца своего явить неспособным. И повелел он тут же, чтоб воротили назад Пилата,
и утверждал и клялся, что тот - сын смерти и в живых оставлять его непристало.
А едва завидев его, снова думать забыл о гневе и вдругорядь здравствовать ему
пожелал.
Удивились все, да и сам он тому удивился, что ярится так, когда нет Пилата,
и сказать ничего ему гневно не может всякий раз, едва покажется тот.
Наконец, Божественному наитию повинуясь, а может, по совету какого-то христианина,
велел отобрать у Пилата Цезарь тунику, и вернулась сразу к нему всегдашняя твердость.
Поскольку же был весьма поражен он этим, рассказали ему, что владел ею прежде
Сам Господь Иисус. Приказал тогда император содержать Пилата в тюрьме, пока не
решат мудрецы в совете, что надлежит с ним делать. И через несколько дней вынесли
приговор Пилату, дабы казнен он был позорнейшей смертью. Проведав об этом, собственноручно
своим же кинжалом себя Пилат порешил и такою вот смертью жизнь свою закончил.
О смерти Пилатовой услыхав, молвил Цезарь: - Позорнейшей смертью, воистину,
умер тот, к кому собственная рука была беспощадна.
А потом привязали тело Пилата к огромному камню и бросили в реку Тибр. Но злые
и нечистые духи, радуясь все как один скверному трупу, в волнах бесновались и,
наводя ужас на римлян, вызывали на небе громы и молнии, бури и град, так что объял
всех вокруг страх непомерный. И потому, выловив труп из Тибра, отвезли его римляне
ради насмешки в Виенну и бросили там в Родан-реку {3}, ибо Виенна считалась тогда
проклятым местом, да и звучит почти как "дорога в геенну". Однако ж
и там отыскались беспутные духи, и точно такие же непотребства там вытворяли.
И потому, не стерпев дьявольской той напасти, местные жители сей сосуд зла от
себя удалили, отправив его для погребения в землю лозанцев, а те, кознями сатанинскими
изведенные, избавились от него, сбросив в какой-то горный провал, скалами окруженный,
где, говорят, и поныне бурлит и клокочет злоба дьявольская.
КОММЕНТАРИИ
1. Вероника - по христианскому преданию, женщина, протянувшая Иисусу покрывало
во время его крестного пути на Голгофу, чтобы Он обтер лицо. На покрывале осталось
изображение Христа. В новозаветных евангелиях Вероника не упоминается.
2. В этом рассказе представлена несколько иная версия, чем в наиболее распространенном
предании: Вероника хочет получить портрет Иисуса, и он сам запечатлевает его на
покрывале. Эта версия указывает на позднее - средневековое происхождение апокрифа,
так как для первых христиан не было изображений Иисуса. Характерно, что создатели
апокрифа отказались от описания крестного пути и страданий Иисуса, которые могли
бы запечатлеться на образе.
3. Родан-река - современная р. Рона.
(Перевод А. П. Скогорева по кн.: Tischendorf С. Evangelia apocrypha. Lipsiae,
M.D.CCCL III, p. 432-435.)
|