Святом Семействе
и Свидетелях Христовых
К оглавлению
Обращение Пилата
Когда в город римлян прибыли донесения {1}, которые были прочитаны Цезарю {2}
в присутствии многих людей, все они были возмущены, что из-за беззакония Пилата
во всей земле наступила тьма и случилось землетрясение. Цезарь, страшно разгневавшись,
отправил воинов, приказав им доставить Пилата в оковах. После того как привезли
его в Рим, Цезарь, узнав о его прибытии, воссел в храме богов {3} в окружении
сената, армии и всех властей и приказал Пилату предстать перед ним. И сказал Цезарь:
- На что ты дерзнул, видя такие чудеса, творимые тем человеком? Решившись совершить
злое дело, ты принес погибель всему миру.
Пилат же сказал:
- О всемогущий царь! Не виноват я в этом, зачинщики же и виновники - иудеи.
Тогда Цезарь спросил:
- Кто они?
Пилат сказал:
- Ирод, Архелай, Филипп, Анна, Каиафа {4} и весь иудейский народ.
- Почему же ты последовал их совету? - спросил Цезарь.
И ответил Пилат:
- Потому, что народ этот мятежен, беззаконен и не подчиняется твоей власти.
И сказал Цезарь:
- Когда они передали Его тебе, ты должен был в безопасности отправить Его ко
мне и не допустить, чтобы они распяли такого человека, справедливого и творящего
чудеса, как ты сам сообщил в своем донесении, ибо ясно из этих чудес, что Он был
Иисус Христос, царь Иудейский.
Как только Цезарь произнес эти слова, назвав имя Господа Христа, все изображения
богов упали и рассыпались в прах на том месте, где сидели Цезарь и сенаторы. А
окружающий Цезаря народ затрепетал из-за того, что пали их боги от произнесенного
слова, и все, охваченные страхом, разошлись по своим домам, потрясенные случившимся.
Цезарь же приказал бдительно охранять Пилата, ибо знал тот истину об Иисусе.
На следующий день Цезарь, восседая на Капитолии, снова допрашивал Пилата. И
сказал Цезарь:
- Скажи нам правду, ты, безбожник, ибо из-за твоего безбожного деяния, когда
наложил ты руки на Иисуса, даже здесь как результат твоих злодеяний упали и разбились
наши боги. - И добавил: - Кто он такой, Распятый, что одно только имя Его приводит
к уничтожению всех богов?
И ответил Пилат:
- Все сообщенное о Нем - истина, ибо меня самого убедили деяния Его в том,
что сильнее Он всех богов, которых мы почитаем.
Сказал Цезарь:
- Зачем же ты совершил такой дерзкий поступок против Него, если ты знал, кто
Он? Или ты замышлял зло против моего царства?
Пилат же ответил:
- Я сделал это из-за мятежа и беззакония иудеев. Разгневанный Цезарь собрал
на совет сенат и все власти.
Приказал он написать следующее распоряжение против иудеев: Лициния, главного
(правителя) над восточными провинциями {5} приветствую. Стало известно мне о злостном
деянии, совершенном в недавнее время жителями Иерусалима и иудеями из окрестных
городов, а именно, что они вынудили Пилата распять некого бога по имени Иисус.
Из-за этого дурного дела по всему миру настали тьма и разрушения. Я желаю немедленно,
чтобы ты с большим числом воинов отправился туда и захватил их в плен согласно
этому распоряжению. Повинуйся и выступи против них и отправь их в рассеяние по
всем народам, чтобы они рабствовали у них. Изгнанный из всей Иудеи, этот народ
окажется столь ничтожным, что совсем не будет заметен, - за то, что был преисполнен
зла.
Когда узнал об этом предписании Лициний в восточных землях, то, объятый страхом,
он погубил весь народ иудеев. Находившихся в Иудее он отправил в изгнание и заставил
быть рабами у других народов. Цезарь же, узнав о содеян- ном Лицинием в восточных
землях, похвалил его {6}.
И снова Цезарь учинил допрос Пилату и приказал затем начальнику по имени Альбий
отсечь голову Пилату, сказав:
- Как он наложил руки на праведного человека, именуемого Христом, так и сам
должен пострадать, и не будет ему спасения.
Пилат же, придя на место казни, взмолился про себя: "Господи, не наказывай
меня вместе со зловредными евреями, ибо не схватил бы я Тебя, если бы не вынудил
меня народ беззаконных иудеев, затеявших мятеж против меня. Ты знаешь, что я совершил
это по незнанию. Не уничтожай меня за этот грех и не помни зла мне и рабе твоей
Прокле, которая стоит рядом со мной в час моей смерти и которую Ты избрал для
пророчества о том, что будешь Ты пригвожден к кресту {7}. Не наказывай ее за мой
грех, но помилуй нас и причисли к сонму праведников Своих". И как только
окончил Пилат молиться, раздался голос с неба:
- Благословляют тебя все колена и все отцы народов за то, что из-за тебя исполнились
все пророчества обо Мне. И во время Второго пришествия Моего ты сам будешь свидетелем,
когда буду Я судить двенадцать колен Израиля и тех, кто не принял имени Моего.
И как только префект отрубил голову Пилату {8}, тотчас ангел подхватил ее.
Жена же его, Прокла, увидев приблизившегося и взявшего голову Пилата ангела, преисполнилась
радостью и испустила дух. И была похоронена вместе с мужем своим.
КОММЕНТАРИИ
1. Под донесениями подразумевается, по-видимому, так называемое письмо Пилата
императору Тиберию, состав, ленное христианами в конце II-начале III в.
2. Цезарь - император Тиберий (14-37 гг.).
3. Храм богов - вероятно, речь идет о самом большом храме в Риме - Пантеоне,
хотя он был выстроен позже правления Тиберия. Вряд ли какой-либо римский храм
мог вместить весь сенат, войско и должностных лиц.
4. Ирод, Архелай, Филипп - поставленные римлянами после смерти царя Иудейского
Ирода правители различных частей Палестины. Ирод правил Галилеей, и по некоторым
христианским источникам принимал, участие в суде над Иисусом. Анна и Каиафа -
первосвященники, упомянутые в новозаветных евангелиях.
5. В действительности не было единого управления всеми восточными провинциями;
Иудея подчинялась наместнику провинции Сирия.
6. Выселение многих иудеев из Палестины было связано не с действиями Тиберия,
а с поражением двух антиримских восстаний в Иудее - в 66-73 гг. и в 131-134 гг.
7. Прокла, жена Пилата, в новозаветных евангелиях не упоминается. Это - персонаж
апокрифов, согласно которым Прокла признала Иисуса Христом.
8. Существуют и другие версии смерти Пилата; Евсевий Кесарийский говорит о
его самоубийстве. Христианские легенды о гибели Пилата недостоверны. Известно
только, что он был отстранен от должности в 37 г. преемником Тиберия императором
Калигулой из-за поступивших от иудеев жалоб, обвинявших Пилата в жестокости.
(Перевод И.С. Свенцицкой по кн: Tischendorf С. Evangelia apocrypha. Lipsiae,
M.D.CCCL III, p. 426-431.)
|