ПОСЛАНИЯ СВЯТОГО ИГНАТИЯ К ТРАЛЛИЙЦАМ.
Печатается по изданию: Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом,
1988. Номера страниц этого издания указаны в прямых скобках внутри
текста и отмечены линейками. Дореволюционный перевод с греческого
за давностью лет составляет общественное достояние.
Игнатий Богоносец возлюбленный Богом Отцом Иисуса Христа, святой
траллийской, в Азии, Церкви, избранной и богодостойной, наслаждающейся
миром в плоти и крови и страдании Иисуса Христа - надежды нашей,
когда воскреснем по образу Его, - посылает свое приветствие в полноте,
по образу апостольскому, и желает премного радоваться.
Глава I.
Узнал я, что вы со всем постоянством держите непорочный и согласный
образ мыслей, не во внешнем только поведении, но как природное ваше
свойство. Это открыл мне епископ ваш Поливий, который, по воле Бога
и Иисуса Христа, был в Смирне и так утешил меня - узника ради Иисуса
Христа, что в лице его я видел все ваше общество. Поэтому, принявши
от него ваше ради Бога благорасположение ко мне, я нашел, казалось,
- [118]
судя по тому, как узнал о вас, - что вы подражатели Богу.
Глава II.
Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне
кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса
Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали
смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без
епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса
Христа - надежды вашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям
таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители
яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься
от нареканий, как от огня.
Глава III.
Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как
Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие,
как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете
и вы сами. Ибо образец вашей любви я получил и имею при себе в вашем
епископе, которого самая наружность весьма поучительна, а кротость
исполнена силы. Думаю, что сами неверующие уважают его, ибо и им нравится
то, как я не щажу себя. - Но ужели получив возможность писать к вам,
я пришел к той мысли, чтобы мне осужденному, повелевать вам, подобно
апостолу?
Глава IV.
Много разумею я о Боге, но смиряю себя, чтоб не погибнуть от тщеславия.
В настоящее время еще более [119]
мне должно остерегаться, и не внимать надмевающим меня, ибо, хваля
меня, они наносят раны. Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли.
Ревности во мне многие не видят, а она сильно берет меня. Посему нужна
мне кротость, которою низлагается князь века сего.
Глава V.
Ужели я не могу написать вам о небесном? Но опасаюсь, чтобы вам, еще
младенцам, не нанести вреда, и, простите меня, - чтобы вы не будучи
в состоянии вместить не отяготились, ибо и я, хотя нахожусь в узах,
и могу понимать небесное, и степени ангелов, и чины начальств, но
при всем том я еще несовершенный ученик. Многого еще не достает нам,
чтобы быть совершенными в Боге.
Глава VI.
Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, - питайтесь одной
христианской пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь.
К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают
к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине.
Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием
принимает смерть.
Глава VII.
Поэтому берегитесь таких людей. А это удастся вам, если не будете
надмеваться и отдаляться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских
заповедей. Кто внутри алтаря, тот чист, а кто вне его, тот нечист,
то есть, [120]
кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист
совестию.
Глава VIII.
Не то, чтобы знал я что-нибудь подобное среди вас, но предостерегаю
вас, мои возлюбленные, предвидя казни диавольские. Посему, стяжавши
кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа,
и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет
ничего против ближнего своего. Не подавайте поводов язычникам, чтобы
из-за немногих неразумных не было хулимо все благочестивое общество.
Ибо "горе тому, чрез кого всуе в ком-нибудь имя Мое хулится".
Глава IX.
Потому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе,
Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и
пил, истинно был осужден при Понтие Пилате, истинно был распят и умер,
в виду небесных, земных и преисподних, - Который истинно воскрес из
мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом
воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем
истинной жизни.
Глава X.
А если иные, как некоторые безбожники, то есть неверующие, говорят,
что Он страдал только призрачно, - само они призрак, - то зачем же
я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться со зверями? Зачем, я напрасно
умираю? Значит, я говорю ложь о Господе? [121]
Глава XI.
Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто
вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение
отца. Если бы они были это, то являлись бы ветвями креста, и плод
их был бы нетлен. Им в страдании Своем Иисус Христос призывает к Себе
нас, как членов Своих. Голова не может родиться отдельно без членов;
и Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он.
Глава XII.
Приветствую вас из Смирны, вместе с находящимися при мне Церквами
Божиими, которые утешили меня во всем, телесно и духовно. Узы мои,
которые ношу ради Иисуса Христа, желая придти к Богу, умоляют вас:
пребывайте в согласии вашем и взаимной молитве. Каждому из вас, особенно
же пресвитерам, следует покоить епископа в честь Отца, Иисуса Христа
и апостолов. Послушайтесь меня с любовию, умоляю вас, чтобы я, написавши
это, не был свидетелем против вас. И обо мне молитесь; ибо имею нужду,
при милосердии Божием, и в вашей любви, чтобы мне удостоиться получить
предлежащий мне жребий к которому стремлюсь, и не оказаться отверженным.
Глава XIII.
Приветствует вас любовь смирнян и ефесян. Поминайте в своих молитвах
и Церковь сирскую, которой я недостоин носить имя, будучи самым последним
в ней. Укрепляйтесь во Христе Иисусе, и будьте покорны епископу, как
заповеди Божией, равно и пресвитерству. И все любите друг друга нераздельным
сердцем. Очищайте дух мой, не только теперь, но и тогда, когда я приду
к Богу. Я еще в опасности; но верен Отец в Иисусе Христе, чтобы исполнить
мое и ваше прощение. О, если бы вы оказались беспорочными в Нем!
|