Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Климент Александрийский

СТРОМАТЫ

К оглавлению

КНИГА СЕДЬМАЯ


ИНДЕКС – УКАЗАТЕЛЬ

цитат, парафразов, реминисценций и литературных параллелей

Этот указатель разбивается на два раздела. В полном соответствии с подходом самого Климента сначала приводятся "варвары", то есть цитаты из произведений иудейских и христианских авторов, а также из неканонических текстов, затем – "греки", все нехристианские авторы.

Далеко не все места, которые помещены в этот указатель, являются цитатами в современном смысле этого слова. Отношение Климента и его современников к используемым ими авторам было весьма свободное и никак не соответствовало современным академическим стандартам. По этой причине цитатой мы будем считать любое заимствование, не обязательно буквальное, но тем не менее следующее источнику в значительной степени. Все остальные заимствования являются или парафразами, то есть не буквальными цитатами, которые следуют смысловой структуре источника, сохраняя, например, только отдельные термины, или реминисценциями, заимствованиями, которые явственно выражают идею источника, даже если вербальные совпадения отсутствуют. Литературная параллель – понятие более широкое, указывающее на общность темы, стиля или возможное влияние одного автора на другого. В таких случаях имеет смысл говорить об "общих местах" и общих источниках.

Стихотворные отрывки и произведения Платона цитируются Климентом более или менее буквально. Тексты из книг Ветхого и Нового Заветов чаще всего цитируются буквально, однако нередко и пересказываются. Заимствования из Филона Александрийского и Аристотеля составляют особую проблему. Цитируя Филона, Климент почти никогда не ссылается на него. Как показывает практика, далеко не все из указанных автором критического издания «Стромат» O. Штелином предполагаемые заимствования из Филона в равной степени важны и зачастую оказываются литературными параллелями или даже общими местами. [1] Вычленяя явные и предполагаемые заимствования из Филона я следую работе Annewies van den Hoek, Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis (Leiden: Brill, 1988).

Климент не цитирует Аристотеля, однако часто упоминает его, и разумеется, имеет общее представление о его философии. Скорее всего, он не пользовался сочинениями философа непосредственно, поэтому указанные места являются только реминисценциями. [2] В данном случае в этом нет ничего удивительного: Климент использует устоявшуюся терминологию. (Современный математик, используя теорему Коши, также не станет ссылаться на работы самого Коши.)

Климент не упоминает Плутарха, хотя различные параллели указывают на то, что он мог знать его сочинения, однако упоминает современных ему платоников и пифагорейцев (например, Нумения), поэтому в принципе ничто не мешает ему знать и об Учебнике Алкиноя или подобных произведениях. Разумеется, он не знал Секста Эмпирика [3] , Диогена Лаэртского, Порфирия или Ямвлиха. Однако, все эти авторы черпали из общего источника, поэтому они часто проясняют друг друга. Я указываю на наиболее явные и интересные литературные параллели такого рода.

Многочисленные извлечения из пифагорейских источников и цитаты различных неопифагорейских авторов я объединяю в одном разделе (Pythagorica).

[1] Действительно, в некоторых случаях влияние Филона весьма сомнительно, а "заимствование" является просто общим местом. Например, изречение "береги время" цитируется Филоном (De vita contemplativa, 16) и Климентом (Strom. V 22), однако в этом конкретном случае Климент более ни в чем не следует Филону. Вместо того, чтобы постулировать такую изолированную цитату из Филона, представляется более разумным предположить, что это известное изречение наши авторы знают независимо друг от друга! Аналогичный пример: Strom. V 30, где Климент почти наверняка цитирует и интерпретирует текст Платона непосредственно, не обращаясь к Филону.

[2] Более подробный анализ этой проблемы см. книгу: Elizabeth A. Clark, Clement's Use of Aristotle (New York and Toronto, E. Mellen Press, 1977).

[3] Хотя скептическая традиция ему известна: он цитирует, например, Тимона, ученика Пиррона.

А. Книги Ветхого и Нового Заветов, не вошедшие в канон.

Иудейские и христианские авторы

Agrapha (неканонические христианские тексты)

 

14 Resch

VII 73,1 (cf. 74,5)

38

I 41, 2

43

I 177, 2

67

V 52, 3

75

VII 90, 5

84

V 63, 7

86

VII 55, 7

87

VII 90, 5

Апокалипсис Иезекииля

VII 94, 2

Апокалипсис Софонии

V 77, 2

Предания Матфея

II 45, 4; VII 82, 1

Неизвестные неканонические тексты

I 94, 5; IV 41, 1

   

Athenaeus (Афиней) 7, 282

I 16, 3

   

Aristobulos (Аристобул, иудейский экзегет, 1 век до н.э.)

I 72, 4; I 150, 1–2; V 97, 7; 99, 3; 107, 1-4; VI 32, 5; 137, 4;

   

(ps.-) Hecataios (эллинистическое иудейское подражание историку Гекатею)

V 113, 1

   

Barnabae Epistula (псевдо-Варнава, раннехристианский автор Послания Варнавы, ок. 160 г.)

 

1, 5, 2, 2–3

II 31, 2

4, 11

II 35, 5

6, 5

V 63, 1

6, 8-10

V 63, 2-6

6, 10

VI 65, 2

10, 1

V 51, 2

10, 3

II 67, 3

10, 4

V 52, 1

10, 11-12

V 51, 4-6

11, 4

V 64, 1

11, 9

III 89, 1

21, 5–6.9

II 84, 3

   

Basilides (Василид, александрийский гностик сер. 2 века и его сын Исидор) См. Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002, с. 273–287

I 146, 1–4; II 10, 1–3; 27, 2; 36, 1; 112,1 – 114,1; III 1,1 – 4,3; IV 81,1 – 87,2; 153,1; 165,3; V 3,2 – 4,1; 74, 3; VI 53, 2–5; VII 106,4

   

Carpocrates (Карпократ гностик и его сын Епифан)

III 5,2 – 8,3

   

Clemens Rom. (Климент Римский, римский епископ, ок. 90-99 г.)

 

Epistula ad Corinthios

 

1, 2 cq.

IV 105, 1 – 110, 1; 111, 1 sq.

7, 2

I 15, 4

46, 2-3

V 52, 3

46, 8

III 107, 2

48, 5-6

VI 65, 4

II Epistula ad Corinthios, 12, 2

III 92, 2

   

Didache (Дидахе)

 

2, 1

III 36, 5

3, 5

I 100, 4

   

Enoch (книга Еноха) 16, 3

V 10, 2

   

Euangelium Aegypt. (Евангелие от Египтян)

III 45, 3; 63–64; 93, 1; cf. Excerpta ex Theodoto 67

   

Euangelium Hebraeiorum (Евангелие от Евреев)

II 45, 5; V 96, 3

Epiphanius, Panarion (Епифаний Кирский, Панарион) 45, 2

III 34, 1

   
   

Eusebius (Евсевий Кесарийский)

 

Preparatio Euangelica

 

X 11, 20–23

I 103, 2–5

   

Ezerkiel (Эзеркиель, александрийский иудей II в до н.э., писал драмы на греческом языке на библейские сюжеты)

I 155, 1–7; 156, 1–2

   

Heracleon Gnosticus (Гераклеон, гностик, последователь Валентина, автор комментария на Евангелие от Иоанна), fr. 50 Völker

IV 72, 4; cf. Eclogae propheticae 25, 1; cf. IV 89, 2

   

Hermas (Герма, христианский автор 2 века)

 

Visiones pastoris (Видения Пастыря)     

 

II 1, 3

VI 131, 2-3

III 4, 5

I 181, 1

III 8

II 55, 3

III 13, 4

II 3, 5

IV 2, 5

IV 74, 4

V 5

I 1,1

V 7

I 85, 4

Similitudines pastoris (Притчи Пастыря), IX 16, 6; 5–7

VI 46, 5; II 43,5 – 44,3

Mandates

 

4, 2, 2; 3

II 55, 6

7, 1–4

II 55, 5

11, 3

I 85, 4

   

Hippolytus (Ипполит Римский, конец 2 века)

 

Refutatio omnium haeresium (Опровержение всех ересей) VI 34

II 114, 5

   

Irenaeus (Ириней епископ Лионский, христианский апологет, конец 2 века)

 

Adversus Haereses (Против ересей)

 

I 11, 1

III 29, 1

I 14, 6

VI 140, 3

I 25

III 5, 3

   

Isidorus Gnosticus (Исидор, гностик, ученик Василида)

См. Basilidus

   

Iulius Cass. (Юлий Кассиан, раннехристианский писатель)

I 101; III 91, 1 sq.; 94, 1 sq.

   

Josephus (Иосиф, историк, 38 – после 100 г. н.э.)

 

Antiquitates Judaicae (Иудейские древности) IV 8, 48

VI 132, 2-3

   

Kerygma Petri (Проповеди Петра апостола)

I 182, 3; II 68, 2; VI 39,2–41,6; 43, 3; 48, 1-3; 6-7; 58, 1; 128, 1-3

   

Marcion (Маркион, гностик 2 века)

III 12,1 sq.; V 4, 2-4

   

Origenes (Ориген, христианский философ, ум. ок. 245 г.)

 

De principiis (О началах) I 2, 10

V 1, 3

Contra Celsum (Против Цельса) V 20; VI 68

V 9, 4

V 43, 47, 8

IV 172, 3

   

Pra/ceij Pau/lou (Деяния апостола Павла)

VI 43, 1-3

   

Philo (Филон Александрийский, философ и теолог, ок. 35 г. н.э.)

См.: Annewies van den Hoek, Clement of Alexandria and His Use of Philo in the Stromateis (Leiden: Brill, 1988)

 

De Agricultura (О земледелии)

 

15 sq.

I 28, 4

37 (?)

V 53, 2-4

De Cherubim (О херувимах)

 

4-7 (cf. De Abrahamo, 82; De mutatione nominum, 66)

V 8, 5-7; VI 138, 2

De Confusione Linguarum (О смешении языков)

 

137 (?)

V 81, 3

De congressu eruditionis gratia (О соитии ради образования)

 

20, 43–47; 34–37

I 31, 1–2

83–106

II 46,2 – 52,4

77–78; 79–80; 35–37; 124–125; 153–154; 158; 177

I 29, 10; 30, 1–2; 31, 3–4; 31, 6; 32, 1; 32, 2

De decalogo (О десяти заповедях)

 

33-35 (?)

VI 33, 2-5

De migratione Abrahami (О переселении Авраама)

 

8

II 71, 3

47-48 (?)

VI 34, 1-3

93

VI 132, 3

127.131

V 94, 6 – 95,1; II 100,4

De opifitio mundi (О сотворении мира)

 

25.26.29.36.38.55

V 93, 4 – 94, 2

139

V 94, 2-6

De Posteritate Caini (Об изгнании Каина)

 

5–18

II 5,3 – 6,4

14-16

V, 71, 5; 78, 3

17-18

V 73, 1-2

20

V 74, 1

22–29

II 46,2 – 52,4

De Somniis (О сновидениях)

 

I 63, 64-66 (?)

V 73, 3.5

  219-225 (?)

V 53, 2-4

II 134

I 1, 2

    267.269 (?)

V 52, 5

De Sacrificiis Abelis et Caini (О жертвоприношениях Авеля и Каина)

 

59-62

V 80, 3

62

IV 3, 1

84.95.98.100.96

V 67, 4; 68, 1;  2-3; 4

De virtitibus (О добродетелях)

 

34–35, 8–9, 18–20, 28–31, 82–85, 88, 89, 90–91, 95–96, 103, 106, 109–119, 122–140, 142–143, 145–150, 156–159, 165–172, 183–185, 201–219

II 78,2 – 100,2 passim

De vita contemplativa (О созерцательной жизни)

 

78

VI 132, 3

De vita Mosis (Жизнь Моисея)

 

I 1, 5–17, 23, 25, 32, 60, 143, 146, 164; II 2, 4

I 150, 5; 151–152; 153, 1-2; 153, 5; 157, 1–4; 158, 1; 160, 4–5; 166, 5; 167, 3; 176, 1

II 67

VII 2, 1

   70-71 (?)

V 78, 2

   87-88

V 32, 3

   101

V 33, 1-3

   102-103

V 34, 8-9

   104

V 35, 3

   122

V 38, 2-3

   124

V 38, 4

   250

I 29, 4

Legum Allegoriae (Аллегории законов)

 

I 2-20

VI 139,4-145,5

II 99

V 52, 5

III 141-142 (?)

V 78, 2

     190-191

VI 60, 3

Quaestiones et Solutiones in Genesin (Вопросо-ответы на книгу Бытия)

 

I 82

II 70, 3

91

VI 84,7 – 85,4

III 3

VI 80, 3

     42

I 182, 2–3

     43

VI 138, 2

IV 99

IV 161, 1

196 (?)

VI 168, 3

Quod Deterius Potiori insidiari solet (О том, что зло имеет обыкновение нападать на добро)

 

6-9 (?)

V 53, 2-4

Quod Deus immutabilis sit (О том, что Бог не подвержен изменениям)

 

93

VII 44, 6

157

V 53, 2-4

Quis rerum divinarum heres (Кто наследует божественное?)

 

167

VI 134,1;136,4

231 (?)

V 94, 2-6

259 (?)

VI 168, 3

   

Simon Magus (Симон Маг, гностик 1 века из Самарии)

II 52, 1–2

   

Tatian (Татиан, ок. 150 г.), упоминание и критика

III 81, 1 sq.

   

Tertullianus, Adversus valentinianos (Тертуллиан, Против валентиниан) 4, 2

III 29, 1

   

Theodoretus, Gr. Aff. Cur. (Теодорет, Излечение эллинских недугов) I 90

II 15, 5

   
   

Valentinus (Валентин, гностик 2 века)

 

Фрагменты, см. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. Пер. и комм. Е.В. Афонасина. СПб., 2002б с. 69–85

II 35,5 – 36,4;  112–115,3; III 59, 1–3; IV 89,1 – 90,2; V 3, 3; VI 52, 1 – 53,5 (cf. 131,5);

Свидетельства, см. Школа Валентина, с. 86–108

II 10,1 – 11,2; 27, 2; 31, 3; III 1, 1–4; 29,1 – 30,1; 92, 1; 102, 1–4; V 2,5 – 3, 4; VII 109, 4

Свидетельства о школе Валентина, см. Школа Валентина, с. 136–219

Excerpta ex Theodoto, passim

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова