ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ
Оп.: Афанасий Великий. Творения в четырех томах.
Ч. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. (Репринт: Валаамский
монастырь, 1994). С. 40-422. Страницы этого
издания в прямых скобках, номер страницы предшествует тексту на
ней.
К оглавлению.
11
Содержание: О значении осмаго сказано в
шестом псалме. Здесь молится Давид об избавлении от лукавого рода.
Род же этот был при Спасителе нашем Иисусе Христе; о нем-то Сам
Спаситель сказал: мужие ниневитстии возстанут и осудят род
сей (Мф. 12, 41).
(2). Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный:
яко умалишася истины от сынов человеческих. Говорит это, разумея
все злоумышления против Спасителя нашего; потому что иудеи, оставив
истину, против Христа выставляли на вид одну ложь.
(3). Устне льстивыя в сердце, — потому что,
называя Его учителем и благим, иное совещавали о Нем. Потребит
Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый. Ибо не велеречив
ли язык. осмелившийся сказать Спасителю: коею областию сия
твориши? И кто Ти область сию даде (Мк. 11, 28)?
(5). Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша
при нас суть; кто нам Господь есть? Как будто бы вообразили
они, что имеют власть говорить против Спасителя все, что хотят.
А это: //67//
кто нам Господь есть? подобно сказанному:
сего же не вемы, откуду есть (Ин. 9, 29).
(6). Страсти ради нищих. Разумеет нищих и
убогих по духу; их-то услышав воздыхания, говорит он, воскресну,
положуся во спасение, не обинюся о нем, то есть, для всех
соделаю явным спасительное учение, так устрою, что будет оно всюду
слышимо. Ибо и действительно проповедано по всей земле.
(7). Словеса Господня, словеса
чиста, сребро разжжено. Истинные словеса, возвещенные о спасении,
подобны сребру, много раз переплавленному в горниле. Речение же
«седмерицею» употреблено вместо многократно, ибо
такой образ выражения обычен божественному Писанию.
(8). Ты, Господи, сохраниши ны. Будешь хранить
нас, потому что окружают нас нечестивые и злоумышляют против нашего
спасения; а это суть сопротивные и лукавые силы.
(9). По высоте Твоей умножил ecu сыны человеческия.
Высотою называет силу, а умножением долговечность;
посему сказанное имеет такой смысл: силою Твоею даровал Ты нам
долговечность и вечную жизнь; потому что, по спасительном воскресении,
жизнь наша простираться будет в бесконечные веки. Или под высотою
разумеет, что соделал нас подобными Себе, сколько это уподобление
возможно человеку. Или еще: сподобил нас великого Своего попечения.