Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 8.
О том, что бывает с христианами во
время совершения молитв, и о мерах совершенства, то есть, могут
ли христиане достигать совершенной меры.
1. Иной входит преклонить колено, — и сердце его исполняется Божественной
действенности, душа веселится с Господом, как невеста с женихом,
по слову Пророка Исаии, который говорит якоже радуется жених
о невесте, тако возрадуется Господь о тебе (Исаии 62, 5). И
иногда во весь день чем-нибудь занятый на один час посвящает себя
молитве, — и внутренний его человек с великим услаждением восхищается
в молитвенное состояние, в бесконечную глубину оного века, так что
всецело устремляется туда парящий и восхищенный ум. На это время
происходит в помыслах забвение о земном мудровании; потому что помыслы
насыщены и пленены Божественным небесным, беспредельным, непостижимым,
и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот
час человек молится и говорит: „о, если бы душа моя отошла вместе
с молитвою!"
2. Вопрос. Всегда ли человек входит в это состояние?
Ответ. Правда, что благодать непрестанно сопребывает, укореняется
и действует как закваска в человеке с юного возраста, и сие, сопребывающее
в человеке, делается чем-то как бы естественным и неотделимым, как
бы единою с ним сущностью; однако же, как ей угодно, различно видоизменяет
она свои действия в человеке к его пользе. Иногда огнь сей возгорается
и воспламеняется сильнее, а иногда как бы слабее и тише, в иные
времена свет сей возжигается и сияет более, иногда же умаляется
и меркнет; и светильник сей, всегда горя и светя, иногда делается
яснее, более возгорается от упоения Божией любовью, а в другое время
издает сияние свое бережливо, и соприсущий в человеке свет бывает
слабее.
3. Сверх того, иным во свете являлось знамение креста и пригвождалось
во внутреннем человеке. Иногда также человек во время молитвы приходил
как бы в исступление; казалось, что стоит он в церкви пред жертвенником,
и предложены ему три хлеба, как бы вскиснувшие с елеем, и в какой
мере вкушал их, в такой хлебы возрастали и поднимались. Иногда также
являлось как бы светоносное некое одеяние, какого нет на земле в
веке сем, и какого не могут приготовить руки человеческие. Ибо как
Господь, с Иоанном и Петром возшедши на гору, преобразил ризы Свои
и соделал их молниевидными, так бывало и с оным одеянием, и облаченный
в оное человек удивлялся и изумевал. В иное же время свет сей, явясь
в сердце, отверзал внутреннейший, глубочайший и сокровенный свет;
почему, человек, всецело поглощенный оною сладостью и оным созерцанием,
не владел уже собою, но был для мира сего как бы буим и варваром,
по причине преизобилующей любви и сладости и по причине сокровенных
таин; так что человек, получив в это время свободу, достигает совершенной
меры, бывает чистым и свободным от греха. Но после сего благодать
умалялась, и нисходило покрывало сопротивной силы; благодать же
бывала видима как бы отчасти, и на какой-то низшей степени совершенства,
4. Человеку надобно, так сказать, пройти двенадцать ступеней, и
потом достигнуть совершенства. Потом благодать снова начинает действовать
слабее, и человек нисходит на одну ступень, и стоит уже на одиннадцатой.
А иной, богатый благодатью, всегда день и ночь стоит на высшей мере,
будучи свободен и чист, всегда пленен и выспрен. И теперь человек,
которому показаны оные чудеса, и который изведал их опытно, если
бы так было с ним всегда, не мог бы уже принять на себя домостроительства
слова или иного какого бремени, не согласился бы ни слышать, ни
позаботиться, по обыкновению, о себе и об утрешнем дне, но только
стал бы сидеть в одном углу, в восхищении и как бы в упоении. Посему-то
совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением
о братии и служением слову, разве только разорено уже средостение
ограды и смерть препобеждена.
5. На деле же бывает так: подобно сгущенному воздуху какая-то как
бы примрачная сила лежит на человеке и слегка прикрывает его. Светильник
непрестанно горит и светит; однако же, как бы покрывало лежит на
свете; и посему, человек признается, что он еще несовершен и не
вовсе свободен от греха; почему, можно сказать, что средостение
ограды уже разорено и сокрушено, и опять в ином чем-нибудь разорено
не вовсе и не навсегда. Ибо бывает время, когда благодать сильнее
воспламеняет, утешает и упокоевает человека; и бывает время, когда
она умаляется и меркнет, как сама она домостроительствует сие на
пользу человеку. Кто же, хотя на время, приходил в совершенную меру,
вкушал и опытно изведывал оный век? Доныне не знаю ни одного человека
христианина совершенного или свободного. Напротив того, если и упокоевается
кто в благодати, доходит до тайн и до откровений, до ощущения великой
благодатной сладости; то и грех сопребывает еще внутри его. Такие
люди, по преизобилию в них благодати и света, почитают себя свободными
и совершенными; но погрешают в сем, по неопытности вводимые в обман
тем самым, что действует в них благодать. А я доныне не видал ни
одного свободного человека, и поелику в иные времена сам отчасти
доходил до оной меры, то доведался и знаю, почему нет совершенного
человека.
6. Вопрос. Скажи нам: на какой ты степени?
Ответ. Ныне после крестного знамения благодать так действует
и умиряет все члены и сердце, что душа от великой радости уподобляется
незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни еллина, ни иудея,
ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний
человек, и радуется о целом мире, и всемерно желает почтить и полюбить
еллинов и иудеев. В иной час он — сын царев, так твердо уповает
на Сына Божия, как на отца. Отверзаются пред ним двери, и входит
он внутрь многих обителей; и по мере того, как входит, снова отверзаются
пред ним двери в соразмерном числе, например, из ста обителей —
в другие сто обителей, и обогащается он; и в какой мере обогащается,
в такой же показываются ему новые чудеса. Ему, как сыну и наследнику,
вверяется то, что не может быть изречено естеством человеческим,
или выговорено устами и языком. Богу слава! Аминь.
[Содержание]
|