Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 10.
О том, что дары Божией благодати сохраняются
и умножаются смиренномудрием и усердием, утрачиваются же превозношением
и нерадением.
1. Души правдолюбивые и боголюбивые, с великою
надеждою и верою вожделеющие совершенно облечься во Христа, не столько
имеют нужды в напоминании других, и не терпят в себе даже какого-либо
умаления в небесном желании и любви к Господу; но, всецело пригвоздившись
ко кресту Христову, ежедневно сознают в себе ощущение духовного
преспеяния в привязанности к духовному Жениху; уязвившись же небесным
желанием и жаждая правды добродетелей, сильно и ненасытимо вожделеют
духовного озарения. А если за веру свою сподобляются приять познание
Божественных таин, или делаются причастными веселья небесной благодати:
то не полагаются сами на себя, почитая себя чем-либо; но в какой
мере сподобляются духовных дарований, в такой же, по ненасытимости
небесного желания, с большим еще напряжением взыскуют оных; чем
более ощущают в себе духовного преспеяния, тем паче алчут и жаждут
причастия и приумножения благодати; чем более обогащаются духовно,
тем паче как бы обнищевают в собственном о себе мнении, по причине
ненасытимости духовного желания стремиться к небесному Жениху, как
говорит Писание: ядущии Мя еще взалчут, и пиющии Мя еще вжаждутся
(Сирах. 24, 23).
2. Такие души, имеющие в себе пламенную и ненасытимую
любовь ко Господу, достойны вечной жизни; а потому, сподобляются
избавления от страстей и в полноте благодати совершенно приемлют
озарение и причастие Святого Духа, неизреченного и таинственного
общения. Души же немужественные и расслабленные, — которые, по тому
самому, что находятся еще во плоти, не стараются здесь за терпение
и великодушие приять в себя, не отчасти, но совершенное освящение
сердца, не надеются в совершенстве, с полным ощущением и с несомненностью,
быть в общении с Утешителем Духом, — по сему самому, не прияли от
Духа избавления от вредных страстей, или, наоборот, и сподобились
Божией благодати, но, увлекаемые пороком, предались какой-то беспечности
и недеятельности.
3. Поелику, прияв благодать Духа и находя для себя
благодатное утешение в упокоении, желании и в духовной сладости,
и положившись на сие, превозносятся они, предаются беспечности,
не сокрушаясь сердцем, не смиряясь в мыслях и не достигнув совершенной
меры бесстрастия, не получив того, чтобы со всей рачительностью
и верою совершенно исполниться благодати, удовлетворились они тем,
и успокоились, и остановились при малом благодатном утешении; то
подобные сим души, преуспев более в превозношении, нежели в смирении,
если и сподобились какого дарования, лишаются оного за беспечное
небрежение и за суетную кичливость их самомнения.
4. Душа истинно боголюбивая и христолюбивая, хотя
бы совершила тысячи праведных дел, по ненасытимому стремлению своему
ко Господу, думает о себе, будто бы ничего еще она не сделала; хотя
бы изнурила тело свое постами и бдениями, при таких остается чувствованиях,
будто бы не начинала еще трудиться для добродетелей; хотя бы сподобилась
достигнуть различных духовных дарований, или откровений и небесных
таин, по безмерной и ненасытимой любви ко Господу, сама в себе находит,
будто бы ничего еще не приобрела; а напротив того, ежедневно алкая
и жаждая, с верою и любовию пребывая в молитве, не может насытиться
благодатными тайными и благоустроением себя во всякой добродетели.
Она уязвлена любовию небесного Духа, при помощи благодати непрестанно
возбуждает в себе пламенное стремление к небесному Жениху, вожделеет
совершенно сподобиться таинственного и неизреченного общения с Ним
в святыне Духа, с откровенным лицом души, взирает на небесного Жениха
лицом к лицу, в духовном и неизглаголанном свете, со всею несомненностью
входит в единение с Ним, сообразуется смерти Его, с великим вожделением
непрестанно ожидает смерти за Христа, несомненно верует, что чрез
Духа приимет совершенное избавление от греха и тьмы страстей, и,
очистившись Духом, освятившись душевно и телесно, сподобится стать
чистым сосудом для приятия в себя небесного мира и обителью небесного
и истинного Царя Христа. И тогда-то соделывается она достойною небесной
жизни, став еще здесь чистым жилищем Святого Духа.
5. Но придти в такую меру возможно душе не вдруг
и не без испытаний. Напротив того, многими трудами и подвигами,
с продолжением времени, при рачительности, после испытаний и различных
искушений, приемлет она духовное возрастание и преспеяние даже до
совершенной меры бесстрастия; и тогда уже, с готовностью и мужественно
выдержав всякое искушение от греха, сподобится великих почестей,
духовных дарований, небесного богатства, и таким образом, соделается
наследницею небесного царствия о Христе Иисусе Господе нашем. Ему
слава и держава во веки! Аминь.
[Содержание]
|