Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 21.
Христианину предстоит двоякая брань,
а именно: внутренняя и внешняя, и последняя состоит в удалении себя
от земных развлечений, а первая происходит в сердце с помыслами,
какие внушаются лукавыми духами.
1. Кто хочет истинно благоугождать Богу и поистине возненавидел
противную сторону злобы, тому должно вести брань в подвигах и борениях
двоякого рода, именно: в видимых делах мира сего удаляться от земных
развлечений, от любви к мирским связям и от греховных страстей,
а в делах сокровенных бороться с самыми духами злобы, о которых
сказал Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом,
ко властем, к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы, поднебесным
(Еф. 6, 12).
2. Человек, преступив заповедь, и будучи изгнан из рая, связан
двояким образом и двоякого рода узами: в мире сем — делами житейскими,
любовию к миру, т. е. к плотским удовольствиям и страстям, к богатству
и славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту
и одеждам, одним словом, ко всему видимому, от чего слово Божие
повелевает отрешиться по собственному произволению (потому что каждый
ко всему видимому и привязывается по доброй воле), чтобы, отрешась
и освободив себя от всего этого, мог он стать совершенным исполнителем
заповеди; втайне же опутывают, окапывают, остеняют и оковами тьмы
связывают душу духи злобы; почему, не может ни, сколько желает,
любить Господа, ни, сколько желает, веровать, ни, сколько желает,
молиться, потому что, со времени преступления первого человека,
противление и явно и тайно во всем овладело нами.
3. Посему, когда, услышав кто Божие слово, вступит в подвиг, отринет
от себя дела житейские и мирские связи, отречется от всех плотских
удовольствий и отрешится от них; тогда, с постоянством устремляя
мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба,
иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов, и
что предлежит ему иной подвиг. И таким образом, с несомненною верою
и великим терпением непрестанно призывая Господа, ожидая от Него
помощи, можно здесь еще получить внутреннее освобождение от уз,
тенет, преград и тьмы лукавых духов, то есть, от действия тайных
страстей.
4. Сия же брань может быть прекращена благодатью и силою Божией;
потому что человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления,
от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого. Если
же кто привязан к видимым вещам в мире сем, опутывает себя многоразличными
земными узами и увлекается зловредными страстями, то не познает
он, что внутри у него есть иная борьба, и битва, и брань. И о если
бы человеку, когда с усилием исхитит и освободит себя от сих видимых
мирских уз и вещественных забот и плотских удовольствий, и начнет
постоянно прилепляться ко Господу, устраняя себя от мира сего, хотя
после сего прийти в состояние познать внутри водворяющуюся борьбу
страстей, и внутреннюю брань, и лукавые помыслы! А если, как сказали
мы прежде, не отречется с усилием от мира, не отрешится всем сердцем
от земных пожеланий, и не пожелает всецело прилепиться ко Господу;
то не познает обмана сокровенных духов злобы и тайных зловредных
страстей, но остается чуждым себе самому, потому что неизвестны
ему язвы его, и, имея в себе тайные страсти, не сознает их; но еще
добровольно привязывается к видимому и прилепляется к мирским попечениям.
5. А кто истинно отрекся от мира, подвизается, сверг с себя земное
бремя, освободил себя от суетных пожеланий, от плотских удовольствий,
от славы, начальствования и человеческих почестей, и всем сердцем
удаляется от сего; тот, — когда Господь в сем явном подвиге помогает
ему тайно, по мере отречения воли от мира, и когда сам он всецело,
т.е. телом и душею утвердился и постоянно пребывает в служении Господу,
— находит в себе противление, тайные страсти, невидимые узы, сокровенную
брань, тайное борение и тайный подвиг. И таким образом, испросив
у Господа, прияв с неба духовные оружия, какие исчислил блаженный
Апостол: броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный (Ефес.
6, 14-17), и вооружившись ими, возможет противостать тайным козням
диавола в составляемых им лукавствах; приобретши себе сии оружия
молитвою, терпением, прошением, постом, а паче верою, в состоянии
будет подвизаться во брани с началами, властями и миродержителями;
а таким образом, победив сопротивные силы при содействии Духа и
при собственной рачительности во всех добродетелях, соделается достойным
вечной жизни, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. Ему слава и
держава во веки! Аминь.
[Содержание]
|