Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 48.
О совершенной вере в Бога.
1. Господь, намереваясь возвести учеников Своих к совершенной вере,
сказал в Евангелии: неверный в мале и во мнозе неверен есть, а
верный в мале, и во мнозе верен есть (Лук. 16, 10). Что значит
малое? И что значит многое? Малое — это суть обетования века сего,
все, чем Господь обещал снабжать верующих в Него, например: пища,
одежда и прочее, служащее к телесному покою, или здравию, и тому
подобное, и о чем повелел вовсе не заботиться, с упованием надеясь
на Него; потому что Господь во всем промышляет о прибегающих к Нему.
Многое же — это суть дары вечного и нетленного века, какие обещал
подать верующим в Него, которые непрестанно об оных заботятся и
их у Него просят; потому что так заповедал им: вы, говорит, ищите
прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф.
6, 33). Заповедал же для того, чтобы каждый из нас испытан был сим
малым и временным, верует ли он в Бога, обетовавшего снабдевать
сим, если только мы не будем заботиться о том, а станем пещись о
будущем, вечном.
2. Тогда бывает явно, что человек верит нетленному, и действительно
ищет вечных благ, если соблюдает здравую веру в рассуждении сказанного.
Ибо каждый из покоряющихся слову истины должен, или сам испытать
и рассудить себя, или подвергнуться рассуждению и испытанию людей
духовных, как он уверовал и предал себя Богу, точно ли в самой действительности
согласно с словом Его, или, по самомнению о своем оправдании и о
своей вере, сам только себя почитает верующим. Каждый испытывается
и обличается, верен ли он в малом, разумею, во временном. Как же
бывает это? Слушай. Назовешь ли себя верующим, что сподобишься небесного
царствия, что, родившись свыше, стал ты сыном Божиим и сонаследником
Христовым, что будешь со Христом, царствовать целые веки и блаженствовать
в неизреченном свете, беспредельные и неисчислимые веки, как сам
Бог? Без сомнения скажешь: „да; по сей-то причине, удалившись от
мира, предал я себя Господу".
3. Итак, испытай себя, не занимают ли тебя земные попечения, великая
забота о телесной пище и одежде, о прочих нуждах и о покое, и ты
своими силами не домогаешься ли и не промышляешь ли о себе, в чем
велено тебе вовсе о себе не заботиться. Ибо если веруешь, что получишь
бессмертное, вечное, всегда пребывающее и преизобилующее; то о преходящем
и земном, что Бог дает и людям нечестивым, и зверям, и птицам, не
тем ли паче будешь веровать, что Господь снабдит тебя и сим, так
как заповедал вовсе не заботиться о сем, сказав: не пекитеся о том,
что вам есть, или пить, или во что одеться; всех бо сих языцы
ищут (Мф. 6, 31-32). Если же есть у тебя еще о сем попечение,
и не всецело вверил ты себя слову Его; то знай, что доныне не уверился
ты в получении вечных благ, то есть, царства небесного, и почитаешь
только себя верующим, оказываясь неверным еще в малом и тленном.
И еще: как тело дороже одежды, так душа дороже тела. Посему, веруешь
ли, что душа твоя приемлет от Христа исцеление вечных и неврачуемых
людьми язв — постыдных страстей, что Господь для того и пришел сюда,
чтобы верные души уврачевать от неисцельных страстей, и очистить
от скверны греховной проказы Ему единому истинному Врачу и Целителю?
4. Скажешь: „несомненно верую; ибо твердо стою в сем, и таково
мое упование". Итак, испытав себя, узнай: плотские страдания не
приводят ли тебя иногда к земным врачам, как будто Христос, в Которого
ты уверовал, не может уврачевать тебя? Смотри, как сам себя обманываешь
и почитаешь себя верующим, не веруя еще, как действительно должно.
А если бы веровал ты, что вечные и неврачуемые язвы бессмертной
души и греховные болезни врачуются Христом; то уверовал бы, что
Он силен уврачевать и временные телесные немощи и болезни, и к Нему
единому прибегал бы, презрев врачебные пособия и услуги. Ибо Кто
создал душу, Тот сотворил и тело; и Кто исцеляет бессмертную душу,
Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней.
5. Но, конечно, скажешь мне следующее: „Бог на врачевание телу
дал земные травы и лекарственные вещества, и для телесных немощей
приуготовил врачебные пособия, распорядив, чтобы от земли взятое
тело врачуемо было разными земными же произведениями". И я согласен,
что это так. Но будь внимателен, и дознай, кому дано сие, и о ком
имел особое смотрение Бог, по великому и бесконечному Своему человеколюбию
и по благости! Человек, отступив от данной ему заповеди, подвергшись
осуждению гнева, из райского наслаждения изгнанный в мир сей, как
бы в плен и бесчестие, или в какую рудокопню, покорившись власти
тьмы, по обольщению страстей соделавшись неверным, подпал наконец
страданиям и болезням плоти, хотя прежде не знал ни страданий, ни
болезней. Явно же, что и все, родившиеся от него, подпали тем же
страданиям.
6. Итак, Бог явил в сем смотрение Свое о немощных и неверных, по
великой благости не восхотел, чтобы совершенно погиб грешный человеческий
род. К отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал
врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться
сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить
себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном
Божиим и родиться свыше от Духа, приявший обетования высшие и большие,
нежели первый бесстрастный человек, — благоволение Господня пришествия,
и соделавшийся чуждым для мира, должен приобрести новые некие и
необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки! Аминь.
[Содержание]
|