Преподобный Макарий Египетский
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ
Перевод с греческого. Репринтное издание. 1904 г.
Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994 г. К оглавлению
Беседа 50.
Бог чудодействует во Святых Своих.
1. Кто заключил небесные врата? Илия, или Бог. Который был в нем
и повелевал дождю? Думаю, что Властитель неба сам восседал тогда
в душе Илии, и Божие слово языком его воспретило дождю сходить на
землю; а когда опять изрек он, — отверзлись небесные врата, и сошел
дождь. Подобно и Моисей положил жезл, — и стал он змием; и опять
сказал слово, — и стал он жезлом. Взял он пепел из печи, рассеял
его, — и сделались струпы. Еще повелел, — и явились скнипы и жабы.
Но человеческое естество могло ли совершить это? Сказал Моисей морю,
— и разделилось; сказал реке, — и превратилась в кровь. Явно, что
небесная сила обитала в уме его, и чрез Моисея творила сии знамения.
2. Как мог Давид без оружия вступить в брань с таким исполином?
И когда Давид бросил камень в иноплеменника, — рукою Давидовою Божия
рука направила камень, и сама Божия сила, совершив победу, поразила
врага; ибо не мог произвести сего Давид, немощный телом. Иисус Навин,
подступив к Иерихону, семь дней облежал город, и не мог ничего сделать
своею силою; но, когда повелел Бог, — стены пали сами собою. И,
когда вступал он в землю обетованную, говорит ему Господь: иди на
брань. Но Иисус ответствовал: жив Господь, не пойду без Тебя. И
кто повелел солнцу стоять другие два часа во время битвы? одно ли
его естество, или обитавшая в нем сила? И Моисей, когда сражался
с Амаликом, как скоро воздевал руки на небо к Богу, — попирал Амалика;
а как скоро опускал он руки, — одолевал Амалик.
3. И ты, слыша о сем, не давай уму своему ходить в даль. Но поелику
было это образом и сению вещей действительных; то применяй к себе.
Когда и ты возденешь длани ума своего и помыслы к небу, и пожелаешь
прилепиться ко Господу; тогда сатана будет низложен твоими помыслами.
И как стены в Иерихоне разрушены Божиею силою; так и ныне стены
порока, преграждающие путь уму твоему, сатанинские грады и враги
твои, истребятся Божией силой. Так и в подзаконной сени Божия сила
непрестанно пребывала в праведниках, творя явные чудеса, и внутрь
их обитала Божия благодать. Действовал также Дух и в Пророках, и
в душах их служил к тому, чтобы пророчествовать и вещать, и когда
была потребность, изрекать миру дела великие. Ибо не всегда вещали
Пророки, но когда хотел того бывший в них Дух; впрочем сила пребывала
в них всегда.
4. Если же и в сени законной Дух Святый изливался в такой мере:
то кольми паче изливается в новом завете, по кресте, по Христовом
пришествии, где и совершилось излияние Духа и упоение Духом. Ибо
сказано: излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоил. 2, 28).
А это значит тоже, что сказал сам Господь: с вами есмь до скончания
века (Мф. 28, 20). Всяк бо ищай обретает. И как сказано:
аще вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми
паче Отец ваш небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лук.
11, 10-13), по Апостольскому слову, в силе и во извещении мнозе
(1 Сол. 1, 5). Посему, приобретается это в меру, с трудом, с великим
усилием, с терпением и с любовию к Нему, когда уже, по сказанному,
чувствия души обучены в разсуждении добра и зла (Евр. 5,
14), то есть в рассуждении ухищрений, наветов, разнообразных нападений
и подстережений злобы, а подобно сему, и в рассуждении разных дарований
и различных вспомоществований, по действию и силе Духа. Ибо кто
сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего
человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святого Духа
истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным весельем,
тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном
домостроительстве Божией благодати и Божия мира. А с другой стороны,
и тот, кому вспомоществует Господь, и кто имеет уже духовное веселье
и небесные дарования, если подумает о себе, что не подлежит уже
греху, обольщается, вдаваясь в обман, не различая утонченности порока
и не разумея, что возрастание младенчества и усовершение во Христе
[1] бывает постепенно; потому что, при
помощи, подаваемой Святым и Божественным Духом, вместе и вера возрастая
приходит в преспеяние, и все опоры лукавых помыслов начинают постепенно
клониться к совершенному истреблению.
5. Посему, каждый из нас обязан войти в исследование, нашел ли
он сокровище в скудельном сем сосуде, облекся ли в порфиру Духа,
увидел ли Царя, и упокоен ли, став близким к Нему, или еще служит
в самых внешних храминах? Ибо у души много членов, и глубина ее
велика, и привзошедший в нее грех овладел уже всеми ее составами
и пажитями сердца. Потом, когда человек взыщет благодати, она приходит
к нему и овладевает двумя, может быть, составами души. А неопытный,
утешаемый благодатью думает, что пришедшая благодать овладела всеми
составами души, и грех искоренен. Но большая часть души во власти
греха, одна же часть под благодатью. И человек обманывается, и не
знает сего.
6. Имея многое написать о сем искренней любви вашей, сим немногим
вам, как мужам смысленным, даем повод к тому, чтобы, приведя в действие
и исследовав силу слов, соделались вы еще более смысленными о Господе,
и простоту сердца вашего приумножили Его благодатью и силою истины,
и со всею безопасностью емлясь за свое спасение, избавившись от
всякой пытливости и от всех ухищрений противника, сподобились оказаться
непреткновенными и неосужденными в день суда Господа нашего Иисуса
Христа. Ему слава и держава со Отцем и животворящим Духом Его ныне
и всегда и в бесконечные веки веков! Аминь.
[Содержание]
[1] Окончание беседы переведено по изд.
Флосса
|