Гимн
Приидите, поклонимся,
верные,
Человеков Спасителю кроткому,
Сыну Божию благоутробному,
Властодержцу, терпеньем обильному, —
Кого силы величат небесные,
Кого хоры поют бестелесные,
Языками своими огнистыми,
Голосами своими немолчными
Трисвятое гласят песнословие
И победное молвят хваление:
Восславляют Отца безначального,
Сына, купно со Духом совечного,
Нераздельных всецело по сущности,
В ипостасях троимых таинственно,
Пребожественной Силы величие,
Совокупно всей тварию славимо.
Богородица, Дева пречистая,
Не отвергни, Честная, рабов Твоих,
Что житейской несомы пучиною
И валами разимы мятежными!
Горних сил без сравненья
славнейшая
Голубица, от Духа позлащенная,
Ты апостолов честь и хваление,
Ты страдальцев о Господе рвение,
Ты всецелой земли упование;
О, прекрасная башня Давидова,
Град, двунадесять врат отверзающий,
Благовоний духовных хранилище,
Людям Божьим стена и прибежище,
И неложное им утверждение,
И для праведных душ охранение,
И безгрешным телам освящение!
Почитаем Тебя, Благодатная,
Славословим Тобою Рожденного,
Слезно молим и просим о милости
В предстоящее время возмездия.
Боже, Боже, в тот день
не отринь меня,
Изыми из огня неугасного,
Не предай Сатане на ругание,
Не соделай бесовским игралищем!
Ибо паче иных, окаяинейший,
Я изжил свою жизнь в беззакониях.
Осквернился и духом, и плотию,
И что делать мне ныне, не ведаю.
Сего ради взываю о
милости,
Как блудница, к стопам припадавшая,
Изливаю рыдания теплые:
Изыми меня. Господи,
Господи,
Из глубин моего беззакония,
Яко Пастырь Благий, не оставь меня
Претыкаться о камни погибели,
От страстей обуявших избавь меня
И отверзи мне очи духовные,
Да воззрю я на Лик Твой божественный
И в сердечном веселии вымолвлю:
Подобает Тебе поклонение
Со Отцем и Святым Утешителем
И на всякое время хваление,
Милосердный, от твари взывающей.
Перевод С.С. Аверинцева.
На Иуду Предателя
(фрагменты)
Кукулий
I
Себя смирив, Владыка
стопы омыл злодею,
меж тем, как вор лукавый
язык на грех кровавый
уж готовил в потайности, —
от скверны сей и мерзости,
о Христе Господи,
нас соблюди, молящих,
в доме Девы поющих:
"Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий"
1
Не содрогнется ли слышащий,
не ужаснется ли видящий —
Иисуса на погибель лобызаема,
Христа на руганье предаваема,
Бога на терзанье увлекаема?
Как земли снесли дерзновение,
как воды стерпели преступление,
как море гнев сдержало,
как небо на землю не пало,
как мира строение устояло,
видя преданного, и проданного,
и погубленного Господа крепкого?
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
2
Вот обман замыслил
лукавейший,
вот ковы уготовал безбожнейшнй,
призванный — и от Тебя отложившийся,
избранный - и о Тебе соблазнившийся,
возлюбленный — и на Тебя изощрившийся!
Ты же в оный час, о Милостивец,
явил погубителю проклятому
безмерное Твое человеколюбие!
Губку насытил влагой,
длань утрудил работой;
так услужал слуге Ты,
и простирал стопы свои Иуда,
Ты же омывал их. Господи!
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!
3
Иисусе, стопы омывающий
устроителю Твоего погубления,
святынею Твоей одаряющий
осквернителя Твоего благословения,
предателя Твоего лобызания,
—
Ты возвысил нищего милостью,
обласкал убогого мудростью,
одарил и облагодетельствовал
игралище бесовское!
Приял он хлеб Причастья,
вкусил вино Завета —
и злобой заплатил за милости,
не постыдился, окаянный, мерзости!
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и
всех Приемлющий!
5
Бессердечный, безбожный,
безжалостный,
погубитель, предатель, отступниче,
чем побужден ты, скажи, к отпадению,
чем склонен, молви, к преступлению,
чем увлечен, ответь, к погублению?
Не братом ли Господь нарек тебя,
не другом ли Он именовал тебя,
меж тем как растленным знал тебя?
Тебе ведь Он доверил
святое достоянье,
всей братии владенье,
ты же без стыда и без совести
отнюдь не убоялся низости!
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и
всех Приемлющий!
6
Петр Апостол с мольбою
склоняется,
зря, как Искупитель снаряжается,
приступая к делу омовения,
молит Петр: "Да не будет. Господи!"
-
но губка водой насыщается,
и Владыка к ногам преклоняется,
в зраке рабьем за труд принимается;
тогда и силы неба
страшились и взывали,
дивились и дрожали,
не страшился лишь тать, не одумался,
изощрился на дело предательства.
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и
всех Приемлющий!
7
Ангелы в страхе изумляются,
архангелы крылами закрываются,
взирая с небес на Непостижного,
перед перстью Себя смирившего,
перед прахом главу преклонившего;
Гавриил кличет в исступлении:
"Рати небесные, воззритеся,
неслыханному делу подивитеся:
простер стопу апостол,
и моет плоть людскую,
Кто плоть и мир созиждил;
и не Петра единого омывает,
но Иуду служением ублажает!"
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
12
О, какие любви деяния,
а Иуда не приял умиления!
О, какие святые речения,
а злодей не принес покаяния,
не смягчился, не дрогнул, не тронулся!
Ведь вкусил от хлеба причастного,
ведь испил от вина благодатного
тать, и пяту подъял на Питавшего,
и вышел из овчарни,
оставив агнцев стадо
для волчьей стаи Ада,
покинул сосцы сладчайшие,
и прияло тебя лоно Проклятого.
Милостив, милостив, милостив буди нам,
о все Объемлющий
и всех Приемлющий!
22
О, помедли, злосчастный,
одумайся,
помысли, безумный, о возмездии!
Совесть свяжет, умучит грешника,
и, в ужасе многом одумавшись,
ты предашь себя смерти мерзостной;
древо встанет над тобой губителем,
воздаст тебе сполна и без жалости;
и на что, сребролюбче, польстился ты?
Мерзкую мзду ты кинешь,
гнусную душу сгубишь,
деньгами себе не поможешь,
продавши Сокровище нетленное.
Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий и всех Приемлющий!
23
Господи, Господи, Господи,
Святый Боже, Святый Крепкий, Вседержителю
умились над Твоим творением,
над плотью, над прахом, над перстию,
сохрани, соблюди от погибели!
Мы же, братие, внимая сказание,
лукавца созерцая растление,
укрепим стопы свои крепостью,
стойкой пяте недвижный,
твердый, святой, неложный
веры устой обряшем
и от адской оградимся засады,
к Искупителю взывая с молитвою:
"Милостив, милостив, милостив
буди нам, о всё Объемлющий
и всех Приемлющий!"
Перевод С. С. Аверинцева
Кондак на Брак в Кане
Галилейской
От переводчика. Я хочу познакомить
нашего русскаго читателя с одним из творений преп. Романа Сладкопевца.
Я остановил свой выбор на его кондаке в память Брака в Кане Галилейской,
о котором повествует Евангелие от Иоанна во 2-й главе. Мой выбор
сделан на том основании, что этот кондак совершенно не известен
в нашем русском богословии, а затем, и сама тема из всех православных
богословов только у преп. Романа нашла свое отражение. В древней
службе апостолу Симону Зилоту нет ни малейшаго упоминания о браке
в Кане Галилейской, хотя апостол Симон и был тот жених, в дом
котораго и на брачном празднестве котораго Господь совершил Свое
первое чудо.
Этот кондак пелся на 6-й глас и
совершался на второй седмице после Пасхи. Акростих его: Песнь
Романа смиреннаго. Мой перевод сделан в прозе.
Кондак:
Ты, Своим могуществом претворивший
воду в вино, претвори в радость скорбь гнетущую меня, по причине
моих грехов, предстательством Девы, Христе Боже, все в премудрости
сотворивший.
Икос 1:
Бог, оказывая почтение девству, обитал
во чреве Девы. Он был рожден от Нея без семени. Он не
нарушил печати Ея непорочности; и Сам Он обручил Себе Церковь, как
непорочную деву, Итак, Матерь Христова — вместе и Дева и Невъста.
И Сам Он — девственник. Однако, и брачное ложе — священно: потому
что из брачнаго чертога Он сотворил Небо. И хотя Он был рожден от
девственнаго и святого чрева, Он не отвращается от брачных уз, все
в премудрости Сотворивший.
Икос 2:
Посему отнюдь не имевший смертнаго
брака, Единый святой и страшный, Он присутствовал на браке в Кане
Галилейской, как известил нас божественный Иоанн. Рожденный не посредством
брака, Он пришел на брак. Единый носимый на крыльях херувимских,
Сущий в недрах Отчих, неразделимый от Него, Он почил в доме смертных.
Не ведавший никакого греха, Он вечерял с грешниками, дабы Своим
присутствием показать, что брак достоин уважения, все в премудрости
Сотворивший.
Икос 3:
На основании сего, великий Павел разумно
взял начало и писал, говоря, что "брак убо честен и ложе нескверно".
Так и девственники просиявают, благодаря браку, потому что они пришли
в мир в результате брака их родителей. Воистину, Богородица, святая
Дева, хотя и пребыла чистой Девой после рождения, все же, это был
брак, который Ее дал миру; так и множество тех, которые ради Христа
пребывают девственниками, были рождены от брака, и их освятил от
чрева матери все в премудрости Сотворивший.
Икос 4:
Теперь мы предлагаем повесть о чуде,
которое совершил в Кане Тот, Кто сначала египтянам и самим евреям
явил Свою силу совершением чуда: потому что тогда естество вод было
чудесно изменено в кровь. Он излил Свой гнев на египтян в десяти
язвах. Он сотворил море проходимым для евреев: они путешествовали
через него, как если бы это была суша. В безводной пустыне Он снабдил
их водой, потекшей из камня. И ныне, на брачном празднестве, Он
снова изменяет естество материи, все в премудрости Сотворивший.
Икос 5:
Когда Христос присутствовал на брачном
торжестве и толпа гостей изобильно угощалась, им не хватило вина,
и тогда радость обратилась в печаль; жених был огорчен, виночерпии
непрестанно сетовали; неожиданно бедность печально обнаружила себя;
и в брачном чертоге воцарилась немалая скорбь. Видя это, всесвятая
Мария, сразу же подошла и сказала Своему Сыну: ""Вина не имут";
но Я молю Тебя, о, Сыне Мой, покажи, что Тебе все —
возможно, Ты, все в премудрости Сотворивший".
Икос 6:
Мы просим Тебя, Святая Дево, скажи
нам: на основании каких прежних чудес Ты уже знала, что Твой сын
будет силен преложить вино, хотя Он не пожинал виноград и никогда
прежде не совершил чуда, как об этом свидетельствует боговдохновенный
св. евангелист Иоанн? Научи нас, как это, в то время, как Ты никогда
не видела и не испытала прежде Его чудес. Ты, однако, призываешь
Его совершить это чудо? Потому что вопрос, представленный нами,
относительно сего, не прост:
именно — что подвигнуло Тебя сказать Твоему Сыну: "Дай им вина.
Ты, все в премудрости Сотворивший?"
Икос 7:
Узнаем слова, которые Матерь всех
Бога сказала нам: "Внимайте, — Она сказала — други Мои; научитесь
и познайте тайну: — Да, Я видела Моего Сына, творящим чудеса даже
и прежде сего чуда; Иоанн еще не был Его учеником; Иоанн еще не
стал учеником Христу в то время, когда Он совершил оные чудеса.
Но то чудо, которое Иоанн увидел в Кане, было первым явным чудом,
самым началом Его чудес, как это ведал совершить Мой Сын, все в
премудрости Сотворивший".
Икос 8:
Поскольку никто среди людей не имеет
полной веры в вещи, не написанныя в книгах тех писателей, которые
не были очевидцами Его благодати, то Я миную их; но Я коснусь более
важных вещей, о которых Я ведаю. Так, Я ведаю, что Я не познала
мужа и однако Я родила Сына выше естественных законов и возможности
постижения;
и Я знаю, что Я пребыла Девой, как
и была до Его рождения. Ищешь ли ты, о, человък, чуда большаго,
чем это рождение? Гавриил пришед ко Мне, возвещая о том, как имеет
родиться Он, все в премудрости Сотворивший.
Икос 9:
По Моем зачатии Его, Я, Сама, слышала,
как Елисавета назвала Меня Матерью Божиею, и это было прежде наступившаго
рождения; после же рождения Симеон восхвалил Меня в песне; Анна
приветствовала Меня с радостью; волхвы из Персии поспешили к яслям,
потому что небесная звезда заранее объявила им о рождении Христа;
пастыри вместе с ангелами возвестили радость, и вся тварь сорадовалась
с ними. Могла ли Я просить в Моей просьбе к Нему чего-нибудь большаго,
чем эти чудеса? Воистину, на основании их Я верую, что это — Мой
Сын, все в премудрости Сотворивший".
Икос 10:
Но Христос, видя, что Его Матерь говорить
Ему: "Даруй Мне по Моей просьбе", сразу же сказал Ей; "Что есть
Мне и Тебе, Жено? Не у прииде час Мой". Некие воспользовались этими
словами как предлогом для их нечестия (ереси); они заявили, что
Христос был подчинен необходимости; они говорили, что Он был рабом
неких nepиодов времени; но они не понимают значение этих Его слов.
Однако, уста нечестивых, совершающих зло, заградились, потому что
немедленно за оными словами, Он совершил это чудо, все в премудрости
Сотворивший.
Икос 11:
"Теперь ответь, Чадо Мое, — сказала
Всесвятая Матерь Христова: Ты, Который содержишь в мере периоды
времени, как (же говоришь Ты), Сыне Мой и Господи, что Ты ожидаешь
некое определенное время (когда все время — покорно Тебе)? Ты, Который
определил разделение года на времена его, как ожидаешь Ты наступления
некоего определеннаго времени? Ты, Который — Создатель всего видимаго
и невидимаго, Ты, Который, как Владыка, дълаешь то, чтобы день и
ночь определяли непрестанное вращение времен, — как это угодно Тебе,
— Ты, Который установил года в прекрасно устроенных круговых течениях,
— как, тогда, ожидаешь Ты некоего времени для чуда, которое Я прошу сотворить — Тебя, все
в премудрости Сотворившаго?"
Икос 12:
"Я знал и прежде, чем Ты возвестила
Мне это, честная Дева, что вино стало у них оскудевать — ответил
Несказанный и Милостивый Своей святой Матери. — Я знаю все заботы
Твоего сердца, которыя подвигнули Тебя к сей просьбе; и знаю, что
в глубине души Ты так разсудила — необходимость ныне призывает Моего
Сына к совершению чуда, и Он отлагает это под предлогом времени.
— О, святая Мати, узнай же причину Моего отлагательства, потому
что, после того, как Ты узнаешь ее, Я сделаю по Твоей просьбе, все
в премудрости Сотворивший".
Икос 13:
"При этих словах возвысь Твое сердце
и познай. Чистая, то, что Я говорю. В то время, когда Я привел из
небытия в бытие небо и землю и всю тварь, Я, конечно, мог установить
так, чтобы все сотворенное Мною немедленно пришло в бытие и заняло
свое место; однако, Я ввел некий благоустроенный порядок. Творение
мира совершилось в шесть дней. И это не потому, что Я не имел силы
все совершить в единое мгновение; а — по той причине Я совершил
все, следуя известному порядку, чтобы ангелы, созерцая то, что Я
сделал, каждое дело по очереди, восхваляли Меня и радовались и ликовали,
ибо они пламенеют любовью к Богу и наслаждаются восхвалением Бога
за каждое Его творение, за каждую
звезду, за каждый цветок, за каждую былинку; и непрестанно с великим
гласом они восхваляют бездну премудрости Божией и любовь Творца
к Своему творению, воспевая песнь: Слава Тебе, Сильный, все в премудрости
Сотворивший"
Икос 14:
"Внимательно выслушай. Святая: — Я
мог и иначе искупить падших и не воспринимать на Себя образ беднаго
раба; однако, Я допустил быть зачатым и родиться, как человек; и
принятие молока от Твоих Пречистых персей. О, Дево, и все иное во
мне шествовало по порядку; и все, что имеет отношеше ко Мне, ничто
не совершается вне порядка. Так и теперь Я имею намъреше совершать
чудеса в границах хорошо установленнаго порядка, дела, которые угодно
совершить ради спасения человека, Мне, все в премудрости Сотворившему".
Икос 15:
"Заметь, что говорю, Святая: Я желал
сначала возвестить израильтянам и научить их надежде веры, для того,
чтобы затем, перед лицом чудес, они могли полностью познать: Кто
послал Меня, и чтобы они ведали славу Моего Отца и Его волю, потому
что Он желает, чтобы во всем Я был славим всеми людьми наравне с
Ним. Ибо то, что соделал Мой Родитель, это же и Я творю, потому
что Я — единаго существа с Ним и Его Духом, Я — все в премудрости
Сотворивший".
Икос 16:
"Потому что, если бы они уразумели
все это в то время, когда увидели поразительныя чудеса, они уразумели
бы, что Я — Бог, Сущий прежде времени, хотя Я и стал Человеком.
Но ныне, противно порядку, прежде чем Я научил их. Ты просишь Меня
совершать чудеса;
вот это-то и есть причина, почему
на короткое время Я отлагал Мой ответ Тебе: если Я ожидал благоприятнаго
времени для совершения чудес, то исключительно по сей причине. Но
поелику необходимо, чтобы дети почитали родителей, то Я окажу уважение
Твоей просьбе, Мати, потому что все — в Моих руках, все в премудрости
Сотворившаго".
Икос 17:
"Поэтому поспеши сказать сущим в доме,
чтобы они следовали Моим указаниям, и затем они станут свидетелями
чуда, ради пользы себе и другим. Я не хочу, чтобы сейчас Мне служил
Петр, ни Иоанн, ни Андрей, ни кто-либо иной из Моих учеников, ибо
у людей, по причине близости ко Мне оных (апостолов), могло бы возникнуть
какое-либо сомнение в совершении чуда. Но Я хочу, чтобы сейчас Мне
помогали эти слуги в доме; так что сами они и станут свидетелями
того, что Я могу сделать все, все в премудрости Сотворивший".
Икос 18:
Уступая этим словам, Матерь Христова
немедленно со всей поспешностью сказала слугам брачнаго пира: "Еже
аще глаголет вам Сын Мой сотворити, сотворите". — В это время, как
говорит Евангелие, в доме было шесть больших кувшинов. Тогда Христос
велел слугам: "Наполните водоносы водой"; и немедленно это было
исполнено; они наполнили все кувшины свежей водой, и слуги стояли
возле, для того, чтобы увидеть, что Он намерен сделать с этим, Он
— все в премудрости Сотворивший.
Икос 19:
Сейчас я буду хвалить водоносы (кувшины),
повествуя о том, как они оказались полными вина; как неожиданно
и как скоро произошло изменение воды в вино. Затем, как написано,
Учитель, явно сказать слугам: "Почерпите от вина, которое не было
собрано на жатве винограда, и после сего, предложите питие гостям;
наполните опустевшия чаши; пусть все множество гостей и сам жених
насладятся им, потому что чудесным образом Я доставил радость всем,
все в премудрости Сотворивший".
Икос 20:
Когда Христос, в знак Своего могущества,
явно изменил воду в вино, все люди возрадовались, ибо они посчитали
вкус вина чудесным. — Ныне и все мы участвуем на пиршестве в Церкви,
где Кровь Христова изменилась в образ вина; и мы пьем от Нея со
святой радостью, восхваляя великаго Жениха — ибо Он есть истинный
Жених, Сын Марии, Слово, Сущее прежде всех времен, восприявшее образ
слуги, Он — все в премудрости Сотворивший.
Икос 21:
О, Ты, Обитающий в вышних, Святый,
Спасителю всех, соблюди Cиe Вино в нас; Ты, Содержащий все в Своей
власти, сохрани Его в нас незамутненным. Изжени отсюда всех зломудрствующих
(еретиковъ), неключимых, разбавляющих Твое Святое Вино "водою":
те, которые всегда разбавляют Твое учение своей "водою", осуждены
на адский огнь. Но избави нас, безгрешный, от плача, который обымет
нас, если мы услышим подобный же приговор, о, милосердный Боже,
— молитвами Святой Девы и Богородицы, Ты — все в премудрости Сотворивший.
Перевод. Архим. Амвросия (Погодина)
О жизни монашеской
Кукулий
I
Как благочестия вестников
и на злочестие ратников
богоносцев собор осиянный
поставил миру Ты светить подлунному;
их молитвами, Боже, в несмутимом покое
Тебя величающих. Тебя славословящих
сохрани, огради, да поем Тебе:
"Аллилуйя!"
Кукулий
II
От жизни мира дельного
к высотам Рая умного
свершая преселение, взываем в покаянии:
"Сам, о Благий, помилуй тех, что Тебя
взыскуют:
вот, мы все блага мира оставили,
да Тебя обретем, поющие:
"Аллилуияе
Кукулий
III
Сколь возлюбленны шатры
Твои, Господи сил!
В них же вселившиеся, Спасителю наш,
во веки веков вознесут Тебя,
славословя, песнословя,
купно с пророком Давидом:
"Аллилуйя!"
1
Созерцая земные веселия,
помышляя в уме об увиденном,
восскорбел я, постигнувши явственно,
сколь горька сия чаша житейская!
Вас единых почел я блаженными,
часть благую избравших с Мариею,
волей всей ко Христу прилепившихся
и с Давидом светло воспевающих:
"Аллилуйя!"
2
Не видал я меж смертных
бесскорбного,
ибо мира превратно кружение:
кто вчера возносился гордынею,
того зрю с высоты низвергаемым;
богатевший с сумою скитается,
роскошь знавший нуждою терзается;
вы одни остаетесь свободными,
кто свой дух покорил песнопению:
"Аллилуйя!"
3
Над убогим богатый
ругается,
пожирает его достояние;
слезы пахарю, прибыль владетелю,
труд сему, и роскошества оному;
потом многим бедняк обливается,
чтобы все отнялось и развеялось!
Плод же ваших трудов нерушимою
запечатан Христовой печатию:
"Аллилуйя!"
4
Се, безбрачным надежд
отсечение,
в браке ж сущим забот изобилие;
се, бесчадный терзаем печалию,
многочадный снедаем тревогою;
эти многим томимы томлением,
тем же плач предлежит о бездетности;
вы одни посмеетесь сим горестям,
ибо ваша услада небренная —
"Аллилуйя!"
5
Горьки воды пучины
губительной,
сладки яства гортани заморские;
и плывут человеки над бездною,
понуждаемы чревом и алчностью,
предают себя палубе зыблемой,
небрегут о погибели горестной;
безмятежно лишь ваше пристанище,
ибо якорь ваш есть песнопение
—
"Аллилуйя!"
6
О пиратах, о бурях,
о бедствиях
не помыслит наживы возжаждавший;
испытав же валов возмущение,
задрожит, но отнюдь не отступится;
он готов для надежды обманчивой
смерти зрак приступающей вытерпеть;
только вы среди моря житейского
обрели ограждение верное —
"Аллилуйя!"
7
По земле вы прошли,
непорочные,
будто сроду земли не коснулися;
о земле отложив помышление,
вы стезею восходите подвига;
вы послушали сердцем рачительным,
люди Божии, голоса Божьего,
"приидите ко Мне", —
возвестившего,
— "ибо в радость Мне ваше взывание:
"Аллилуйя!"
8
Словом кратким объемлю
реченное:
мир преходит и мира прельщение;
коль житейские блага стяжаем мы,
лишь ко гробу себя приближаем мы.
Дивно слово, что Мудрый нам вымолвил.
"Суета сует, духа томление!"
Предлежит нам гроб, к чему ж столько
злоб?
Но прекрасно воспеть в безмятежности:
"Аллилуйя!"
9
Знаю, знаю, как вы
мне ответите,
не устами, так мыслию молвите:
"Ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в твоем оке не чувствуешь?
Если истину зришь, почто не творишь?"
Как спасусь, не радевший о милостном
"Аллилуйя!"
10
Так, не все мы вместили
веление,
что от Господа нам заповедано;
всем сказал он, прорекши единому:
"Все раздай, да за Мною последуешь".
Мудрым сердцем внимали разумные,
но не вняли, как я, нерадивые.
И без ваших слов знаю, сам я таков;
сего ради прошу за меня воспеть:
"Аллилуйя!"
11
В том корысть мне,
чтоб множилось рвение
вашей воли, избравшей служение;
я ищу, назидая вас в истине,
купно с вами сподобиться милости;
так послушайте слов моих, братие,
дел же скверных моих отвращайтеся!
И без дел приимите воспевшего
вам в урок сие слово единое:
"Аллилуйя!"
12
Вы бежали от мира нечистого
и прибегли к источнику светлому;
вы избрали бесплотное жительство
так о плотском оставьте и помыслы,
—
не любите того, что покинули,
не влекитесь к тому, что отвергнули,
да врагу не доставите радости;
но трезвитеся духом, поющие:
"Аллилуйя!"
13
Все, чего вы на деле
чуждаетесь,
изгоните из мыслей со тщанием;
вы отверглись раздоров и зависти,
соревнуя согласию ангелов, —
друг пред дружкою благоуветливы,
позабудьте слова "твое" да "мое";
не имеет монах обладания,
кроме общего всем достояния:
"Аллилуйя!"
14
Не хвалитесь дарами
духовными:
что имеешь, есть милость от Господа;
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего,
ибо этот вкушает по немощи,
тот же подвиг приемлет по ревности,
здесь услада псалма, там заслуга поста,
но награда одна возлюбившим Христа
—
"Аллилуйя!"
15
Или скажешь: "Мне честь
особливая,
как стяжавшему знание книжное"?
О Петре ты помысли, о рыбаре,
Моисея превыше поставленном!
Всю премудрость египтян, как молвится,
превзошел тот пророк, и до тонкости;
но глаголет Петр, и молчит Моисей!
Не гнушайся ж невеждою, сведавший
"Аллилуйя!"
16
Приближается время
веселия,
скоро, скоро Христово пришествие;
Жениха вы на брак провожаете,
и в руках ваших ясны светильники,
ибо в девстве пожили вы праведно.
Что есть девство? Души целомудрие,
Силой коего славу Господнюю
вы возможете зреть, припеваючи:
"Аллилуйя!"
Перевод С.С. Аверинцева
Архимандрит Амвросий (Погодин)
Преподобный Роман Сладкопевец
В день праздника Рождества Христова,
когда в церкви воспевается краткий по форме, чудесно-сильный по
содержанию и кажущейся простоте кондак праздника, уместно вспомнить
и творца этого прекраснаго произведения, и каким образом оно возникло.
Творцом этого кондака является преп.
Роман Сладкопевец. История сохранила очень мало данных о нем. Жил он во второй половине V-го в. и умер в начале
VI-го в. Происходил он из Емеса, города, находящагося вблизи Бейрута,
здесь, согласно древнему синаксарю,
он служил диаконом при церкви Воскресения Христова. Но другое предание
говорить, что преп. Роман был рукоположен в диакона уже в Константинополе,
что было много позднее. В Житиях святых говорится, что преп. Роман
проводил аскетический образ жизни в девстве и
подвижничестве. Сохранилось также предание, говорящее, что прежде
получения чудесной помощи свыше, он был безграмотным. Позднее он
оставляет Бейрут и переселяется в Константинополь. Несомненно, это
было по промыслу Божиему, готовившему преп. Романа к великому и
плодоносному служению Церкви своими дарованиями, которыя легко могли
бы заглохнуть в провинции. История не сохранила для нас данных,
какими внутренними побуждешями руководился преподобный, оставляя
Бейрут. Возможно, что вся обстановка в Бейруте мало способствовала
аскетическому образу жизни, который проводил святой, живя в миру.
Бейрут, большой портовый город, славивппйся своим юридическим факультетом,
далеко не стоял на высот морали; современные преп. Роману писатели
пишут о господствовавшем в городе распутстве, пирушках, пьянстве
и даже чернокнижии, распространенном среди молодежи, и говорят о
том, до какой степени было трудно молодым людям, жедавшим жить доброй
жизнью, уберечь себя от многочисленных соблазнов.
Страшное землетрясение, поразившее
Бейрут, на некоторое время привело жителей в страх Божий, но не
надолго.
Низкий ли моральный уровень жителей
Бейрута или иное какое побуждение было у преп. Романа оставить этот
город, но мы видим, что он оставляет место своего жительства и переселяется
в Константинополь. Трудно было ему в этой блестящей столице Византийской
империи. Он получил место понамаря в одном из храмов столицы, именно
— в церкви Божией Матери в Кирех. Здесь он усугубил свои
подвиги: дни он проводил в месте своего служения, усердно трудясь
в храме, а с вечера на всю ночь уходил в никогда не закрывавшийся
храм Божией Матери во Влахернах, где несколько столетий спустя,
св. Андрей Христа-ради-юродивый и его ученик, св. Епифаний, видели
покров Божией Матери; и не удивительно ли, что русский праздник
Покрова Божией Матери приходится в тот же день, когда греческая
церковь установила праздновать память преп. Романа Сладкопевца?
В этом благолепном и знаменитом храме преп. Роман пребывал в молитве
в течение целой ночи. Спустя нъкоторое время он перешел на службу
в патриарший кафедральный собор столицы. Здесь своим усердным служением
он обратил на себя внимание святейшаго патриарха Евфимия, и тот
велел выдавать ему содержание того же размера, что получали и дpyгиe
служители храма. В Греческой Церкви, как и во всех Балканских Церквах,
понамари являются одновременно и псаломщиками, т.е. совмещают службу
уборки храма с клиросным служением. Но, в отличие от других служителей
храма, преп. Роман не умел читать и не мог петь церковных песнопений.
То, что патриарх приравнял его в отношении жалования с другими служащими
храма, которые несли также и клиросное служение, вызвало их недовольство
на преподобнаго, которое перешло в открытое преследование. Они всячески
обижали его и делали ему неприятности. Весьма страдал от этого чувствительный
душой, добрый, сердечный и незлобивый святой. Въдь, по выражению,
например, проповедника Савонаролы; "Жить добрым образом жизни означает:
делать добро и при этом терпеть зло". Но, однажды, издевательства
над ним превзошли все мъры. Именно, во время совершения Царских
часов в навечерю праздника Рождества Христова, когда в храм, по
обычаю, присутствовал царь Анастасий и было много духовенства и
мирян, эти люди насильно потащили преподобнаго, который в это время
был занять лампадами, на амвон, возвышавшийся посередине церкви,
говоря ему: "Получаешь равное с нами жалование, неси и равную с
нами службу". Преподобный, как мы выше сказали, не умел петь и не
мог прочесть текста, и со стыдом удалился с амвона, куда его злоумышленно
толкнули эти люди. Ему казалось, что все смеялись над ним, и особенно ему было тяжело потерпеть
такой стыд пред лицом царя, и горько было за свою необразованность;
ему возможно казалось,
что вся жизнь его — сплошное поругание и упрек, и он не нужен ни Богу, ни
людям. Возможно, что царь даже и не заметил того, что произошло
и, во всяком случат, не придал этому значения; возможно, что никто
из молящихся даже и не заметил ничего. Но при горьком чувстве обиды
человеку кажется, что все настроены против него, все смеются над
ним, все презирают, и Сам Господь Бог оставил его, как неключимаго
ни на что. Ведь, обида — это горькая болезнь, которая оставляет после себя глубокий
шрам в душе от общаго разочарования и в жизни, и в людях, внося
общую надорванность в душу человека... И горько и безутешно преп.
Роман заплакал. Ах, если бы он только знал, что великое утъшение
уже готово для него, и великая радость сменит его печаль, и великая
слава покроет его страдание и унижение, и скоро он себя почувствует
под великим покровом Божией Матери, и вскоре самый великий царь
в истории Византии — Юстиниан
Великий — часто будет приглашать
его во дворец, и имя его станет знаменитым не только в Византии,
но и среди народов, которые в те времена, когда жил преподобный,
были еще лишь на заре своей истории! Но он этого не знал, и не мог
знать, и не должен был знать: потому что милость Божия, нежданно
и негаданно, и часто вопреки ожиданию, мощно являет себя тем, которых
она удостоит. И в то время преп. Роману казалось, что выхода не
было никакого, и, разсуждая по-человечески, он был прав. Сказать
о своей обиде было некому. Обратиться ли к патриарху? — Но патриарх — лицо слишком высокое и недоступное, да часто и нельзя
ожидать сердечности от тех, которые выдвинулись в жизни на высокие
посты и приобрели большую власть, да и не каждый способен жаловаться,
когда его обижают. Ведь, в Мирской жизни уважается только успех
и сила., саны и звания, а обида обычно свидетельствует о том, что
ничего этого человек не имеет. Кроме того, если патриарх, дъйствительно,
и принял бы участие в нем и сделал выговор клирикам, то можно себе
представить, как бы они стали бы мстить ему и всячески делать зло.
И, вот, когда положение бывает, дъйствительно, безнадежным и когда
человек совершенно не в силах помочь себе и ни от кого не может
ждать поддержки, и в то же время отчаянно нуждается в ней, вот,
тогда-то являет себя помощь Бога и Божией Матери. К Нимъ-то и прибег
преподобный. После завершения службы, когда все ушли из храма, он
повергся ниц перед образом Божией Матери, и со многими слезами и
биением себя в грудь просил Божио Матерь не оставить его Своею помощью.
В печали он пошел домой и от печали, не вкусив пиши, уснул. И, вот,
во он он увидел дивное видение, которое должно было совершенно переменить
его жизнь. Он увидел во сне Божию Матерь, Которая всем скорбящим
Утъшение и Которая знает наши обиды и сильна их разръшить. В руках
у Божией Матери был маленький свиток. И сказала ему Владычица тихим
голосом: "Открой уста". И когда он открыл уста, Владычица вложила
в его уста этот малый свиток, бывший в Ея руках, и сказала ему:
"Съешь его". И он проглотил этот свиток, и тут же проснулся. И почувствовал
он в сердце необыкновенную радость, и вдруг ощутил, что и разум
его просветился. Неграмотность и необразованность вдруг совершенно
исчезли, как будто их и не было, он ощутил себя в полноте великих
знаний и великой силы. И если несколько часов перед этим он покинул
храм в печали и с горькими слезами и едва шел от груза скорби, давившей
на его плечи, то теперь он возвращался в этот же храм с великим
торжеством и радостью, как бы на крыльях летел; а в сердце его слагалась
чудесная песнь... Началась божественная служба. Служил патриарх
с сонмом епископов и священников; присутствовал царь в величии царскаго
одеяния, и с ним присутствовали вельможи и военачальники; храм был
полон молящихся. Наступило время пения кондака праздника. И, вот,
к удивленно и даже теперь немалому страху других клириков, на амвон
взошел преп. Роман; взошел он совершенно один, как это и полагалось. Спокойно,
но с внутренним ликованием, он развил свиток, который держал в руках,
и с лицом ангела начать петь вдохновенным голосом сочиненныя им
слова и мелодию. Какая это была мелодия, мы не знаем и, возможно,
никогда не узнаем, потому что византйские мелодии не разгаданы,
а, кроме того, как можно заключить из надписания кондаков, они имели
свою собственную мелодиюо. Но, сравнивая их с восточными напевами,
можем сказать одно: они были полны безконечнаго пафоса и вдохновения,
переходили от шопота в восклицаше призыва, замирали, как шелест
листьев осенней порой, и снова поднимались на высоту снъжных вершин
и разсыпались огненными лучами солнца и затъм легко падали, как
роса на цветы, и затем мощно расцветали, как розы на райском лугу...
Но, если чудной мелодии, сочиненной преп. Романом, мы не узнаем,
возможно никогда, однако, слова мы знаем и ежегодно с торжеством
воспеваем их на Рождество Христово. Слова эти слъдующие:
Дева днесь Пресущественнаго
раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют.
Нас бо ради родися Отроча младо,
Превечный Бог.
Слова — простыя, но глубина их велика! В нескольких словах представлена
и глубина догматической тайны и обширность евангельской повести
о Рождестве Христовом. Вечное чудесно сочеталось с временным; небо
— с землей, невместимое слилось в гармонию
с крайне ограниченным: Бог сошел на землю и ради человека стал Человеком,
и земля принесла своему Творцу в подарок — пещеру, а небо — звезду; но человечество принесло Богу Пречистую и Преблагословенную
Деву Марию, участвовавшую в примирении нас с Богом, чтобы Ему принять
человеческую плоть от Той, Которая всю Свою жизнь отдала Богу в
совершенную жертву. И еще нечто принесли люди в эту ночь:
пастыри — радование, волхвы —
свой труд в путешествии и свои столь знаменательные дары. Земля
еще принесла свое прозябение в виде сена, на котором возлег Божественный
Младенец, а животные — уступили
свои ясли в постельку для Него. Весь земной мир с благоговением
окружал своего Творца, ныне почивающаго, как Младенец, в яслях. А вокруг, невидимые
для людского взора, воспевали божественный гимн сонмы архангелов
и ангелов; многоочитые херувимы взирали на Бога ставшаго Человеком,
и серафимы, закрывавшие свои лица крыльями по причине неприступнаго
сияния Божества, ныне с любовью и свободно взирают на Бога, Который
умалил Себя настолько, что стал Человек, и ныне, —
Младенец, лежащий в яслех; но Он — превечный
Бог.
Какое богатство образов! Как трогает
душу это возвещение непостижимаго чуда любви Божией: всегда приводящее
в изумление, всегда дающее смысл нашей жизни, всегда изливающее
свет на непроглядную ночь нашей жизни!
Затъм преп. Роман пропел 24
икоса, которые сопровождали этот кондак. В настоящее время, после
кондака читается только один икос, и кондак не воспевается на амвоне
с той торжественностью, как это было при преп. Романе.
Все бывшие в храме были глубоко тронуты.
Преп. Роман скрутил свой свиток и смиренно сошел с амвона, чтобы
затеряться в толпе. Патриарх немедленно пригласил его в алтарь и
спросил его, каким образом он сочинил это боговдохновенное произведение?
И святой открыл ему все. Патриарх предложил преподобному диаконское
служение в соборе. И тогда, вероятно, он открыл патриарху, что он
уже имеет диаконский сан, полученный им в Бейруте, и живет монашеской
жизнью. Клирики, которые перед тем обижали преподобнаго, припали
к его ногам, прося его прощения и моля его взять их в свои ученики.
Преподобный, конечно, сразу же их простил и обнял их и исполнил
их просьбу, потому что, во-первых, он был святым и Сама Божия Матерь
утешила его, во-вторых, он был поэтом, а, въ-третьих, он был одарен
духом музыкальнаго гения; а всем подобным людям, как причастным,
по выражение греческих философов, "благородной Красоте", присущи
доброта и незлобие, потому что там
где — красота, там — и чистота сердца; а где чистота сердца, там — и доброта.
Впослъдствии преп. Роман написал множество
кондаков: говорится о "более, чем тысячу", но,
вероятно, этим желательно было сказать просто о большом количестве,
их, они написаны на Господни и Богородичны праздники, на события
Страстной седмицы, на Пасху и последующия в Пятидесятницу воспоминания
евангельских событий, на отдельныя евангельския события и чтения,
на события из Ветхаго Завъта и на темы христианской жизни, как-то:
покаяние, пост и т.п. Эти кондаки и сопровождающие их икосы, числом
от 20 до 30, написаны в стихотворной форме и в ритме соответствующих
им мелодий, которыя, как мы выше сказали, не разгаданы.
В дни больших праздников царь приглашал
к себе во дворец соборных певчих, и здесь исполнялись кондаки преп.
Романа. В его кондаках обычно представлена назидательная проповедь,
диалог и заключительная молитва: они богаты и по догматическому
содержанию, и по красоте, почему многие и признают его не только
за самого большого духовнаго поэта Византии, но и —
всего христианскаго мира, и считают его произведения заслуживающими
самаго высокаго места в мировой поэзии. Въроятно, кондаки пелись
на два клироса и антифонно, а затъм последний стих, которым кончаются
вс икосы, пели оба хора вместе. Пъли в унисон (гармонизация не была
известна до XV-го в.) и без сопровождения каких-либо инструментов,
хотя и на Востоке, и в древней Элладе религиозное пение сопровождалось
игрою на музыкальных инструментах, но Православная Церковь эту практику
отвергла, не желая ничего брать от ветхаго там, где пришла новая
жизнь во Христе. Возможно также, что кондаки исполнялись наподобие
чтения у нас акафистов. Именно, после положеннаго евангельскаго
чтения, вместо проповеди, священник или диакон читали или, лучше
сказать, пели текст кондака, а клирос пел последнюю строфу-припев.
Древняя икона преп. Романа как бы подтверждает эту мысль. Как говорится
в одной древней рукописи, царь Юстиниан Великий знал преп. Романа,
но стал ли он, так сказать, дворцовым композитором, — как утверждают нъкоторые —
остается не подтвержденным источниками. Можно сказать одно, что
сам преподобный этой славы, как земной, не искал; и в одном из своих
икосов он выражает печаль о том, что ему приходится вести слишком
светский образ жизни. Это был период величайшаго расцвета, мощи
и культуры Византии.
Из множества кондаков преп. Романа
до нас дошли только 85; только
несколько из них переведены на русский язык. В
нашей Церкви творения преп. Романа Сладкопевца, в сущности, не используются:
осталось только несколько кондаков в сопровождении одного икоса.
По своей форме, творения преп. Романа не подошли к строго-выработанному,
строго гармоничному богослужению; каноны и стихиры, написанныя по
определенному плану целым рядом более поздних боговдохновенных пъснопевцев
Православной Церкви, оказались более жизненными и составили то прекрасное
богослужение, которое, по своему богатству, глубине, силе и теплоте,
весьма превосходит богослужения западных народов. Да, мы, православные,
счастливы, что имеем такое сокровище, как православное богослужение.
равнаго которому нет на свете, как
нет ничего равнаго или приближающагося ко всему нашему Православию!
Это — так; но мы, православные, достойны ли мы такого счастья
и такого сокровища?!
Год кончины преп. Романа Сладкопевца
не известен. В Житиях святых говорится о том, что он был весьма
любим всеми и почитаем; и, прожив свою жизнь богоугодно и праведно,
ушел в вечныя селения и ныне с ангельскими хорами воспъваег Богу
Трисвятую песнь.
В церкви, где он был похоронен, долгое
время хранились рукописи его кондаков, написанные его рукой; но
время уже давно разрушило их.
ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА
Святой Роман был
родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе (1) и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную
и целомудренную. Сначала он был пономарем (2) в одной из церквей города Берита (3), а потом, в
царствование императора Анастасия (4), удалился в
Константинополь и служил при Кировой (5) церкви в честь
Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в
посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и
всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны и там всю
ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был
поставлен пономарем к храму святой Софии (6). Святой Роман не знал грамоты, но был благоискусен в
добрых делах, коими превосходил премудрых книжников; разумом своим
он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века
сего. Ибо он был одним из тех, о коих сказал апостол: буяя мира
избра Бог, да премудрыя посрамит (1 Кор. 1, 27) (7). За добродетельную жизнь полюбил его патриарх Евфимий
(8) и, видя, как он трудится в храме и с каким усердием проходит
свое послушание, давал ему равную часть с клириками (9). Клирики же роптали на патриарха, говоря:
— Невежду ты поставил наравне с нами!
Они возненавидели Романа и стали строить
ему козни. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда
в церковь пришел царь, Роман же ставил светильники в церкви, клирики,
схватив его, потащили на амвон (10), говоря:
— Ты получаешь равную с нами часть — пой же, как и мы, на
амвоне хвалебную песнь Богу.
Так поступили они по зависти, желая
посрамить его, ибо знали, что он не разумеет Писания и не может
сего исполнить. Претерпев такое унижение от клириков при царе и
при всем народе, бывшем в церкви, Роман почувствовал стыд и плакал.
По окончании службы, когда все вышли из церкви, он пал ниц пред
иконою Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Проведши долгое
время в плаче и молитве, святой Роман встал и пошел в дом свой и,
не вкусив от печали пищи, забылся сном. И вот во сне явилась ему
Пресвятая Владычица наша Богородица, утешение всех скорбящих, держа
в руке небольшой книжный свиток (11), и сказала
Роману тихим голосом:
— Открой уста!
Когда Роман открыл уста свои, Владычица
вложила в них свиток и повелела съесть его. Роман проглотил хартию
и тотчас проснулся, но никого не увидел пред собою, ибо Явившаяся
стала невидима. Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости
духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем
он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее — Своим
апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний. Он исполнился великой
премудрости и стал со слезами благодарить Наставницу свою за то,
что в одно мгновение Она даровала ему такие познания, каких
он не мог бы достигнуть в течение многих
лет.
Наступил час всенощного бдения, и
святой Роман, радуясь благодати, дарованной ему Богоблагодатною
Девою, пошел в церковь. Когда нужно было воспеть песнопение в честь
праздника, святой Роман взошел на амвон и воспел сладким гласом
свой кондак, который сложил он в уме своем:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо
предвечный Бог (12)
Все, видевшие и слышавшие сие, удивлялись
и услаждались пением Романа, вникая в смысл песнопения. Когда же
он окончил свою песнь, патриарх спросил, откуда у него такая премудрость.
Роман не скрыл чуда Богородицы, но исповедал Ее благодать и прославлял
вразумившую его Небесную Наставницу. Клирики, оскорбившие его, устыдились
и, покаявшись, пали к ногам Романа, прося у него прощения. Патриарх
же тотчас поставил святого Романа диаконом, и из уст его премудрость
потекла как река, а тем, кто сначала упрекал его за простоту и невежество,
пришлось потом самим же у него учиться. Он составил множество кондаков
(13) на праздники
Господские и Богородичные и на память многих святых, так что его
кондаков насчитывалось более тысячи (14). И был он всеми весьма любим и почитаем. Проведя жизнь свою богоугодно
и праведно, он переселился в вечные обители и ныне с ангельскими
ликами вечно воспевает Богу трисвятую песнь(15). Аминь.
Кондак преподобного, глас 9
Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе
премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси, пением прекрасным
уукрасим ю блаженне. Тем молим тя: подаждь желающым Божественного
дарования твоего, яко да вопием ти: радуйся, отче преблаженне, красото
церковная.
Примечания
1. Эмеса—город в Сирии на восток от реки Оронта, впадающей
на северо-западе Сирии в Средиземное море.
2. Пономарь, или, правильнее: парамонарь, – приставник для
охранения храма и священных мест и наблюдения за их чистотою; на
его же должности, по Уставу Церковному, полагалось: звонить к богослужению,
вжигать и гасить богослужебные светильники, приготовлять и подавать
кадильницу.
3. Берит—нынешний
Бейрут—древний город Финикии на берегу Средиземного моря; в V
в. процветал и славился своей высшей школой риторики, поэтики
и права; ныне—главный административный город азиатско-турецкой Сирии
и важнейший торговый пункт Сирийского побережья, с населением 80
000 жителей.
4. Анастасий I
— Византийский император с 491-го по
518 г.
5. Кир —
знаменитый поэт и префект столицы при императоре Феодосии
Младшем, потом епископ Смирнский и песнопевец православной восточной
церкви ( + 470 г.) —
подарил столице памятник вкуса и благочестия своего—великолепный
храм Богоматери, который от него и получил свое наименование и после
него назывался Кировым. Впоследствии при храме сем возникла обитель.
Был ли монастырь при Кировом храме во времена Романа—неизвестно;
но греческий подлинник жития его дает понять, что Роман не только
служил при Кировом храме, но и жил в зданиях, принадлежавших сему
храму.
6. Главный великолепный
собор Константинополя во имя Софии - Премудрости Божией, первоначально
создан Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно
возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году;
в 1453 г., по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть.
Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший,
величественнейший памятник христианской архитектуры византийского
стиля, самой цветущей эпохи его развития.
7. Это потому, что
премудрость человеческая, предоставленная только себе, не привыкши
прислушиваться к голосу откровения и разума Божия, впадает в заблуждения,
отвергает высокие, спасительные истины, о всем судит кичливо и разрушительно.
Напротив, буйство о Христе ничего не испытывает, а все смиренно
принимает верою; оно кажется безумием в глазах мира сего, но оно-то
и есть истинная премудрость, которая, по апостолу, первее чиста
есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь миости и плодов
благих, несумненна и нелицемерна (Иак.
3, 17). Эта премудрость
некнижных делает премудрее ученых мира сего.
8. Св. Евфимий—патриарх
Константинопольский с 490-го по 496 г.
9. Под клириками
здесь разумеются церковнослужители, посвященные на то чрез особое
архиерейское благословение, чрез т. н. церковный обряд хиротесии
— чтецы и певцы. Очевидно, что св. Роман до того времени
не принадлежал к их числу.
10. Амвон (с греческого:
возвышение) начинается от средины другого предалтарного возвышения—солеи
и выступом выдвигается вперед в храм. В древних церквах амвоны значительно
выдвигались над солеей, и на них вели даже иногда лестницы. Амвоны
предназначались прежде не только для проповеди и молитв священнослужителей,
но и для певцов и чтецов, принявших священное пострижение, чтобы
они удобнее были видимы и слышимы молящимися; впоследствии для сего
устроены клиросы. Но низшие непосвященные церковнослужители не имели
даже права входить на амвон.
11. По-гречески:
kontakton, т. е. тонкий сверток исписанного
с обеих сторон пергамента; этим именем назывались, в частности,
свертки с церковными песнями или службами.
12. Кондак на праздник
Рождества Христова.
13. Таким образом
Роман Сладкопевец первый начал писать кондаки и справедливо признается
отцами Церкви творцом кондаков. Самое название кондаков носит на
себе воспоминание о творце их и получило свое название от греческого
наименования того пергаментного свитка, который Богородица повелела
Роману в сновидении проглотить. Под сим именем с тех пор стали разуметься
в церкви краткие церковно-богослужебные песнопения в честь Господних
и Богородичных праздников, а также в честь святых и в память усопших,
излагающие сущность праздников и составляющие как бы тему для всего
богослужебного их чинопоследования.
14. Св. Роман остался
в истории христианского песнотворчества с именем Сладкопевца
и признается по справедливости лучшим песнописцем, как по богатству
мыслей, содержащихся в его песнопениях, так по их поэтической вдохновенности,
одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка. Церковь в своих
песнопениях воспевает его гуслей сладковещанной, сладкогласной цитрой
Божественного Духа, свирелью церковною, соловьем божественных песней,
струной преславных слов Духа и т.д. (Стихиры). – Кроме кондаков, св. Роман Сладкопевец считается творцом
и икосов, которые, по свидетельству Марка Ефесского, вместе с кондаками
петы были в одних прекрасных тех покоях (по греч. Otoz —
дом, покой), где священный муж имел
обыкновение проводить ночи в бдении; отсюда-то они и получили такое
название.
"Икосами" называются в Церкви
пространнейшие песнопения в честь и память праздника или в память
усопших. По своему содержанию они сходны с кондаками, пишутся одним
размером и поются на один глас. Икос всегда следует за кондаком,
так как представляет развитие последнего.
15. Жизнь и деятельность
св. Романа Сладкопевца относится ко 2-й половине V века. Кончина
его последовала в конце сего века.
|