РАЗЛИЧНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ И ДОМОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ
Творения преподобного Максима Исповедника.
Кн. I. М.: "Мартис", 1993. С. 257-260. Перевод А. Сидорова
1. Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо - Святая Триипостасная Единица,
Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех Беспредельных. Смысл и образ
бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совершенно недоступны для сущих.
Ибо Она ускользает от всякого мышления мыслящих, никоим образом не выходит из
Своей сокрытой природной сущности и беспредельно простирается за границы всякого
ведения всех знаний.
2. То, что по сущности есть подлинное Благо, не является ни Началом, ни Концом,
ни Причиной бытия; Оно не обладает по бытию и каким-либо движением к Причине.
А не обладающее всем этим не есть в подлинном смысле слова и Сущее, которое имеет
и Начало, и Конец, и Причину бытия, и обладает неким движением к Причине.
3. Если Слово предшествует творению сущих, то не было, нет и не будет слова,
которое выше этого Слова. Оно не лишено ума или жизни, но обладает умом и жизнью,
поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца,
и Жизнь, то есть Святой Дух, [также] существующую сущностным образом и сосуществующую
с Ним.
4. Един Бог, единого Сына Родитель,
Отец, и единого Святого Духа Источник; Единица неслиянная и Троица нераздельная;
Ум безначальный, единственный и сущностным образом [сущий] Родитель единственного
и безначального Слова; Источник единственной и вечной Жизни, то есть Святого Духа.
5. Един Бог, потому что едино Божество. Единица безначальная, сверхсущностная,
неделимая и нераздельная. Та же Самая Единица и Троица, и так далее.
6. Если всякая сопричастность постигается мыслью раньше сопричаст-вующих, то
само собою разумеется и очевидно, что несравнимо и всяческим образом превосходит
все сущие Причина этих сущих, существующая и мыслимая раньше их. [Однако это отношение
их нельзя понимать] как [отношение] сущности к акциденциям, поскольку в таком
случае Божество предстанет сложным и обладающим бытием сущих в качестве дополнения
к собственному Существованию. [Это отношение скорее следует понимать] как отношение
Сверхсущностного к сущности. Ведь если искусства [сами] изыскивают внешние формы
тех [творений], которые [рождаются] ими, а общая природа [сама изыскивает] виды
[существ], входящих в нее, то тем более Бог, как Сверхсущий, привел в бытие сущности
сущих из не-сущих, а в силу положения о [Его] Сверхсущности Он еще более беспредельно
превосходит [всё]. Ибо Бог сочетал умение с искусством для изыскания внешних форм
[творений], Он даровал природе энергию, производящую виды, и установил само бытие
сущих так, как оно есть.
7. Тот, кто по сущности не допускает участия в Себе сущим, изволяет иным способом
сопричаствовать Ему могущим это сделать, но [Сам] совершенно не выходит из [Своей]
сущностной Сокрытости, поскольку способ, которым Он изволяет сопричаствовать [Ему],
всегда остается закрытымдля всех. Следовательно, как Бог изволяет участвовать
[в Себе] способом, о котором ведает Он [один], так Он и хотением [Своим] привел
в бытие со-причаствующих [тварей] в соответствии с логосом, постигаемым только
Им, и посредством преизобилующей силы [Своей] Благости. Стало быть, то, что возникло
благодаря воле Творца, никогда не может быть совечным Изволившему привести его
в бытие.
8. Слово Божие, однажды рожденное по плоти, вследствие человеколюбия [Своего]
желает всегда рождаться по духу в хотящих [этого]. И становясь утробным плодом,
Оно формирует Себя в них посредством добродетелей, обнаруживаясь настолько, насколько
может вместить принимающий [Его]; Оно не умаляет завистью проявление Собственного
Величия, но, видя силу жаждущих [Его], отмеряет им надлежащей мерой. Таким образом,
Слово Божие и всегда обнаруживается в способах [осуществления добродетелей] у
[людей], сопричаствующих [Ему], и остается всегда незримым для всех по преизбытку
таинства [Своего]. Поэтому божественный Апостол, мудро созерцающий силу [этого]
таинства, говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.
13:8). И ум постигает и зрит вечную новизну этого таинства, никогда не стареющего.
9. Рождается Христос Бог, ставший человеком через присоединение плоти, обладающей
разумной душой; Он, Который привел в бытие сущие [вещи] из небытия и Которого
сверхъестественным образом рождает Дева, не расторгнув ни одного свидетельства
[Своего] девства. Ибо как Он Сам стал человеком, не изменяя естества и силы, так
Он соделывает рождающей Матерь [Свою] и сохраняет Ее Девой, вследствии чего и
одно чудо объясняется другим, и каждое из [этих] чудес скрывается в другом. Поскольку
Бог Сам по Себе и по Своей сущности вечно есть Таинство, то Он настолько выходит
из Своей природной Сокрытости, насколько Она посредством проявления делается все
более сокрытой. И опять же, Он настолько созидает рождающую Матерь Девой, насколько
[Ее] ношение Плода во чреве становится нерасторжимыми узами девства.
10. Естества обновляются, и Бог становится человеком; и не только Божественное
[естество], устойчивое и неподвижное, движется к [природе] движимой и непостоянной,
дабы та перестала уноситься [тлением]; и не только человеческое [естество], бессемянно
и превышеестественным образом выращивает для Слова совершенную плоть, дабы перестать
ей уноситься [тлением]; но и звезда, явившаяся днем с востока и ведущая волхвов
к месту Воплощения Слова, чтобы таинственным образом показать это Слово, побеждающее
чувство, [глаголющее] в законе и пророках и ведущее народы к величайшему свету
ведения. Ибо Слово, которое в законе и пророках, благочестиво умосозерцаемое наподобие
звезды, явно ведет к ведению воплотившегося Слова тех, кто призван по Его изволению
(Рим. 8:28) силой благодати.
11. Поскольку я, человек, по своей воле преступил божественную заповедь, и
диавол, прельстив [меня] надеждой быть божеством, увлек крепость моего естества
к наслаждениям, чем и чванился, как устроитель смерти, радуясь тлению естества,
постольку Бог и становится человеком, не пренебрегая ничем из [человеческого]
естества, за исключением греха, ибо этот грех не принадлежит естеству. [И это
для того], чтобы плоть, прельщенная предложением [диавола], растравила ненасытного
дракона, [постоянно] с жадностью поглощающего ее, и, став для него ядом, полностью
бы истребила его силой [пребывающего] в ней Божества. А для естества человеческого
[эта плоть Господа стала бы] Охранительницей, силой Божества, [пребывающей] в
ней, призывающей к изначальной благодати. Ибо как диавол, излив яд своего зла
в древо познания, погубил естество [человеческое], вкусившее [от этого древа],
так и сам он, возжелав вкусить плоти Владыки, был погублен силой Божества в ней.
12. Великое таинство Вочеловечивания Божества всегда остается таинством. И
не только потому, что, обнаруживаясь соразмерно силе спасаемых Им, оно обладает
большим могуществом, чем обнаружившееся, и никогда недоступно зрению, но и потому,
что само это проявление [таинства] все же пребывает совершенно сокрытым и непознаваемым
никаким разумом. И пусть сказанное не представляется никому невероятным. Ведь
Бог, будучи сверхсущностным и превосходя всякую сверхсущность, возжелал прийти
к сущности и сверхсущностным образом облачился в бытие. Поэтому Он как Человеколюбец
ради людей истинно стал человеком от сущности человеческой и пребывает, относительно
способа Вочеловечивания Своего, полностью непроявленным; ибо Он стал человеком
превыше человека.
13. С верою рассмотрим таинство Божественного Вочеловечивания и только в простоте
[сердечной] прославим Соблаговолившего ради нас стать человеком. Ибо кто, уповая
на силу логического доказательства, может сказать, каким образом происходит зачатие
Бога Слова? Как возникает плоть без семени [мужского]? Как могло быть рождение
без тления? Как Матерь [Божия] и после разрешения от бремени осталась Девой? Как
Сверхсовершенный преуспеял по мере возмужания? Как Чистый был крещен? Как [Сам]
Алчущий насыщал [других]? Как Утомленный трудами даровал [другим] силу? Как Страждущий
исцелял? Как Умерший животворил? И, наконец, самое главное: как Бог становится
человеком? А наиболее таинственное [из всего]: как Слово по ипостаси существенно
пребывало во плоти, будучи все целиком по сущности и ипостасным образом во Отце?
Как Тот же Самый есть и целиком Бог по природе, и целиком стал человеком по природе,
совершенно не отрицая ни одного из этих естеств - ни Божественного естества, по
которому Он есть Бог, ни нашего естества, по которому Он стал человеком? Эти таинства
вмещает одна только вера, будучи осуществлением вещей (Евр. 11:1) превышающих
ум и разум.
14. Адам своим непослушанием научил тому, что бытие естества [человеческого]
начинается наслаждением; Господь же изгнал это [свойство] естества и не допустил
зачатия от семени [мужского]. Женщина, преступив заповедь, показала, что рождение
естества [человеческого] начинается мукой; Господь же, родившись [от Девы], стряхнул
это [свойство] естества и не согласился, чтобы Родившая [Его] была подвержена
тлению. [И это для того], чтобы изгнать из естества одновременно и добровольное
наслаждение и проистекающую через это наслаждение муку, творцом которой Он не
был, но Разрушителем стал. А также для того, чтобы научить о начале иной жизни,
возможно и берущей свой исток в муке и трудах, но завершающейся божественным наслаждением
и беспредельной радостью. Поэтому Он, сотворивший человека, становится человеком
и рождается как человек, дабы спасти человека, исцеляя страсти [Своими] страданиями,
и дабы, Сам будучи Страстью, превратиться в [Губителя] наших страстей. И поэтому
Он сверхъестественным образом Своими лишениями по плоти человеколюбиво возобновляет
наши навыки по духу.
15. Кто влечением к Богу победил предрасположенность души к телу, тот стал
неограниченным, хотя и находится в теле. Ибо Бог, будучи несравненно выше всего,
привлекает [к Себе] стремление жаждущего [Его], не позволяя этому стремлению пригвождаться
к чему-либо из того, что после Бога. Итак, возжелаем Бога всей силой нашего естества,
соделаем наше произволение непорабощенным всему телесному, станем в своем душевном
предрасположении превыше сущих, чувственных и умопостигаемых, и совершенно не
позволим естественной ограниченности причинять ущерб неограниченному по природе,
когда усилием воли [мы устремимся] к сожительству с Богом.
|