Голикова С. В.
Кликушество глазами священника
Оп.: Религия и церковь в Сибири. Сб. науч. ст. и докум. материалов.
Вып. 8. Тюмень: МИ «РУТРА», 1995. – С.103-111.
\С.103\
В середине 1839 г до властей дошли первые известия о кликушах
в селении Нижнем Уткинской слободы. Беспокойство вызывало не само кликушество
(обычное для людей того времени), а массовый характер его проявления Количество
кликуш нарастало как снежный ком: в конце апреля их было 6, а в июне уже 21 человек,
в целом этим страданиям подверглось 44 жителя селения. Развитие ситуации напоминало
эпидемический очаг.
Гражданские власти задействовали контору Уткинского завода Яковлевых,
непременные работники которого были жителями с. Нижнее, исправника Волкова, привлекли
врачей и создали из них временный комитет для расследования на месте обстоятельств
дела Со своей стороны Екатеринбургское духовное правление «предписало» иерею Дмитрию
Флоровскому, в чьем благочинии было с. Нижнее, «непосредственно постараться поверить
означенных кликуш и собрать отзывы об их соседей и вообще местных жителей» [1]. Отец Дмитрий
выехал на место происшествия и провел «достоверное дознание» Он оказался не только
добросовестным исполнителем, но и тонким наблюдателем. Будучи священником, Флоровский
не был чужд образованности, в том числе и по медицинской части (широко используя
«эпидемиологическую лексику») В то же время он весьма уважительно отнесся к народному
восприятию явления кликушества. Церковь культивировала в своих служителях бережное
отношение к проявлениям духовности человека. Анализ кликушества как феномена духовной
жизни помог Флоровскому увидеть в кликушах людей «истинной страждущих», чего не
смог заметить Комитет врачей, объявивший их «ложнобольными», помог оценить «лечебные
средства» медиков как «бесчеловечные» и не в последней мере способствовал цельному
и многоплановому описанию данного явления, которое мы с незначительными \С.104\ сокращениями здесь излагаем [2]:
«Репорт Благочиннаго священника Дмитрия Флоровского о появившихся
кликушах в селении Нижнем прихода Уткинской слободы Георгиевской церкви.
(л.5)... пригласив с собой
Уткинской слободы Георгиевской церкви священника Евгения Оглоблина 12 и 13 числа
в селении Нижнем я занимался отобранием отзывов от местных жителей и разсматриванием
самых больных, при тщательном наблюдении моем, мог дознать ниже следующее:
1).
Желая по возможности приблизиться к начальным причинам или источнику, из коего
с такою быстротою разлились болезненные припадки беснующихся между жителями селения
Нижняго, я обратился к ним с распросами: Кого они признают первыми виновниками
введения сей болезни и, кто особенно между ними играет роль чародеев, знахарей,
называемых ими колдунами. Отзывы всего общества были одинаковы: с давнего времени,
по мнению некоторых, лет 12 сильные подозрения всегда падали на (л.5 об.) жену
непременного Г. Яковлева работника Тимофея Селянина, которая то ли посредством
трав или минеральных веществ садила на многих людей и скот наросты (килы) и отравляла
птиц, кошок и собак; при страдании от нее многих из жителей и погибли животных,
тайная ее действия обнаружились и жители принуждены двукратно доносить Уткинской
Г. Яковлева конторе, дабы оная приняла со своей стороны законныя меры к удержанию
сей чародейки, от вредных и гибельных ея действии на людей и безсловесных животных.
После сей явки Евдокия Селянина до нынешняго времени не высказывала зловредных
своих познаний. Вторая, Государственного крестьянина, Ивана Вирачева жена Евдокия
же, родная мать которой за производимыя колдовства, доказанныя злокачественныя
действия удалена в Сибирь. Третья, Непременного работника, Никиты Лямтина жена
Мария Павловна, взятая в замужество из Нижнетагильского Завода по уверению соседей
с самого своего прибытия в селение Нижнее, подозревается в связи с нечистыми духами
и колдовстве, от которой и прочие научились чародейству, все сии колдуны Православного
\С.105\ исповедения, но Христианские обязанности вполне
неисполняют, ко Святому Причастию не ходят; до нынешнего года, поименованныя чародейки,
столь открыто не оказывали своих вражеских познаний, не изрыгали злобы своей в
чародействе на дальних, ближних, даже на родных, в одном доме живущих с ними и
мужей, как от последней, в семействе ея страждут четыре человека; ныне же с мая
как будьто по одному желанию колдуньев болезнь беснования подобно наводнению разлилась
между жителями селения Нижняго и не только не прекращается, но даже после принятых
мер и употребленных средств комитетом врачей оказалось вновь двое больных /Крестьянина
Якова Аристова 18-ти летняя дочь Матрона и Тита Петрова Дроздова 8-ми летняя дочь
Агрипина; и хотя вышеозначенные колдуньи по распоряжению Г. Исправника (л.6) Волкова,
находятся теперь под стражей в Уткинском Заводе, не смотря на то, явились преемницы
подобныя им, Вдова Хиония Иванова Аристова и Г. Демидова, крепостнаго крестьянина,
жена Марфа Димитриева, которыя первыя опыты своих познаний оказали на вышепрописанных
девицах Матроне Аристовой и малолетней Агрипине.
II).
Когда уже, по предварительным разысканиям, дознаны и уличены виновницы распространяющие
заразу, я с своей стороны за необходимое почел спросить жителей, какими средствами
достигают чародейки своей цели, как действуют на организм страждущих или тех,
которых они подвергают страданиям, подходящим к беснованию? Сего жители совершенно
не могут утвердить. Одни говорят, а) может быть колдуны действуют посредством
отравительных веществ, смешанных с пищею или питием, которые употребивши здоровый
человек вдруг начинает чувствовать давление под ложкой, тоску, потом производит
различные движения членами, испускает пронзительные крики и некоторый род икоты
и наконец обнаруживает сильное негодование на известных знахарей, которых при
встрече готов (Ежели бы беснующихся не удерживали) растерзать, ежели больныя не
видять колдуньев, то пришед в восторженное положение беснующихся скороговоркою
выкликают. Дунька. Дунька. Еленка!
\С.106\
Еленка!
За то, За то посадила. От сего кликания называют страждущих кликушами; все сии
пароксизмы оканчиваются слезами, после коих страждущий приходит в положение здорового
человека; в прочем как в последствии по наблюдениям можно было удостовериться,
среди сильных, таковых страданий, из больных никто не лишается разсудка, и как
страждущие все почти женщины, при бесновании и по окончании истерических припадков
не выходят из границ благоприличия; не обнаруживают свое (л.6 об.) тело, как истинно
беснующиеся и тем падают повод опытному глазу отличать действия странных припадков
от натуральной болезни. Другие имеющие более доверия к знахарям утверждают, в)
что чародеи состоя в связи с темными духами, не употребляя никаких физических
и посторонних средств, будьто бы самый воздух подчиняют своей силе и воля их есть
единственный состав всех страданий, которым они по злобе своей подвергают известное
лицо, стоит только им пожелать и болезненные явления на человеке обнаруживаются.
Слыша сии неимоверные разсказы и, желая опытом увериться в истине, я призвал одну
из одержимых нечистым духом, именно жену, Крепостнаго Г. Демидова, крестьянина
Ивана Федорова Веснина Елену Яковлевну, которая всеми доводами уверяла меня, что
она ни пищи ни питья от золовки своей Марьи Павловой Лямтиной никогда не принимала
и по существующей между ними с давнего времени вражде не входила к ней в комнату,
но в одно время, увидев братьев своих, возвращавшихся с поля, вошла во двор для
свидания с ними, Золовка ея Мария, начала требовать с нее должных 30 копеек денег,
и когда после многих прозб, убеждений и поручительства брата моего обождать на
мне, по неимению моему, Мария осталась неприклонной в своем требовании то в жару
злобы своей сказала мне: помни же ты эти 30 копеек! В то же мгновение Елена сделалась
больна и до ныне известные припадки, род бешенства мучат ее повременно; как в
сие время, вышеписанное она могла объяснить мне, уже после окончавшихся с нею
страданий, которыя почуствовала еще при приближении своем к квартире моей, но
успокоившись приложилась к \С.107\ Святому Евангелию, Животворящему Кресту и приняла
святую Богоявленную воду. Впрочем женщина сия другим каким-либо натуральным (л.7)
болезням не подвержена, довольно полна, с румянцем на щеках и находится в цветущем
здоровье; в прочем по прошествии таковых страданий все одержимые беснованием свободно
занимаются домашними трудами. Дабы видеть, как в собственных домах подвергаются
страданиям, я посетил Крестьянина Петра Аристова и, сына его Василия, коих жены
Евфимия и Мария одержимы родом беснования; по вступлении моем в комнату, больные
сначала ничего не чувствовали и спокойно разсказали мне, с котораго времени подверглись
страданиям. В одно время, сидя обе за кроснами, разговаривали между собой о распространяющейся
в селении странной болезни, вдруг почуствовали давление под ложкой, за сим последовала
тоска, икота, пронзительный крик и слезы; к допущению болезни сей со стороны их
не было никаких причин; одинаковая пища, труды и одинаковый образ жизни, устраняют
всякое подозрение от того, чтобы колдуньи могли иметь случай в тот день подать
им какую-либо отраву; посреди таких разговоров, женщины сии вдруг пронзительно
закричали, заикали, и старались скрыться от нас, во-все отрицались ограждать себя
Крестным Знамением, призывать имя Господа Иисуса Христа и Святых угодников Божиих,
но припадки сии скоро прекратились; Больные сии у Исповеди бывают ежегодно, у
Святого Причастия два года уже не были; Богоявленской воды при домах не имеют,
и, в навечерии Богоявления Господня, почти все жители селения Нижняго для окропления
домов своих и, пития Оной не получают из Церкви.
III).
Удостоверившись собственными наблюдениями, что страждущие при виде Святыни чувствуют
не только судорожные движения и потрясения в теле, но к самым Духовным Особам
имеют довольно сильное отвращение, обнаруживают страдания пронзительным криком,
делают кривляния, трясутся всем телом, в знак того будьто-бы нечистая сила (л.7
об.) зашевелилась в их сердце; припадки сии продолжаются до тех пор, пока ослабев
в силах и, после пролития \С.108\ многих слез
приступают к Святыне. По недавнему появлению болезни, из страждущих никто не приступал
к таинству Евхаристии; если после подобных, временных припадков, они спокойно,
без отвращения истинно беснующихся могли приступать к Святому Евангелию и Животворящему
Кресту, может быть приступят и к Святому Причастию. Хотя Эти явления страждущих,
как выражается Комитет врачей, взятыя отдельно и будучи разсматриваемы поверхностно,
наведут уныние на самого строгаго наблюдателя, как действительно испытано мною
самим и принудят на время согласиться с мнением народным, состоящим в том, что
чародейки имеют связь с нечистыми духами, разселяют их в людей; но следя кратковременные
пароксизмы страждущих не возможно не увериться в противном, т. е. между больными
есть разряды, из коих к первому принадлежат те, которые как сами разсказывают
в какое-то время на обеде, на коем присутствовали и колдуньи не оградив себя крестным
знамение ели и пили, и, с того времени, подвергаются давлению под ложкой, ужасной
тоске, иногда злобе; здесь, может быть могли иметь влияние отравительные средства;
ко второму разряду отнести можно чисто притворностраждущих, что при постоянном
наблюдении легко заметить можно; хотя скрытные причины побуждают их принимать
на себя роль беснующихся, но из оттенки семейной жизни проблескивает истина: когда
жена довольно красивая, муж безобразен или муж строг, но доброй хозяин, трудолюбив
и христи(л.8)анин в полном смысле сего слова, жена не привыкшая к занятиям любит
веселую и праздную жизнь и не охотница молиться – вот начинаются домашние несогласия
и нечистый дух тотчас является, а нечистый дух по уверении легковерных не терпит
никаких возражений и тогда явления беснующихся возобновляются часто, при каждой
размолвке мужа с женой, но сего рода страждущих не много, из большого количества,
я заметил одну женщину. Какие же средства Комитет врачей употреблял для изгнания
из страждущих Злых духов? По мнению моему не медицинская, насильственная, противузаконныя;
ежели по уголовным преступлениям, на публичных \С.109\
площадях законами строго воспрещено совсем обнажать женщин, то при
собрании четырех врачей и уткинского приказщика Ивана Китаева в присутствии большого
числа рабочих людей раздевать и оставлять без рубашки женщин и 18 летних девиц,
держать их с обеих сторон руки и распущенные волосы, потом во все забыв человеколюбие
со льдом смешанной воды из пожарной машины выливать по одной–две сороковых бочек
на каждую страждущую, призывая держащих оборачивать на все стороны и направлять
биение воды на те места в коих чувствуют присутствие духа и язвительными сарказмами
спрашивать обнаженных обливаемых, вышел ли нечистый дух? Когда страждущие и, принужденные
выносить новая страдания от холодной воды, при самом крепком сложении и поддержанием
посторонних, лишаясь физических сил, падали иногда без чувств, или готовы были
пасть произносили выпытанное признание, что не чистая сила Вышла, и, они не чувствуют
в себе никаких более прежних болезненных припадков; то освобождали их от сей жестокой
операции, а больные опасаясь снова подвергнуться испытаниям такого врачевания,
уверяли Комитет врачей, что (л.8 об.) находят себя в совершенном здравии.....;
но скоро изцеленные Комитетом врачей, возвратясь в домы свои с прибавлениями простудных
припадков, снова испытывают все прежние страдания, которая всегда возобновляются
и увеличиваются по прибытии в селение Нижнее, кого-либо из начальствующих по делу
о кликушах; приезде таковых посетителей; одержимые болезненными припадками, не
находясь в то время в селении, не видя едущих, не слыша ни от кого о их приближении
иногда разделены десятиверстным и более разстоянием вдруг чувствуют разслабление
во всем составе тела, необыкновенную тоску, начинают плакать и пронзительно кричать
и когда целый день бывают совершенно не способны не только к трудным работам,
но и к самым легчайшим занятиям, при самой встрече в селении с начальствующими
лицами (л.9) или Духовными особами, чувствуют к ним отвращение, не преодолимый
страх, истерические припадки, то пронзительно кричат, хохочут, икают, а некоторые
\С.110\ убегают в домы, что подтверждают следующие
примеры:
Не
в дальнем расстоянии от занимаемой мною Квартиры, я со Священником Евгением Оглоблиным
и Непременным Г. Яковлева, работником Иоанном Демидовым Кузнецовым, – осматривал
лес, приготовленный для постройки часовни, навстречу к нам идет с водою, Василиска
Захарова Селянина жена Парасковья, самого скромного вида и по отзывам соседей
хорошаго поведения, издалека увидев нас изменилась в лице, побледнела, едва с
трудом держала ведра с водою, при дергании всех членов едва могла устоять на ногах;
однако с слезами и всхлипыванием принужденно подошла к нам обоим, для принятия
благословения, после чего физические силы ея истощились до такого положения, что
она принуждена была приклониться к близстоящему забору и провести сильныя, первыя
пароксизмы болезни; по прибытию в квартиру мою долго плакала и до трех раз усиливалась
Святую воду и влитую ей в рот извергала вон, со рвотою. Имя нечистому духу в ней
обитающему плаксивой. После вышеозначенной Парасковьи Селяниной попадается непременной
Г. Яковлева, работник Изосим Косьмин Сысоев, едущий на лошади верхом с женой своей
Татианой, которая увидев нас тоже издалека начала оказывать подобныя прежней болезненные
припадки, называя нас Еретиками, скочив с лошади скрылась в дом свой; будучи приведена
ко мне на квартиру, несколько времени хохотала, плакала, пала на пол и подверглась
судорожным движениям и роду легкого беснования....Имя в ней седящему не (л.9 об.)
чистому духу хохотун.
По
требованию моему представлены были, за отлучкою прочих, только две женщины, над
коими ученено было наблюдение. Хиония Александрова, Карпа Сысоева жена... В Хионии
имя нечистому духу Седун, – ибо у больной до окончания плаксивости и конвульсий
беснования нет силы в ногах...; больные сии не терпят ни в семейной, ни в общественной
жизни ни малейших противуречий, от коих болезнь возобновляется во всей своей силе...
Ирина
Михайлова, Моисея Аристова жена, довольно плакала и икала, но пила Святую воду,
приложилась к Святому \С.111\ Кресту и Евангелию;
женщина сия вероятно ведя не слишком союзную жизнь с мужем своим, хотя старались
меня уверить в противном, кажется довольно искусно притворяется...
IV).
Соображая все виды и роды болезненного положения страждущих должно заключить то,
что некоторые из них... (л.10) заслуживают вполне сострадания и принятия необходимых
мер к возстановлению прежняго их здоровья; Если Комитет врачей не находит более
нужным употреблять никаких средств к излечению мномостраждущих, то в недрах Матери
Святой Церкви, в Священных ея таинствах нещастные сии должны искать избавления
– от жестоких страданий своих...
Август
16-го дня 1839 года».
1.
Государственный архив Свердловской области. Ф. 6. Оп. 2. Д. 480. Л. 1.
2.
Там же.
|