Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной
Церкви Заграницей (Ответ на декларацию м. Сергия)
Текст по публикации в монографии Однорала, 2003.
Тот же текст (первичная публикация):
Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого, т. 6, сс. 228-232
“Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса. Благодать
со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа” (Ефес. 6, 23-24).
Извещаем вас, возлюбленные чада, о последнем важнейшем событии из жизни
нашей Святой Церкви.
В июле текущего года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Нижегородский
митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод обнародовали особое послание
о положении Церкви в России и об отношении к ней и к заграничной пастве
советской власти.
Послание это весьма знаменательно. Объявляя о том, что с открытием деятельности
Патриаршего Синода, наша Церковь в России “имеет не только каноническое,
но и по гражданским законам вполне законное центральное управление”, оно
призывает нас “выразить всенародно нашу благодарность” советской власти
“за такое внимание к духовным нуждам православного населения. Признавать
ее законной, повиноваться ей “не только из-за страха, но и по совести (Рим.
13, 5), “сознавать советский союз гражданской родиной, радости и успехи
которого — наши радости и успехи, а неудачи — наши ”неудачи” и “всякий
удар, направленный в Союз... как удар, направленный в представителей Церкви”.
Послание признает нужным и обязательным, чтобы мы все, которым “дороги
интересы Церкви”, кто ”желает вывести ее на путь законного и мирного существования”,
чтобы мы — “церковные деятели” — показали, что мы “не с врагами... советского
государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с
нашим правительством”.
Вместе с этим послание осуждает наше заграничное духовенство и паству
за неверность советской власти и за выступления против нее, требуя от духовенства
дать письменное обязательство в полной верности советской власти “во всей
своей общественной деятельности”, угрожая, в случае неисполнения этого
требования исключить наших духовных лиц из состава клира Московской Патриархии.
Наконец, послание напоминает о том, что будто бы Святейший Патриарх
Тихон в 1922 году закрыл наш Архиерейский Синод; отмечает, что Синод существует
“политически не меняясь”, что будто бы “своими притязаниями на власть он
даже расколол заграничное церковное общество на два лагеря”.
Таково последнее деяние Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и его
Временного Священного Синода.
Что нам сказать о нем?
Наш священный и ответственный долг архипастырей Церкви и наша христианская
совесть повелевает нам сказать о сем деянии следующее:
Послание митрополита Сергия и членов Священного Синода составлено не
свободно, а под сильным давлением гонителей нашей Святой Церкви и мучителей
русскаго народа — большевиков, так как ни один архипастырь, свободный от
гнета и плена этих злейших врагов Христовых, не может признать их властью
законной, не может верить их мирным отношениям к Св. Церкви и не может
надеяться установить правильные отношения с нею Церкви. Всему миру известно,
сколь великое множество служителей алтаря Господня и верных сынов Церкви
— мирян умерщвлены носителями безбожной советской власти. Сколь многие
святыни русского народа поруганы и осквернены или даже вовсе разрушены,
сколь многие архипастыри, пастыри и миряне и теперь томятся в тюрьмах,
ссылках и изгнаниях, поношениях и страданиях за св. Веру и за законы отеческие.
Около десяти лет продолжается антихристово гонение на Христа и Его Св.
Церковь в страждущей России, гонение, напоминающее нам первые века христианства.
Как же можно выражать всенародную благодарность такой власти? Как можно
говорить о ее внимании к духовным нуждам православного населения? Как можно
радоваться ее радостям и печалиться ее неудачам? Нет, не добрая воля наших
архипастырей составила это послание, а злая воля врагов Христовых.
Послание преследует недостижимую цель — установить неслыханный и неестественный
союз между безбожной властью и Св. Православной Церковью.
Но, скажем мы словами Апостола: “какое общение праведности с беззаконием?
Что общаго у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?”(2
Корин. 6, 14-15). Радости советской власти — оскудение веры и благочестия,
умножение беззакония, развращение людей, разрушение Церкви, страдания верных
чад Божиих, пролитие крови праведных, насаждение на земле царства диавола.
Может ли это быть радостью для Церкви?
Послание митрополита Сергия не архипастырское и не церковное, а политическое
и посему не может иметь церковно-канонического значения и не обязательно
для нас свободных от гнета и плена богоборной и христоненавистной власти.
Под предлогом мирного отношения к Церкви, давая разрешение митрополиту
Сергию организовать Священный Синод, большевики принудили его и других
иерархов заявить, что советская власть — законная, что ей нужно повиноваться,
как богоустановленной, что ее интересы совпадают с интересами Св. Церкви
и что всякое противление ей преступно и должно быть наказуемо церковными
карами. Таким образом, послание иерархов Церкви стало одним из средств
пропаганды советской власти и внедрения ее безбожной политики в церковную
жизнь.
Иерархи благословляют противохристианскую политику врагов всякой религии.
Положение дела совершенно чуждое Церкви, вредное и опасное, способное создать
новую тяжкую смуту в Церкви и дать повод опасаться за чистоту Православия
в России. Церковь не может благословлять противохристианскую, а тем более
безбожную политику. Утверждая это, мы не хотим сказать того, что Церковь
должна быть совершенно чужда политики государства. Церковь должна быть
выше политических страстей и партийности, однако она должна не только благословлять
христианскую политику государства, но и борьбу с его противохристианскими,
а тем более безбожными началами.
Что скажем еще? Можем ли признать советскую власть законною? Можем ли
дать письменное обязательство в верности этой власти?
Нет, мы не можем и не должны этого делать. Мы почитаем советскую власть
не законною и не богоустановленною, а существующую по попущению Божию ради
наших грехов и для вразумления нашего. Мы называем советскую власть христоненавистной
и безбожной, разрушающую и Церковь и Россию. Мы молим Господа, чтобы Он
избавил нашу Церковь и Россию от гнета и плена этой власти.
Можно ли почитать законным постановление Временного Патриаршего Синода
об увольнении от должностей и исключении из клира Московской Патриархии
архипастырей и прочих священнослужителей, если они откажутся дать письменное
обязательство о верности советской власти? Такое постановление Синода не
может быть признано законным и каноническим. Оно должно почитаться превышением
власти и противоречит не только священным канонам Церкви и посланию архипастырей
— Соловецких узников к советской власти, но и посланию самого митрополита
Сергия от 10 июня 1926 года, не признавшему возможным применять церковные
наказания к заграничному духовенству “за его неверность Советскому Союзу”.
Не можем не отметить того, что рука врагов Церкви оказала свое влияние
на то место послания, где оно говорит о нашем Архиерейском Синоде. Совершенно
неправильно отмечает послание, будто Святейший Патриарх наш в 1922 году
закрыл наш Священный Синод. Мы должны заявить, что в указанное время был
закрыт не настоящий наш Архиерейский Синод, а Временное Высшее Церковное
Управление заграницей. Настоящий наш Синод не закрывался ни Святейшим Тихоном,
ни его преемниками по управлению Церковью, хотя всем им было хорошо известно
о его существовании, что подтверждает теперь и сам митрополит Сергий и
его Синод, не решаясь однако объявить о закрытии его. Этим смешением двух
различных учреждений — Временного Высшего Церковного Управления заграницей
и Архиерейского Синода враги Церкви постарались смутить верных чад ее и
углубить церковную смуту за границей. Несправедливо послание упрекает наш
Синод в разделении церковного общества на два лагеря. Наоборот, он всегда
стремился к тому, чтобы объединить все епархии и духовные миссии заграницей
в одно целое. Разделили наше церковное общество два митрополита — Платон
и Евлогий, ранее сами подчинявшиеся нашему Синоду и пользовавшиеся его
помощью и поддержкой, но в 1926 году самочинно и незаконно отколовшиеся
от него и пожелавшие управлять своими епархиями единолично и безответственно,
не имея над собою никакой власти и поставив себя выше автокефальных иерархов.
Тщательно рассмотрев послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя
и Временного Патриаршего Синода, и, приняв во внимание, что высшая церковная
власть в России находится в тяжком пленении у врагов Церкви, несвободна
в своих деяниях, а также то, что у нас нет возможности иметь с нею нормальные
сношения, Священный Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей
определил:
1) Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения
с Московской церковной властью в виду невозможности нормальных сношений
с нею и в виду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее
свободы в своих воле изъявлениях и канонического управления Церковью.
2) Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание
советской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления
нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений
безбожной советской власти, заграничная часть нашей Церкви должна управляться
сама. Согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской
Поместной Православной Церкви 1917-18 г.г. и постановлению Святейшего Патриарха
Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920
года, при помощи Архиерейского Синода и Собора Епископов, под председательством
Киевского митрополита Антония.
3) Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывною, духовно-единою
ветвью великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви
и не считает себя автокефальною. Она по-прежнему считает своею главой Патриаршего
Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужениями.
4) Если последует постановление митрополита Сергия и его Синода об исключении
заграничных епископов и клириков, не пожелавших дать подписку о верности
советскому правительству, из состава клира Московского патриархата, то
такое постановление будет неканоничным.
5) Решительно отвергнуть предложение митрополита Сергия и его Синода
дать подписку о верности советскому правительству, как неканоническое и
весьма вредное для Святой Церкви, как в России, так и заграницей.
Объявляя о таком нашем постановлении всем верным чадам Святой Церкви,
мы уповаем, что наш Великий Пастыреначальник, Господь Иисус Христос приведет
ее к благу, миру и радости и посрамит всех ее врагов.
“Да воскреснет Бог и расточатся врази Его” (67 пс. 2 ст.). Аминь.
Митрополит Антоний, архиепископ Феофан, архиепископ Серафим, епископ
Сергий, епископ Гавриил, епископ Гермоген, епископ Феофан, епископ Дамиан,
епископ Серафим, епископ Тихон.
27 августа/9 сентября 1927 года
Сремски Карловци.
|