Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: декларация 1927 года.

Дело митрополита Сергия

К оглавлению

 

ГА РФ. Ф. Р-5919. Oп. 1. Д. 1. Л. С. 221-225. Копия. Машинопись.

Источник: О Церкви и государстве: Материалы полемики конца 1920-х годов. // Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002. С. 357—361



Записка неизвестного автора относительно указа митрополита Сергия (Страгородского) о поминовении за богослужением от 21 октября 1927 г., известная как «Ташкентский документ»

30 ноября 1927 г.

Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию.
Не отврати лица Твоего от мене, воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое (Псал. 101, 3).

Православные отцы и братья. Вчера получен указ м[итрополита] Сергия о поминовении за богослужениями. Указ этот подписан Заме­стителем Патриаршего Местоблюстителя Сергием, М[итрополитом] Нижегородским и управляющим делами «Патриаршего Священного Синода» Сергием, Епископом Серпуховским; при сем и надлежащая печать, число 8/21 октября и № 549. Судя по числу, очевидно, озна­ченный указ должен был быть пирогом к десятилетию октября; но т. к. слишком было бы зазорно его опубликовывать тогда же, то его выход в свет задержался почти на месяц. К тому же, видимо, боялись и молвы, которая уже давно сдержанно, но решительно и сурово про­тестовала против сего указа.

Указ, как и все произведения пера м[итрополита] Сергия, написан хитро и лукаво, но в нем целый ряд ярких противоречий:

1. Он подписан м[итрополитом] Сергием как заместителем; но начало его с этой подписью вовсе не сходится, именно: «Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и временный при нем Патриарший Синод СЛУШАЛИ: предложение заместителя... и по обсуждении данного вопроса ПОСТАНОВИЛИ: ....». Стало быть, постановление по обсуждении было подписано всеми членами пресловутого синода. Таким образом, по существу сей указ от Синода, а по форме от За­местителя, выходит по пословице: и волки сыты, и овцы целы. Далее, при организации синода было торжественно заявлено, что «синод ни в коем случае не заменяет единоличного управления Русской Церко­вью и является лишь вспомогательным органом при Заместителе», или, говоря светским языком, является совещательным учреждени­ем без права решающего голоса. Решающий голос имеет, стало быть, только м[итрополит] Сергий, да и то под большим вопросом и по текущим делам, не терпящим отлагательства [до] самого полномочно­го первоиерарха Церкви нашей Господина нашего Местоблюстителя м[итрополита] Петра. Кстати сказать, и его на Местоблюстительское кресло избрали не без содействия м[итрополита] Сергия, под благо­видным предлогом (130) в свое время отклонившего первых двух канди­датов м[итрополита] Кирилла и м[итрополита] Агафангела. Теперь м[итрополит] Сергий запинает (131) своего избранника, отрезывая ему своими лукавыми действиями путь к возвращению, равно как и дру­гим нашим церковникам — столпам-страдальцам. Итак, по смыслу организационного протокола синода за № 1 выходит, что синод есть канцелярия или секретариат Заместителя, но секретариат постанов­ления не выносит, а лишь совершает исполнительные функции. Не так это с Сергиевским, хочется сказать антихристовым, синодом, этот синод, возглавляемый м[итрополитом] Сергием, человеком, богатым человеческим умом и знанием, но забывшим, что «мудрование плот­ское есть вражда на Бога, закону бо Божию не покоряется» (Рим. 8, 7), пошел не прямою стезею, не мудрствуя лукаво, а кривым путем, ведущим и его, и Церковь в пагубу. При всех гонениях Церковь была только тогда сильна, когда ее руководители шли прямой стезей; тогда Церковь укреплялась и духовно процветала, процветала даже и в самое гонение (Иустин Философ, Афанасий Великий, Василий Вел[икий]), процветала, даже теряя в гонениях своих вождей (почти все апосто­лы, св. Иоанн Златоуст, св. Патриарх Ермоген и пр.), и даже после их смерти их дело торжествовало. Но наши современные «вожди церков­ные» забыли примеры святых и пошли по стопам грешных и лукавых, забыв 1 псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых», и сами составили совет нечестивых. К ужасу, они прикрылись маской благо­честия и лицемерной заботливостью о благе Церкви Божией. Они, за­быв, что у нас Один есть Спаситель Христос, сами присвоили себе ти­тул «спасителей Церкви и веры православной», прозевав, что они уже ее продали за благоденственное и мирное житие, правда, очень со­мнительное и весьма относительное. Но где тонко, там и рвется: они сами не заметили, как увлеклись и из вспомогательного органа стали законодательным, именно в издании постановления о поминовении, а Заместителя м[итрополита] Сергия сделали своим исполнительным органом, начальником канцелярии синода. Всякому мало-мальски знакомому с канцелярским делом это ясно: синод постановил, а м[итрополит] Сергий, с позволения сказать, глава Церкви, привел постановление в исполнение, т.е. сделал выписку из протокола си­нода, подписав ее с делопроизводителем (Серпуховским), послал по местам «для должных распоряжений» — так и значится в указе. Таким образом, метаморфоза произошла, и м[итрополит] Сергий, сам того не заметив, стал чиновником синода, и вышло: «На всякого мудреца довольно простоты». Это первая ложь.

2. О поминовении властей мы распространяться не будем. Мы лишь скажем, что поместный собор [19]17 г. в деянии от 2 августа 1918 г. постановил определенно воспретить втягивать Церковь в по­литику, и, таким образом, м[итрополит] Сергий, политиканствуя, выступает против собора, за что и подлежит строгой церковной каре и преданию церковному суду. Он забывает, что покойный Патриарх от мысли о поминовении властей отказался, и это распоряжение в жизнь не вошло; да пора бы и перестать тревожить прах покойного Патриарха и свою ложь прикрывать его именем, что по очереди дела­ют все наши отступники. Моральная же неправда такова: совсем на днях преосвященный Вениамин и с ним два пресвитера отправлены в ссылку в Туркестан, при этом их повезли в одном вагоне с сифили­тиками, удаляемыми из Москвы, как заразу. Так власть благодарит и отвечает м[итрополиту] Сергию за его, правда, и для власти ясно, что лживую и лицемерную любезность. Да, напрасно м[итрополит] Сер­гий и иже с ним делают веселую мину при прескверной игре да еще ссылаются на I Тим. 2, 2 (132). Это вторая ложь и неправда.

3. Указ уничтожает поминовение архиереев с титулами «господина нашего». М[ожет] б[ыть], скоро, в угоду кому-то м[итрополит] Сер­гий и самое Евангелие изменит по-своему и слово «Господь», равно «господин», заменит словом, более ласкающим коммунистическое ухо, а там распорядится и слово Бог печатать с маленькой буквы. Дело не в «господине», а принципе: свят[ейший] Патриарх и даже собор [19]17 г. не считали нужным ломать вековую церковную традицию, а здесь самочинный синод, никем не уполномоченный, решается в уго­ду кому-то на такое дело. Стыдно вам, уже не «господа наши» (сами от этого отреклись), но все же пока еще преосвященнейшие влады­ки. Впрочем, ведь слово «Владыка» тоже не демократическое и режет ухо правоверных демократов — замените же его более подходящим: не знаешь, как вас и титуловать — чего доброго, или не угодишь, или переугодишь. Опять ложь, лицемерие и неправда.

4. Распоряжение поминать м[итрополита] Сергия. Первый мотив, чтобы не спутали нас с ВВЦС Бориса, т. к., де, они тоже м[итрополита] Петра поминают. Ложь и неправда. Два года этого не требовалось, и нас никто не смешивал с Борисовской схизмой (133). Почему же через два года стали опасаться, что нас спутают? Слава Богу, последний Бо­рисовский съезд показал, что у них дело проиграно и дело рассыпает­ся. Нет, бойтесь не того, что нас спутают с Борисом, а бойтесь того, что вас с ним объединят под общим названием «красных обновлен­цев», что уже и слышно, и все громче и громче слышится. Бойтесь, чтобы вы не стали родоначальниками нового раскола, а этот грех, по словам св. Киприана, не смоется от вас и мученической кровью. Ваша линия шита белыми нитками, и за вами православные не пой­дут. Горе тому, кто соблазняет одного, а вы сколько соблазнили: горе вам, горе! Второй мотив: молитва нужна-де м[итрополиту] Сергию в его трудном деле. Да, если бы то было сказано 2 года тому назад, ког­да м[итрополит] Сергий вступал в должность Заместителя, то этому можно было бы верить. Но тогда он этого не требовал, а через 2 года потребовал. Почему же это так: да потому, что тогда м[итрополит] Сергий был смиренный послушник м[итрополита] Петра и православ­ный архиерей, а теперь его Православие в воздухе, висит на волоске и вот-вот оборвется, и он паллиативом обязательного поминовения хочет поднять свои падающие акции. Сам он впал в прелесть и на­ходится в обольщении духовной гордыни, а к тому же боится страдать и разделить честно страдания наших столпов, т. к. он сам, видимо, не более как накренившийся столп, уже почти рухнувший и едва ли мо­гущий поддержать Св. Церковь. Не спорим, молитва Сергию нужна, и мы молились и будем молиться за него келейно, но ему еще что-то нужно... это что-то: честность, правда, любовь к Церкви, память о его страдающих собратиях и твердость исповедания, которую он должен, обязан своим положением дать, если не хочет быть выброшенным на земле за борт церковного корабля, а на небе сожженным, как негод­ное плевело. Это еще ложь указа.

5. В выкличке (134) вычеркнуто «о братиях наших в темницах и изгна­нии сущих». Позор и бесстыдство, достойное разве невера или сектан­та, ибо и инославные исповедания (католики, англикане) в здешних своих московских костелах за заключенных молятся, и об этом запо­ведает нам Христос в притче о Страшном Суде: «В темнице бе и посети­ли Мене», — и св. Апостол. А ведь большинство заключенных — наши православные. Как поминовение м[итрополита] Сергия, так и прекра­щение (и без того ранее недостаточного) моления за узников имеет одну и ту же цель: затемнить личностью м[итрополита] Сергия лич­ность м[итрополита] Петра и постепенно подготовить переход к пре­кращению его поминовения, а далее к созыву собора без м[итрополита] Петра и узников; может быть, этот собор назовут съездом — хрен редь­ки не слаще. Кроме того, прекращением поминовения узников хотят изгладить у верующих память об них и, таким образом, усыпить право­славное самосознание, сказав, что у нас все благополучно и никакого гонения нет. Это последняя и самая отвратительная ложь указа.

Думается, что милостью Божией Св. Церковь выйдет победитель­ницей из этого нового религиозного авантюризма, увы, м[итрополита] Сергия и иже с ним.

«Сия есть победа, победившая мир, вера наша». Братья и отцы, у нас не благополучно. Не усыпляйте себя внешностью и, пока не позд­но, просите, требуйте от м[итрополита] Сергия прекращения издева­тельств над Церковью и совестью верующих. Довольно играть в ди­пломатию, имея ставкой в этой неуместной игре Св. Церковь, Кото­рой такое положение и несвойственно, и унизительно. «Блюдите како опасно ходите, не яко же немудрии, но яко премудрии». Обличайте премудрого и возлюбит вас, хотя, по совести сказать, надежды на вразумление м[итрополита] Сергия мало. Апостол говорит: «Вразумляй заблудших... настой благовременно и безвременно» (135).

«В терпении вашем стяжите души ваши» (136) — и мы только терпе­нием дадим Церкви победу истинную и мир, ибо во все времена Св. Церковь зиждилась на страданиях, исповедничестве и крови мучени­ков.

«Молитесь, да не внидете в напасть» (137). Молитесь и за м[итрополита] Сергия на домашней молитве о вразумлении его, но не молитесь вме­сте с ним, чтобы не приобщаться к злым делам тьмы. Пора показать ему его безумие, дабы молчанием не быть виновниками его отдаления и соучастия в его грехе. Братия дорогие, у нас не благополучно: «Стойте и держите предания, имже нас научили отцы наши» (138). Аминь.

17 ноября 1927 года.

День преподобного Никона Радонежского.


 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова