«Путь к миру внутри Церкви»
...Послание митрополита Сергия несомненно подлинное. Подпись мне хорошо известна, и все подозрения в апокрифичности этого послания ни на чем не основаны. Митрополит Сергий был вынужден обратиться с таким посланием создавшейся обстановкой. Хочет ли митрополит Сергий, чтобы мы все подчинились сов[етс-кой] власти? По-моему, нет. Все, чего он хочет,—это освободить себя от тех бедствий, которые причиняет ему наша политическая «невоздержанность». Он хочет снять с себя ответственность за нас. Заметьте, что в послании нет никаких указаний на возможность прещений, лишения сана или каких-либо других репрессий. Послание преследует, думается мне, благие цели как для Церкви в России, так и для нас, и я не вижу оснований смотреть на него пессимистически. Конечно, требуемую подписку давать невозможно. Как можно обязаться не делать того, что «может быть принято» кем-то за нелояльность по отношению к советской власти, а ведь именно так говорится в послании? Повторяю, я думаю, что цель митрополита Сергия—снять с себя ответственность за зарубежную Церковь, и никаких дальнейших репрессалий я не предвижу. Фактическое положение в Западно-Европейской епархии останется прежним: митрополит Евлогий будет управлять ею, но уже независимо от московской Патриархии. Это будет беженская русская Церковь. Автокефалия заграничной Церкви невозможна и по канонам: ведь это Церковь без определенной территории и населения. Что касается того, что какая-нибудь другая Церковь взяла нас как единое в свое ведение, то после всего натворенного Карловцами, пожалуй, ни одна Церковь этого не сделает.
Конечно, карловацкие архиереи могут провозгласить автокефалию и избрать митрополита Антония патриархом, но никакая другая Церковь этого, вероятно, не признает. Нам в Болгарии придется просто отойти в юрисдикцию Болгарской Церкви.
...Между Церковью и государством, даже советским, должны быть какие-то отношения. Не может быть Церковь только гонимой мученицей. Наверно, что такого положения не бывало раньше: вспомните Византийскую Церковь после взятия Константинополя, там поминали султана. То, что произошло, есть плод взаимных уступок советской власти и Церкви. Во всяком случае оно означает ликвидацию всяких церковных новообразований. Это неполный мир, но, может быть, путь к миру внутри Церкви, пребывающей под советской властью, а также и за рубежом. Николай
ГЛУБОКОВСКИЙ, профессор Софийской Духовной академии.
(«Россия». Париж. 3.09.1927) |