См. православие
и католичество в их единстве. Ср. экуменизм.
Смешанная комиссия
по богословскому диалогу
между Православной Церковью
и Ориентальными Православными Церквями [1]
Православный центр Вселенского Патриархата, Женева, 23-28 сентября 1990 г.
Вступление
Третье заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу
между Православной Церковью и Ориентальными Православными Церквами состоялось
в Православном Центре Вселенского Патриархата в Шамбези, Женева, с 23 по 28 сентября
1990 г.
Официальные представители двух семей Православных Церквей и их
консультанты встретились в атмосфере молитвенного служения Св. Духу и теплой,
сердечной, христианской братской любви. Мы почувствовали благодатное и великодушное
гостеприимство Святейшего Патриарха Димитрия I в лице Преосвященного Митрополита
Дамаскина Швейцарского в Православном Центре Вселенского Патриархата. Мы также
побывали на приемах в резиденции Митрополита Дамаскина и в резиденции Его Превосходительств
г-на Керкиноса, посла Греции в ООН, и его супруги г-жи Керкинос.
34 участника (см. список) прибыли из Австрии, Болгарии, Кипра,
Чехословакии, Египта, Эфиопии, Финляндии, Греции, Индии, Ливана, Польши, Швейцарии,
Сирии, Великобритании, США, СССР (Русская, Грузинская и Армянская Церкви), Югославии.
Заседания этих шести дней возглавлялись Преосвященным Митрополитом Дамаскиным
Швейцарским и Преосвященным Митрополитом Бишоем Дамиеттским. Его Преосвященство
Митрополит Дамаскин в своей торжественной речи на открытии заседаний призвал участников
встречи "работать в духе смирения, братской любви и взаимного признания" с тем,
чтобы "Господь Веры и Глава Своей Церкви" направил нас Св. Духом по скорейшему
пути объединения и общения.
Митрополит Дамаскин, Митрополит Бишой
На заседании были представлены два доклада: один от богословской
подкомиссии, которая проводила свое заседание в Православном Центре, Шамбези,
а другой - от подкомиссии по пастырским взаимоотношениям, которая работала в монастыре
Анба Бишой, Египет (31 января-4 февраля 1990 г.). Участникам заседания были даны
следующие документы, подготовленные богословской подкомиссией:
1. Догматические формулировки и анафемы поместных и Вселенских
Соборов в их социальном контексте - профессор Иоанн Романидис, Элладская Церковь.
2. Анафемы и Соборные решения - две проблемы, которые необходимо
решить для восстановления общения между Ориентальными Православными Церквами и
Православными Церквами - доктор Павел Мар Григорий, Митрополит Дельфийский, Ориентальная
Православная Сирийская Церковь.
3. Исторические факторы и Халкидонский Собор - О. Т. Малагия,
Коптская Ориентальная Православная Церковь.
4. Исторические факторы и терминология Халкидонского собора (451
г.) - профессор, доктор Власий Фидас, Православная Александрийская Патриархия.
5. Объяснения Христологических догматов сегодня - Митрополит
Георгий Ходр, Православная Антиохийская Патриархия.
6. Объяснение Христологических догматов сегодня - Епископ Месроп
Крикорян, Армянская Апостольская Эчмиадзинская Церковь [2].
Эти шесть документов, два сообщения подкомиссий и "Итоговые заключения"
Четвертых неофициальных переговоров в Адисс-Абебе (1971 г.), которые были приложены
к сообщению богословской подкомиссии, составили основу нашей интенсивной и дружественной
дискуссии по этим пред-метам и по поводу тех действий, которые должны быть предприняты.
Проектная комиссия, состоящая из Митрополита Георгия Ходра, Митрополита Павла
Мар Григория, Архиепископа Кашишьяна, Архиепископа Гарима, профессора Ивана Димитрова
(Болгария), а также профессора Власия Фидаса и епископа Крикоряна, исполнявших
обязанности секретарей, составила проект Второго согласованного Заявления и Рекомендаций
Церквям. Другая проектная комиссия - в составе: профессора Папавассилиоса (Кипр),
Епископа Христофора (Чехословакия), Митрополита Павла Мар Григория, Ликва-Селтаната
Хабта-Мариама (Эфиопия) и секретаря о. доктора Георгия Драгаса - составила проект
Рекомендаций по пастырским вопросам.
Ниже приводится текст единогласно принятого Второго согласованного
Заявления и Рекомендации.
Второе согласованное заявление и рекомендации церквам
Первое согласованное Заявление по Христологии, принятое Смешанной
Комиссией по богословскому диалогу между Православными и Ориентальными Православными
Церквами на нашей исторической встрече в монастыре Анба Бишой в Египте (20-24
июня 1989), явилось основой данного Второго согласованного Заявления по нижеследующим
положениям нашей общей веры и понимания, а также -основой рекомендаций в отношении
тех шагов, которые должны быть сделаны для достижения общения между нашими двумя
семьями Церквей во Иисусе Христе, Который молился "да вси едино будут".
1. Обе семьи единодушны в осуждении ереси Евтихия. Также обе
семьи исповедуют, что Логос, Второе Лицо Святой Троицы, от Отца рожденный прежде
всех век и единосущный Отцу, воплотился и был рожден от Приснодевы Марии Богородицы,
что Он единосущен нам, совершенный Человек душой, телом и умом (nous); что Он
был распят, умер, был погребен и воскрес в третий день, взошел к Небесному Отцу,
где восседает одесную Отца как Господь всего Творения. На Пятидесятницу Он через
сошествие Св. Духа показал Церковь как Свое Тело. Мы ожидаем Его нового пришествия
в полноте Его славы, как это сказано в Писаниях.
2. Обе семьи осуждают ересь Нестория и криптонесторианина Феодорита
Кирского. Они согласны, что недостаточно сказать лишь, что Христос единосущен
Отцу и нам, естеством Бог и естеством человек, но необходимо также утверждать,
что Логос, Бог естеством, стал естеством Человеком через Свое воплощение по исполнении
времен.
3. Обе стороны согласны, что Ипостась Логоса стала сложной посредством
объединения Его Божественной нетварной природы с ее волей и энергией, которая
у Него общая с Отцом и Святым Духом, и тварной природы человека, которую Он принял
в Воплощении, сделав Своей, вместе с ее волей и энергией.
4. Обе семьи согласны, что оба естества (природы) с их энергиями
и волями объединены ипостасно и естественно (природно) неслитно, неизменно, нераздельно,
неразлучно и что они различаются лишь в умозрении (еn theoria mone).
5. Обе семьи согласны, что Тот, Кто волит и действует, есть всегда
одна Ипостась воплощенного Логоса.
6. Обе семьи согласны в отклонении тех толкований Соборов, которые
не согласуются полностью с Оросом [3]
Третьего Вселенского Собора и посланием Кирилла Александрийского (433) Иоанну
Антиохийскому.
7. Православные согласны, что Ориентальные Православные будут
продолжать сохранять свою традиционную кирилловскую терминологию "одна природа
воплощенного Логоса", поскольку они признают двойную сущность в Логосе, которую
отрицал Евтихий. Православные также используют эту терминологию. Ориентальные
Православные согласны также, что Православные оправданно используют формулу о
двух природах (естествах), поскольку признают различие лишь в умозрении. Кирилл
правильно разъясняет это употребление в своем послании Иоанну Антиохийскому и
в послании к Акакию Мелитинскому (РG 77, 184-201), а также в посланиях к Евлогию
(РG 77, 224-228) и Суккенсию (РG 77, 228-245) [4].
8. Обе семьи принимают три первых Вселенских Собора, которые
составляют наше общее наследие. В отношении же четырех последних Соборов Православной
Церкви Православные утверждают, что вышеприведенные пункты 1-7 являются учением
четырех последних Соборов Православной Церкви, в то время как Ориентальные Православные
считают это утверждение Православных их личным толкованием. С этой точки зрения
Ориентальные Православные относятся к этому положительно.
В отношении учения Седьмого Вселенского Собора Православной Церкви
Православные Ориентальные Церкви согласны, что богословие и практика почитания
икон в основном согласуется с учением и практикой Православия Ориентального, которые
существовали там с древнейших времен задолго до этого Собора; и что мы не имеем
разногласий по данному вопросу.
9. В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так
же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи
всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную Православную христологическую веру
и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать
по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность
Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения.
10. Обе стороны согласны, что анафемы и осуждения прошлого, которые
ныне разделяют нас, должны быть сняты Церквами, чтобы последнее препятствие к
нашему полному единению и общению было устранено благодатью и силой Божией. Обе
семьи единодушны в том, что снятие анафем и осуждений осуществится на основании
согласия в том, что прежде анафематствованные и осужденные Соборы и Отцы не являются
еретиками.
Поэтому мы РЕКОМЕНДУЕМ нашим Церквам следующие практические шаги:
А. Православные должны снять все анафемы и осуждения всех Ориентальных
Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или осудили в прошлом.
В. Ориентальные Православные должны в то же время снять все анафемы
и осуждения всех Православных Соборов и отцов, которых они анафематствовали или
осудили в прошлом.
С. Способ снятия анафем должен быть выбран каждой Церковью индивидуально.
Полагаясь на силу Св. Духа, Духа Истины, Единства и Любви, мы
представляем это Согласованное Заявление и Рекомендации нашим святым Церквам на
их рассмотрение и для дальнейших действий, молимся о том, чтобы этот же Дух привел
нас к тому единству, о котором молился и молится наш Господь.
Шамбези, 28 сентября 1990 г.
Со стороны Православной Церкви:
Сопредседатель – Митрополит Дамаскин, Вселенский Патриархат.
Секретарь – Профессор Власий Фидас, Православная Александрийская
Патриархия.
Со стороны Ориентальных Православных Церквей:
Сопредседатель - Митрополит Бишой, Коптская Православная Церковь.
Секретарь - Епископ доктор Месроп Крикорян, Армянская Эчмиадзинская
Церковь.
Православные участники:
Профессор Афанасий Аранити, Митрополит Хризостом Перистерионский,
Профессор о. Георгий Драгас - Вселенский Патриархат;
О. Тадрос Малатий, О. Георгий Кондорфа, Митрополит Георгий Ходр;
Митрополит Евстафий - Антиохийская Патриархия;
Г-н Николай Заболотский; г-н Григорий Скобей – Московская Патриархия;
Профессор Стоян Госвеч - Сербская Патриархия;
Доктор Иван Желев Димитров - Болгарская Патриархия;
Митрополит Сухумский Давид, г-н Борис Гагуа – Грузинская Патриархия;
Митрополит Аксумийский Петр - Александрийская Патриархия;
Хорелископ Варнава Саламинский - Кипрская Церковь;
Профессор Андреас Папавасилиу, Митрополит Мелетий Никопольский,
профессор о. Иоанн Романидис - Элладская Церковь;
Епископ Иеремия Вроцлавский, Епископ Христофор Оломоуцкий - Польская
Православная Церковь;
О. Иосиф Хаусер - Православная Церковь Чехословакии;
О. Хекки Хеттунен - Финская Православная Церковь.
Ориентальные Православные участники:
Митрополит Павел Мар Григорий - Православная Ориентальная Сирийская
Церковь;
Доктор Иосиф М. Фалтас, помощник секретаря - Коптская Православная
[Ориентальная] Церковь; Епископ Серапион - Александрийская Патриархия; Матта Рум
- Сирийская Ориентально-Православная Церковь; Архиепископ Месроп Кашешьян - Армянская
Эчмиадзинская Церковь.
Архиепископ Абба Гарима, Хабта-Мариам Харкине - Эфиопская Православная
Церковь.
[1] В оригинале документа Православные участники
называются "Восточными Православными"; в данной публикации для удобства понимания
слово "Восточные" далее везде опускается. Ориентальными православными в документе
именуются монофизиты.
[2] монофизитская.
[3] Определением.
[4] РG - Раtrologial сurrus соmpletus/Ассurante
J.-P. Migne. Series gracca. Т. 1-161. Раrislis 1857-1865.
|