IX. Преступность, наказание, исправление
IX.1. Христиане призваны быть законопослушными гражданами
земного отечества, принимая, что всякая душа должна быть "покорна
высшим властям" (Рим. 13. 1), и одновременно помня Христову
заповедь воздавать "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20.
25). Но человеческая греховность порождает преступления - нарушения
границ, положенных законом. Вместе с тем понятие греха, установленное
православными нравственными нормами, гораздо шире, чем представление
светского права о преступлениях.
Главным источником преступления является помраченное состояние
человеческой души: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства,
прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления"
(Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности
способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость
государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные
сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы
использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая
противозаконные действия, может становиться правонарушителем.
Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными
мотивами, – терроризм и тому подобное.
Для сдерживания проявлений беззакония государство создает правоохранительные
органы, целью которых является предупреждение, предотвращение
и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание
лиц, их совершивших. Однако важные задачи искоренения преступности
и исправления оступившихся стоят не только перед специальными
учреждениями и даже не только перед государством, но перед всем
народом, а значит, и перед Церковью.
IX.2. Профилактика преступности возможна прежде всего через
воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе
истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле Православная
Церковь призвана к активному взаимодействию со школой, средствами
массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии
в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения,
устрашения или наказания не смогут остановить злой воли.
Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона
является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно
в среде детей и юношества. Пристальное внимание при этом
нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы риска
или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям должно
быть обращено особое пастырское и просветительское попечение.
Православные священнослужители и миряне призваны участвовать
и в преодолении социальных причин преступности, заботясь о справедливом
устроении государства и экономики, о профессиональной и жизненной
реализации каждого члена общества.
Вместе с тем Церковь настаивает на необходимости человечного
отношения к подозреваемым, подследственным и гражданам, уличенным
в намерении нарушить закон. Жестокое и недостойное обращение
с такими людьми способно укрепить их на неправом пути или толкнуть
на него. Вот почему лица, не осужденные по законному приговору,
даже находясь под стражей, не должны ущемляться в основных правах.
Им необходимо гарантировать защиту и непредвзятый суд. Церковью
осуждаются пытки и различные формы унижения подследственных.
Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель
не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом
тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении
о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое
от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди.
Норма, предполагающая защиту тайны исповеди,
содержится в законодательстве многих современных государств,
в том числе в Конституции Российской Федерации и российском
Законе "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Священнослужитель призван проявлять особую пастырскую чуткость
в случаях, когда на исповеди ему становится известно о готовящемся
преступлении. Без исключений и при любых обстоятельствах свято
сохраняя тайну исповеди, пастырь одновременно обязан предпринять
все возможные усилия для того, чтобы преступный умысел не осуществился.
В первую очередь это касается опасности человекоубийства, особенно
массовых жертв, возможных в случае совершения террористического
акта или исполнения преступного приказа во время войны. Помня
об одинаковой ценности души потенциального преступника и намеченной
им жертвы, священнослужитель должен призвать исповедуемого
к истинному покаянию, то есть к отречению от злого намерения.
Если этот призыв не возымеет действия, пастырь может, заботясь
о сохранности тайны имени исповедовавшегося и других обстоятельств,
способных открыть его личность, - предупредить тех, чьей жизни
угрожает опасность. В трудных случаях священнослужителю надлежит
обращаться к епархиальному архиерею.
IX.3. Совершенное и осужденное по закону преступление
предполагает справедливое наказание. Смысл его состоит в исправлении
человека, нарушившего закон, а также в ограждении общества от
преступника и в пресечении его противоправной деятельности.
Церковь, не становясь судьей человеку, преступившему закон,
призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает
наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения
согрешившего.
Творец, устанавливая наказание преступникам,
говорит Израилю: "Истреби зло из среды себя" (Втор. 21. 21).
Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так,
полагая наказание за лжепророчество, Бог глаголет Моисею: "Весь
Израиль услышит сие, и убоится, и не станут впредь делать среди
тебя такого зла" (Втор. 13. 11). В Притчах Соломоновых читаем:
"Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным;
и если обличишь разумного, то он поймет наставление" (Притч.
19. 25). Ветхозаветная традиция знает несколько видов наказания:
смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание,
денежную пеню или предписание принести жертву на религиозные
цели.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и штраф
сохраняются в качестве наказания и в современном мире. Все эти
виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения
общества от злой воли преступника, но и призваны служить его
исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку,
поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную
жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным. Труд способствует
воспитанию личности в созидательном духе, позволяет приобрести
полезные навыки. В процессе исправительного труда греховная
стихия в недрах души должна уступить место созиданию, порядку,
душевному миру. Вместе с тем важно, чтобы лица, находящиеся
в местах лишения свободы, не испытывали бесчеловечного обращения,
чтобы условия их содержания были такими, при которых их жизнь
и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное
состояние не влиял бы пагубный пример других узников. Для этого
государство призвано заботиться о заключенных, и в этой заботе
ему должны помогать общество и Церковь.
В христианстве доброе отношение к узникам ради их исправления
имеет глубокую основу. Господь Иисус сравнивает благотворение
заключенным со служением Себе: "В темнице был, и вы пришли ко
Мне" (Мф. 25. 36). История сохранила множество примеров помощи
святых угодников Божиих людям, находящимся в заключении. Русская
православная традиция искони предполагала милость к падшим.
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, обратился в тюремной
вологодской церкви к заключенным с таким словом: "Не для обличения
вас пришли мы сюда, а чтобы преподать вам утешение и назидание.
Видите сами, как Святая Церковь со всеми Таинствами своими приблизилась
к вам, не удаляйтесь же и вы от нее, приблизьтесь к ней верою,
покаянием и исправлением своих нравов… Спаситель и теперь простирает
со креста руки ко всем кающимся; покайтесь и вы, и прейдете
от смерти в жизнь!"
Исполняя свое служение в местах лишения свободы, Церковь
должна устроять там храмы и молитвенные комнаты, совершать Таинства
и богослужения, проводить пастырские беседы с заключенными,
распространять духовную литературу. При этом особенно важен
личный контакт с лишенными свободы, включая посещение мест их
непосредственного нахождения. Заслуживают всяческого поощрения
переписка с осужденными, сбор и передача одежды, лекарственных
препаратов и других необходимых вещей. Такая деятельность должна
быть направлена не только на облегчение тяжелой участи заключенных,
но и на помощь в нравственном исцелении искалеченных душ. Их
боль является болью всей Матери-Церкви, которая радуется радостью
небесной и "об одном грешнике кающемся" (Лк. 15. 10). Возрождение
душепопечения о заключенных становится важнейшим направлением
пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке
и развитии.
Особая мера наказания – смертная казнь
– признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость
ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании
и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь
часто принимала на себя долг печалования перед светской властью
об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания.
Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании
людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России
с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась
крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается
с телесной смертью - именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения
о приговоренных к высшей мере наказания.
Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской
работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому
же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного
значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные
чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную
казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что
милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести,
Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе
с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной
казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния
в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а
наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества.
IX.4. Желая содействовать преодолению преступности,
Церковь взаимодействует с правоохранительными учреждениями.
Уважая труд их работников, направленный на защиту граждан
и отечества от преступных посягательств, а также на исправление
оступившихся, - Церковь протягивает им руку помощи. Такая
помощь может осуществляться в многообразных совместных воспитательных
и просветительских трудах, направленных на профилактику и предотвращение
правонарушений, в научной и культурной деятельности, в пастырском
окормлении самих сотрудников органов охраны порядка. Взаимодействие
Церкви и правоохранительной системы зиждется на основе церковных
установлений и специальных договоренностей с руководством соответствующих
ведомств.
Однако самым действенным в преодолении преступности призвано
быть пастырское служение Церкви, особенно в Таинстве Покаяния.
Любому, кто кается в совершенном правонарушении, в качестве
непременного условия разрешения от греха священник должен
решительно предложить отказаться пред Лицом Божиим от продолжения
преступной деятельности. Только таким образом человек будет
побужден оставить путь беззакония и вернуться к добродетельной
жизни.