Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 
Medieval Children. By Nicholas Orme. Yale University Press. 387 pp. $39.95. Обзор Charlotte Allen в First Things 124 (June/July 2002): 55-56. Орм - профессор английского Эксетерского ун-та, автор более десятка книг о быте Средневековья. Эта книга - отпор концепции Арьеса (1962, книга о детстве), считавшего, что трогательное отношение к детству - особенность Нового времени. (Кстати, Арьес, истовый консерватор, считал, что это плохо. Пороть так пороть). В английской историографии это поддержал Lawrence Stone The Family, Sex, and Marriage in England 1500–1800 (1977). Семья средневековая была большая, включала массу не родственников, слуг, дети просто в ней терялись. Идея о том, что нуклеарная семья вещь поздняя, понравилась феминисткам, маркистам, фрейдистам - все они были против "традиционной" семьи, хотя идеалы у них были разные. Понравилась протестантам, как и все, очерняющее Средневековье. Но в 1982 г.Barbara Hanawalt из Миннесотского ун-та издает книгу The Ties That Bound, на основе источников подлинных реабилитирует средневековую семью: пусть тогда и не так сентиментально относились к детям, как при Виктории, но тоже их любили и выделяли. Женились вовсе не рано, а в 20-е годы. Нуклеарная семья вполне существовала. Орм относится к Hanawalt 'ской школе (в ней также Shulamith Shahar, Pierre Richй, Daniele Alexandre–Bidon, Sally Crawford, Ronald Finucane). Рождение детей праздновали, дни рождения запоминали. Годфруа де ла Тур Ландри говорил, что родители должны ежедневно молиться о детях (но это XIV век!) На картине Брейгеля 1559 (!?) изображено 75 детских игр. Было почитание святых детей (гм! Но воспринимались ли они именно как дети или как маленькие взрослые?) Орм предполагает, что некоторые средневековые тексты писались как детская литература (в т.ч. артуровский цикл). Аллен - автор книги The Human Christ: The Search for the Historical Jesus (1998). Все-таки кажется, что ее похвала Орму скорее стоит на католическом желании обелить Средневековье, представив его более "цивилизованным".
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова