Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Левин О.Ю.

Религиозная жизнь Кирсановского уезда. 1800-1917 гг.

Дипломная работа. Тамбов, 1998. Машинопись

К оглавлению

Из воспоминаний сестер Калугиных:
Раисы Анатольевны (1906 г.р.) и Екатерины Анатольевны (1900 г.р., в замужестве Саломатина)

Семья наша состояла из шести человек. Папа был волостным писарем в с.Овсянка. В 1913 г. переехали в Кирсанов. Папа работал здесь в городской управе. До революции мы жили неплохо, прилично....

В гимназии батюшка был протоиерей из Собора (законоучитель) о.Александр. Мы его не любили. Уроки у него строгие. Он не засмеется, такой официальный. О.Павел (Ремизов, до революции псаломщик в Соборе) к нашей матери ходил и помогал, и лекарства носил. Народ его очень любил. Ландышев — сверхштатный протоиерей — он инспектор школ. Монастырский — о.Василий, мы с его дочерью в одной гимназии учились.

О Тихвинском монастыре
Женский монастырь был, там большая церковь. А у нас в нем жила знакомая монахиня — матушка Платонида, много раз у нее бывали. Обязательно чем-нибудь угостит. Они (монашки) и сапоги шили, и гладили, и чистили — все умели. Можно было прийти и сказать: “Мне нужно убрать комнату”, — и они все сделают. В общем корпусе бедные монашки жили, их по 3–4 раза кормили. Побогаче сами себе готовили. В келии у них деревянная кровать.

О городе
Город ежедневно подметали тюремщики (по договору). Город был такой тихий, чистенький. Богатые ярмарки были. Сани и телеги стояли оглоблями вверх, т.к. было тесно. Город маленький, потому что расположен в “подошве”, неудобно, и расти ему некуда было. Все говорили: “Неудачное место для города”.


Из воспоминаний Кодраковой Л.А.
(записано 14 июля 1997 г., г. Кирсанов)

Мой отец - Александр Васильевич Лысогорский - был священником. Семья жила в с. Медное (ныне Сампурский р-н). Отца раскулачили и отправили в ссылку. Маму тоже хотели забрать, но председатель с/с ее предупредил. Тогда она уехала в с. Нижний Шибряй к сестре. У сестры оставила детей, а сама поехала в Тамбов. Здесь евреи ей дали документы на фамилию Орехова и переправили в Кирсановский уезд. Мама вспоминала, что перед арестом отца ночью было слышно, как кто-то вошел в кухню, послышался грохот на кухне, затем в кабинете, приблизился к спальне, но не вошел. Все было в доме цело и все двери закрыты. Когда забирали отца, так все и было, как в ту ночь. Все те же звуки повторились уже по настоящему.

Мама прожила под этой фамилией всю жизнь, а отец погиб при пересылке.


О Михаиле Дегтяреве из с. Нижний Шибряй

У него было пятеро детей. Жена умерла молодой. В селе был священник, который часто беседовал с Михаилом о вере. Говорил ему, чтобы он спасал себя и детей. После смерти священника Михаил определил своих детей по монастырям, и только дочь Варя вышла замуж. Ксения и Люба определены были на воспитание в Тихвинский монастырь. Сам Михаил ушел в мужской Оржевский монастырь. Когда Тихвинский монастырь разогнали, Люба вышла замуж, а Ксения впоследствии была замужем за священником Александром Васильевичем Лысогорским.

Дед Михаил странствовал до 78 лет. Был с ним случай, когда его застала ночь в лесу, и он не знал, куда идти. Помолившись Богу, Михаил набрел на хижинку, где его встретили двое мужчин. Они его приютили, а когда он поутру проснулся, то обнаружил, что хижинки никакой нет. Умер дед Михаил где-то в 1937 году.

Монахини, осевшие в Кирсанове, занимались рукоделием. Каждая имела свой кошт (2 тыс. р.) - место (свой "угол" - кровать и т.п.). Многие отсидели и вернулись назад. Так, матушка Марфуша сначала отсидела 10 лет, а потом еще 7 лет уже в 50-х годах. Пришла в 60-х. Не имела своего угла и ходила по знакомым монашкам и просто мирским верующим. Также на власть зла не держала, а с радость вспоминала годы заключения, приговаривая: "Свет мой карцер!". В это время жил в Кирсанове послушник Илья, ранее странствовавший в округе. Отличался благочестивой жизнью. Умер он в 1967 году.

Отец Филарет из Оржевского монастыря, вернувшись из заключения, тоже жил в Кирсанове. Ходили к нему женщины за наставлениями. Собирались, молились. Они не принимали патриарха Сергия и открывшуюся церковь и священников. В храм не шли, считали попов обновленцами: "Не Спаситель, а Сталин на антиминсе". Их власть разгоняла.

Помимо местных пастрыей были у монахинь и другие наставники. Так, многие матушки окормлялись у иеромонахов Нектария и Амвросия из Выдубиц.


Кондратий

Кондратий жил в нашем городе. Служил в армии 4 года. Пришел женился, но жена умерла. После ее смерти паломничал по Святым местам. Люди верующие собирали ему деньги на дорогу, а мой дядя всегда ему помогал оформить документы. Однажды он ушел и не возвращался три года. Думали пропал. А он за это время обошел всю Россию. Также был в Иерусалиме, на Афоне не один раз. Когда вернулся, попросил у начальства разрешения поселиться в Овсяновском лесу, у него там была пещера. Вокруг него собирались верующие.

Вот объявился как-то человек. И под видом духовного монаха, имеющего разрешение и план на постройку монастыря на месте пещеры Кондратия, попросил последнего начать сбор средств на это дело. Когда разобрались, то выяснилось, что это никакой не монах, а мошенник.

А потом крамола пошла. И ему, Кондратию, власти запретили жить в пещере, в лесу. Он переселился в Кирсанов. Потом подался в Паревку, там у реки Вороны вырыл земляночку. К нему стал ходить народ. Недолго так прожил, пришла банда и его разорили. Кондратий вернулся в Кирсанов и жил у сестры в Голынщине. Работал караульщиком. Помню, Кондратий этот как придет к нам, начнет рассказывать, мы от него не отходили.

В 1937 г. он у нас в доме был последний раз. Умер перед войной. Похоронен на городском кладбище.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова