Дюкова А.О.
С Беляковой о нижегородских суевериях, 2003.
(по архивным и экспедиционным материалам)
Исследование проведено при поддержке РГНФ (проект № 00-01-00307а)
На правах электронной публикации
http://irisk.vvnb.ru/IPH.htm
Раскол - как явление культурно-историческое не принадлежит исключительно истории России и Русской православной церкви (далее РПЦ), поскольку примеров существования нелегальной Христианской церкви за всю историю христианства можно обнаружить не мало. Кроме хорошо известного раскола, называемого старообрядческим, история РПЦ XX века знала еще и обновленческий раскол ("левый"), и "правые" расколы, которые стали известны под именами Истинно православной церкви (ИПЦ) и Истинно православного христианства (ИПХ). Первый термин впервые был употреблен в 1928 году владыкой Иосифом Петровых в одном из своих писем, второй - архиепископом Андреем Ухтомским. Кроме этих самоназваний в литературе употребляются нередко и другие термины - катакомбная церковь, движение непоминающих. А поскольку исторически так сложилось, что отсутствовал единый руководящий центр истинно православных, то в каждом регионе движение имело особое название: иосифлянство (Центральные области России), викторианство (Кировская область), буевцы (Тамбовская область), евлампиевцы (Брянская область), имяславцы и стефановцы (Центрально-Черноземные области), васильевцы и скрытники (Иваново-Вознесенская область), ерофеевцы (Вологодская область) и др.
В советской, а затем и в зарубежной историографии под влиянием исследований А.И. Демьянова [1] утвердилась точка зрения, что ИПХ и ИПЦ - это не самостоятельные течения, а одно общее. Наименование "истинно православные христиане" употреблялось по отношению к тем общинам, которые не имели священников, поскольку очень редко удавалось заменить арестованного священнослужителя. Другая точка зрения высказана А. Клибановым, З. Никольской, Л. Матрохиным [3,4]. Они полагали, что группы ИПХ появились впервые только в годы Великой Отечественной войны и выделились непосредственно из ИПЦ. Особого мнения придерживается М.В.Шкаровский [5], утверждая, что первые общины ИПХ, или катакомбников возникли уже в 1918 г.
Но все-таки, как нам представляется, относить появление течения ИПХ к 1918 г., а даже и к началу 20-х г. будет не логично. Поскольку представители ИПЦ и ИПХ были враждебно настроены по отношению к советской власти и ее политике, то как можно представить отделение от церкви части верующих, неприемлющих новые порядки, когда сам Патриарх Тихон в 1918 г. в своем воззвании предал анафеме всех гонителей православных. Невозможно также представить возникновение такого раскола, когда РПЦ стояла на позициях невмешательства в политическую жизнь страны, провозглашая аполитичность Церкви, как организации. Лишь в 1927 г., когда Заместитель Местоблюстителя Патриаршего престола Сергий (Старогородский) принял Декларацию, в которой шел на значительные уступки советской власти, появился реальный повод для начала "правого" раскола. Подтверждают наши рассуждения и представители изучаемого нами движения. "Патриархов устранил еще Петр, он на себя взял. Когда же убрали царя, выбрали патриарха Тихона, а потом власть сменилась. Тихон должен был ей подчиниться, а он не признал. Сергий (Старогородский) признал, и люди не стали ходить в церковь, а стали называть "обновленная" церковь" (Экспедиционный материалы ИРиСК. д. Б. Музя Шахунского р-она, 1998 г. зап. А.О.Дюковой).
Материалы, хранящиеся в Государственном архиве Нижегородской области (далее ГАНО) в фонде Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР дают нам информацию о существовании групп ИПХ и ИПЦ на территории Нижегородской области, начиная с 50-х гг. По "Отчетам райисполкомов о работе по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах" мы можем говорить о наличии общин последователей ИПЦ и ИПХ в следующих населенных пунктах (указывается год первого упоминания об общинах в отчетах): с. Семьяны Воротынского района с 1953 г (ф. 5899 оп. 3, ед. хр. 11, л. 101), с. Водоватово Арзамасского района с 1960 г. (ф. 5899 оп. 2 ед. хр. 1, л. 34), с. Антоново Спасского района с 1961 г. (ф. 5899 оп. 2, ед. хр. 7, л. 3), п. Гусевский Шахунского района с 1961 г. (ф. 5899 оп. 2, ед. хр. 7, л. 5), с. Мотызлей Вознесенского района с 1972 г. (ф. 5899 оп.1, ед. хр. 34, л. 76-77), г. Горький с 1972 г.(ф.5899 оп. 1, ед. хр. 34, л. 140), г. Горбатово Павловского районам с 1976 г. (ф. 5899 оп. 1, ед. хр. 52, л. 58-59), с. Азрапино Починковского р-на с 1976 г. (ф. 5899 оп. 1. Ед. хр. 52, л. 64). Кроме этого упоминаются о выселении за пределы области руководителей "нелегальной религиозной секты ИПЦ" Шахунского и Ветлужского районов (ф. 5899 оп. 2, ед. хр. 5, л. 34). Таким образом, всего по архивным источникам, начиная с 50-х гг., было выявлено 8 населенных пунктов, где проживали последователи ИПХ и ИПЦ, среди которых 5 общин были отнесены к течению истинно православных христиан, а 3 - к истинно православной церкви:
ИПХ |
ИПЦ |
с.
Антоново Спасского района;
с. Мотызлей Вознесенского района;
г.
Горький;
г. Горбатово Павловского районам;
с. Азрапино Починковского
р-на. |
с.
Семьяны Воротынского района;
с. Водоватово Арзамасского района;
п. Гусевский Шахунского района. |
Но надо заметить, что в отчетах райисполкомов часто одни и те же общины в документах могли относиться поочередно то к ИПЦ, то к ИПХ. Например, 30 мая 1960 года Уполномоченный Совета по делам религиозных культов Н. Шарапов дает справку о существовании общины верующих в Арзамасском районе, озаглавленную следующим образом: "Справка о результатах ознакомления с деятельностью религиозной группы верующих "Истинно-православных христиан" (ИПЦ) (выделено авт.) в селе Водоватово Арзамасского района и группы евангельских христиан баптистов (ехб) в г. Арзамасе, 17-20 мая 1960 г." (ГАНО. Ф.5899, оп.2. ед.хр.1. Л.34).
В ходе комплексных археографических экспедиций Института рукописной и старопечатной книги по Нижегородский области, большинство которых были осуществлены при финансовой поддержке РГНФ, были выявлены общины ИПХ и ИПЦ в следующих населенных пунктах: с. Каменка Пильнянского района (кол. неизвестно) (Экспедиция 1995г.); с. Можаров Майдан (2-3 семьи) и с. Тенекаево Пильнянского района (10 человек) (Экспедиция 1995г.); пгт. Шайгино (10-12 человек), д. Арши Тоншаевского р-на (в настоящий момент нежилая) (Экспедиция 1997г., 1998г.); д. Калиниха (15 чел.), д.Буслаево и д. Будилиха (15 чел.) Воскресенского р-она (Экспедиция 1995г.). Отдельные представители течения ИПХ были обнаружены в пос. Малиновский, д. Макарово, д. Бол. Музя Шахунского р-на (Экспедиция 1997, 1998 гг.); д. Журавлиха и Байково, Василев-Майдан Починковского р-она (Экспедиция 2000 г.). Но в настоящий момент последователи движения истинно православных не видят принципиальной разницы между названиям Истинно православное христианство и истинно православная церковь, а сами себя они называют истинно православными христианами и относят к истинно православной церкви, которую противопоставляют Русской православной церкви.
В Нижегородском крае в силу целого ряда причин не было религиозного лидера, который бы возглавил течение Истинно православных. Поэтому многочисленные общины ИПХ и ИПЦ существовали разрознено и независимо друг от друга. Но, как нам представляется, можно выделить несколько очагов, существования движения истинно православных. Первый расположен в северных районах, включает в себя Шахунский, Тоншаевский, Ветлужский и Воскресенский (возможно) районы. Общины из этих районов имели связь с последователями ИПХ и ИПЦ Кировской области, в частности, представителями, проживающими близ г. Яранск. По воспоминаниям жительницы Шахунского районы представители ИПХ в 60-х гг. получали посылки с литературой и одеждой из Каргаполя. Другим центром можно назвать расположенный на юго-западе Нижегородской области Вознесенский район, который только в 30-е гг. отошел к Нижегородской области, а до этого входил в состав Иваново-Вознесенской. На юго-востоке области сложился еще один центр в Починковском районе, тяготевший, по всей видимости, к Мордовской АССР, где, по мнению М.В.Шкаровского, группы "истинных" были достаточно многочисленны. Открытым остается вопрос о существовании общин ИПХ и ИПЦ в Арзамасском районе.
Общины последователей ИПХ-ИПЦ представляли собой замкнутое общество, которое могло включать в себя жителей одной, или, скорее всего, нескольких близлежащих деревень. Отвергая все блага цивилизации (электричество, газ), они не получали пенсии и отказывались участвовать в общественной жизни (участие в выборах, получение паспортов, работа в колхозах). Так в "Справке о результатах ознакомления с деятельностью религиозной группы верующих "Истинно-православных христиан" (ИПЦ) в селе Водоватово Арзамасского района и группы евангельских христиан баптистов (ехб) в г." за 1960 г. уполномоченный Совета Н. Шарапов так описывает сложившуюся ситуацию: "В селе Водоватово до настоящего времени существует небольшая религиозная группа сектантов, носящая антигосударственный характер, верующие которой считают себя членами "истинно-православной церкви". Группа состоит из 25 - 30 чел. Преимущественно женщины, большинство которых пожилые и престарелые. Вследствие религиозного фанатизма эти люди не участвуют в выборах в Советы и другие советские органы, не участвуют в общественной жизни села и колхоза и, как правило, не работают в колхозе. Во время выборов в Советы 1 марта 1959 г. не принимали участие в голосовании 12 человек, исключительно женщины…
Уланова А. И. (в прошлом звеньевая колхоза). Участие в общественной жизни, в том числе и в выборах в Советы, считает большим грехом, поэтому и не принимает участие в голосовании.
Уланова Е. И. "Мы живем, никому не мешаем, не голосуем потому, что это богу не угодно и Вы нас не переубедите и не запугаете".
Гордеева А. Д. Назвала себя истинно верующей христианкой" (ГАНО, ф. 5899, оп.2 д.1. л.34).
Архивные материалы подтверждаются экспедиционными исследованиями. "Антигосударственный характер деятельности" общин ИПХ и ИПЦ проявлялся в первую очередь в непризнании советской власти. "Когда пришла революция, - рассказывал житель Шахунского района, - не многие понимали, что это за власть. Царская власть она от Бога. Меня спрашивали: "Признаю ли я Советскую власть?" А я отвечал: "А советская власть признает Бога? - Нет, тогда и я не признаю её!" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б. Музя Шахунского р-она, 1997 г. зап. А.О.Дюковой) или "правление Царя было богоугодным, правильным, - говорил житель г.Шахунья, - а власть большевиков Богом допущена. Она людям за их грехи дана" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Макарово Шахунского р-она, 1998 г. зап. А.О.Дюковой). Негативное отношение к существующей власти объясняется и представлениями о наступлении последнего времени и пришествии в мир антихриста. "Ленин - антихрист, которого ждали и сейчас ждут. А как пришел, так и настали последние времена, от самого сотворения мира не одно отступление было, но это было такое отступление, от которого еще более неверия будет. Теперь одно - или обратиться к Богу или истреблять" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б.Музя Шахунского р-она, 1997. Зап. А.О.Дюковой). При этом, в среде последователей ИПХ и ИПЦ нет единства, одни утверждают, что антихрист еще не пришел в мир: "все люди ждут антихриста. Сейчас только предтеча. А чего он может сделать? Все уже сделано, веры уже нет. 1000 лет - как 1 день у Бога, 3-й день - Воскресенье, поэтому сейчас день, когда должно быть второе пришествие. Антихрист придет через 1000 лет. Сейчас он на 1/6 части земли (это СССР), потом на весь мир" (Экспедиционные материалы. д. Б.Музя Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой). По представлениям других последние времена уже наступили, поскольку антихрист уже пришел в мир: "Антихрист тоже человек, только со сверхчеловеческой силой. Это был Ленин. Его ссылали по реке Лене на лодке, он стал тонуть, его спасла сверхъестественная сила и в него она вселилась. Он книги читал - проглатывал и все знал. Он зажигал людей своими речами. Сталин был его соратником. До Горбачева было 7 голов антихриста. По писанию: должно быть 10 царей. Им Господь положил на сердце разрушить все, что сделано. Это 10 республик. Они будут выступать против агнца. Ленина не хоронят потому, что он имеет такую силу на людей. Когда его уберут, он много с собой возьмет. Будут потрясения. Они уже назревают - будут хоронить царя. Раньше были гонения, теперь - болезни. Второе пришествие принесет не мир, а меч и разделения. (Экспедиционные материалы. д. Б.Музя Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой).
Из непризнания легитимности самой советской власти, как следствие последователи истинно православных не принимали участия и во всех политических и экономических мероприятиях государства. Повсеместно представители изучаемого нами религиозного течения отказывались идти в колхозы, или же при вступлении в общину "истинных" верующие выходили из их состава. Так, в "Решении Судебной коллегии по гражданским делам Горьковского областного от 17 марта 1961 г. по вопросу о лишении родительских прав Воробъева Алексея Сергеевича и Воробьевой Екатерины Андреевны" было записано: "во 2-й половине 1958 г. Воробьев ушел из колхоза и прекратил заниматься общественно полезным трудом. Имея специальность плотника, он стал жить за счет частных заработков. Ответчики Воробьевы перестали принимать участие во всех общественных мероприятиях: отказались от участия в переписи населения, в выборах в Советы. Воробьев отказался принимать извещения на уплату налогов" (ГАНО. Ф. 5899, оп. 2, ед.хр. 5, л.17). Отказывались принимать участия последователи ИПХ и ИПЦ и в Великой отечественной войне, мотивируя свою позицию следующим образом: "не пошел служить ради Бога: они (т.е. коммунисты) издевались - зачем их спасать, коммунистов отвоевывать. Они кулачили, все отбирали" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б. Извал. Шахунского района, 1998 г. зап. А. О. Дюковой).
Но это не значит, что среди представителей движения истинно православных были широко распространены идеи пацифизма, например, участие в первой мировой войне не считалось ими за грех. "Дедушка Игнатий не велел ходить на войну - она за советскую власть, вот 1-я мировая она за царя была, воевали за Георгиевский крест. Дед Игнатий скрывался, и многие еще скрывались в лесах, когда закончилась, тогда выходили. В колхоз тоже не велел идти, так как грешно" (Экспедиционные материалы ИРиСК. поч. Малиновский Шахунского р-она, 1998г. зап. А.О.Дюковой).
Но как последователи ИПХ и ИПЦ не принимали все нововведения социалистического государства, так и советская власть негативно относилась к представителям движения истинно православных. Многие наши респонденты в 40-60-х гг. были обвинены в антигосударственной деятельности и получили большие сроки. "После смерти Сталина молиться стали, но года через три нас стали забирать. Забрали нас двоих - меня и еще одного Андрея Ивановича (по 58 ст. сидели) групповая организация на религиозной основе. В ноябре 1957 г. выездной суд в Шахунье состоялся, получили 5 лет в лагеря. Сидели в Мордовском лагере. Андрей Иванович, тот второй срок получил. Первый раз сел в 40-м году на 10 лет за то, что не хотел брать военный билет, а с ним еще 9-10 человек. Один он выступил против выборов" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б.Музя Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой). Многие последователи ИПХ и ИПЦ воспринимали сложившуюся ситуацию как гонения на христиан при последних временах, которые были давно уже предсказаны: "все говорят, что конец света неизвестно когда будет. А антихрист то уже был - Ленин да Сталин - все уже подготовлено. И гонения на истинных христиан, как написано, уже были: при последних днях живем" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Макарово Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой).
Занимались последователи ИПХ и ИПЦ активной агитацией, о чем свидетельствуют следующий документ: "Информационный доклад о работе Уполномоченного Совета по Горьковской области за II квартал 1953 г. председателю Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР, тов. Г. Г. Карпову село Семьяны Воротынского района. В районе имеются незарегистрированные молитвенные дома, в которых регулярно проводятся молитвенные собрания. Начальник райотдела МВД тов. Подъячих говорит, что в самом центре села Воротынец служба проходит у граждан Решетниковой, у Кузнецова Алексея Платоновича и Аверина Алексея, относят они себя к ИПЦ. На молитвенных собраниях в этих домах бывает молодежь. Собрания эти в какой-то мере оказывают влияние на население, в данном случае на молодежь. В подтверждении этого он приводит пример, что в великий пост в клуб молодежь не ходила. Это же подтверждает и секретарь РК КПСС тов. Кульпин, который сказал, что под праздник "Вознесение" в клубе было всего 7 человек, в числе которых был сам тов. Кульпин. Несмотря на то, что вечером намечался концерт самодеятельности и все же молодежь не пришла. Тов. Кульпин объясняет это результатом работы незарегистрированных молитвенных домов. Богданов А. М." (ГАНО, ф.5899,оп.3, ед. хр.11, л. 101). Или как вспоминает житель д. Б.Музя Шахунского района, относящий себя к ИПХ: "Все говорят власти надо повиноваться, а мы повинуемся, платим налоги. "А почему в колхозы на идете и на выборы?" - спрашивают. А это уже дело добровольное. Меня посадили не за веру, а за антисоветскую пропаганду, т.к. не шел в колхоз. Когда стали собираться молиться - антисоветское сборище" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б. Музя Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой).
В религиозной практике последователей ИПЦ и ИПХ, как отмечают исследователи, "особое место... занимает почитание "явленных" икон и "святых мест": деревьев, камней, водных источников" [1:106]. Именно в их среде бережно хранятся и передаются из поколения в поколение легенды и сказания о местных святынях. В южных районах Нижегородской области в XX в. активно развивается традиция почитания водных источников, которые присутствуют в изобилии (число их порой достигает до 7 ключей на один населенный пункт) в силу особых физико-географических условий, сложившихся на юге нашего края. "Святые ключики" становятся местом паломничества на время церковных праздников и отчасти заменят разрушенные в 30-е гг. храмы и церкви. Каждый такой ключик имеют свою историю, которая в той или иной мере отражена в устной народной традиции. Основными сюжетами местных легенд и преданий являются рассказы о попытках уничтожить святыню представителями советской власти, о чудесах и исцелениях больных. Особо бережно хранятся эти предания именно представителями течения истинно православных, как правило, они более информированы, чем верующие относящиеся к русской православной церкви.
Кроме почитания источников, особое значение для религиозной практики последователей ИПХ и ИПЦ имело почитание могил местных святых, которые прославились как в дореволюционный период, так уже и при советской власти. Например, представители течения истинно православных в северных районах Нижегородского края использовали канонизацию для идеологического оформления своего течения. Идеологом последователи течения ИПХ (они сами себя так называют) в северных районах считают "старца Игнатия", впоследствии почитаемого как святого, который и сформулировал основные положения учения.
Но приверженцы учения ИПХ говорят, что заветы, по которым они сейчас живут, получены были "старцем Игнатием" от "деда Василия" и "деда Герасима". "Дед Василий к деду Герасиму на Ветлугу ходил и через порог с его Духом разговаривал. Тот и сказал, как жить надо, а к деду Василию дед Игнатий ходил, и тоже с его Духом разговаривал. Они все учителя славянские" (экспедиционные материалы ИРиСК. поч. Малиновский Шахунского р-она, 1998 г. зап. А.О.Дюковой). Надо заметить, что и дед Герасим по преданию умер еще в XIX в., а дед Василий скончались в 10-х гг. XX века, и, следовательно, не застали ни произошедшего в 20-х гг. раскола в Русской православной церкви, ни установления Советской власти. Таким образом, с помощью причисления к лику святых подвижников, которые по преданию принимали участие в оформлении нового религиозного течения, последователи ИПХ-ИПЦ стремились подтвердить истинность своих воззрений и их преемственность с древними традициями.
Злободневным для представителей ИПХ и ИПЦ на протяжении многих десятилетий остается вопрос об отношении к Русской православной церкви. С 30-х гг., когда большинство церквей были закрыты и разрушены, верующие были поставлены в трудное положение. "В советское время в церковь не ходили, - рассказывал последователь ИПХ, - так как батюшку забрали в тюрьму, церкви ломали, смеялись, в колхоз загоняли силой" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б.Музя Шахунского р-она, 1998 г. зап. А.О.Дюковой) или "Как церкви позакрывали, в церкви не ходят. Молятся дома. Д. Игатий говорил: "Уйди в лес, раскинься около елки, Бог услышит" (Экспедиционные материалы ИРиСК. поч. Малиновский Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой). Но даже когда власть была вынуждена открыть некоторые церкви, особенно в военные и послевоенные годы, последователи ИПХ и ИПЦ отказывались их посещать, считая их лишенными благодати, не принимали и рукоположенных при советской власти священников. "Люди в церковь не ходили, он (т.е. тайный священник) приезжал и проводил службу. Они же (власть, церковь) наше старчество не признавали, так как он не рукоположен. Но дело-то не в букве, а в духе" (Экспедиционные материалы ИРиСК. д. Б.Музя Шахунского р-она, 1998. зап. А.О.Дюковой).
Четко представляют последователи ИПХ и ИПЦ, в чем состоит отличие их от Русской православной церкви. "От православной церкви мы отличаемся следующим. Раньше удавившихся не хоронил поп, а теперь отпевают, крест ставят: церковь-то неправильная советская, власть до того довела. Потом, молились бы за царя, а его откинули. Теперь не поют тропарь царю, поэтому пренебрегаем церковью, не по Божьему указу делают. Мы то везде царя помянем. А еще ждут антихриста, а он уже был - Ленин да Сталин. Вот паспорта - советский гражданин - это и есть печать, клеймо. Везде твоя роспись - клеймо на руку" (Экспедиционные материалы ИРиСК. поч. Малиновский Шахунского р-он. 1998 г. зап. А.О.Дюковой).
Изучение религиозного подполья в Нижегородском крае, построенное на сопоставление архивных и экспедиционных материалов, представляется актуальным и злободневным. Религиозная деятельность представителей движения истинно православных отложило большой отпечаток на жизнь многих районов Нижегородского края. Изучение фольклора, традиции почитания местных святынь не будет полноценным, если не представлять, какую роль играла в религиозной жизни района деятельность общины ИПХ-ИПЦ.
Литература:
1. Демьянов А.И. Истинно Православное Христианство. Воронеж, 1977.
2. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в русской церкви 20-30-х годов XX столетия. Самара, 1997.
3. Митрохин Л.Н. Реакционная идеология "истинно-православной церкви" на тамбовщине // Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей IX. Современное сектанство. М., 1961. С. 144-160.
4. Никольская З.А. К характеристике течения так называемых Истинно-православных христиан // Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей IX. Современное сектанство. М., 1961. С. 161-188.
5. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.
|