П.А. КУЛАКОВ
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ
Кулаков П., Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 91-99.
Cм. библиографию.
КУЛАКОВ Петр Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социологии Новосибирского медицинского института
Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного "обращения" мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились социальные условия "вхождения в жизнь" существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации.
91
Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее им неведомое.
Преподаватели кафедры социологии и студенты Новосибирского медицинского института при поддержке Комитета по делам молодежи мэрии и преподавателей других вузов нашего города провели весной 1994 г. социологический опрос учащихся.
Предмет исследования - верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек.
Выборка была представительной, отражала структуру учащейся молодежи дневного обучения в возрасте от 15 до 29 лет. Формирование выборочной совокупности носило комбинированный характер, использовался многоступенчатый отбор с применением квотной и случайной выборки.
На первом этапе велся отбор учебных заведений с учетом их типа, статуса, места расположения, структуры контингента обучающихся. Было отобрано таким путем 10 школ, 3 ПТУ, 5 техникумов и колледжей, 4 вуза.
На втором этапе отбирались учебные группы, классы. Учитывались возраст, срок обучения, пол, статус группы (класса), факультетов. После чего шел отбор респондентов. Объем выборочной совокупности составил 1 230 человек. После просмотра анкет, их "выбраковки", для обработки оставлено было 1 192 единицы.
Структура выборки по типам учебных заведений выглядит следующим образом. Из 1 192 респондентов 434 (36,4%) - учащиеся школ, 119 (10%) - учащиеся ПТУ, 236 (19,7%) - техникумов, колледжей, 404 (33,9%) - студенты вузов.
Средний возраст опрошенных 17,3 года. По социальной принадлежности исследуемая группа довольно разнообразна. Преобладали представители семей рабочих (43,8%); из семей служащих- 18%, интеллигенции- 12%. Более 5% пришлось на предпринимателей (коммерсантов).
В целом данные говорят о том, что состав опрашиваемых соответствовал по своим социальным характеристикам основному контингенту учащейся молодежи и социальному составу населения.
Результаты социологического опроса
В начале исследования нам представлялось важным выяснить отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества, роли церкви в решении многих проблем как социально-гражданского, так и политического характера.
Как и предполагалось, большинство респондентов (57,1 %) поддерживает возрождение религиозных начал в духовной жизни нашего народа; 25% опрошенных выразили безразличие ко всему происходящему, хотя и с оттенком лояльности.
В группе "поддерживающих" преобладали учащиеся школ (38%) и студенты вузов (40,2%). Значительно меньше в ней учащихся ПТУ и техникумов (7,6% и 14% соответственно). Причина подобной расстановки видится в том, что, во-первых, в группах учащихся ПТУ и техникумов преобладает мужской пол. А он в ходе исследования проявлял более сдержанное отношение к проблемам религии, веры. Во-вторых, специфика обучения и характер получаемой профессии, когда в процессе преподавания преобладает техницизм. Но несмотря на небольшой вес в группе "поддерживающих" представителей училищ и техникумов, все же 40% респондентов из данных учебных заведений тоже выразили поддержку религиозных начал.
Большая часть респондентов (42,5%) связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека. Упадок нравственной культуры резко ослабил защищенность духовного мира молодых людей, как, впрочем, и их социальную защищенность вообще. Не зря следующей по рангу причиной поддержки респонденты выбрали пункт, в котором указывалось, что религия помогает перенести трудности нашей жизни. Этот вариант поддержали почти 25% респондентов, добавляя: "без этого трудно жить сегодня", "религия помогает жить человеку, поверить в себя", "она помогает справиться со многими переживаниями" и др.
Поддержку возрождения роли церкви и религии в России часть респондентов (13%) увязывает с необходимостью подъема национального самосознания народов нашей страны, восстановления утраченных традиций, символов, образцов культуры прошлого. В анкетах, заполненных студентами авиационного колледжа, встречались рукописные дополнения: "под-
92
Общее распределение верующих и неверующих
Кем считают себя респонденты |
Число респондентов |
% от числа |
|
|
опрошенных |
1. Просто верующие |
43 |
3,6 |
2. Христиане |
131 |
10,9 |
3. Православные |
102 |
8,5 |
4. Католики |
7 |
0,5 |
5. Протестанты |
3 |
0,2 |
6. Буддисты |
5 |
0,4 |
7. Верят в высшие силы, в высший разум |
19 |
1,6 |
8. Верят в себя, в своего бога |
53 |
4,4 |
9. Исповедуют нетрадиционные, нерелигиозные вероисповедания |
38 |
3,2 |
10. Колеблющиеся между верой и неверием |
467 |
39,0 |
11. Неверующие |
165 |
13,7 |
12. Атеисты |
30 |
2,5 |
13. Затруднились ответить |
142 |
11,8 |
14. Не дали ответа |
5 |
0,4 |
держиваю религию как культурное наследие", "она помогает объединить людей", "религия -это спасение народа".
К сожалению, лишь немногие из опрошенных учащихся и студентов (7%) связывают рассматриваемое явление нашей жизни с началом подлинной свободы религиозных взглядов человека и видят в нем естественный процесс общественного развития. И единицы расценивали процесс религиозно духовного становления части российских граждан как "нарочно придуманную узду для людей", как "способ развития в человеке качеств раба".
Из всей совокупности опрашиваемых 25% выразили безразличие ко всему происходящему, хотя и с оттенком лояльности, а 4% респондентов откровенно признались в своем неприятии новых религиозно-духовных процессов.
Заслуживает внимания высокий удельный вес затруднившихся найти приемлемую для них причину усиления религиозных настроений в массах (15,4%) и вообще не давших ответ на этот вопрос (14,9%).
Если сопоставить ответы, то можно увидеть, что немногим более половины опрошенных выразили заинтересованное отношение и поддержку весьма сложному процессу религиозно-духовного возрождения народа.
Проведенный опрос позволил увидеть палитру верований учащейся молодежи. А если учесть, что вопрос о вере был поставлен в анкете в открытой форме и респондентам было предложено самим определить характер и предмет личной веры, то полученные данные для нас вдвойне интересны.
Лишь небольшая часть опрашиваемых не дала ответа (0,4% - 5 человек) или затруднилась определиться (11,9% - 142 человека) в своей вере. Абсолютное большинство сумели не только соотнести себя с той или иной группой верующих, но и назвать предмет веры, ее направленность. Только 3,6% не смогли указать предмет веры. Они определили себя верующими без указания конфессиональной принадлежности. У остальных - определенная самоидентификация.
На вопрос "Считаете ли Вы себя верующим человеком и если да, то какую веру Вы исповедуете?" только 12% респондентов затруднились определиться и не дали ответа. 25%, по их словам, исповедуют ту или иную религию. Одни - вообще общехристианскую (10,9%), другие - православную (8,5%), третьи — католическую (0,5%). Еще меньше тех, кто исповедует баптизм, евангелизм, буддизм. Среди верующих есть поклонники идей Е. и Н. Рерихов, есть те, кто верит в высший разум, природу, в добро и зло, судьбу, любовь, справедливость, астрологию и т.д. В совокупности таких верующих набирается 7-8%.
Заметной группой выделяются те, кто верит только в себя (4,4%) или, как они добавляют, в своего бога (Таблица).
Из приведенных данных видим, что религиозно верующие составляют в общей массе 1/4 респондентов.
Всех верующих, точнее, названных себя таковыми, в общей массе респондентов насчитывается не более '/з . Основная же масса учащихся и студентов (39%) колеблется между верой
93
и неверием. Эта группа относительно равномерно распределена по различным категориям учащейся молодежи. Среди школьников они составляют 39,4%; учащихся ПТУ - 49,5%; учащихся техникумов и колледжей - 40%; студентов вузов - 35,5%. Мы их не сочли возможным включить в группу религиозно верующих, так как они еще находятся на стадии "вхождения", осмысления своего духовного "Я".
Признали себя неверующими 13% опрашиваемых, атеистами - 2,5%.
Социологический анализ религиозности учащихся вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценки респондентов. Существует ряд других показателей, которые позволяют реально оценить степень и характер верований молодых людей. Это и знакомство с религиозной литературой, знание основных догматов какого-либо вероучения, соблюдение определенных требований, канонов церкви, участие в богослужениях, обрядах, деятельности общины и т.д. Ответы респондентов на последующие вопросы анкеты показали, что подавляющее большинство учащихся редко или совсем не посещают храмы, молитвенные дома, не участвуют в совершении богослужений, не соблюдают обряды. А если участвуют, то по мотивам нерелигиозного характера. На участие как потребность верующего человека указало всего 6% респондентов, а 71,8% респондентов вообще не дали ответа, 6,7% затруднились выявить свои мотивы участия.
В пользу невключения "колеблющихся" в число верующих говорят и другие данные. Например, среда множества ценностей нашей жизни (респондентам было предложено 25 позиций) "общение с Богом", "чтение религиозной литературы" выбрали лишь 6,5% — участников социологического опроса. Только один человек из опрошенных решил посвятить свою жизнь Богу.
По-настоящему верующий вряд ли может считать себя таковым без знания основных постулатов вероучений, изложенных в Священном писании, других книгах. В нашем случае источником знаний могут служить Библия, Коран, Талмуд и др. литература религиозного характера. На вопрос "Читали ли Вы Библию?" почти 5% респондентов ответили, что "прочитали полностью", чуть более 20% читали Новый или Ветхий Заветы. Читали только отдельные фрагменты 61% опрошенных и не читали ничего вообще 21,2% респондентов. Что касается другой религиозной литературы, то ее читали 22% опрашиваемых; половина из них не могла привести ни одного названия из прочитанного ими на религиозные темы.
Есть и другие данные для сопоставления, но и приведенных, думается, вполне достаточно, чтобы представить структуру, характер и масштабы распространения верований среди учащейся молодежи. Здесь необходимо добавить только, что из 25% религиозно верующих респондентов около 8% можно считать глубоко верующими людьми, т.е. не только принявшими веру, но и следующими ее установлениям и требованиям.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на публикуемые в журнале "Социологические исследования" результаты социологического опроса, в которых показывается религиозность молодых людей (16-17-летних) на уровне 64% [1, с. 9]. При всей несопоставимости нашего и данного опросов (территориальность, метод и объем выборки, состав опрашиваемых) все же закрадывается сомнение, насколько объективен такой показатель. Сомнения возникают потому, что вряд ли вообще реален скачок от всеобщего атеизма к чуть ли не поголовной религиозности этой возрастной группы молодежи. Авторы публикации выводят данный показатель на основе только самоидентификации, самооценки респондентов в отношении своей только религиозности, не беря во внимание ряд других показателей, позволяющих более точно определить степень и характер религиозности молодых людей (имеется в виду знакомство с предметом веры, степень проявления каких-либо форм религиозной деятельности в рамках своей веры и др.).
Сегодня можно предположить, что принятие молодыми людьми религиозной веры (в отличие от нерелигиозной) осуществляется в нашем, стихийно движущемся потоке, с учетом традиций и складывающейся ситуации в обществе. Думается, процесс еще не завершен, не стабилизировался. Формирование религиозного сознания и вообще верующего человека, несомненно, будет меняться, приобретать новые очертания, вовлекать в свою орбиту новых людей, хотя и не так динамично, как это кажется сегодня. Определенные предпосылки для подобных утверждений есть. Кризис в обществе охватил все сферы нашей жизни, стимулируя, тем самым, всплеск общественного внимания к невидимой, слабо познанной стороне человеческого бытия, к разного рода верованиям и суевериям. Другими словами, усиливается воздействие социальных, психологических и познавательных факторов на сознание молодежи. Ко всему прочему сохраняется устойчивое внимание к религиозной стороне общественной жизни -
94
это восстановление храмов, приходов, церквей, освящение значимых мест, событий и т.д. Но и это еще не все. Нельзя сбрасывать со счета воздействие семьи, окружающей среды, СМИ и других социальных институтов. Оказывают свое действие сохранившиеся обычаи и традиции.
По признанию наших респондентов, в 40% семей есть верующие, причем в абсолютном большинстве это религиозно верующие. Чаще всего называли мать, бабушку, реже - отца, деда, братьев и сестер.
Более половины семей имеют предметы религиозного характера, культового значения.
Большинство участников опроса (61%) крещены и почти 20% из них собираются креститься. Тех, кто не намерен этого делать (и не крещен), насчитывается лишь 12%.
Почти 3/4 опрошенных учащихся и студентов отмечают в той или иной форме религиозные праздники, указав при этом 25 праздников (23 религиозных и 2 народных). Как можно предположить, наиболее почитаемыми оказались Пасха (62,6%), Рождество Христово (46,5%), Крещение (11,5%) и Троица (9,5%). Масленицу отмечают лишь 3,6% респондентов. По 2% участников опроса знают и отмечают Вербное Воскресенье, день Ивана Купалы и Родительский день. На оставшиеся праздники приходится менее чем по 1 % респондентов.
Как видим, определенный "резерв" для пополнения числа верующих еще есть. Тяга учащейся молодежи к поиску духовной опоры, своей веры сильна и будет сохраняться. В сегодняшних условиях вера для молодежи приобретает многозначный смысл. Для одних она становится знаком групповой или национальной принадлежности, для других - эстетически-любознательным занятием, для третьих - это высшая духовная потребность, способ миропонимания, форма бытия. "Вера для меня - инструмент действия", - пишет студент агроуни-верситета; "вера - это часть меня", - мнение его сокурсника; "когда уже ничего не видишь, не понимаешь, начинаешь верить во что-то", - признается студент мединститута; "вера помогает жить"; "...придает силы в жизни"; "...цель моей жизни"; "она способствует моему спокойствию"; "тот, кто верит, счастливее неверующего" и т.д., - написано было во многих анкетах. В одной из них утверждалось, что "вера является тестом для человека".
Вера рассматривается как совокупность нескольких компонентов, включающих в себя религиозное сознание (вера в Бога, в сверхъестественные силы, т.е. выделение предмета веры), культовое поведение (мотивация, характер), ценностные ориентации индивидов, понимание ими таких важных категорий, как "добро", "зло", "грех". Ведь сама вера предполагает личностное отношение, личностную оценку предмета веры, она играет важную роль в формировании идеалов и ценностей жизни человека.
Наш опрос еще раз подтвердил многоаспектность феномена веры, особенно в сегодняшних условиях.
В нынешнем всплеске религиозных и прорелигиозных тенденций, внимания к теософии, оккультизму, астрологии проявляется, как отмечали еще античные мыслители, обычный страх, неуверенность, бессилие людей перед свалившимися на их головы бедами, отсутствие позитивных перспектив. Страх и надежда заставляет людей верить во что угодно, кому угодно.
Сегодняшнее состояние общественного сознания демонстрирует кризис прошлой веры. В этом видится прежде всего слабость социальных институтов, позволяющих людям адаптироваться к новой жизни.
Усиление верований разного толка - это нарастание чувств зависимости, неудовлетворённости, эмоционального восприятия окружающего мира, множества его проблем, стремление человека к познанию мира, выработке определенного взгляда на него. В то же время в обозначенном процессе видится рост психической неустойчивости человека, его стремление уйти от действительности, ее жестокости и неприглядности.
В начале описания результатов социологического исследования мы приводили структуру мотивации поддержки процесса возрождения религиозных начал в нашей жизни. Так, наиболее значимой была проблема нравственного становления общества. За ней следовал фактор социально-защитного, социально-утешительного свойства.
В вопросе о значимости веры, ее функциональной полезности для человека эти факторы поменялись местами, на первое место респондентами была поставлена утешительная роль религии (помогает им жить), а за ней уже стоял по значимости фактор нравственного возрождения общества.
Вообще мотив утешения и помощи человеку посредством веры является преобладающим в ответах большинства (39,7%) респондентов. Религию как средство спасения души воспринимают- 22,5% участников опроса. Столько же расценивают религиозную веру как фактор нравственного совершенствования общества. Несколько уступающая им по численности и
95
удельному весу группа опрашиваемых (13%) воспринимает веру как способ познания окружающего мира, а 11 % респондентов видят в ней сохранение традиций общества.
Тех же, для кого вера есть помощь неких высших сил, оказалось всего 2,5%. Полностью отрицали какую-либо полезность веры 2,1%. Затруднялись ответить 13,0% и не дали ответа 4,6% респондентов.
Приведенные данные свидетельствуют об обращенности молодых людей в себя, об их разочаровании окружающим миром, стремлении к самоспасению, желании оградить свою душу от натиска лжи, лицемерия и обмана. Об этом отчасти свидетельствует игнорирование учащейся молодежью какой-либо политической деятельности, избирательных кампаний, средств массовой информации, литературы. Такова защитная реакция той части нашей молодежи, которая способна еще во что-то верить и надеяться на перемены к лучшему.
В составе верующих выделяются "христиане" и православные. В обеих группах основной костяк верующих (80%) составляют учащиеся школ и студенты вузов. Причем, если среди "христиан" численный перевес на стороне школьников (соотношение 48-30,5%), то в группе православных преобладают студенты высших учебных заведений (соотношение 35-47%).
Если посмотреть распределение в самих учебных группах, то разница удельного веса верующих, этих направлений незначительна. "Христиан" среди учащихся школ 14,5%, ПТУ -8,4%, техникумов - 7,6%, студентов вузов - 9,9%. Близко к этому и соотношение православных (соответственно 8,2%-5,0%-5,1%-11,8%).
В составе верующих других религиозных течений мы видим в основном представителей студенчества. В группах, исповедующих нерелигиозную веру, к ним добавляются учащиеся школ и техникумов. Последних значительно меньше, чем первых.
Что касается воспитанников ПТУ, то вместе с представителями техникумов они составляют небольшую группу верующих "христиан" и православных (около 20%). В составе других религиозных групп их нет. А представителей ПТУ нет и в числе респондентов, исповедующих • нерелигиозную веру.
Соотношение "христиан" и православных в общей массе опрашиваемых выглядит как 10,0% к 8,5%. В то же время, как показывают ответы респондентов на последующие вопросы, с православием знакомы 36% участников опроса, имеют слабое представление о нем 12,7%, хотят познакомиться - 0,25%; не знакомы с православием 33,3%. Число потенциальных сторонников православия значительно превосходит число носителей этой религии. Причем с православием знакомы преимущественно школьники и студенты вузов, а в числе не знакомых преобладают учащиеся ПТУ и техникумов. На вопрос об отношении к православию 38% не дали Ответа вообще, а у 15% он вызвал затруднения. 1% опрошенных выразил негативное отношение к этой вере; около 8% равнодушны к ней. Положительное отношение к православию высказали 36,6% принявших участие в опросе юношей и девушек (от сочувствия -7,8% до полной поддержки во всем - 25,7%). Поддерживающих с оговорками, что не со всем согласны в этой религии, выявилось 3,1%.
Итак, знакомы с православием 48,6% респондентов (в том числе около 40% знакомы хорошо), поддерживают 36,6% (в том числе 25,7% поддерживают во всем), а избрали своей религией всего лишь 8,5% респондентов. (Это может и должно стать предметом самостоятельного исследования.)
А теперь о неверующей части участников опроса и атеистах. Назвали себя неверующими 13,8% опрошенных, атеистами - 2,5%. Колеблющихся - 39,1%. Неверующих среди школьников - 10%, учащихся ПТУ - 15,9%, техникумов - 19,1%, студентов вузов - 14,1%. Удельный вес атеистов колеблется по всем группам от 2,1% до 2,9%. Но вот, что интересно. На вопрос, обращенный прежде всего к неверующим о причинах их неверия, не дали ответа 42,6% опрошенных, затруднились ответить 18,4%. Следовательно, оставшиеся 39% респондентов, дав конкретный ответ на поставленный вопрос, фактически признали себя неверующими. А это значительно выше показателя их предыдущей самоидентификации. Значит, сюда вошла значительная часть колеблющихся (около 25% из 39,1, или больше половины).
Почему они неверующие? Что мешает им стать верующими? Что предпочтут учащиеся и студенты, если захотят больше узнать о религии?
Среди многих причин, предложенных респондентам в качестве вариантов ответов, в наибольшей степени внимание обращено на отдаленность религии от реальной жизни. На это указали 16,9% опрошенных учащихся и студентов. За ней следуют почти равнозначные для респондентов и близко расположенные по смыслу причины: одни не видят необходимости в вере в Бога (8,4%), у них отсутствуют предпосылки к религиозной вере, формированию
96
религиозного сознания, у других отсутствует интерес к каким-либо вероучениям (7,5%), они не желают их знать, понимать, принимать, сомневаются в их "правдивости".
Такая же по численности группа респондентов (7,3%) предпочитает другие формы духовной деятельности, нежели религиозная вера. В два раза меньше тех (3,4%), кто отсутствие религиозности у себя объясняет своей отдаленностью от храмов, культовых учреждений и недостатком времени.
Совсем немного учащейся молодежи, которая по-прежнему считает религию пережитком прошлого (2,5%) ("опиумом для народа", "анахронизмом" и т.д.) или же связывает свое "безбожие"с прошлым атеистическо-коммунистическим воспитанием (1,6%).
В одну из выделенных групп входят те, кто, соприкоснувшись с религией, разочаровался в ней. Как поясняет один из респондентов, «религия — это, в определенном смысле, несвобода человека, а я не люблю слово "раб"».
Здесь же мы видим респондентов, которые не связывают свою веру с Богом и религией.
Встречаются и более категоричные суждения, объясняющие нерелигиозность респондентов: "веру используют в личных целях", "религия политизируется", "нынешние институты религии компрометируют ее".
Несмотря на то, что неверующих и атеистов оказалось более 1/3 респондентов, а вместе с колеблющимися и теми, кто использует нерелигиозную веру, более 2/3, абсолютное большинство участников опроса (86,5%) прямо или косвенно выразили свое пожелание больше узнать о религии и выбрали свои варианты знакомства с нею.
Следует заметить, что данный вопрос приобретает в сегодняшних условиях чрезвычайно важное значение. С трудом, но реформируется система образования, меняется содержание обучения. В некоторых учебных заведениях введено преподавание религиоведения, введены факультативы, приглашаются для встреч с учащимися и студентами служители церкви. Открыты воскресные школы, группы с религиозным воспитанием в дошкольных учреждениях.
В общественное сознание внедряется мысль о необходимости введения в учебные планы школ, техникумов и вузов предмета религиозного характера. Такие призывы весьма настойчиво звучали на конференции религиозных деятелей (в феврале 1994 г. в Новосибирске). Участников этой встречи понять можно. Но насколько эти предложения сообразуются с умонастроениями учащейся молодежи? Опрос показал, что 30,1% респондентов для знакомства с религией предпочли бы самостоятельное изучение религиозной литературы, почти такое же количество опрошенных устроила бы встреча в церкви (29%), посещение храма, молитвенного дома (28,5%). 26,9% выразили желание познакомиться с религией через общение с верующими; обращение к знакомым предпочитают 0,5%. Надеются на радио- и телепередачи 12,5% респондентов. Кстати, передачи на религиозные темы часто слушают 7,5% школьников и студентов, редко (случайно) - 49,7%. Остальные - не слушают. Знакомство с религией во время классных занятий предпочли всего 7,8% опрошенных. По мнению трех человек, каждый должен сам прийти к Богу.
Роль учебных занятий и школы в знакомстве с религией оценена участниками опроса очень низко. 75 согласилась с тем, что учебная деятельность помогает (или отчасти помогает) познать смысл и значение религии в обществе, а 2/3 опрошенных ответили "нет, не помогает". Некоторые респонденты при этом добавляли "и не надо". Поэтому следует тщательно подумать над такими данными и над тем, стоит ли торопиться внедрять религию в образование.
Принятие молодыми людьми определенной веры осуществляется в этом стихийно движущемся потоке довольно осознанно, без особой торопливости, с учетом традиций и складывающейся ситуации. Из большого разнообразия религиозных течений, традиционных и новых, на знакомство с которыми указали респонденты в анкетах, предметом их верований стало довольно ограниченное число религий (5 из 18).
Скажем, в перечне религиозных течений, с которыми в той или иной мере знакомы респонденты, были названы адвентисты (1,4%), баптисты (3,5%), буддисты (7,0%), "Белые братья" (4,8%), "молодые христиане" (3,7%), кришнаиты (10,4%), исламисты (3,2%), сатанисты (1,4%). Менее чем по 1% знающих пришлось на евангелистов, харизматов, язычников, иеговистов, даосистов, иудаистов, конфуцианцев, пятидесятников, староверов и других. Подавляющее большинство названных религий, религиозных направлений не стало предметом верований наших респондентов. Возможно, некоторые указали свою веру в рамках общехристианского направления. Остальные же вообще не обозначались, например, "Белые братья", кришнаиты, исламисты.
Опрос показал, что невелико число тех, кто знаком с этими течениями (за исключением
97
кришнаитов) и еще меньше их поддерживающих. Основная масса учащейся молодежи довольно сдержанно относится к ним (безразлично или отрицательно). Доля респондентов, поддерживающих эти течения, небольшая. Она колеблется от 0,08% (1 человек) до 1% (13 человек). Причиной такого отношения чаще называют их слишком навязчиво-зазывающий стиль поведения и уверенные обещания изменений в жизни каждого с помощью веры. Характер деятельности некоторых религиозных групп привел даже к определенному оттоку сторонников и переходу их в другие группы.
Заслуживают внимания ответы респондентов на вопросы о добре, зле, грехе, их ценностных ориентациях. Около 1/3 опрошенных вкладывают в понятие "добра" служение людям, свершение полезных дел на благо всех, милосердие, самопожертвование, любовь ко всему живому на Земле. Это — деятельная форма проявления "добра", которого нам всем сегодня не хватает.
Почти каждый пятый респондент рассматривает "добро" через призму личных качеств человека: его открытость, всепрощение, искренность, понимание окружающих, и вообще, как пишет один из учащихся ПТУ, "все, что хорошее в нем есть".
"Добро" с совершением богоугодных дел связывает лишь 2% учащихся и студентов,
"Зло" в сознании наших респондентов оказалось более многоликим, чем "добро", что вызвало, определенные сложности в структурировании и типологии ответов. Основная масса опрошенных "зло" соотносит с вредом, наносимым окружающим (25,5%); в некоторых случаях с пояснениями, а в большинстве анкет без пояснений о характере и типе наносимого (или проявляемого) вреда.
Почти 1/4 участников опроса указала формы проявлений "зла", назвав их около полутора десятков. Они разделены на два основных вида: деятельностный и оценочно-личностный. В первом случае называются: ложь, вероломство, ненависть, подлость (5,4%), грубость, жестокость, насилие, агрессия (2,9%), месть, вражда, злословие, преступления, патологические наклонности, действия против совести (2,4%).
Во втором - мы встречаем: себялюбие, эгоизм, безразличие (5%), амбиции, зависть, стремление добиться любым способом, все отрицательное, что есть в человеке.
Как видно, "набор" характеристик в сознании респондентов является отражением типичных проявлений массового поведения людей в период социального кризиса.
"Зло", как деяния, не угодные Богу, рассматривают всего лишь 2,6% респондентов. "Добро" и "зло" как две стороны одного социального явления, как неразделимые, выбрали более 3% опрошенных. А 5 человек видят в "зле" даже движущую силу общемирового развития.
Показательно, что половина респондентов не смогла дать ответы на эти два вопроса.
Третье понятие, включенное в качестве вопроса в анкету, "грех" вызвало затруднения почти у 40% учащихся и студентов. Остальные (около 60%) высказали разные точки зрения на этот преимущественно теологический вопрос.
"Увязали" "грех" с нарушениями заповедей Божьих и религиозных установлений 13,7% респондентов. Причем одни назвали 7, другие - 10, третьи - 12 таких заповедей.
Более 20% опрошенных соотносят с понятием "грех" не только плохие поступки в отношении людей, но и преступные действия (в большинстве анкет указаны конкретные виды преступлений: от воровства, изнасилований до убийства). В этом тоже отразилось наше время.
В ответах на этот вопрос респонденты указали и на нарушение нравственных норм (15,4%), нарушение законов общества (6,7%), законов природы (1%). Всех людей на Земле назвали грешниками 2,4% участников опроса. И, наконец, на "грех", как на поступки, ведущие человека к разладу с собой, указали 8,5% респондентов.
Как видим, все три понятия большинство учащихся и студентов связывают с реальными проблемами нашей жизни, а не с религиозными представлениями. И если половина респондентов не сумела еще разобраться в этих вопросах, то абсолютное большинство другой половины придает понятиям добра, зла, греха вполне светский, жизненный смысл. Об этом же "говорит" и структура ценностных ориентаций участников опроса.
Напомним, что среди всех ценностей сугубо религиозные (вера в Бога, чтение религиозной литературы) выбрали около 7% респондентов. Остальные выделили прежде всего так называемые вечные ценности нашей жизни, которые в кризисных условиях приобретают особую значимость: любовь, здоровье, семья, достаток, уважение.
Прагматизм сегодняшней жизни существенно потеснил интеллектуально-познавательные и нравственно-эмоциональные ценности бытия, Не вышли в число значимых и ценности религиозной жизни.
98В нашей стране с началом обвальных перемен молодежь не в меньшей степени, чем старшее поколение, почувствовала разрушение морально-нравственных опор в жизни общества и личности, навязывание, культивирование чуждых нам нравственных принципов и норм, плохо и не к месту скопированных с иной социальной системы, с иного миропонимания. Все это и вызвало новые процессы в сознании учащейся молодежи, ее определенное стремление к религии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мчедлов МП., Нуруллаев А.А., Филимонов Э.Г., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социол. исслед. 1994. № 5.
99
|