Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Представители традиционных религиозных конфессий в России заявляют, что не приветствуют идею ввести в средних школах предмет "Основы православной культуры"

Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева и редактор приложения к "Независимой Газете" "НГ-Религия" Марк Смирнов.

Владимир Бабурин: Заместитель министра образования России господин Гребнев заявил, что современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя религиозные ценности, и предложил в обязательном порядке ввести в школьный курс изучение истории православия. Церковь никак не отреагировала на эти заявления, но представители всех ведущих конфессий встречались с журналистами. Наш корреспондент Лиля Пальвелева попросила прокомментировать высказывания господина Гребнева представителей традиционных для России конфесс ий. Ведущие иерархи ответили, что церковь не приветствует предложения заместителя министра:

Лиля Пальвелева: На минувшей неделе заместитель министра образования Леонид Гребнев заявил: "Все мы признаем, что у нас только один государственный язык - русский, и что он обязателен для изучения в школах. Но русский язык - это часть русской культуры, которую должен понимать каждый, кто живет или хочет жить в России. А понимание культуры подразумевает и представление о ее религиозных основах. Современное светское образование может быть качественным только в том случае, если оно включает в себя религиозные ценности той национальной культуры, в рамках которой и ведется это образование". Иными словами: живешь в стране, где русский язык государственный, будь добр, изучай православие.

Тезис чиновника из Министерства образования безграмотен и уязвим хотя бы потому, что древнерусский язык сформировался задолго до возникновения на Руси христианства. А если говорить о современном русском языке, то он складывался под влиянием очень многих факторов. Язык богослужения - церковнославянский - лишь один из них. Еще важнее то, что если во всех школах станут изучать основы православной культуры, это может посеять рознь между учениками разных вероисповедований. Прокомментировать предложение Леонида Гребнева мы попросили представителей четырех религий - православия, ислама, иудаизма и буддизма. Вот мнение главного раввина России Адольфа Шаевича.

Адольф Шаевич: Вы знаете, мы такие заявления слышим не только от чиновников, "Россия для русских" и так далее - это постоянно газеты печатают, и по телевизору можно услышать. Позиция какого-то отдельного чиновника или человека, как-то влияющего на принятие решений, не думаю, что она очень должна нас волновать. Мы все-таки, получая такие сигналы, именно для этого собираемся вместе, для того, чтобы обсудить какие-то негативные высказывания людей в адрес какой-либо конфессии. Все должны быть в равных условиях. Я думаю, что мы этого добьемся. Как бы этого ни хотело Министерство образования, или хотело, все равно мы этого добьемся.

Лиля Пальвелева: Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин признался.

Равиль Гайнутдин: Что касается вопроса религиозного образования и заявления заместителя министра образования, мы пока не видели такого заявления. Я лично, как председатель Совета муфтиев России, не ознакомлен. Но, по вашим словам, когда вы цитировали его заявление, могу сказать однозначно: такие же слова недавно на своей пресс-конференции заявил Геннадий Андреевич Зюганов. Я думаю, что мы должны, увидев это заявление, просто проанализировать, что имел в виду заместитель министра образования, и, исходя из этого, сделать соответствующие свои заявления.

Лиля Пальвелева: При этом Равиль Гайнутдин убежден: основам религии в школах обучать следует.

Равиль Гайнутдин: Что касается вообще преподавания культуры, наших религий, мы выступаем как единомышленники. Мы здесь, работая в Межрелигиозном совете, готовим консолидированные мнения наших традиционных религий и направляем нашу позицию в Министерство образования, в различные комиссии и правительства, и федеральных округов. Думаю, что и по вопросу введения православной культуры, мусульманской культуры, иудейской культуры - это мы можем решить сообща, чтобы не были ущемлены права наших детей в тех или иных регионах, где компактно проживают представители этих религий. Думаю, что мы работаем не для того, чтобы принести вред нашим мусульманам и мусульманским организациям, а наоборот, чтобы принести пользу, чтобы наши дети были подготовлены в школьных классах, как дети, уважающие другую культуру, уважающие и знающие культуру своего соседа, представителя другого вероисповедания.

Лиля Пальвелева: С Равилем Гайнутдином вполне согласен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Как он выразился, в школах должен быть религиоведческий курс.

Митрополит Кирилл: Курс, который бы познакомил наших детей вообще с религиозным феноменом, с религиозной культурой. Эта тема никогда не разделяла. Каждый понимает, что закон дает возможность факультативного преподавания основ веры. Мы, кстати, забываем об этом. Ни в одной средней школе, может быть, где-то и есть, но в редких случаях, на основе закона можно факультативно преподавать религиозную дисциплину. Я хотел бы выяснить, преподаются ли на факультативной основе религиозные дисциплины в школах Москвы? Что-то об этом не слышал.

Лиля Пальвелева: Сетует митрополит Кирилл. А вот высказывание главы буддистской Традиционной Сакхи России Ламы Дамбы Аюшеева.

Лама Дамба Аюшеев: В местах компактного проживания православных должно быть православие, мусульман - мусульманство, буддистов - буддизм, иудеев - иудейское. Поэтому, я думаю что православие - это церковь большинства и, может быть, министр поленился сказать о других конфессиях. Я прекрасно знаю отношения православной церкви, мусульман, иудеев, никаких опасений это не вызывает. Должны быть просто религиозные ценности. Отношение человека к религии, к самому пониманию этого феномена, чтобы был заложен хороший прекрасный фундамент по поводу того, что есть феномен религий, есть духовное богатство - самое большое сокровище.

Лиля Пальвелева: Если к идеям Межрелигиозного совета России прислушаются в Министерстве образования, а есть все основания полагать, что прислушаются, то в очень скором времени в стране не останется школ, свободных от преподавания основ религий, пусть даже и на факультативной основе. Лишь от региона будет зависеть, что станут изучать - православие, ислам или еще что-нибудь. И вот вопрос: где должны обучаться дети родителей-атеистов, не желающих, чтобы под видом духовности их чадам внушали религиозные идеи?

Владимир Бабурин: К нашему разговору в прямом эфире по телефону присоединяется редактор приложения "НГ-Религия" - это приложение к "Независимой Газете" - Марк Смирнов. Марк, у меня вопрос, который я разделю, пожалуй, на три части. Первое: если предложение господина Гребнева будет принято, то до какой глубины и в какую сторону могут в школах изучать историю православия? Это будет история христианства до иудейских корней, или, может, история русского народа до языческих корней. Вопрос, кто же тогда защитит конституционные права атеистов и агностиков, коих в этой стране, смею утверждать, если не большинство, то очень большое количество?

Марк Смирнов: Министерство образования Российской Федерации уже неоднократно предпринимает ряд попыток вставить в учебные программы, как федерального, так и регионального уровня, предмет, который называется православная культура. Но уже давно аналитики обратили внимание, что, на самом деле, конечно, это в скрытой форме есть попытка вернуться к изучению Закона Божьего, или православного катехизиса. И вот, кстати говоря, я внимательно смотрел эти документы Министерства образования, которые были оглашены министром Филипповым еще год назад, и в них, вы знаете, программа совершенно идентично повторяет курс семинарских предметов. Более того, сами учебные пособии использованы из программ и учебников духовных семинарий Русской Православной Церкви. Поэтому, в общем, создается впечатление, что точно так же будут готовить и наших школьников. Отсюда, конечно, есть опасность некоей клерикализации светской школы, что в известной степени, конечно, противоречит законодательству.

Что касается прав ребенка, то, по-видимому, министерство в малой степени учитывает то обстоятельство, о котором вы сказали - значительное число в нашей стране семей, в которых воспитываются дети или атеистов, допустим, их, может, не так много, сознательных атеистов, но агностиков, или людей, живущих вне церкви, действительное громадное большинство, по отношению к реально верующим, к людям церковным, которые живут церковной жизнью. И это, естественно, ставит вопрос, как этим детям, посещать, или не посещать эти занятия, изучать, или не изучать основы православной культуры?.. И вообще, что касается культуры, мне кажется, происходит некоторый перекос. Под словом "культура" ведь понимается целый комплекс литературных памятников, памятников истории, которые связаны не только исключительно с христианством, в данном случае, с православием, в нашей стране. Это, конечно же, прежде всего Древняя Русь с ее язычеством, или с какими-то тюркскими корнями, которые, безусловно, имели важнейшее влияние на историю России и собственно русского этноса. Нельзя вычленить отдельно церковнославянский язык и древнерусский. Это, конечно, все в комплексе. Но с этим прекрасно справлялась высшая школа еще в СССР, когда студенты, изучающие историю или славистику, изучали памятники древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", или " Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона...

Все эти вещи - они и создавали собственно ту культуру и ту грамотность, которая позволяет и любить свою Родину, и знать ее истоки, и, конечно, если эта история связана с религией - христианством, православием, то любой студент или школьник будет все это знать. Кто мешает сейчас так серьезно и глубоко изучать эти предметы?

Поэтому, мне кажется, нарочито изучать молитвы или церковно-богослужебные тексты - это, скорее, не способ сделать людей верующими, а скорее, я думаю, даже способ оттолкнуть их от церкви. Потому что, зная историю дореволюционной России, можно сказать, что школьники, точнее гимназисты, скорее всегда уроки Закона Божьего воспринимали как некоторую тяготу, или иго, неудобоносимое бремя. Могу привести пример воспоминаний известного поэта-символиста Сергея Соловьева: когда приходил законоучитель, они его дразнили, и когда пели молитву "Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу", заменяли слова на "святому уху", а за зеленую рясу священника называли "зеленый попик". Если мы хотим, чтобы сейчас происходило то же самое, и еще со школьной скамьи подростки отталкивались от церкви, то, скорее всего, такими инновациями Министерство образования этого добьется.

Почему оживились тараканы?

Прошло каких-то полтора года после бесовской свистопляски доморощенных либералов, правозащитников и гуманистов широкого профиля вокруг учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры". Вся эта разношерстная публика, ослепленная ненавистью к православию, русскому народу и стране проживания, трясла суды и Генеральную прокуратуру. Подав в суд и проиграв в пух и прах дело против А.В. Бородиной и ее учебника, сутяжники полностью изобличили себя как русофобы, опозорились как некомпетентные в вопросах истории, науки и культуры подельники "общечеловеческого просвещения". И вот снова расползлись по страницам печати и интернетовской паутине знакомые "пруссаки" - тапочка на них жалко!

Что же подтолкнуло всю эту братву вновь сбиться в кучу? Что явилось стимулом для объединения новоявленных апологетов "общечеловеческой цивилизации", глобалистов, выпестованных на дармовых харчах соросовских грантов и западноевропейских субсидий, расстриг, мнящих себя новыми аввакумами и лютерами, беспомощных, полуграмотных дам "полуполитпросвета", до самозабвения упражняющихся с авторучкой, раскольников суздальского толка и откровенных деляг в монашеских одеждах? Ответ лежит на поверхности, ибо наши герои давно уже "засветились", отрицая всякий нравственный закон, закон личной совести. Вот откуда пустота души и мысли у "культуролога" Н.А. Шабурова. Кавалер ордена Почетного легиона ректор РГГУ Ю.Афанасьев по сей день спасает своего протеже от увольнения, хотя о его явной профнепригодности ходят легенды. Вот откуда полный умственный и нравственный сумбур у Л.Л. Шевченко, автора невероятно безграмотного словаря учителя "Этические альтернативы". Вот откуда нелепость призывов к своим, пусть маленьким, но обособленным "истокам" в регионах, областях и краях, где уже который год поют с чужого голоса те, кто вольно или невольно готов разорвать не только отечественную историю, но и само православие на лоскуты. Вот, наконец, откуда бессовестные притязания о. Киприана (Ященко), на протяжении всей своей карьеры не написавшего и пары строк, на монопольное владение правом издания учебной литературы по основам православной культуры.

Как наивен бывает наш православный человек, готовый принять за чистую монету уверения со стороны всевозможных забугорных государственных и частных фондов в благожелательности и бескорыстности. С какой стати консультанты из числа бывших советологов, так и не избавившиеся от врожденной патологической ненависти к России, вдруг воспылали страстью возродить исторические корни, скажем, вологодского или архангельского православия? Любому региону лестно такое внимание богатых иностранцев. Их принимают с распростертыми объятиями под журналистскую трескотню о "новом общечеловеческом мышлении". За раздачей грантов, премий и сувениров следует ненавязчивый инструктаж, как себя вести и что писать: подчеркивать глобальность мировых проблем, проявлять толерантность в отношении конфессиональной пропаганды и последовательно выступать за стирание граней между ними, заниматься сбором и направлением в зарубежные центры социально-экономической информации по региону. "А как же "истоки" региональной культуры?" - спросите вы. На "истоки" рекомендуется смотреть в узкую щелку, как во времена феодальной раздробленности. Причем по возможности замутить эти географически ограниченные истоки православной культуры языческими наслоениями и инородными заимствованиями от католического праздника святого Валентина до бесовских выкрутас Гарри Поттера. Не трудно представить, что остается от Православия после того, как ученые мужи из региональных университетов утолят свою жажду из отравленных источников. И, думается, не случайно главный специалист Департамента образования Москвы А.Ю. Соловьев настолько проникся лоббированием проекта "Истоки", что предательски изменил целевой общероссийской программе "Основы православной культуры".

Лицемерие и фальшь, безнравственность и алчность всегда и везде шли рука об руку. Отрицание православия, ханжеская игра на чувствах верующих, принадлежащих к различным конфессиям, в который раз показали нам лица тех, кто стремится вновь столкнуть наш народ на путь безверия. Можно ли серьезно относится в России к учебнику, который испек "культуролог" Шабуров для старших классов по "истории религий", если в нем православию отводится 7 страниц, а исламу или иудаизму - по 40? Так и хочется спросить этих господ, а в какой стране вы живете? В Эмиратах, Израиле или России? Чем занимаются "культурологи" из РГГУ, помимо того, что заискивающе-подобострастно ждут в приемной Римского папы, чтобы выразить свой восторг в связи с выходом из печати первого тома Русской католической энциклопедии? Сколько у нас осталось этих русских католиков после того, как Троцкий с Лениным, а затем Горбачев с командой отторгли от Российской империи регионы с плотным проживанием католиков? Надо перечислять эти регионы или сами помните? Что же касается количества римо-католиков, то по переписи 1897 г. В Европейской части России проживало 67 млн. православных и 4 млн. католиков (столько же иудеев и 3,5 млн. мусульман). Если сейчас (по данным на 2001 г.) только на Украине свыше 1 млн. римо-католиков, а 79% населения Литвы причисляет себя к этой же конфессии, то сколько их осталось в Закарпатье, Латвии, Эстонии, Казахстане, Закавказье, сколько эмигрировало в Европу и Америку? "Сколько бы их не осталось, мы будем свято отстаивать их права и интересы", - отвечают "культурологи"-альтруисты. "И это правильно", - откликнемся мы крылатой фразой кормчего перестройки. Права каждого народа, каждого верующего и неверующего важны и должны соблюдаться. Но почему же борцы за народное счастье забывают о русском народе?

Трудно понять, как поворачивается у Шабурова язык утверждать, что напоминание о том вкладе, который сделало православие в русскую историю и культуру, - неуклюжая попытка конфессиональных кругов навязать школьникам курс "Основы православной культуры". До какой степени надо ненавидеть русский народ, ее культуру и Православие! Россию создали не столько монархи и ее армия, сколько Святые и Подвижники Русской Православной церкви. Ее объединение шло не по национальному признаку, а на основе русской веры - Православия. Гордость у русских возникала не оттого, что они русские, а оттого, что они православные, оттого, что Россия - хранительница истинных устоев христианства. Наш патриотизм никогда не порабощал другие нации, а приобщал их к Православию. Даже во время "опальной переписи" 1937 года в стране воинствующего атеизма 63% населения назвали себя православными. Большевики не посмели с тех пор возвращаться к этому вопросу. Православие определило наше национальное сознание и высокий уровень патриотизма - именно то, что сейчас издевательски высмеивается в продажных СМИ.

Оставим в стороне вопросы нравственности. К чему она тем, чья совесть всю жизнь блуждает в потемках и превратилась в бомжа? Юридически вы имеете право не только не любить русский народ, его веру, его убеждения, его святыни, но и внутренне презирать все, что русскому народу дороже всего на свете. Но кто дал вам право открыто оскорблять народ, среди которого вы живете? По какому праву вы заявляете, что православие не оказало никакого существенного влияния на российскую культуру? Своей неуклюжей попыткой прикрыть русофобию радением о правах среднестатистического "россиянина" вы лишь усиливаете глумление над православными людьми.

Более того, в своем рвении вы переступаете запретную черту. За этой чертой стоят еврейские раввины, мусульманские муллы, буддийские монахи. Раввины аплодировали израильскому послу в России, когда тот прямо заявил, что "еврей неотделим от своей религии" и что нарушение связи еврейского народа с религией привело бы к прекращению его существования как народа. Что ж вы не возмущаетесь? Где логика вашего поведения? Казалось бы, вот где развернуть борьбу за ущемленные права еврея-атеиста. Или вы согласны, что связь еврейского народа с религией нерушима? Русскому народу вы в таком же праве почему-то отказываете. Попробуйте только намекнуть мусульманину, которых в России около 20 миллионов, что нельзя говорить о нераздельной связи ислама с народами, исповедующими эту религию. Никто не посмеет обращаться в прокуратуру с требованием привлечь к ответственности автора и разработчика учебника "Основы мусульманской культуры", который, кстати, печатается в Москве и в ближайшее время появится в продаже. Борцы за права человека и культурологи-религиоведы всех калибров с готовностью согласятся, что еврейский народ неотделим от иудаизма в той же степени, в какой мусульмане неотделимы от ислама. И это утверждение вполне справедливо, впрочем, в равной степени и в отношении буддизма, хотя приезд в Россию Далай-ламы приветствовало всего лишь 0,3% ее населения. "Неважно", - скажут бывшие преподаватели "научного" атеизма, а ныне - трубадуры глобализма и толерантности. "А Карфаген, то бишь школьный предмет "Основы православной культуры", должен быть разрушен", - добавят они с кривой познеровской усмешкой.

Оживление в стане "религиоведов" в последнее время возобновилось по совпадению с выходом в свет очередного учебника А.В. Бородиной. Учебник, вновь появившийся одновременно с учебно-методическим пособием для учителя, дополнил комплект литературы по предмету "Основы православной культуры" и... послужил сигналом для начала очередной кампании очернительства, подковерной борьбы и, как ни странно, плагиата. Дело в том, что не секрет - качественной учебной литературы на эту тему мало, а востребованность ее растет. Для нечистых на руку людей такая ситуация подсказывает "неформальные" решения. В регионы направляются "спецы", рекламирующие похожие на курс "Основы православной культуры" А. Бородиной, но далеко не адекватные курсы. Как это часто бывает среди деловых людей, и хватка есть, и авантюрный дух, и искрометность ходов, но, вот, хороших учебников писать не могут.

В этой гоп-компании обретается и иеромонах Киприан. Ему не занимать предпринимательских талантов и пробивной способности. Известна такая категория людей, способных входить в любые двери, даже когда их не приглашали. И действовать на грани фола. О.Киприан раскрылся во всей красе на недавнем "Фестивале духовного искусства", созванном в огромном Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. Гостям фестиваля о.Киприан представлялся непринужденно и по-хозяйски, как "организатор всего фестиваля, закупивший этот Зал на свои деньги". Наивно-назойливые провинциалы, смущенные импозантным видом "хозяина шоу", пытались узнать у него, какую епархию он представляет, но тот лишь устало отмахивался. Впрочем, далеко не все имевшие приглашение, полученное ими на открытии Рождественских чтений в Кремле, смогли попасть на "Фестиваль" - о.Киприан отсек "нежелательную публику, напечатав собственные пригласительные билеты и выставив вспомогательную охрану из числа добровольных помощников на входе. Чтобы удвоить отдачу бесплатного наемного труда, предприимчивый "хозяин фестиваля" вменил им в обязанность вручать каждому входящему свои рекламные проспекты и газету, редактором которой сам же и являлся. А чтобы всем стало окончательно ясно, кто есть кто, он с трибуны заявил, как отрезал: "Все авторы и разработчики учебников по основам православной культуры - самозванцы", и что лишь о.Киприан способен аккумулировать материалы со всей России-матушки, творчески их переработать и запустить в печать. Все ждали, что он после такой речи сам себя благословит, но, видимо, внутренний голос сказал ему, что еще рано.

Так и идут, точнее - ползут по жизни наследники великого комбинатора, ради сомнительных идей и, конечно, детей, готовые на любые авантюры, потомки Пилата, лицемерно вопрошающих: "Что есть Истина?" и отдающих после этого на растерзание Тело Христово - Православную Церковь, последыши Вышинского, возводящие напраслину и поливающие грязью православных людей только за то, что они хотят вернуться к лучшим отечественным традициям. Ползут в сопровождении бездарных графоманов и кандидатов всяческих наук, академиков несуществующих мировых и вселенских академий, кавалеры несуществующих орденов. Всех их, по сути, объединяет стремление урвать кусок - друг у друга или с чужого стола. Идеологическая подоплека - вторична. Они готовы петь и плясать под любую дудку, но хороших артистов из них никогда не получится. Сгодятся лишь на тараканьи бега.

Сергей Кирсанов

лавный специалист Департамента

образования города Москвы

А.Ю. Соловьев

9 августа 2003 г.

Старший научный сотрудник ИЭА РАН,

кандидат исторических наук

О.В. Кириченко

Доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА,

кандидат исторических наук

Г.Н.Мелехова

Доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур

факультета иностранных языков МГУ им. М.В.Ломоносова,

кандидат культурологии

И.В.Моклецова

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова