Нейл Смелзер
К оглавлению
Глава 11. Сексуальные роли и неравенство
Каждый год 600 000 американцев умирают от болезней сердца. Почти 60 процентов из них составляют мужчины.
Почему мужчины в большей мере подвержены сердечным приступам, чем женщины? Некоторые теории сосредоточивают внимание на чисто физических аспектах (неправильное питание или наследственная предрасположенность к сердечным заболеваниям). Врачи Мейер Фридмен и Рэй X. Розенмен высказывают другое мнение: возможно, причиной сердечных приступов являются определенные образцы поведения. Они утверждают, что людям, наиболее склонным к сердечным болезням, присуще поведение "типа А". Это поведение напоминает пародию на типичного американского бизнесмена: честолюбив, энергичен, одержим желанием преуспеть, охвачен стремлением быстрее достичь вершин успеха. "Тип А" часто бывает сердитым и недружелюбным, он оценивает успехи других скорее по количеству, чем по качеству достижений.
Фридмен и Розенмен утверждают, что особенности такого поведения формируют физические факторы, способствующие заболеваниям сердца. Они содействуют тому, что в организме повышается содержание некоторых жиров и гормонов, под влиянием которых кровяные клетки после еды становятся "липкими". Это замедляет ток крови, повышает вероятность сердечного приступа.
Поведение "типа А" чаще свойственно мужчинам, чем женщинам. Это обусловлено не только биологическими различиями между полами, но и разными культурными представлениями о поведении мужчин и женщин: "Мужчины должны быть готовы к конкуренции; женщины склонны к сотрудничеству. Мужчины могут проявлять нетерпение; женщины должны обладать безграничным терпением. Мужчины могут быть критически настроенными; женщины должны всегда соглашаться и оказывать поддержку. Мужчинам дозволено торопиться и беспокоиться; женщины всегда имеют время для приема гостей и болтовни и способны при этом умело создавать атмосферу взаимной поддержки и сочувствия. Предполагается, что мужчины могут гневаться; женщины никогда не должны сердиться, или, по крайней мере, не имеют права показывать этого. Мужчины придают важное значение внешним показателям успеха - богатству, статусу, продвижению по службе; женщины должны довольствоваться /328/ лишь осознанием хорошо сделанной работы" (Х.Ч.Уиттингтон. Нехватка времени наносит тяжелый урон. 1982).
Хотя перечисленные стереотипы все еще устойчивы, они начали разрушаться благодаря более активному участию женщин в конкуренции, характерной для экономической жизни Америки.
Исходя из этого Фридмен и Розенмен предполагают, что поведение "типа А" будет в большей мере свойственно женщинам, чем прежде, и соответственно возрастет их подверженность сердечным заболеваниям.
Относитесь ли вы к "типу А"?
Проверьте, какие качества, перечисленные ниже, в большей или меньшей мере свойственны вам.
- Я всегда обдумываю и выполняю больше чем одно дело за один раз; у меня, кажется, никогда не хватает времени выполнить то, что я наметил.
- Я бы не заметил новую картину в приемной моей конторы; я редко останавливаюсь полюбоваться закатом или красотой окружающей природы.
- Я становлюсь нетерпелив, если приходится стоять в очереди или ехать с медлительным шофером.
- Если я хочу, чтобы дело было хорошо сделано, мне приходится его делать самому.
- Я создаю культ из пунктуальности.
- Я не могу спокойно сидеть без дела.
- В любой игре я всегда стремлюсь выиграть, даже играя со своим ребенком.
- Я склонен оценивать успех (свой собственный и других) по количеству выполненных дел (количеству осмотренных пациентов, написанных статей, заключенных сделок).
- Я проявляю нетерпение, когда вижу, что другие выполняют дело, которое я мог бы сделать лучше или быстрее.
- Когда я говорю, я жестикулирую; мне трудно себя контролировать.
Нам всем свойственны некоторые из этих качеств; лишь немногих можно отнести к абсолютному "типу А". Но если вы обнаружили у себя более половины этих характеристик, считайте, что вам присуще поведение "типа А"
Источник: H.G. Whittington. Time Pressure Takes its Toll, N.Y., 1982.
Изучение стереотипов поведения, свойственных мужчинам и женщинам, позволяет легко понять, каким образом в обществе создаются условия, способствующие неравенству мужчин и женщин. Среди мужчин поощрялось усвоение поведенческих образцов "типа А"; энергичный, способный к конкуренции предприниматель обычно извлекает больше /329/ выгоды. В прошлом вознаграждалась пассивность женщин; поэтому, когда женщины нарушают этот стереотип и проявляют поведение "типа А", они поощряются в меньшей мере - когда они приобретают влияние или власть, их считают "неженственными".
ТРАДИЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ
Различия между мужчинами и женщинами имеют, мягко говоря, сложный характер. Социологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Легче всего дать определение биологического пола. Это понятие включает первичные и вторичные физические признаки, характерные для мужчин и женщин: органы размножения, волосяной покров на лице и т.д.
Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле - чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной. Осознание своего пола не всегда соответствует биологическому полу индивида. Знаменитая теннисистка Рени Ричардс, которая впоследствии стала врачом, начала свою жизнь мужчиной, но перенесла транссексуальную операцию и почувствовала себя женщиной.
Гендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении. На многих рекламах сигарет изображен идеал мужчины. Идеал женщины обычно связывали с заботами о доме и детях. Но затем во многих рекламных объявлениях женщин стали изображать в конторах, служебных командировках и т.п. Таким образом за последние 20 лет происходило изменение гендерных идеалов - представлений о предназначении мужчин и женщин.
Четвертым компонентом половой идентичности являются сексуальные роли, связанные с разделением труда, правами и обязанностями мужчин и женщин. В прошлом сексуальные роли были четко определены: мужчины работали, чтобы обеспечивать свои семьи; женщины занимались домашней работой - вели хозяйство и растили детей.
В настоящее время сексуальные роли и гендерные идеалы изменяются. В обществе обычно предполагается, что четыре компонента полового самосознания находятся в гармоническом единстве. Ожидается, что биологическая особь женского пола ощущает себя женщиной, и это ощущение соответствует общепринятому определению женственности. Имеется в виду /330/, что она готова принять на себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом. КОМПОНЕНТЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Компоненты + >
Биологический пол Я могу рожать. У меня высокий голос Я создаю сперму. Могу отрастить бороду
Гендерная идентичность Я чувствую себя женщиной Я чувствую себя мужчиной
Гендерные идеалы Ожидается, что я ношу юбку, пользуюсь косметикой, люблю маленьких детей, хорошо готовлю и расстраиваюсь по пустякам Ожидается, что я ношу брюки и галстук, поглощен работой и сдерживаю свои чувства
Сексуальные роли В обществе считается, что мое предназначение – растить детей и вести домашнее хозяйство; работа является для меня дополнительным бременем Общество поставило передо мной цель – работать и обеспечивать жену и детей
Однако в действительности это предположение не всегда верно. Как уже было сказано, биологический пол людей может не соответствовать их половой идентичности. Располагая достаточными материальными средствами, человек может подвергнуться операции и изменить свой пол. Однако это происходит очень редко. Кроме того, то, как индивид осознает свой пол, может не совпадать с общепринятым идеалом. Мужчина может чувствовать себя комфортно как биологическая особь мужского пола, но его могут не устраивать образцы поведения, соответствующие культурным стереотипам. Покойного Джона Леннона в какой-то мере осуждали, когда он не выполнял свои обязанности по работе и оставался дома с недавно родившимся сыном.
Наконец, права и обязанности индивида (сексуальные роли) могут не соответствовать общепринятым гендерным идеалам общества. Например, в настоящее время женщины работают офицерами полиции, пожарными, служат в армии - все эти сексуальные роли не соответствуют традиционным идеалам.
Поскольку каждый из этих компонентов обусловлен различными факторами (биологическими, психологическими и социальными), неудивительно, что они не всегда сочетаются друг с другом. /331/ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ: МУЖЧИНА/ЖЕНЩИНА
Биологические и социальные факторы, влияющие на половую идентичность, настолько переплетены, что для их распутывания потребовались бы геркулесовы усилия. Представьте себе, что у вас только что родился, ребенок, но в родильном доме запрещено сообщать родителям пол младенца. Наверное, вы бы переживали сильнейшее нетерпение. Оно было бы вызвано вашим страстным желанием узнать пол ребенка. Но почему это так важно для вас? Очень просто - с момента рождения детей мы сознательно или бессознательно относимся к ним по-разному в зависимости от их пола. С момента рождения дети начинают осознавать свой пол.
Физические различия
Разумеется, существуют некоторые физические различия между полами. Младенцы мужского пола, обычно несколько длиннее и тяжелее, чем девочки, их мышцы немного крепче, чем у девочек; кроме того, как правило, их сердце и легкие также крупнее (Хатт, 1972). К 18-летнему возрасту сила мышц женщин почти на 50 процентов ниже, чем у мужчин (Фарб, 1978). Младенцы женского пола обычно начинают ходить, говорить раньше, чем мальчики, кроме того, у них раньше прорезываются зубы и развиваются кости; девочки достигают половой зрелости на один-два года раньше, чем мальчики. Однако некоторые из этих различий могут быть обусловлены не только биологическими факторами; у мальчиков более крепкие мышцы могут сформироваться потому, что их в большей мере поощряют заниматься спортом, чем девочек.
Сравнительно короткая продолжительность жизни мужчин, вероятно, частично объясняется войнами, несчастными случаями, стрессом, возникающим на работе в атмосфере конкуренции. В связи с изменением сексуальных ролей эти различия, видимо, также подвержены переменам. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ИДЕАЛЫ: МУЖЕСТВЕННОСТЬ/ЖЕНСТВЕННОСТЬ
Большинство членов общества верят в общепринятые гендерные идеалы – идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин. Детей, которые не соответствуют этим идеалам, называют сорванцами и маменькиными сынками. Девочку называют сорванцом, /332/ если она самоуверенна, любит соревноваться с другими и увлекается спортом; мальчика считают маменькиным сынком, если он чувствителен и склонен к сочувствию, не любит футбол и убегает вместо того, чтобы дать сдачи. Дети, которых называют девчонками-сорванцами или маменькиными сынками, сразу же понимают, что их поведение не одобряется, часто они реагируют на негативное подкрепление и начинают вести себя в соответствии со своим полом.
Негативная реакция на "неуместное" поведение не является единственным фактором, влияющим на развитие гендерной идентичности. Маккоби и Джаклин (1974) предполагают, что на него воздействуют три основных процесса: моделирование, подкрепление и самосоциализация.
Моделирование
В этом процессе дети имитируют поведение взрослых. Вначале подражают человеку, который больше всех о них заботится, - маме или другому человеку (обычно женского пола), уделяющему им много внимания, например няне, домработнице или сотруднице яслей. Хотя, как правило, отцы проводят со своими детьми намного меньше времени, чем матери, большинство детей в значительной мере берут пример и с отца, и с матери, а позднее с друзей семьи, учителей и людей, которых они видят по телевизору.
Интересно отметить, что, когда модели обоего пола находятся рядом, маленькие дети не обязательно имитируют поведение взрослого одного с ним пола. Исследования показывают, что дошкольники и ученики младших классов, занимающиеся игрушками, "соответствующими" их полу, и предпочитающие дружить с детьми своего пола, обычно склонны подражать взрослым, обладающим силой и властью, независимо от их пола. Например, если дети имеют выбор образца для подражания между мамой, готовящей обед дома, и мужчиной шеф-поваром, работающим в ресторане, и мальчики и девочки скорее склонны имитировать мастерство шефа (Маккоби, Джаклин, 1974).
Нэнси Чодорова (1974) утверждает, что в основном моделирование осуществляется в самом раннем детстве. Она считает, что различия гендерных идеалов сохраняются благодаря единственной в своем роде близости между матерью и дочерью. "Под влиянием раннего опыта девочек и мальчиков, ощущавших женскую заботу, формируется ожидание, что интересы матерей полностью сосредоточены на детях и главный смысл их жизни связан с заботой о благополучии детей./333/ Дочери вырастают, отождествляя себя со своими мамами в соответствии с этими ожиданиями... В результате материнской заботы, испытанной в детстве, у девочек наверняка закладывается стремление к материнской заботе о младенцах, и они будут готовы принять на себя длительную заботу о детях" (с. 208)
Психоаналитические исследования показали, что на ранних этапах социализации мальчики и девочки отождествляют себя со своими мамами. На более поздних этапах девочки обычно сохраняют свою привязанность к матери; мальчики начинают сближаться с отцами или другими сильными личностями мужского пола. Таким образом, мальчик должен изменить свою ориентацию в период, когда он очень нуждается в эмоциональной поддержке, и в связи с этим могут возникнуть проблемы. Исследования Хедерингтона (1970) наводят на мысль, что под влиянием сильного отца формируется мужское самосознание мальчика. Кроме того, можно предположить, что властная мать может препятствовать сближению юного сына со своим отцом.
Подкрепление
Это понятие связано с награждениями и наказаниями. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и выражают неодобрение неуместного поведения: мальчиков хвалят, если они научились бросать мяч на 50 футов дальше; взрослые обычно ворчат, когда полные девочки съедают вторую порцию обеда. Наверное, мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Это особенно заметно, когда дело касается общепринятых образцов поведения, соответствующих полу. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя как маменькины сынки, чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Бардвик, Доуван, 1972).
Маккоби и Джаклин (1974) установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя "как мальчик" или "как девочка". /334/
Самосоциализация
Этот процесс, о котором писал Лоренс Колберг (1966), связан с тем, что дети "сами подготавливают себя к жизни в обществе", на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых и щедрых и т.п. людей - критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает уважение или осуждение других.
Хотя в некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, самосоциализация имеет и свою самобытность. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда гендерная идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям их родителей.
В табл. 11-1 представлены психологические различия между мужчинами и женщинами.
Таблица 11-1. Психологические различия между мужчинами и женщинами
Выявленные различия |
Различия не выявлены |
Возможные различия (требуются дальнейшие исследования) |
Активность
В возрасте от 2 до 2,5 лет мальчики проявляют большую активность в общих играх, чем девочки. С возрастом повышается активность тех и других, но юноши становятся более активными в студенческие годы |
Общительность
Внушаемость
Самоуважение, стремление к достижениям, усвоение ролей
Способность к аналитическому мышлению
Подверженность влиянию наследственных факторов и среды |
Осязательная чувствительность, страх, робость и склонность к беспокойству
Активность
Способность к конкуренции |
Речевые способности
В начале жизненного пути речевые навыки у девочек развиваются быстрее, чем у мальчиков. С дошкольного возраста до ранней юности речевые навыки мальчиков и девочек примерно одинаковы. Приблизительно с 11 лет девочки превосходят мальчиков. Эта тенденция усиливается во время учебы в школе и, вероятно, в дальнейшем |
Реагирование на слуховые и зрительные стимулы |
Стремление к власти, уступчивость
Потребность о ком-то заботиться и склонность к “материнскому” поведению
Пассивность |
Зрительное и пространственное воображение
Имеется ввиду зрительное восприятие фигур в пространстве и их соотношение между собой. Хотя в детстве у девочек и мальчиков наблюдаются примерно одинаковые способности, в школьные годы мальчики начинают проявлять более ярко выраженную склонность к решению зрительных и пространственных задач, и они продолжают более успешно заниматься этой деятельностью во взрослом возрасте |
|
|
Математические способности
Примерно в возрасте от 12 до 13 лет математические навыки у мальчиков совершенствуются интенсивнее, чем у девочек. Однако в этой области различия между полами проявляются в меньшей мере, чем в деятельности, требующей развития зрительного и пространственного воображения |
|
|
Источник: Maccoby & Jacklin, 1974, р.132 |
Идеалы и идентичность
В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у них формируются понятия о "мужественности" или "женственности". По мере формирования такого поведения одновременно складываются гендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение "естественным", потому что они являются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу, но существует некоторая неясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким образом формируется мужская или женская гендерная идентичность личности.
Дело в том, что гендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу. Например, гомосексуалистам свойственна гендерная идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего гендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов - людей, которые одновременно носят мужскую и женскую одежду - они осознают свой биологический пол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам. Любой врач неотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под /336/ костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между гендерной идентичностью и идеалами.
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ: "МЕСТО МУЖЧИНЫ"/"МЕСТО ЖЕНЩИНЫ"
Мы обсудили понятия биологического пола, гендерной идентичности и гендерных идеалов - первые три компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не предопределяют судьбу человека - нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех-или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в других странах уже давно наметилась подобная тенденция.
Маргарет Мид (1935) нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины "от природы" созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге "Пол и темперамент", в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся "естественными" для каждого пола.
Арапеши
Арапеши - миролюбивый народ, они почти ничего не знают о войне и проводят жизнь мирно, занимаясь садоводством, охотой и воспитанием детей. Мужчины и женщины "объединяются ради общего дела, главным образом связанного с нежной заботой о детях, они лишены эгоизма и основной смысл своей жизни видят в воспитании следующего поколении" (с. 15). И /337/ мужчины и женщины придают такое важное значение рождению детей, что выражение "родить ребенка" у арапешей употребляется одинаково по отношению к отцу и матери. Дети арапешей окружены покоем и гармонией и вырастают, чувствуя надежную защиту взрослых.
Арапеши "считают, что и мужчинам и женщинам присущи доброта, отзывчивость и стремление к сотрудничеству, они с готовностью заботятся о тех, кто моложе и слабее, и получают от этого наибольшее удовлетворение" (С. 134). Поскольку работа у арапешей делится поровну и почти никто не воюет, у них, по сути дела, нет необходимости выбирать лидеров. Лидеры нужны лишь для организации традиционных церемоний через каждые несколько лет. Поэтому так трудно выбрать лидера. Никто не желает быть "большим человеком", который должен планировать, организовывать, хвалить и непосредственно проводить церемонию. Несчастных молодых людей, избранных на эту роль, приучают быть более активными, чтобы справиться с возложенной на них задачей организации церемоний, которые подготавливают в течение нескольких лет. "Но как только его старший ребенок достигает зрелости, лидер имеет право уйти на отдых; ему больше не надо нервничать и кричать... он может наслаждаться домашним покоем, воспитывать детей, выращивать цветы и устраивать браки своих детей" (с.30). Если кто-нибудь скажет, что мужчина средних лет хорошо выглядит, арапеш обычно отвечает: "Хорошо выглядит? Да-а-а. Но вы бы на него посмотрели до рождения всех этих детей" (с.39).
Мундугуморы
Это племя охотников за головами животных представляет собой резкий контраст по сравнению с добродушными арапешами. У арапешей мужчины и женщины в одинаковой мере проявляют материнскую заботу о детях; мужчины и женщины племени мундугумор одинаково враждебны, подозрительны и жестоки по отношению друг к другу и своим детям. Враждебность внутри семьи усиливается под влиянием обычая, в соответствии с которым отцы вступают в брак со своими дочерьми, а матери - с сыновьями. Мужчина может приобрести жену, продав свою сестру или дочь другому мужчине. Это способствует вражде между братьями и отцом и между самими братьями. Матери испытывают ревность к своим дочерям, поскольку они являются соперницами, которые могут быть проданы отцом.
Как только женщина обнаруживает, что она беременна, возникает конфликт между ней и ее мужем, поскольку один из супругов приобретет соперника. "С момента рождения младенец из племени мундугумор вступает в крайне жестокий мир, где царят вражда и постоянные конфликты. И почти с самого рождения начинается подготовка ребенка к безрадостной жизни" (с. 194). Младенцев носят в жестких неудобных корзинах. Как только дети начинают ходить, они предоставлены самим себе. Матери бьют и ругают детей и почти не уделяют им внимания, разве что устанавливают для них определенные правила поведения. С самого начала жизнь детей наполнена отрицательным опытом, и этот негативизм омрачает их существование, когда они становятся взрослыми.
Подобно арапешам, мундугуморы не приписывают одни личностные качества мужчинам, а другие - женщинам. В этом обществе мужчины и женщины одинаково жестоки, ревнивы и агрессивны. /338/
Тчамбули
Этот народ, проживающий на берегу озера, совершенно не похож на два других племени, изученных Мид. Подобно западным народам, они считают, что мужчины и женщины отличаются по темпераменту, однако их представления о сексуальных ролях по существу противоположны нашим стереотипам. Женщины племени тчамбули ведут все дела: ловят рыбу, занимаются ткачеством, торгуют, в то время как мужчины украшают себя, увлекаются любительским искусством и тратят время на обдумывание праздничных церемоний.
Жилища здесь называют "домами женщин". В каждом доме проживают от двух до четырех семей, однако мужчины проводят время главным образом в своих собственных "ритуальных домах". Женщины из племени тчамбули вместе работают, готовят еду и с удовольствием общаются друг с другом, но среди мужчин царит атмосфера напряженности и недоверия. Женщины добродушно ладят с мужчинами, но относятся к ним скорее как к маленьким мальчикам, а не взрослым равноправным членам общества.
Опыт, приобретенный Мид в Новой Гвинее, заставил ее пересмотреть свои взгляды на "естественные" роли мужчин и женщин. Она сделала вывод, что в каждом обществе придается более или менее важное значение некоторым жизненным аспектам; однако, "хотя в каждом обществе каким-то образом определены роли мужчин и женщин, это не обязательно означает наличие противоположностей между лицами обоих полов и отношений господства и подчинения между ними" (с.ХI).
После новаторского исследования Мид выявлены и другие особенности сексуальных ролей. Например, у пигмеев племени мбути женщины не только занимаются охотой (что обычно считается уделом мужчин), но даже продолжают эту деятельность в период беременности и снова приступают к ней вскоре после родов. В племени йоруба (Нигерия) женщины активно участвуют в экономической жизни; во время переписи населения в 1960 г. было установлено, что почти четыре пятых опрошенных женщин работали в торговле и под их контролем находилось примерно две трети экономики. В древнем царстве Дагомея, где жили африканские амазонки, почти половину всех воинов составляли женщины. И недавно в странах совсем иного уровня развития женщины занимали важные посты в армии, например в движении за освобождение Югославии во время второй мировой войны. В Израиле на военную службу призывают и мужчин, и женщин (Окли, 1972).
В общем половые различия используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не обусловлена такими биологическими факторами /339/, как более внушительные размеры мужчин и способность женщин к деторождению.
Вероятно, существует почти бесконечное множество отклонений от общепринятых стереотипов, и это наводит на мысль, что сексуальные роли в нашем обществе сложились скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не "естественного порядка вещей".
СЕКСУАЛЬНЫЕ РОЛИ В АМЕРИКЕ
Как уже было отмечено, факт, что женщины работают пожарниками, лесничими, вице-президентами корпораций и т.п., в значительной мере опровергает наши традиционные представления о сексуальных ролях. В этом разделе мы рассмотрим особенности формирования сексуальных ролей в США.
ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ
Историки утверждают, что ранние колонисты Америки предоставили женщинам более высокий статус, чем они имели в Англии (Демос, 1970). Одной из причин разрыва с английскими обычаями была важность женского труда в то время. Фактически каждая семья должна была сама производить для себя все необходимое, поэтому труд и мужчин, и женщин был жизненно важен. Тем не менее разделение труда происходило в соответствии с полом. Мужчины занимались главным образом сельским хозяйством, а женщины выполняли повседневную домашнюю работу и в то же время производили некоторые товары, которые можно было продавать или обменивать на рынке: свечи, мыло, ткани, молоко и т.п.
Женщины работали также наравне с мужчинами вне дома. Они были кузнецами, серебряных дел мастерами, парусниками, портнихами, художницами и лавочницами. "Если лавочница становилась вдовой, часто она брала на себя полную ответственность за дело, созданное ею вместе с мужем" (Хаймович, Висман, 1978. С.б). Хорас Бушнелл составила следующее описание деятельности одной из женщин того времени: "Она обеспечивала и воспитывала шестерых детей, шила одежду из льна и вязала шерстяные вещи для всей семьи... Ей приходилось работать на своем участке, доить корову, готовить еду подсобным рабочим на ферме, а 5-6 месяцев в году также и работникам принадлежащего ей магазина домотканой одежды" (Дуглас, 1977. С.61).
В 1813 г. была создана первая ткацкая фабрика в Новой Англии. В течение нескольких десятилетий основной рабочей силой на таких фабриках были женщины. Большинство работниц составляли подростки или молодые девушки примерно двадцати с лишним лет; они обычно увольнялись, когда выходили замуж. По мере того как все новые и новые товары производились на фабриках, а не дома, женщины обнаружили, что они меньше времени заняты изготовлением предметов первой необходимости и все больше времени уделяют покупкам: они становились скорее потребителями, чем производителями.
В XIX в. женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа /340/ была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а "священным долгом" и самой главной обязанностью женщины.
Роль женщины определялась на основе следующих убеждений (Истон, 1976):
женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);
привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, к которому им трудно приспособиться, поскольку они слишком ранимы и благородны;
благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. В самом деле, это единственный способ женского воздействия на общество.
Барбара Велтер (1978) назвала это новое определение роли женщин "культом Истинной Женственности". Подобный "культ" поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах в период с 1820 по 1860 г. Велтер писала: "Среди отличительных черт Истинной Женственности, на основе которых женщина оценивала себя, а муж, соседи и общество оценивали ее, можно было бы выделить четыре основные добродетели: благочестие, благородство, смирение и привязанность к семье. Их сочетание олицетворяло идеал истинной женщины - матери, дочери, сестры, жены. Без них слава, достижения и богатство ничего не значили. Лишь на их основе женщина могла надеяться обрести счастье и силу" (с.313).
В середине XIX в. миграция на запад, борьба за отмену работорговли и социальные реформы, гражданская война, усилия миссионеров, а также индустриализация развеяли культ Истинной Женственности и способствовали вовлечению женщин в деятельность вне дома. Однако несмотря на отказ многих женщин нести бремя семейных забот, на наши идеалы и взгляды относительно половых ролей по-прежнему оказывает глубокое влияние укоренившееся в XIX в. убеждение, что "настоящий" мужчина должен быть кормильцем семьи, а женщина - хозяйкой дома, создающей семейный уют. Кормилец должен быть активным, сильным, надежным и сдержанным - эти качества свойственны личностям "типа А" (как сказано в начале этой главы). Предполагается одновременно, что хозяйка дома заботлива, обладает тонкой интуицией, нежна и эмоциональна – все эти качества могут быть характерны для личностей "типа Б". /341/
ОСЛАБЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
Как американцы характеризуют мужчин и женщин? Студентам курса "Социология сексуальных ролей" было предложено перечислить слова и фразы, которые, по их мнению, употребляет большинство американцев при характеристике мужчин и женщин. Их ответы были классифицированы таким образом, чтобы можно было сравнить характерные черты мужчин и женщин (табл. 11-2).
Благодаря другому исследованию было выявлено, что, согласно общепринятым взглядам, мужчина должен быть "сексуально активным", "склонным к спорту", "независимым" и "мужественным", в то время как образцовой женщине свойственны "сексуальная робость", "социальная обеспокоенность", "страх и стремление избежать проблемных ситуаций" (Каган, Мосс, 1962). Ясно, что данные описания являются стереотипами. Сколько людей, которых вы знаете, точно им соответствуют?
В настоящее время - хотя эти стереотипы все еще устойчивы - под влиянием нескольких факторов наметилась тенденция к их ослаблению. Психологические исследования показали, что не существует "чисто" мужской и "чисто" женской личности. Нам всем - и мужчинам и женщинам - присущи самостоятельность и зависимость, активность и пассивность. /342/
Таблица 11-2. Характерные “мужские” и “женские” черты
Характерные черты мужчины |
Характерные черты женщины |
1) Сильный, склонен к занятиям спортом |
1) Слабая, не склонна к занятиям спортом |
2) Меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости |
2) Беспокоится о своей внешности и боится старости |
3)Выполняет роль кормильца семьи |
3) Проявляет привязанность к семье |
4) Имеет сексуальный опыт |
4) Добродетельна |
5) Неэмоционален, стоек |
5) Эмоциональна, нежна |
6) Логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом |
6) Легкомысленна, непоследовательна, обладает тонкой интуицией |
7) Стремится к власти и лидерству |
7) Уступчива, услужлива |
8) Независим, свободен |
8) Зависима, в большой мере нуждается в защите |
9) Активен |
9) Пассивна |
10) Стремится к успеху, честолюбив |
10) Робкая, застенчивая |
Источник: Chafetz, 1978, р.38. |
Источник: Chafetz, 1978, р.38.
Любая личность представляет собой сложное сочетание этих качеств. Другим фактором, способствовавшим ослаблению стереотипов сексуальных ролей, стало осознание того, что "мужественность" и "женственность" хотя бы частично формируются в течение многих лет под влиянием семьи, школы, групп сверстников и других агентов социализации. Широко признан тот факт, что стереотипы не представляют собой что-то "природное", а скорее создаются обществом.
Наконец, женское движение оказало политическое и социальное воздействие на общество. В некоторых штатах отменены дискриминационные законы; в судебном порядке женщины добились справедливости в оплате своего труда, продвижения по службе и возмещения ущерба в связи с дискриминацией на работе. Требование "равная оплата за одинаковую работу" прочно вошло в лексикон американцев. По всем этим причинам многие мужчины и женщины пересматривают свои взгляды, и некоторые из них отрицают сексуальные роли, ограничивающие возможности человека.
СЕКСУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
В этом разделе мы рассмотрим причины неравного распределения социальных благ между мужчинами и женщинами. Проанализируем три аспекта, связанные с этой темой: семейную жизнь, образование и занятость.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Традиционная семья, в которой отец работает полностью вне дома, а мать целиком поглощена домашними делами, уже перестала быть самой распространенной социальной системой в нашем обществе. Более половины всех замужних женщин работают вне дома. В связи с увеличением числа разводов возрастает количество детей, которые воспитываются в семьях родителей-одиночек (см. главу 13). Так как в большинстве случаев забота о детях выпадает на долю разведенных матерей, говоря об "одиноком родителе", мы чаще всего имеем в виду "одинокую мать".
В связи с этими изменениями возникли новые проблемы и возможности. Что касается проблем, когда оба родителя работают вне дома, то они должны прежде всего каким-то образом пристроить своих детей на период рабочего дня. Поскольку лишь на немногих предприятиях имеются дневные центры ухода за детьми или предоставляется гибкий график работы /343/ для родителей, они вынуждены нанимать домработниц и нянь или устраивать детей в детский сад. Другая проблема заключается в том, что, даже если и муж, и жена работают вне дома, жена обычно выполняет основные домашние дела. Исследования свидетельствуют о том, что эта тенденция особенно заметна, когда муж имеет высокооплачиваемую и престижную работу, а жена занимает низкооплачиваемую должность с низким престижем. Когда уровень образования жены выше, чем мужа, возрастает тенденция к равномерному распределению домашних забот между супругами (Эриксен, Янси, Эриксен, 1979; Кларк, Най, Гекас, 1978). На основании других исследований выявлено: чем выше заработок жены по сравнению с доходом мужа, тем большую власть она приобретает в семье, возрастает ее роль в принятии решений, касающихся семейных дел (Эпштейн, 1974).
Что касается возможностей, то при наличии оплачиваемой работы женщины, вероятно, обретают чувство значимости и свободы, которого они лишены дома. Исследования показали, что, несмотря на двойное бремя служебных и домашних обязанностей, работающие жены счастливее, чем домохозяйки. Даже если работа неинтересная и низкооплачиваемая, их самоуважение выше, чем у женщин, все время находящихся дома (Ферри, 1976). Согласно исследованию Института Гэллапа, проведенному в 1982 г., число женщин, желающих иметь детей и работать на полную ставку, с 1975 г. возросло на 25 процентов. Число женщин, предпочитающих быть только домохозяйками, с 1975 по 1982 г. понизилось на 27 процентов (San Francisco Chronicle ", 1982).
ОБРАЗОВАНИЕ
Как уже упоминалось, принадлежность к мужскому или женскому полу может влиять на успехи в учебе. Различия особенно ярко выражены в ранней юности, когда девочки отличаются способностями к языку, а мальчики в большей мере проявляют зрительное и пространственное воображение и успешнее решают математические задачи (Маккоби, Джаклин, 1974). Но в то время как мальчиков, отстающих по чтению, часто переводят в исправительные классы, для девочек обычно не организуют дополнительных занятий по развитию зрительного и пространственного воображения, даже если они в этом нуждаются.
Структура учебного процесса также может оказывать неблагоприятное воздействие и на мальчиков и на девочек. Исследования наводят на мысль, что в дошкольном возрасте девочек /344/ поощряют, когда они находятся возле учителя; в начальной школе их хвалят за послушание. Мальчиков обычно наказывают за нарушение правил, но, по-видимому, их в меньшей мере вознаграждают за пассивность и послушание, чем девочек (Иресон, 1978). Хотя достижения и мальчиков и девочек, вознаграждаются, стремление мальчиков к развитию своих личностных качеств поощряется, в то время как девочки воспитываются в духе конформизма (Бардвик, Доуван, 1972).
В период, предшествующий юности, девочки учатся успешнее, чем мальчики. Но когда девочки становятся молодыми женщинам, "женский" идеал, которому они должны соответствовать, вступает в противоречие с устремленностью к достижениям и духом конкуренции. Быть женственной часто означает, что на первый план выдвигается стремление завлекать мальчиков, а не успехи в учебе. Девочки стараются не проявлять свои интеллектуальные способности и активность, боясь "отпугнуть" потенциальных поклонников. Они теряют интерес к таким вызывающим "соперничество" предметам, как физика; даже бывшие отличницы порой начинают плохо отвечать на контрольных опросах по математике.
Несмотря на эти явно неблагоприятные факторы, число женщин, окончивших колледжи и поступивших на юридический, медицинский и экономический факультеты университета, за последние 30 лет значительно возросло. В период с 1950 по 1980 г. значительно увеличилось число женщин, окончивших колледжи. Однако в период учебы в аспирантуре женщины обычно специализируются в таких "женских" областях, как педагогика, английский язык, журналистика, изящные и прикладные искусства, иностранные языки, литература, медицина и библиотечная наука. Работа в этих областях оплачивается ниже, чем в технических профессиях, например в инженерном деле и вычислительной науке.
Одной из причин нежелания женщин приобретать профессии в областях, где преобладают мужчины, вероятно, является своего рода "боязнь успеха". Матина Хорнер (1969) предположила, что достижение успеха отождествляется с активностью и "мужественностью", и женщины беспокоятся, что их будут считать в какой-то мере менее женственными, если они добьются его. Для проверки своего предположения Хорнер предложила студенткам колледжа написать рассказ, начинающийся со следующего предложения: "После экзаменов в конце первого семестра Анна стала лучшей студенткой своего курса медицинского факультета". То же самое задание было дано студентам мужского пола, а имя Анна было заменено /345/ Джоном. При анализе рассказов студентов-мужчин Хорнер обнаружила, что 80 процентов испытуемых предсказали успех Джону. Что касается рассказов, написанных студентками, то 65 процентов испытуемых проявили своего рода "боязнь успеха". В них предсказывалось, что Анне придется расплачиваться за успехи в учебе неудачей в личной жизни.
На следующем этапе исследования Хорнер наблюдала поведение испытуемых. Женщины, в рассказах которых в большей мере чувствовалась "боязнь успеха", успешнее работали самостоятельно, чем в группах, где наблюдалась конкуренция; мужчины и женщины, не боявшиеся успеха, преуспевали в атмосфере конкуренции. Хорнер пришла к выводу, что в рассказах студенток проявилась глубокая тревога, мешавшая женщинам в интеллектуальной деятельности.
В ходе дальнейшего исследования Хоффман (1974) обнаружил, что больше мужчин (77 процентов), чем женщин (65 процентов), беспокоилось по поводу успеха, но, наверное, это было вызвано разными причинами. В то время как женщины боялись социальных последствий успеха (имеется в виду невозможность найти или сохранить мужа, а также вероятность недовольства со стороны мужчин и женщин, занимающих /346/ сравнительно низкооплачиваемые должности), мужчин волновало, как успех повлияет на их личную жизнь - смогут ли они уделять семье достаточно времени или удовлетворять свои интересы, не связанные с работой. Трудно однозначно истолковать эти результаты, но, вероятно, беспокойство женщин было обусловлено социальными заботами, в то время как тревога мужчин объяснялась главным образом чувством вины.
Схема 11-1. Работа, выполняемая женщинами (в %)
а - специалисты технического профиля, торговые и административные работники 45,6 б - менеджеры и высококвалифицированные специалисты 22,5 в - работники сферы обслуживания 18,7 г - операторы, сборщики и другие рабочие 9,6 д - производство точных приборов, ремесла, ремонтные работы 2,4 е - сельскохозяйственные рабочие, работники в области лесоводства и рыболовства 1,2 Источник: U.S. Bureau of the Census, 1986
ЗАНЯТОСТЬ
В 1985 г. женщины составляли почти 45 процентов рабочей силы в США. В той же году 58,6 процента работающих женщин были замужем и 60 процентов имели детей до 10 лет (U.S. Bureau of the Census, 1986).
Эти данные свидетельствуют о заметном возрастании числа работающих женщин после второй мировой войны. Но какую работу они выполняют? На схеме 11-1 представлены виды деятельности, выполняемые женщинами. Большинство работающих женщин занимают низкооплачиваемые "женские" должности, главным образом связанные с канцелярской работой. В 1980 г. 54 процента женщин-служащих занимались канцелярской работой, в то время как 71 процент мужчин-служащих были квалифицированными специалистами технического профиля или менеджерами (U.S. Bureau of the Census, 1981). Помимо канцелярской работы, женщины часто становятся учителями начальной школы или медицинскими сестрами - эти профессии также считаются "женскими", поскольку они связаны с заботой и воспитанием и оплачиваются ниже, чем труд представителей других профессий, требующих сравнительно высокого уровня подготовки и интеллектуальных способностей.
Что касается профессий, связанных с физическим трудом, то непропорционально большое число мужчин занимают здесь сравнительно высокие должности, например мастера. Даже в тех отраслях промышленности, где трудятся в основном женщины, их чаще всего не назначают мастерами. Например, в Бостоне в электронной промышленности женщины в целом составляют 66 процентов рабочих, но лишь 7 процентов женщин имеют сравнительно высокий статус мастеров (Блау, 1968).
В последнее время произошли некоторые (хотя и не очень заметные) изменения в специализации женщин.
В 1970 г. женщины составляли 40 процентов рабочей силы, но среди них насчитывалось лишь 8 процентов врачей (в масштабах /347/ всей страны), 4 процента юристов и судей и менее 2 процентов дантистов (Козер, Рокоф, 1974). К 1980 г. эти цифры возросли соответственно на 13,4; 12,8 и 4,3 процентов (U.S. Bureau of the Census, 1981).
Схема 11-2. Причины ухода с работы (в %)
Дискриминация на работе
Женщины, приобретающие профессии, в которых преобладают мужчины, часто сталкиваются с проблемами, не решенными до сих пор. Для большинства профессий характерна внутренняя система стратификации. Например, в медицине женщины составляют большинство в таких областях, как педиатрия, психиатрия, санитарное просвещение, - снова речь идет о сугубо "женских", сравнительно низкооплачиваемых специальностях, связанных с заботой о людях. И они составляют /348/ меньшинство в других областях медицины, например в хирургии различного профиля. Квадрагно (1976) провела обследование и установила, что врачи-мужчины считали хирургию самой престижной профессией с наиболее высоким статусом, а педиатры и психиатры имели среди врачей самые низкие престиж и статус. Хирурги были самыми высокооплачиваемыми, педиатры и психиатры имели относительно низкую зарплату. Квадрагно также опросила 25 женщин-врачей, стремясь узнать, почему они выбрали свои специальности. Она получила два ответа:
в период обучения на медицинском факультете университета хирурги часто проявляли враждебность по отношению к ним;
их охотнее поддерживают в "женских" профессиях. /349/
Схема 11 -3. Различия в оплате труда у мужчин и женщин в США
Лишь немногие женщины столкнулись с открытой дискриминацией, хотя время от времени это наблюдалось. Однако их ощущение негативного отношения к ним в одних областях медицины и поддержки в других вызывало желание избегать потенциально конфликтных ситуаций.
Стараясь избежать отказа, женщины выбирали работу, на которой они чувствовали себя спокойно и были нужны. Например, одна женщина-врач рассказывала: "Мне приходилось слышать, что в некоторых медицинских учреждениях не поощряли деятельность женщин в области медицины и неохотно брали их на работу; мне кажется, следует избегать мест, где можно столкнуться с трудностями" (Квадрагно, 1976).
Короткий конец экономической дубинки
Несправедливость в оплате труда и распределении престижных профессий существует не только в медицине. Доходы мужчин и женщин являются неравными и в других областях. В 1980 г. средняя оплата труда у мужчин составляла 322 долл. в неделю, а женщины в среднем получали лишь 204 долл. в неделю (U.S. Bureau of the Census, 1981) (См.схему 11-3).
Почему труд мужчин пользуется более высоким спросом, чем труд женщин? Этому способствуют многие факторы. Как уже отмечалось, женщины в течение длительного времени занимались лишь воспитанием детей и домашним хозяйством. Хотя культ Истинной Женственности разрушен, сохраняется некое представление о "загадочной женской душе" (отмеченное Бетти Фридан), под влиянием которого женщины в меньшей степени стремится к материальному и профессиональному успеху, чем мужчины. Другой фактор связан с ролевыми ожиданиями мужчин и женщин. Мужское самосознание формируется на основе убеждения, что муж должен быть кормильцем семьи и главный смысл его жизни заключается в работе; работа жены вне дома может вызывать недовольство мужа, так как это противоречит его мужским идеалам. Чем меньше она зарабатывает, тем в меньшей мере проявляется это противоречие.
Одинокие женщины могут рассчитывать на заработок, в три раза превышающий оплату труда замужних женщин, имеющих такую же квалификацию, однако они зарабатывают меньше, чем мужчины, выполняющие одинаковую с ними работу. Вероятно, это обусловлено прямой и косвенной дискриминацией - в первом случае женщин не допускают в сферы /350/ деятельности с высоким заработком, во втором случае им предоставляют лишь низкооплачиваемые должности внутри определенных профессий.
Прерывание трудовой деятельности
Другим фактором, влияющим на заработки женщин, является то, что трудовой стаж женщин прерывается по семейным обстоятельствам чаще, чем у мужчин. На схеме 11-2 показаны заметные различия в этом отношении между женщинами и мужчинами. Обратите особое внимание на "семейные причины" прерывания трудового стажа на 6 месяцев или более длительный срок (64,1 процента у женщин и 1,5 процента у мужчин). Обследование, проведенное в 1970 г. (когда женщин и мужчин спросили, сколько лет они не работали в течение всей своей трудовой деятельности), показало, что 74,4 процента мужчин и лишь 28,1 процента женщин никогда не прерывали свой рабочий стаж. Кроме того, был выявлен потрясающий факт - 29,1 процента опрошенных женщин и лишь 3,1 процента мужчин сообщили, что они не работали в течение половины своего потенциального трудового стажа. Разумеется, отсутствие на работе влияет на разницу в оплате труда, ведь тот, кто не работает, ничего не получает. Специалисты подсчитали, что этот фактор обусловливает разницу в 15 процентов между заработками женщин и мужчин (U.S. Bureau of the Census, 1985).
Женщины и продвижение по службе
Розабет Мосс Кантер (1977) утверждает, что структура организаций способствует созданию неблагоприятной обстановки на работе и за это приходится расплачиваться и мужчинам и женщинам. Поскольку женщины заняты главным образом канцелярской работой, их возможности продвижения по службе ограниченны, а стремление к успеху ослабляется. Эта проблема нашла отражение в феминистской поговорке начала 70-х годов: "Женщина должна работать вдвое больше мужчины, чтобы заработать хотя бы вдвое меньше". Кантер также утверждает, что женщинам секретарям и делопроизводителям необязательно продвигаться по служебной лестнице, ведь они приобретают своего рода косвенный престиж благодаря связи с высокопоставленным или влиятельным начальником. Власть исполнительного секретаря, контролирующего доступ людей в кабинет начальника, может быть более выгодной, чем власть директора учреждения, вынужденного быть в /351/ курсе всех дел (от счетов до канцелярских скрепок). Когда женщины продвигаются вверх по служебной лестнице, обычно они имеют меньшие престиж и власть над подчиненными, чем мужчины, занимающие те же должности. И мужчинам, и женщинам начальница часто кажется суровой, мелочной, придирчивой; это приводит к подрыву ее власти - невыполнению приказов и нежеланию прислушаться к ее ценным идеям до тех пор, пока их не повторит ее коллега-мужчина. Интересно отметить, что мужчин мучают те же проблемы. Согласно Кантер, когда мужчины "попадают в ловушку" и становятся "начальниками среднего уровня" (что является высоким достижением для большинства женщин), они начинают вести себя как "типичные начальницы". "ПРОСТО ДОМОХОЗЯЙКА"
Наконец, что можно сказать о женщине, которая не работает вне дома и считается "просто домохозяйкой"? Начнем с того, что редко встречаются "просто домохозяйки". Помимо выполнения домашних обязанностей, многие жены занимаются активной деятельностью вне дома - работают в добровольных организациях, участвуют в политических мероприятиях, ухаживают за больными родственниками, являются членами клубов, продолжают свое образование и т.п. Кроме того, многие жены помогают в работе мужьям, не получая никакого прямого денежного вознаграждения. Женщины печатают и редактируют рукописи своих мужей; находятся в курсе деловых и светских встреч мужа; управляют финансовыми делами семьи (в наше время для этой работы требуются калькулятор и довольно обширные знания экономики); в суматохе рождественских праздников помогают мужу, работающему в магазине; заменяют его в конторе, если он болен. Жены политических деятелей выступают с речами в поддержку той или иной кампании. Жены руководящих работников устраивают вечера и подбирают подарки для коллег мужа. Жены священников активно участвуют в жизни церкви - они проявляют заботу о прихожанах, возглавляют церковные комитеты и выполняют работу в области общественного обслуживания. Папенек назвал такой вид участия в делах мужа "одной карьерой на двоих" (Папенек, 1973).
Теории дифференциации сексуальных ролей
В этой главе мы узнали, что мужчинам и женщинам постоянно предписывают различные социальные роли. Существуют занятия "для мальчиков" и "для девочек", "мужская" и /352/ "женская" работа, чисто "мужское" и чисто "женское" поведение. Предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей. ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛИЗМА
Сторонники теории функционализма Талкотт Парсонс и Роберт Бэйлс (1955) высказали мысль о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли.
Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами; экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров.
Каким образом на основе этих двух ролей происходит распределение обязанностей между супругами? Парсонс и Бэйлс считают, что способность жены к деторождению и уход за детьми определяют ее экспрессивную роль; муж, который не может выполнять эти биологические функции, становится инструментальным партнером. В американском обществе инструментальная роль связана с финансовой поддержкой семьи. Поскольку мужа-отца нет дома в рабочее время, женщины стараются принять на себя основную заботу о детях, создавая в доме атмосферу любви и взаимной поддержки.
Некоторые социологи утверждают, что эта теория слишком упрощает сложности сексуальных ролей в наше время. Они считают, что в ней лишь подтверждается правильность устаревших систем гендерных идеалов и гендерных ролей, которые (как мы убедились на примере племен из Новой Гвинеи, изученных Мид) по своей сущности вовсе не являются "неизбежными". ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Мнение Парсонса и Бэйлса о половых ролях основывается на убеждении, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз (1975) высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группами (женщинами).
Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи /353/ и крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли их ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на "сексуальную собственность". Вероятно, существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устройстве браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода "сексуальный рынок", на котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего сексуального партнера.
Основная идея Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами:
1) материальной зависимостью;
2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.
Имеет ли женщина богатого отца, который обеспечит ей приданое, или она бедная вдова? Может она рожать детей, или у нее слишком слабое здоровье? В более совершенных обществах (вроде нашего) женщинам позволено владеть богатством; им разрешается учиться и работать вне дома, это несколько увеличивает их стоимость при обмене. Коллинз пишет: "Тенденция к возрастанию экономической независимости женщин от мужчин означает, что сексуальные отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком; в период ухаживания между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения, при этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду благодаря своему очарованию или умению развлечь партнера; в обмен за это они получают сексуальное удовлетворение. Женщины, располагающие собственными материальными средствами, могут претендовать на выбор более привлекательного партнера" (с.250). НЕОМАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ
Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства - в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора. Хартманн (1976) рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом (господство мужчин над женщинами, /354/ принявшее форму твердой социальной системы) и экономической структурой. Он рассуждает следующим образом.
Предоставляя женщинам более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Когда женщинам платят меньше за одну и ту же работу, им труд нее платить "свою часть" за угощение при встречах с мужчинами или пригласить их куда-нибудь вместе развлечься.
Низкий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама обеспечить для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует найти мужа, который может это сделать.
Замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги "рядовой домашней хозяйки" - уборка, приготовление еды, топка печи, забота о детях, стирка, посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и пр. - стоили бы много тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно за их труд; в значительное мере напоминая рабов в период до Гражданской войны, они получают за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов.
Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу (например, микроволновых печей и пылесосов), поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.
В аналогичной теории, предложенной Бэрроном и Норрисом (1976), утверждается, что подчинение женщин является способом достижения гибкости рынка в условиях капитализма. Они разделяют рынок труда на первичный и вторичный секторы. К первичному сектору относятся сравнительно высокооплачиваемые и стабильные должности; вторичный сектор включает сравнительно низкооплачиваемую работу, отличающуюся повышенной текучестью кадров (анализ этого различия приводится в главе 9). Низкооплачиваемую работу (например, медицинских сестер, секретарей и парикмахеров) выполняют главным образом женщины; они составляют меньшинство на должностях, входящих в первичный сектор, например руководителя объединения, сенатора или владельца предприятия.
Бэррон и Норрис утверждают, что существуют три основные причины, по которым капиталисты имеют возможность использовать женщин таким образом. Во-первых, женщины - менее надежные работники, чем мужчины, ведь они всегда /355/ могут "уволиться" по семейным обстоятельствам. Хотя это кажется мифом, но обследования свидетельствуют о том, что большинство женщин вынуждены работать ради поддержания финансовой платежеспособности семьи; эта тенденция сохраняется несмотря на статистику. Во-вторых, женщины меньше дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят с работы по причине беременности. В-третьих, женщины, выполняющие низкооплачиваемую работу в канцеляриях или сфере обслуживания, лишены организаторских способностей мужчин из Объединенного профсоюза рабочих автомобильной и авиационной промышленности или профсоюза водителей грузового транспорта. (В связи с этим интересно отметить, что почти все руководители международного женского профсоюза работников швейной промышленности - мужчины.) Хотя создан ряд профсоюзов, пытающихся объединить канцелярских служащих или защищать интересы руководителей среднего звена и канцелярских работников ради общего блага, женщины обычно не добивались особого успеха в деле формирования новых коллективных организаций. НЕОПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Мы уже упоминали точку зрения Чодоровой, что гендерные различия могут быть результатом тех образцов идентификации, которые были усвоены в детстве. Чодорова подробно изложила свою позицию, утверждая, что такой подход в большей мере соответствует действительности, чем объяснения, основанные на биологических половых различиях или анализе образцов сознательной социализации. Она начинает свое рассуждение, подчеркивая тот факт, что "женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а, в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек" (с.43). В детстве и мальчики, и девочки в большей или меньшей мере отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей мере испытывают трудности, связанные с формированием мужского самосознаний отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже всей жизни.
Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и девочки сталкиваются со своими собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в /356/ школе, "псевдовоспитанием". Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую усваивают девочки: несмотря на то что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны мешать им быть "женственными" и в будущем стать женами и матерями.
Каждая из этих теорий имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов, исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих конкурирующих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества. СЕКСУАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО: ПЕРСПЕКТИВА
Статус мужчин и женщин в обществе постоянно меняется, и, вероятно, эта тенденция сохранится. Необходимость перемен на экономическом, законодательном и бытовом уровне наводит на мысль, что этот процесс будет продолжаться в течение 80-х годов. Возрастает число мужчин, подвергающих сомнению основные принципы дифференциации сексуальных ролей, и такая переоценка ценностей приобретает глубокий смысл.
Несмотря на значительное улучшение статуса женщин, мы узнали, что существует множество источников сопротивления дальнейшему прогрессу. Во-первых, это сопротивление связано с активной дискриминацией женщин со стороны мужчин, пытающихся сохранить свои привилегии, власть и богатство. Во-вторых, неравенство между мужчинами и женщинами глубоко укоренилось в большинстве наших социальных структур. Для дальнейшего продвижения вперед в этом направлении необходимы некоторые "уступки" на различных уровнях. Среди них следует отметить следующие меры:
изменение образцов социализации, предрасполагающих женщин к примирению со своим подчиненным положением;
изменение отношения мужей-отцов к своим домашним обязанностям, увеличение их участия в воспитании детей (Роби, 1975);
повышение гибкости учебных программ и графиков работы в учреждениях, позволяющее родителям совмещать /357/ учебу в колледже или работу с неотложными семейными делами;
создание новых возможностей для получения профессиональной помощи по уходу за детьми семьями из различных классов;
полная отмена законов и постановлений, допускающих прямую или косвенную дискриминацию женщин.
Подобно многим явлениям, сексуальное неравенство представляет собой часть более широкой системы общественного устройства. Чтобы это явление значительно изменилось, должна измениться и сама система. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Социологи исследуют различия между мужчинами и женщинами на основе анализа четырех компонентов половой идентичности:<
а) биологического пола, или первичных и вторичных физических признаков, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу;
б) гендерной идентичности, или осознания своего пола;
в) гендерных идеалов, или культурных, стереотипов поведения мужчин и женщин;
г) сексуальных ролей, или разделения труда, прав и обязанностей в соответствии с полом.
Хотя в обществе предполагается, будто эти четыре компонента гармонически связаны между собой, часто они находятся в противоречии друг с другом.
Биологически обусловленные половые различия начинают проявляться у эмбриона на втором месяце беременности, когда происходит формирование первичных, половых признаков. К ним относятся яички, формирующиеся у эмбриона, запрограммированного стать мужчиной, и яичники, характерные для эмбриона женского пола. Кроме того, в этот период эмбрионы начинают вырабатывать различные гормоны, благодаря которым в юности формируются вторичные половые признаки: молочные железы и волосяной покров у женщин; более грубый голос, волосы на лице и теле мужчин.
Трудно определить, существует ли биологическая предрасположенность к определенному поведению у мужчин и женщин, ведь с момента рождения к детям различного пола относятся по - разному. После изучения гермафродитов Джон Мани сделал вывод, что биологические факторы могут влиять лишь на предрасположенность мужчин и женщин к определенным типам поведения. /358/
По мнению Маккоби и Джаклина, развитие гендерной идентичности включает три процесса: а) моделирование, или имитация поведения взрослых; б) подкрепление, или поощрение поведения, соответствующего полу ребенка, а также осуждение неуместного поведения; в) самосоциализация, или воспроизведение образцов поведения, вызывающих наибольшее одобрение со стороны других.
Исследования половых ролей, характерных для представителей трех племен Новой Гвинеи (проведенные Маргарет Мид), наглядно показали несостоятельность убеждений, будто один пол больше приспособлен для выполнения определенной роли, чем другой. В племени арапешей и мужчины, и женщины усваивают роли, связанные с заботой о детях. Наоборот, мужчины и женщины из племени мундугумор одинаково враждебны друг к другу и окружающим. В племени тчамбули роли мужчин и женщин совершенно различны, но они противоположны ролям, общепринятым в нашем обществе.
В колониальный период, когда семья фактически сама производила для себя все необходимое, труд женщин внутри и вне дома был не менее важным, чем труд мужчин. Вначале на фабриках женщины составляли основную рабочую силу. В XIX в. женщины из среднего класса не работали вне дома; мужчина был кормильцем семьи, а жена - домохозяйкой.
Стереотипы сексуальных ролей стали менее устойчивыми под влиянием исследований, установивших, что всем людям свойственно сочетание так называемых мужских и женских черт. Кроме того, движение женщин способствовало ослаблению дискриминации при приеме их на работу.
В наше время более половины всех замужних женщин работают вне дома; значительно возросло число женщин, желающих иметь детей и работать на полную ставку. Также возросло число женщин, зачисленных в аспирантуру, хотя многие из них все еще выбирают сугубо "женские" области науки, например библиотечную науку и воспитание детей. По мнению Хорнера, одной из причин нежелания женщин работать в областях, где преобладают мужчины, вероятно, является своего рода "боязнь успеха", или чувство, что в случае успеха их будут считать "неженственными".
Большинство работающих женщин занимают низкооплачиваемые "женские" должности и выполняют главным образом канцелярскую работу. Женщины, занятые в областях, где преобладают мужчины, часто сталкиваются с трудностями, заставляющими их переходить на более "женскую" работу /359/ внутри данной отрасли, например в медицине женщины предпочитают профессию педиатра.
Функционализм объясняет дифференциацию половых ролей в современной семье таким образом: один из супругов должен исполнять инструментальную роль, обеспечивающую связь семьи с внешним миром; другой берет на себя экспрессивную роль, регулирующую взаимоотношения внутри семьи. Как считают сторонники этой теории, способность жены к деторождению определяет ее экспрессивную роль, а муж осуществляет инструментальную роль.
Коллинз считает, что основной причиной полового неравенства является конфликт между господствующей группой (мужчинами) и подчиненной группой (женщинами). Согласно этой теории, господство мужчин первоначально было обусловлено тем, что, будучи физически сильнее женщин, мужчины могли насильственно подчинять их ради получения сексуального удовлетворения. Теоретики неомарксизма ищут корни неравенства в сложной системе связей, присущих капитализму, патриархату и структуре экономики.
По мнению Чодоровой, гендерные различия формируются с помощью образцов идентификации, усвоенных в детстве. И мальчики и девочки первоначально отождествляют себя со своими мамами. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжают отождествлять себя с мамами. Таким образом девочки осознают, что женщины обязаны заботиться о маленьких детях.
Для дальнейшего улучшения положения женщин необходимы новые перемены, в том числе в отношении к совместному участию родителей в воспитании детей, повышение гибкости учебных программ и графика работы в учреждениях, а также отмена законов, допускающих дискриминацию женщин. /360/ |